Контрольная работа «Перестройка и распад СССР»
1. Расположите в хронологической последовательности события по периоду их появления:
1) Подписание договора между СССР и США о ликвидации РСМД
2) Вывод войск из Афганистана 3) Саммит в Рейкьявике
2. Установите соответствие между событиями и их датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
СОБЫТИЕ ДАТА
А) правление Ю.В. Андропова 1)1991-1999 г.г
Б) правление М.С Горбачева 2)1985-1991 г.г.
В) правление Б.Н Ельцина 3)1982-1984 г.г
Г) правление К.Ю. Черненко. 4)1984-1985 г.г.
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду «Перестройки»
1) гласность 2) новое мышление 3) Государственная Дума
4) Совет народных комиссаров 5) ускорение 6) госприемка
4. Напишите пропущенное понятие (термин).
«____ процесс - процесс формирования нового союзного договора из-за назревшего кризиса между союзными республиками СССР. Данный процесс, начавшийся в апреле 1991 года предполагал создание Союза Суверенных Государств».
5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) 1980-н.90-ых годов и фактами.
Процессы
А) либерализация советской политической системы
Б) распад СССР В) курс на «Ускорение» Г) попытка сохранить СССР
Факты
1) антиалкогольная компания
2) подписание Беловежского соглашения. 3) введение альтернативных выборов на Пленуме ЦК КПСС
4) ХIХ конференция КПСС
5) ГКЧП и оборона Белого Дома
6. Какие три из перечисленных положений относятся к политике «перестройки»? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) замена продразвёрстки продналогом
2) борьба с нетрудовыми доходами
3) борьба с «космополитизмом» 4) отказ от политики «холодной войны»
5) приоритетное развитие военно-промышленного комплекса
6) введение многопартийности
7. Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей СССР и РФ и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ФАМИЛИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
A) Ю. В. Андропов 1) разработка экономической программы «500 дней»
Б) Г. А. Явлинский 2) попытка наведения порядка и искоренения коррупции в СССР
B) А. Н. Косыгин 3) проведение экономических реформ во второй половине 1960г
Г) Э.А. Шеварнадзэ 4) министр иностранных дел
8.Прочтите отрывок из выступления одного из руководителей Советского государства и укажите его фамилию:
«Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества независимых государств я прекращаю свою деятельность на посту президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям. Я твёрдо выступал за самостоятельность, независимость народов, суверенитет республик. Но одновременно и за сохранение союзного государства, целостности страны. События пошли по другому пути. Возобладала линия на расчленение страны и разъединение государства, с чем я не могу согласиться». Ответ:
9.Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) истории России периода 1985-1991 гг.
1) референдум; 2) «новоогарёвский процесс»; 3) Национальные проекты; 4) дефолт; 5) гласность; 6) выборы на альтернативной основе.
10 Какие три из перечисленных черт, событий характеризовали культурную жизнь в СССР в период «перестройки»? Запишите в таблицу соответствующие цифры.
1) Запрет на критику И.В. Сталина 2) Снижение в обществе интереса к исторической проблематике 3) Запрет на освещение темы политических репрессий в СССР
4) Публикация произведений писателей, эмигрировавших из СССР в 1970-е – начале 1980-х гг.
5) Рост тиражей газет и журналов
6) Ослабление цензуры
11. Какие три события внешней политики СССР во второй половине 1980-х начале 1990-х гг. свидетельствовали о реализации принципов «нового политического мышления»?
1) Подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
2) Начало вывода советских войск из стран Восточной Европы
3) Создание единой Германии с согласия СССР
4) Карибский ракетный кризис
5) Заключение Договора СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности
6) Подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трёх средах
12. Что из перечисленного относится к периоду «перестройки»? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Начало массового освоения целины 2) Расширение прав предприятий
3) Борьба с пьянством и алкоголизмом 4) Принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности» 5) Либерализация цен 6) «Ваучерная» приватизация собственности
13. Что из перечисленного произошло в СССР в период 1985 1991 гг.? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Фабрикация «дела врачей» 2) Включение Крымской области в состав УССР
3) Принятие Закона о государственном предприятии 4) Разработка программы «500 дней»
5) Начало четвёртой пятилетки 6) Учреждение поста Президента СССР
14)Какие три из названных событий, явлений произошли в СССР в период «перестройки»? 1) Коллективизация сельского хозяйства
2) Перевод государственных предприятий на хозрасчет.
3) Создание кооперативов.
4) Освобождение цен от государственного контроля
5) Взрыв на Чернобыльской атомной электростанции
6) Начало освоения целинных земель
Часть 2
1.В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Политика нового мышления», проводимая М.С. Горбачевым – предательство национальных интересов СССР. Она имела исключительно негативные последствия для страны»
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть еѐ.
2. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Распад СССР – победа демократических сил, единственная возможность нормального развития народов, которые его населяли»
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть еѐ