Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа №2 по географии»
Пояснения к вариантам контрольных измерительных материалов
внутренней системы оценки качества образования в МОУ «СОШ № 34» г.Магнитогорска
по географии для 9 класса
Контрольная работа№2Третичный сектор экономики России
Назначение контрольной работы
Задачи проведения контрольной работы:
– определить уровень усвоения содержания образования по географии России;
– установить уровень овладения ключевыми умениями: работать с текстом, анализировать схемы, рисунки и карты;
− определить пути совершенствования преподавания курса географии России с учетом НРЭО Челябинской области.
2. Характеристика оценочных материалов
На выполнение контрольной работы отводится 45 мин. Контрольная работа состоит из 13 заданий, из них 7 заданий с ответом в виде числа или последовательности цифр, 4 задания с кратким ответом в виде слова, словосочетания, 2 задания с развернутым ответом в виде предложения. В работе содержатся задания базового и повышенного уровней сложности. Для выполнения заданий можно использовать географический атлас для 8−9 классов. Выполнение задания в зависимости от типа и сложности оценивается разным количеством баллов. Максимальный балл за выполнение всей контрольной работы – 20 баллов.
3.План (спецификация) контрольной работы
№ п/п | Проверяемые виды деятельности | Проверяемое содержание – раздел курса | Уровень сложности задания | Максимальный балл за задание |
1 | Сформированность умений использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни | Железнодорожный / водный транспорт | П | 2 |
2 | Сформированность умений использовать географические знания для описания положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве; сформированность знаний о размещении основных географических объектов, знаний о роли географии в решении современных практических задач России, всего человечества, в том числе задачи устойчивого развития | Наукограды | Б | 1 |
3 | Сформированность базовых географических понятий и знания географической терминологии; сформированность умений устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами | Грузооборот / пассажирооборот | П | 2 |
4 | Сформированность умений использовать географические знания для описания положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве; сформированность умений сравнивать изученные географические объекты и явления на основе выделения их существенных признаков | План и карта | П | 1 |
5 | Сформированность умений объяснять изученные географические объекты и явления и их влияние на качество жизни человека и качество окружающей его среды | План и карта | П | 2 |
6 | Сформированность знаний о размещении основных географических объектов, знаний о роли географии в решении современных практических задач России, всего человечества, в том числе задачи устойчивого развития | Транспорт и связь | П | 2 |
7 | Сформированность знаний о размещении основных географических объектов, знаний о роли географии в решении современных практических задач России, всего человечества, в том числе задачи устойчивого развития | Водный / железнодорожный транспорт | Б | 2 |
8 | Сформированность умений сравнивать изученные географические объекты и явления на основе выделения их существенных признаков | Инфраструктура | П | 1 |
9 | Сформированность базовых географических понятий и знания географической терминологии | Инфраструктура | Б | 1 |
10 | Сформированность базовых географических понятий и знания географической терминологии; сформированность умений устанавливать взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами | Инфраструктура услуг | П | 2 |
11 | Сформированность знаний о размещении основных географических объектов, знаний о роли географии в решении современных практических задач России, всего человечества, в том числе задачи устойчивого развития; понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин; или сформированность умений использовать географические знания для описания положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве | Транспортная система Челябинской области | Б | 1 |
12 | Сформированность умений объяснять изученные географические объекты и явления и их влияние на качество жизни человека и качество окружающей его среды; сформированность умений решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности; путей ее сохранения и улучшения | Транспортная система Челябинской области | П | 2 |
13 | Сформированность умений использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни | Речной / морской транспорт | П | 1 |
Всего заданий – 13; по уровню сложности: Б – 4; П – 9. Общее время выполнения работы – 45 минут. Максимальный первичный балл – 20. |
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 1 урок (45 минут). Контрольная работа по географии состоит из 13 заданий. Краткие ответы к заданиям 1−4, 6–11 и 13 записываются в виде цифры, слова (словосочетания) или последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. Развернутые ответы к заданиям 5 и 12 записываются в виде предложения. При выполнении заданий разрешается использовать географический атлас для 8−9 классов, линейки, транспортиры, непрограммируемые калькуляторы и черновик. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Вариант I
1. | Туристические фирмы разных субъектов Российской федерации разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения интересующихся промышленным туризмом людей. Установите соответствие между слоганом и субъектом РФ. | |
| |
| СЛОГАН А) Приезжайте в столицу БАМа! Б) Посетите крупнейший порт нашей страны! | СУБЪЕКТ РФ 1) Амурская область 2) Иркутская область 3) Краснодарский край 4) Приморский край | |
| |
| |
2. | Учреждения науки и образования первоначально создавались в столицах. В крупнейших городах и агломерациях сосредоточены главные потребители научных разработок – предприятия наукоемких отраслей и оборонного комплекса. Для организации исследований научные учреждения устанавливают тесные связи, кооперируются. Поэтому большинство научных учреждений сконцентрировано в … и … |
|
| Ответ:___________________________________________________________ |
| |
3. | Сравните себестоимость грузоперевозок по отдельным видам транспорта. Запишите цифры, которыми обозначены виды транспорта, в правильной последовательности, от наиболее экономичного до самого дорогого, в таблицу. 1) авиационный 2) автомобильный 3) железнодорожный 4) морской |
|
| |
| Задания 4, 5 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты. |
| |
4. | В каком направлении от церкви расположен мост? |
| Ответ: _____________ |
5. | Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён на участке, по которому проходит маршрут А–В? Запишите в ответе номер фотографии. Обоснуйте свой ответ. |
|
| 1 2 |
| Ответ. Объект - _____________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
6. | Определите верное утверждение. А) | Конфигурация железных дорог в европейской части России напоминает гигантское колесо | Б) | Россия заметно уступает развитым странам мира по числу абонентов сотовой связи на каждые 100 чел. | |
|
| 1) | верно только А | 2) | верно только Б | 3) | верны оба утверждения | 4) | оба утверждения неверны | |
| Ответ:______________ |
7. | Порты Тихоокеанского бассейна снабжают товарами северо-восток России, осуществляют связи со странами Азии и Австралией. Во многие районы Дальнего Востока можно добраться только по воздуху или морем. Укажите три порта Тихоокеанского бассейна. 1) Калининград 2) Новороссийск 3) Туапсе 4) Находка 5) Владивосток 6) Восточный |
|
| |
| Задания 8, 9 выполняются с использованием приведённого ниже график |
| |
8. | В каком году из указанных на графике число исторических и археологических музеев в России было наибольшим? |
|
| Ответ:________________ |
9. | Определите величину прироста числа естественно-научных музеев в России в 1992–2016 г. Ответ запишите в виде числа. |
|
| Ответ:________________ |
10. | Установите соответствие между отраслями сферы услуг и объектами инфраструктуры, которые к ним относятся: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
|
| ОТРАСЛЬ А) услуги связи Б) бытовое обслуживание В) социальное обеспечение | ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ 1) киоски, кафе, рестораны 2) интернаты, дома престарелых 3) почта, телеграф, телефония 4) парикмахерские, химчистки, ателье |
| |
| |
| Задания 11, 12 выполняются с использованием приведённого ниже текста. |
| Станция Карталы возникла в 1914–1915 гг. поблизости казачьего посёлка Полта́вский в ходе строительства железной дороги. Стоял этот поселок на опушке Джабык-Карагайского бора, вдали от больших дорог. В те годы населённый пункт состоял из небольших островков: станция с тремя железнодорожными путями и восемью домиками, казачий поселок да скопище землянок вокруг четырёх шахт каменноугольного рудника «Пионер». Большой вклад в разведку здешних угольных запасов еще в 1870-х гг. внес молодой Александр Карпинский, будущий президент Академии наук СССР. Железнодорожное строительство и расширение станции продолжалось и позднее, даже в годы Великой Отечественной войны, вплоть до начала 1970-х гг. Современный город Карталы (53° с.ш. 60° в.д.) – крупный железнодорожный узел. Здесь функционирует пограничный пункт, обслуживающий граждан всех стран мира. |
| |
11. | В каком субъекте РФ находится г. Карталы, о котором говорится в тексте? |
| Ответ: _________________________________________________________ |
12. | Какие особенности географического положения и природно-ресурсной базы региона, в котором находится г. Карталы, способствовали становлению железнодорожного узла? |
|
| Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
13. | Определите город России по его краткому описанию. |
| Эта область относится к числу наиболее крупных по площади территории административных образований России. Её побережье омывается водами нескольких морей. В области много рек, болот и заболоченных земель. Бóльшую часть территории занимает тайга. Административный центр – одновременно речной и морской порт. Средняя плотность населения менее 2 человек на 1 км2. |
| Ответ: ___________________________.область. |
Вариант II
1. | Туристические фирмы разных субъектов Российской Федерации разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения интересующихся событийным туризмом людей. Установите соответствие между слоганом и субъектом Российской Федерации. |
|
| СЛОГАН А) Совершите путешествие по Беломоро-Балтийскому каналу! Б) Посетите уральский исток Транссиба! | СУБЪЕКТ РФ 1) Республика Карелия 2) Санкт-Петербург 3) Свердловская область 4) Челябинская область |
| | |
| | |
2. | Наукограды – это населенные пункты, основная функция которых – проведение научных исследований, наиболее важных для модернизации экономики страны. В России официальный статус присвоен 14 наукоградам, еще 70 городов являются претендентами. Сейчас в … области формируется инновационный центр …, главная задача которого – разработка новейших технологий на основе достижений современной науки. | |
| |
| Ответ:_________________________________________________________ | |
| | |
3. | Сравните различные виды транспорта по пассажирообороту. Запишите цифры, которыми обозначены виды транспорта, в правильной последовательности от наибольшей доли в пассажирообороте до наименьшей, в таблицу. 1) автомобильный (автобус, такси, троллейбус) 2) водный (морской и речной) 3) воздушный 4) железнодорожный (железные дороги и метрополитен) | |
| |
| | |
| Задания 4, 5 выполняются с использованием приведённого ниже фрагмента топографической карты. | |
| | |
| | |
4. | На каком берегу реки Кузнецовки находится башня? | |
| Ответ: _____________ | |
5. | Какой из изображённых на фотографиях объект может быть сооружён в месте, показанном на карте точкой А? Запишите в ответе номер фотографии. Обоснуйте свой ответ. | |
| |
| 1 | | 2 | |
| Ответ. Объект - ________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________ | |
6. | Определите верное утверждение. А) | Железные дороги в азиатской России протянулись в основном в широтном направлении. | Б) | Линии электронной связи России не входят в состав мирового волоконно-оптического кольца. | | |
| |
| 1) | верно только А | 2) | верно только Б | 3) | верны оба утверждения | 4) | оба утверждения неверны | | |
| Ответ:_________________________________ | |
7. | В России высокоскоростное движение только начинает внедряться. Поезда «Сапсан» могут развивать скорость до 250 км/ч. Но они движутся по старым магистралям, по которым идут обычные пассажирские и грузовые поезда. Для скоростного движения необходима прокладка специальных путей, строительство которых намечается в ближайшем будущем. Между какими городами курсируют скоростные поезда? 1) Калининград | 2) Москва | 3) Нижний Новгород | 4) Новосибирск | 5) Уфа | 6) Санкт-Петербург | | |
| |
| | |
| Задания 8, 9 выполняются с использованием приведённой ниже диаграмм | |
| | |
| | |
8. | В каком году из указанных на диаграмме число профессиональных театров юного зрителя в России было наибольшим? | |
| |
| Ответ:________________ | |
| | |
9. | Определите величину прироста числа профессиональных театров в России 1992–2016 г. Ответ запишите в виде числа. | |
| |
| Ответ:________________ | |
10. | Установите соответствие между отраслями сферы услуг и объектами инфраструктуры, которые к ним относятся: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. | |
| |
| ОТРАСЛЬ А) культурное обслуживание Б) рекреационное обслуживание В) жилищно-коммунальные услуги | ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ 1) аптеки, поликлиники, больницы 2) музеи, цирки, кинотеатры 3) канализация, отопление, лифты 4) пансионаты, дома отдыха | |
| | |
| | |
| Задания 11–12 выполняются с использованием приведённого ниже текста. | |
| В рамках осуществления долговременной программы освоения природных богатств Урала и Сибири в 2005 г. было начато обсуждение Проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный». В концепции комплексного освоения Приполярного Урала в эксплуатацию участок железнодорожной магистрали на территории Югры, где имеются месторождения бурого угля, руды чёрных и цветных металлов. | |
| | |
11. | Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы детально изучить территорию, по которой будет проложена железнодорожная магистраль? | |
| Ответ:_________________________________________________________ | |
12. | Чем объяснить заинтересованность южно-уральской промышленности в реализации мега-проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», в частности в строительстве железнодорожной магистрали? | |
| |
| Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ | |
13. | Определите город России по его краткому описанию. | |
| Этот город возник при пересечении железнодорожной магистрали с великой сибирской рекой и стал третьим по численности населения в России. Расположен рядом с водохранилищем, образованным плотиной ГЭС. Знаменитые городские достопримечательности – Академгородок, ботанический сад, оперный театр и пять памятников. | |
| Ответ: город ___________________________. | |
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Каждое из заданий 1−4, 6–11, 13 считается выполненным верно, если правильно указаны последовательность цифр или слово. Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 4, 8, 9, 11, 13 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов. Полный правильный ответ на задания 1, 3, 5, 6, 7 оценивается 2 баллами; за один правильный элемент ответа – 1 балл; неверные ответы или полное отсутствие ответа – 0 баллов.
Задания 5, 12 с развёрнутым ответом оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания. Названы все элементы – 2 балла, неполный ответ – 1 балл.
№ задания | Вариант I | Вариант II |
1. | 13 | 14 |
2. | в Москве и Санкт-Петербурге | в Московской области, «Сколково» |
3. | 4321 | 3412 |
4. | На север | На правом |
5. | Каток (рисунок 1), т.к. по карте видно, что в этом месте отсутствует перепад высот и находится открытая площадка без деревьев и кустарников | Бензоколонка / АЗС (рисунок 2), т.к. точка А на карте указана возле шоссе |
6. | 1 | 1 |
7. | 456 | 136 |
8. | 2015 г. | 2015 г. |
9. | 73 | 70 |
10. | 342 | 243 |
11. | Челябинская область | Западная Сибирь |
12. | В разных направлениях от Карталов построены железные дороги, связывающие с Магнитогорском, Челябинском, Орском и Астаной. Решающим фактором послужило наличие каменного угля, а также леса. | Потребность предприятий Челябинской области в рудном сырье, необходимость заказов на поставки для строительства |
13. | Архангельск | Новосибирск |
Полученные обучающимся баллы за выполнение всех заданий суммируются. Суммарный балл переводится в отметку по пятибалльной шкале с учётом рекомендуемой шкалы перевода:
Суммарный балл | % выполнения | Отметка по 5-балльной шкале |
16−20 | 80−100 | «5» |
11−15 | 55−75 | «4» |
8−10 | 40−50 | «3» |
1−6 | 0−36 | «2» |