Контрольно-измерительные материалы
для проведения тематического контроля по теме « Главные члены предложения»
по предмету «Русский язык»
8 класс
КИМы составлены учителем русского языка и литературы Казаковой Л.В.
Учебный год: 2019-2020
1. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся
Код раздела и элемента | Элементы содержания | Требования, проверяемые в ходе работы | Номер задания, тип задания | Трудные вопросы ВПР | Трудные вопросы ОГЭ | Трудные вопросы ЕГЭ | Трудные вопросы PISA |
7.1.3 | Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. | Уметь определять вид связи слов в словосочетании | 1.2.Б | | | | |
7.3.1.2 | Простое глагольное сказуемое. | Уметь определять простое глагольное сказуемое, находить в предложении | 1.4,Б 2.1.П | | | | |
7.3.1.3 | Составное глагольное сказуемое. | Уметь определять составное глагольное сказуемое, находить в предложении | 1.4.,Б 1.6,Б 1.10.Б 2.1.П | | | | |
7.3.1.4 | Составное именное сказуемое. | Уметь определять составное именное сказуемое, находить в предложении | 1.4,Б 1.5.Б 1.11.Б 2.1.П | | | | |
7.3.1.1 | Подлежащее. Способы выражения подлежащего. | Уметь находить подлежащее в предложении, определять способы его выражения | 1.7.,Б 1.9.Б 2.1.П | | | | |
9.13 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Соблюдать в практике письма основные правила пунктуации | 1.3,Б 1.8.Б 1.12.Б | | | | |
7.3.1 | Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое. | Находить главные члены предложения, определять подлежащее и сказуемое | 1.13.Б 2.2.П | | | | |
9.21 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении | Соблюдать в практике письма основные правила пунктуации | 1.3,Б | | | | |
9.22 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | Соблюдать в практике письма основные правила пунктуации | 1.3.Б | | | | |
9.10 | Знаки препинания при одиночном деепричастии, деепричастном обороте | Соблюдать в практике письма основные правила пунктуации | 1.1.Б | | | | |
8.4 | Проверяемые согласные в корне на конце слова | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации | 1.1.Б | | | | |
8.65 | Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии | 1.1.Б | | | | |
8.20 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии | 1.1.Б | | | | |
8.41 | Буквы е-и в корнях с чередованием. | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии | 1.1.Б | | | | |
8.40 | Правописание –тся и –ться в глаголах. | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии | 1.1.Б | | | | |
8.2 | Безударные проверяемые гласные в корне слова. | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии | 1.1.Б | | | | |
8.3 | Непроверяемые гласные и согласные | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии | 1.1.Б | | | | |
8.58 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии | 1.1.Б | + | + | + | |
8.57 | Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии | 1.1.Б | | | | |
8.10 | Буквы з и с на конце приставок. | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии | 1.1.Б | | | | |
8.8 | Раздельное написание предлогов с другими словами | Соблюдать в практике письма основные правила орфографии | 1.1.Б | | | | |
1.6 | Текст как продукт речевой деятельности. | владеть навыками информационной переработки прочитанного текста; создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определённой стилевой разновидности языка | 3.1.П | | | | |
1.2.5. | Написание сочинений, писем, текстов иных жанров | соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета аргументировать собственную позицию, доказывать её, приводя аргументы из различных областей знания, жизненного и читательского опыта | 3.1.П | | | | |
2.Спецификация
тематической контрольной работы по русскому языку в 8 классе
1.Назначение КИМ
Форма проведения: контрольная работа
Цель: оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 8 класса. КИМ предназначены для контроля достижения планируемых предметных и метапредметных результатов.
2.Используемые источники при составлении КИМ:
Оценочные материалы с сайта ФИПИ, материалы для подготовки к ВПР по русскому языку, сборник «Русский язык. Тематический контроль» под ред. И.П.Цыбулько,
3. Характеристика заданий
№ | Часть работы | Тип заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
1 | Часть1 | Задания с выбором ответа | 13 | 13 |
2 | Часть 2 | Задания с кратким ответом | 2 | 4 |
3 | Часть3 | Творческое задание | 1 | 7 |
| Итого | | 16 | 24 |
4.Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный первичный балл |
Базовый | 13 | 13 |
Повышенный | 3 | 11 |
Итого | 16 | 24 |
5. Рекомендации по проведению
Время работы 40 минут. При проведении работы дополнительные материалы не используются.
6. Критерии оценивания
Задания 1-13 Части №1 – 1 балл за верный ответ
Задания 1-2 Части 2- по 2 балла за верный ответ
Задание 3- оценивается по следующим критериям:
6.1.Критерии проверки заданий с развёрнутым ответом
критерий | баллы |
Глубина понимания проблемы, предложенной в вопросе, и убедительность аргументов | |
Ученик понимает суть вопроса и дает прямой связный ответ на него, убедительно обосновывая свои тезисы, подтверждая свои мысли текстом; не подменяет рассуждения пересказом текста; фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Ученик понимает суть вопроса и дает прямой связный ответ на него, но при этом не все тезисы обосновывает убедительно; недостаточно обращается к тексту произведения; допускает одну фактическую ошибку | 2 |
Ученик понимает суть вопроса, но не дает прямого ответа, частично подменяет анализ текста пересказом; допускает две фактические ошибки | 1 |
Ученик не дает ответа на вопрос, заменяя его пересказом произведения; допускает три и более фактические ошибки | 0 |
Следование нормам речи | |
Допущено не более 2 речевых ошибок | 2 |
Допущены 3 речевые ошибки | 1 |
Допущено более 3 речевых ошибок | 0 |
Фактологическая точность | |
Допущено не более 1 фактической ошибки | 2 |
Допущены 2 фактические ошибки | 1 |
Допущено более 2 фактических ошибок | 0 |
Максимальный балл | 7 |
7.Максимальное количество баллов за работу: 24
8. Шкала перевода баллов в отметку:
Количество баллов | 0-10 | 11-15 | 16-19 | 20-24 |
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
| | | | |
9. Варианты КИМ
Вариант 1
Часть1
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
По у..кой тропк.. медле(н,нн)о проб..рают(?)ся художник и проводник. Вдруг Суриков стр..мительно скатывает(?)ся (в)низ по обл..де(н,нн)елой круче. Не прол..тев и десяти метров подняв тучу снежной пыли он и(с,з)ч..зает в сугробе.
2. Замените словосочетания на синонимичные с другим типом связи: степные метели, бессонные ночи, задание на дом, смущённо сказал, отзывались с уважением.
3. Спишите те предложения, в которых нужно поставить тире. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их выбор. История это наша жизнь и делаем ее мы. Быть вежл..вым обяза(н,нн)ость каждого человека. Сириус не планета. Сириус одна из ..рчайших звёзд на небе. Глаза словно виш..нки. Семью семь сорок девять. Для меня жить знач..т работать. Простота есть (не)обходимое условие пр..красного.
4. Укажите вид сказуемого в предложении:
Без вьючных животных мы не могли тронуться в путь.
Тропа здесь проложена по увалам с правой стороны долины.
Сюда приезжали директора предприятий договориться о подключении нового цеха.
Он боится быть смешным.
Я люблю над покосной стоянкою слушать вечером гуд комаров.
5. Укажите предложение, в котором нет составного именного сказуемого:
1) Улицы полны ночной свежести.
2) Ущелье было короткими досками забито наглухо.
3) Тимошкин должен был корректировать стрельбу нашей артиллерии.
4) Ближе к рассвету за передовой слышны моторы немецких танков.
6. Укажите предложение, в котором нет составного глагольного сказуемого:
1) Иван Васильевич начал грустно приготовляться к ночлегу.
2) Иван Матвеевич будет играть на фортепиано.
3) В феврале Иван Григорьевич стал готовиться на пенсию.
4) У паромной переправы мы решили перекусить.
7.Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно выражено.
Солнце светит всем.
Мы никогда не ссоримся.
Двенадцать делится на шесть.
Взрослые иногда не понимают детей.
Вошедший привлёк всеобщее внимание.
8. Запишите предложения, расставьте, где нужно знаки препинания.
Рябина красавица наших лесов.
Дважды два четыре.
Мороженное вот моё любимое лакомство.
Курить здоровью вредить.
Ласковое слово точно солнышко в ненастье.
Она девушка с характером.
Бедность не порок.
9. В каком предложении подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием?
А) Чтение — вот лучшее учение.
Б) В горных лесах живет веселое эхо.
В) Больной стал быстро поправляться.
Г) Двое друзей встретились после долгой разлуки.
10. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?
А) Я буду читать эту книгу.
Б) Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье.
В) К ним стали подходить знакомые, гулявшие в саду.
Г) Корабль одинокий несется, несется на всех парусах.
11. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
А) Чичиков взял шляпу и стал откланиваться.
Б) Я решился посетить знакомую страну.
В) Они не смогли увидеться.
Г) В то утро был небесный свод так чист!
12. В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?
А) Язык … есть зеркало мыслей народа.
Б) Пруд … как блестящая сталь.
В) Язык … самое опасное оружие.
Г) Я … геолог.
13. Укажите грамматическую основу предложения.
Мы стали собирать грибы.
А) мы стали собирать
Б) собирать грибы
В) стали грибы
Г) стали собирать грибы
ЧАСТЬ 2
1. Прочитайте предложение и выполните задания
Два приятеля вечернею порою стали собираться в путь.
А) выпишите сказуемое и определите его вид.
Б) выпишите подлежащее и определите, чем оно выражено.
2. Прочитайте предложение и выполните задания
Использование маяков началось в глубокой древности и связано с развитием мореплавания.
А) выпишите грамматическую основу этого предложения, определите виды сказуемых.
Б) определите грамматические признаки сказуемых.
ЧАСТЬ 3
1. Напишите небольшое сочинение (3-5 предложений) о способах выражения подлежащего, приведите примеры.
Вариант 2
Часть1
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
По у..кой тропк.. медле(н,нн)о проб..рают(?)ся художник и проводник. Вдруг Суриков стр..мительно скатывает(?)ся (в)низ по обл..де(н,нн)елой круче. Не прол..тев и десяти метров подняв тучу снежной пыли он и(с,з)ч..зает в сугробе.
2. Замените словосочетания на синонимичные с другим типом связи: лесные звери, работа в классе, удивлённо посмотрел, безрадостные дни, говорили с восхищением.
3. Спишите те предложения, в которых нужно поставить тире. Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их выбор. Жить народу служить. Сердце не камень. Жизнь прожить не поле перейти. Азбука к мудрости ступенька. Пятью пять двадцать пять. Лес точно терем расписной. Жить для меня значит любить.
4. Укажите вид сказуемого в предложении:
Реки рвут на себе ледяные оковы.
Это был её новый костюм.
Давно прилетевшие скворцы стали распевать над полями свои звонкие песни.
Вечером мы будем заливать каток.
Облако представляется то косолапым медведем, то гривистым львом.
5. Укажите предложение, в котором есть составное глагольное сказуемое:
Второклассники будут изучать английский язык.
Он пустился бежать наперегонки.
Путь был нелёгким.
Она вам расскажет правду.
6. Укажите предложение(я), в котором(ых) нет составного глагольного сказуемого:
Наталья Юрьевна была нашей новой учительницей
Брату очень хотелось поехать в местный оздоровительный лагерь
Варя была с заплаканными глазами.
Я намерен был ехать сегодня же.
Выпишите из каждого предложения только подлежащее, укажите какой частью речи оно выражено.
Вошедший привлёк всеобщее внимание.
Курить - здоровью вредить.
Очевидно не значит верно.
Вдали послышалось ку-ку.
Прошло несколько дней
8. Запишите предложения, расставьте, где нужно знаки препинания.
Рябина красавица наших лесов.
Дважды два четыре.
Мороженное вот моё любимое лакомство.
Курить здоровью вредить.
Ласковое слово точно солнышко в ненастье.
Она девушка с характером.
Бедность не порок.
9. В каком предложении подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием?
А) Песню дружбы запевает молодежь.
Б) Мы с бабушкой тихонько уходили к себе на чердак.
В) На темном небе начинали мигать звезды.
Г) Ночь была лунная и холодная.
10. Укажите предложение, в котором есть составное глагольное сказуемое.
А) Брови ее были сдвинуты.
Б) Студент будет готовиться к защите диплома.
В) Ночь казалась мне удивительной и прекрасной.
Г) Узнав об этом, множество людей хотели бы побывать на премьере.
11. В каком предложении на месте пропуска не надо ставить тире?
А) Площадь квартиры … пятьдесят квадратных метров.
Б) Ученого учить … только портить.
В) Езда на велосипеде … не проблема для научившихся.
Г) Река … это не только вода.
12. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
А) Он постарался побыстрее пройти этот путь.
Б) Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье.
В) Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.
Г) Зимой все делается светлее, веселее от первого снега.
13.Укажите грамматическую основу предложения.
Я всегда рад был ходить в лес просто на прогулку.
А) я рад
Б) я рад был ходить
В) я рад был
Г) рад был ходить
ЧАСТЬ 2
1. Прочитайте предложение и выполните задания
В первые дни марта погода была солнечная.
А) выпишите сказуемое и определите его вид.
Б) выпишите подлежащее и определите, чем оно выражено.
2. Прочитайте предложение и выполните задания
Древние минойцы были умелыми архитекторами и кораблестроителями.
А) выпишите грамматическую основу этого предложения, определите виды сказуемых.
Б) определите грамматические признаки сказуемых.
ЧАСТЬ 3
1. Напишите небольшое сочинение 3-5 предложений), в каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире, приведите примеры.
Ключи к заданиям.
Вариант 1.
1) По узкой тропке медленно пробираются художник и проводник. Вдруг Суриков стремительно скатывается вниз по обледенелой круче. Не пролетев и десяти метров, подняв тучу снежной пыли, он исчезает в сугробе.
2) Метели в степи, ночи без сна, домашнее задание, сказал со смущением, уважительно отзывались.
3) История - это наша жизнь, и делаем ее мы. Быть вежливым - обязанность каждого человека. Сириус - одна из ярчайших звёзд на небе. Семью семь - сорок девять. Для меня жить - значит работать.
4) а) Сост. Гл. б) Сост. Им. в) Прост. Гл. г) Сост. Им. д) Сост. Гл.
5) 3
6) 2
Солнце - существительное.
Мы - местоимение.
Двенадцать - числительное.
Взрослые - прилагательные.
Вошедший - причастие.
8) Тире ставится в 1,2,3,4 предложениях
9)Г
10)В
11)Г
12)В
13)А
2.1. Стали собираться( составное глагольное)
Два приятеля (цельное словосочетание)
2.2
Ответы: Вариант 2.
1) По узкой тропке медленно пробираются художник и проводник. Вдруг Суриков стремительно скатывается вниз по обледенелой круче. Не пролетев и десяти метров, подняв тучу снежной пыли, он исчезает в сугробе.
2) Звери леса, классная работа, посмотрел с удивлением, дни без радости, говорили восхищенно.
3) Жить - народу служить. Сердце не камень. Жизнь прожить - не поле перейти. Азбука - к мудрости ступенька. Пятью пять - двадцать пять. Лес точно терем расписной. Жить для меня - значит любить.
4) а) Прост. Гл. Ск. б) Сост. Им. в) Сост. Гл. г) Прост. Гл. Ск. (буд. Вр.) д) Сост. Им.
5) 2
6) 1, 3
Вошедший - причастие.
Курить - неопределённая форма глагола.
Очевидно - наречие.
Ку-ку - междометие.
Несколько дней - словосочетание.
8) Тире ставится в 1,2,3,4 предложениях
9)Б
10)Г
11)В
12)Г
13)Б
2.1.Была солнечная
погода
2.2 Минойцы были архитекторами и кораблестроителями