Задания
для учащихся по Всеобщей истории
6 класс, 1 семестр
Назначение работы: оценить уровень общеобразовательной подготовки по Всеобщей истории обучающихся 6 класса за 1 семестр.
Характеристика структуры и содержания
контрольных материалов для проведения итогового контроля знаний учащихся по Всеобщей истории
Работа включает 27 заданий и состоит из 3 частей.
Часть А содержит 16 заданий с выбором одного верного ответа из четырех.
Часть В включает 6 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом.
В заданиях с открытым ответом второй части работы ответ дается соответствующей записью в виде набора цифр (например, 2213), записанных без пробелов или записывается слово (словосочетание).
Часть С содержит пять заданий с развернутым ответом.
Распределение заданий работы по частям и типам заданий: с выбором ответа (ВО), с кратким ответом (КО), с развернутым ответом (РО) и с учетом максимального первичного балла каждой части и работы в целом – проводится в таблице №1.
Таблица №1
№ п/п | Части работы | Число заданий | Тип заданий | Максимальный первичный балл | % максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу |
1 | Часть 1 | 16 | ВО | 16 | 40% |
2 | Часть 2 | 6 | КО | 12 | 25% |
3 | Часть 3 | 5 | РО | 14 | 35% |
| Итого: | 27 | | 42 | 100% |
Критерии оценивания работы и заданий в работе.
Оценивание заданий первой части.
За верное выполнение каждого задания А1-А16 выставляется по 1 баллу. Если указаны два и более ответов (в том числе и правильный ), неверный ответ или ответ отсутствует - 0 балов.
Всего – 16 баллов
Оценивание заданий 2 части.
За верное выполнение заданий В1-В6 выставляется по 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой ИЛИ неполное выполнение задания – 1 балл; неверное выполнение задания ( при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
Всего- 12 баллов
Оценивание заданий третьей части.
Задания С1 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
Раскрыт смысл понятия и составлено указанное количество предложений, содержащих информацию о заданном понятии - 2балла.
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о заданном понятии -1 балла
Смысл понятия не раскрыт, ответ неверный- 0 баллов.
Всего- 14 балла
Итого - 42 балла, которые в оценку «5» переводятся следующим образом:
Таблица №2
№ п/п | Части работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | % максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу | Итоговый балл |
1 | Часть 1 | 16 | 16 | 40% | 2,5 |
2 | Часть 2 | 6 | 12 | 25% | 1 |
3 | Часть 3 | 5 | 14 | 35% | 1,5 |
| Итого: | 27 | 42 | 100% | 5 |
|
Контрольная работа за 1 семестр «Становление средневековой Европы»
Вариант 1
Часть А - (нужно выбрать один или несколько правильных ответов)
1. Хронологические рамки Средневековья:
А) середина V – XV вв. Б) III - XV вв. В) IX - XII вв. Г) середина III – X вв.
2. Вождем какого народа был Хлодвиг?
А) готы Б) лангобарды В) франки Г) вандалы
3. Когда произошла битва при Пуатье?
А) 732 г. Б) 580 г. В) 633 г. Г) 800 г.
4. Какой династии принадлежал Пипин Короткий?
А) Меровинги Б) Капетинги В) Каролинги Г) Бурбоны
5. Что содержал в себе Верденский договор 843 г.?
А) заключение мира между франками и арабами
Б) торговое соглашение
В) раздел империи Карла Великого на 3 государства
Г) соглашение между крестьянами и феодалами об аренде.
6. Выберите из списка двух участников Крестовых походов.
А) Карл Великий
Б) Григорий VII
В) Филипп II Август
Г) император Юстиниан
Д) Фридрих I Барбаросса
7. Что из названного служило главным показателем положения человека в феодальном обществе?
А) участие в крестовых походах
Б) военные подвиги, победы на рыцарских турнирах
В) количество слуг
Г) размеры земельных владений
8. Средневековое натуральное хозяйство означало
А) превращение оброка в главную крестьянскую повинность
Б) обмен продуктами, производимыми в разных районах
В) самостоятельное изготовление всего необходимого для жизни, отсутствие связи с рынком
9. Сеньор – это…
А) старший феодал Б) младший феодал В) королевский наместник Г) зажиточный крестьянин.
10. Какой император восстановил Римскую империю под именем Священной Римской империи германской нации?
А) Константин Б) Германарих В) Карл Великий Г) Оттон I
11. В каком году произошло событие, о котором идет речь?
Возлюбленные братья! Побуждаемый необходимостью нашего времени, я, Урбан… пришел к вам, слугам Божьим, как посланник, чтобы приоткрыть Божественную волю… Необходимо, чтобы вы как можно быстрее поспешили на выручку ваших братьев, проживающих на Востоке… ибо в пределы Романии вторглось… персидское племя турок, которые добрались до Средиземного моря…
А) в 1054 г.
Б) в 1095 г.
В) в 1099 г.
Г) в 1204 г.
12. Существовавшая в Средние века сельская община решала вопросы, касающиеся
А) использования угодий — лесов, пастбищ, водоемов и др.
Б) размеров повинностей в пользу сеньора
В) набора ратников в войско
Г) сбора десятины
13. Что из названного не входило в число повинностей крестьян по отношению к своему сеньору?
А) натуральный оброк
Б) плата за пользование господской мельницей, пекарней
В) десятина
Г) работа на господской земле
14. Что из названного произошло в 1054 году?
А) закладка храма Святой Софии в Константинополе
Б) начало иконоборческого движения
В) восстание «Ника» в Константинополе
Г) раскол христианства на Восточную и 3ацадную церкви
15. Инициатором Первого Крестового похода являлся:
А) папа римский Урбан II
Б) папа римский Иннокентий III
В) английский король Ричард Львиное Сердце
Г) святой Франциск, основатель нищенствующего ордена
16. В каком году произошло событие, о котором идет речь?
Жители города… вышли навстречу латинянам с крестами и святыми изображениями Христа… Но и это зрелище не смягчило души латинян… они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни Господни… О ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости!
А) в 1054 г.
Б) в 1096 г.
В) в 1099 г.
Г) в 1204 г.
Часть В (нужно дать правильный ответ, соотнести события или понятия и определения)
1. Выберите верное утверждение:
А) Хлодвиг принадлежал династии Каролингов
Б) Имя династии Капетингов было производным от слова капюшон
В) Пипин Короткий – первый из династии Капетингов
Г) Карл Великий захватил Западную Римскую империю
2. Расположите события в хронологическом порядке. Запишите полученную последовательность цифр.
А) начало правления Карла Великого
Б) взятие Рима вандалами
В) распад империи Каролингов
1.____ 2.____ 3._____
3.Соотнесите термины византийской и арабской культуры и их определения:
Термины (византийской и арабской культуры) | Определения |
Фреска Мозаика Медресе «Дом мудрости» Алтарь | А. Собрание мусульманских учёных, своеобразная академия наук. Б. Учебное заведение в мусульманских странах. В. Живописное изображение, составленное из кусочков непрозрачного стекла или цветных камней. Г. Роспись по сырой штукатурке. Д. Восточная часть христианского храма, где проводится богослужение. |
4. Впишите недостающие буквы:
А) М_ _ _а – священный город мусульман, в котором жил пророк Мухаммед.
Б) И_ _ _м – религия, появившаяся а Аравии в VII в. н.э.
В) Б_ _ _ _ _ы – кочевые арабы (в переводе – «степняки»).
5. Прочитайте отрывок из исторического очерка и напишите название объединений, о которых идет речь в тексте:
«___________ долго и упорно боролись за свои права. Они не поддерживали нелепых идей насчет свободы торговли и ремесел, но самым своим существованием создавали и утверждали монополии, ревниво оберегая для своих право на производство и продажу конкретных товаров. Прием подмастерьев тщательно контролировали. Ведь если число членов ___________ перерастало возможности · местности их прокормить, то падали доходы всех членов ___________. Сын полноправного горожанина всегда мог рассчитывать на прием в ___________, иногда даже без оплаты, а дети неполноправных горожан должны были заплатить за обучение и принимались в ___________ только тогда, когда появлялась вакансия».
Ответ:___________________________
6. Дополните недостающие названия, выбрав их из приведенного ниже перечня.
1.Византийский император носил греческий титул __________.
2.Римляне, переселявшиеся в восточную часть империи, позже названную Византией, именовали себя __________. 3.Местом проведения состязаний, процессий, празднеств в Константинополе служил __________. 4.Руководителями военных округов в Византии являлись __________.
а) Патриарх;
б) ипподром;
в) стратиги;
г) собор Святой Софии;
д) сенаторы;
е) василевс;
ж) ромеи;
з) «Зелёные».
Ответ: 1_______________. 2.________________. 3.________________. 4. ___________
Часть С (нужно дать письменный краткий ответ)
1. Дайте определения:
майордом-…
Оброк-…
Феодализм-…
2. О ком идет речь «те, кто молятся», «те, кто воюет», «те, кто трудится». Как называют эти группы?
3. Нарисуйте феодальную иерархию (лестницу), подпишите.
4. Чем бенефиции отличаются от феода?
5. Как назывался первый записанный сборник законов франков и при каком правителе он появился. (указать название, через запятую имя правителя и его династию)
Контрольная работа за 1 семестр «Становление средневековой Европы»
Вариант 2
Часть А - (нужно выбрать один или несколько правильных ответов)
1. Началом Средневековья считается
А) VI в. Б) VIII в. В) середина V в. Г) XV в.
2. Из какой династии вышел 1-ый король франков Хлодвиг?
А) Капетинги Б) Меровинги В) Каролинги Г) Муравеи
3. Что произошло в 732 г.?
А) битва при Пуатье Б) битва между франками и лангобардами
В) строительство первой церкви во Франции В) битва арабов и лангобардов
4. Какой династии принадлежал Карл Великий?
А) Меровинги Б) Капетинги В) Каролинги Г) Бурбоны
5. Какие кочевые племена наводили страх своими набегами на земли Римской империи и ее соседей в V веке?
А) алеманы
Б) вандалы
В) остготы
Г) гунны
6. Салической правдой назывался
А) документ о крещении короля Хлодвига
Б) свод франкских законов
В) договор о разделе империи Карла Великого
7. Что из названного было особенно частой причиной восстаний городской, бедноты в Византии?
А) повышение налогов
Б) конкуренция между ремесленными корпорациями
В) привлечение горожан к участию в военных походах
8. Главой Константинопольской церкви являлся
А) архиепископ
Б) патриарх
В) папа
9. Когда распалась империя Карла I?
А) 750 г.
Б) 843 г.
В) 800 г.
Г) 931 г.
10. Права средневековых городов и их жителей устанавливались в документах, называвшихся
А) хрониками
Б) анналами
В) хартиями
Г) правдами
11.Вассал – это…
А) старший феодал Б) младший феодал
В) королевский наместник Г) зажиточный крестьянин.
12. В каком веке правил император Юстиниан I?
А) IV в.
Б) V в.
В) VI в.
Г) VII в.
13. Что из названного относится к деятельности Карла Великого? Выберите два верных положения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
А) расширение владений Франкского государства
Б) победа над войском арабов в битве при Пуатье
В) составление первого свода франкских законов — Салической правды
Г) содействие распространению грамотности
14. Какие две церковные церемонии способствовали укреплению власти франкских королей? Запишите цифры, под которыми они указаны.
А) посвящение в рыцари
Б) крещение
В) коронация
Г) публичное отпущение грехов
15. Что из названного организовывали жители средневековых европейских городов? Выберите два верных положения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
А) цехи
Б) парламенты
В) гильдии
Г) общины
16. Что служило источниками средств существования для средневекового рыцаря? Выберите два верных положения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
А) налог, называемый «десятина»
Б) повинности живших на земле рыцаря крестьян
В) жалованье, получаемое от сеньора
Г) военная добыча
Часть В (нужно дать правильный ответ, соотнести события или понятия и определения)
1. Выберите верное утверждение:
А) Развал империи франков на три государства произошел при Пипине Коротком.
Б) Хлодвиг – первый из династии Капетингов.
В) Карл Великий захватил Западную Римскую империю
Г) Король Германии Оттон I захватил Италию и образовал Священную Римскую империю Германской нации.
2. Укажите двух из пяти предложенных представителей духовно-рыцарских орденов, созданных во время Крестовых походов.
А) альбигойцы
Б) сельджуки
В) тамплиеры
Г) госпитальеры
Д) герольды
3.Соотнесите термины византийской и арабской культуры и их определения:
Термины (византийской и арабской культуры) | Определения |
Икона Каллиграфия Мечеть Миниатюра «Тысяча и одна ночь» | А. Здание для совместной молитвы мусульман. Б. Иллюстрации, помещавшиеся в книгах. В. Изображение Бога, святых, исполненное на деревянной доске, являющееся предметом поклонения. Г. Книга арабских сказок. Д. Искусство красивого письма. |
4. Впишите недостающие буквы:
А. М_ _ _ _ _ _д – пророк, живший в VII в. н.э. в Аравии, основатель ислама.
Б. М_ _ _ _а – город, в который в 622 г. переселился пророк-основатель ислама.
В. Х_ _ _ _а – начальная дата мусульманского летоисчисления.
5. Прочитайте отрывок из средневекового сочинения и ответьте на вопрос.
«Мальчики, начиная с четырнадцати лет, должны быть приучены к тяжелым трудам, к примеру, к борьбе или какому-нибудь другому упражнению, подобному военному занятию, чтобы, обученные в четырнадцать лет борьбе и верховой езде и другому, что требуется для войны, они могли позже вынести военные труды…»
О чьей подготовке говорится в сочинении?
Ответ:____________________________
6. Дополните недостающие названия, выбрав их из приведенного ниже перечня.
1.В Средние века во многих европейских странах существовал налог в пользу церкви — ___________ . 2.Избрание папы Римского происходило на собрании кардиналов, которое называлось ___________. 3. Резиденцией папы Римского являлся ___________.
а) Конклав
б) орден
в) Клюни
г) оброк
д) Ватикан
е) монастырь
ж) десятина
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: 1_________________. 2.________________. 3.________________
Часть С (нужно дать письменный краткий ответ)
1. Дайте определения:
Феодал - …
Барщина - …
феодализм - …
2. О ком идет речь «те, кто молятся», «те, кто воюет», «те, кто трудится». Как называют эти группы?
3. Нарисуйте феодальную иерархию (лестницу), подпишите.
4. Чем бенефиции отличаются от феода?
5. Кто из франкских королей первым получил титул императора? (указать имя правителя , через запятую его династию и год, когда это случилось)
Ключи к контрольной работе «Становление средневековой Европы»
Вариант 1
Часть А
1. А
2. В
3. А
4. В
5. В
6. В,Д
7. Г
8. В
9. А
10. Г
11. Б
12. А
13. В
14. Г
15.А
16. Г
Часть В
1.Г
2. 1-Б, 2-А, 3-В
3. 1- Г, 2 – В, 3- Б, 4- А, 5- Д
4. а) Мекка, б) ислам, в) бедуины
5. Цехи
6. 1-Е, 2- Ж, 3-Б, 4-Д
Часть С
1.Майордом- высшее должностное лицо во Франкском государстве эпохи Меровингов.
Оброк - это повинность, которую несли зависимые крестьяне, представлявшая из себя дань в виде продуктов сельского хозяйства, предметов ремесла или денег.
Феодализм — тип общественных отношений, основанных на условной частной (феодальной) форме собственности на землю и эксплуатации лично и поземельно зависимых от феодалов непосредственных производителей-крестьян.
2. 1 сословие - те, кто молится (духовенство, монашество), 2 сословие - те, кто воюет (рыцари и т.д), 3 сословие - те, кто трудится (ремесленники, крестьяне и т.д).
Это- феодальные сословия.
3.
4.Феод-населенное крестьянами земельное владение,пожалованное господином-сеньором,своему вассалу,обязующемуся за владение феодом нести военную службу. Бенефиций(благодеяние)-землевладения,передаваемые в пожизненное пользование на условии несения службы придворной,административной,а самое главное-военной.Поэтому бенефиций-военное условное земельное держание.
5. Саллическая правда, Хлодвиг, Меровинги.
Вариант 2
Часть А
1. В
2. Б
3. А
4. В
5. Г
6. Б
7. А
8. Б
9. Б
10. Г
11. Б
12. В
13. А,Г
14. Б,В
15. А,В
16.Б,Г
Часть В
1.В
2. В,Г
3. 1-В, 2-Д,3-А,4-Б,5-Г
4.А –Мухаммед
Б- Медина
В- хиджра
5. Речь идет о подготовке рыцарей.
6. 1-Ж,2-А, 3-Д
Часть С
1.Феодал — землевладелец в эпоху феодализма (владелец феода).
Ба́рщина— даровой, принудительный труд зависимого крестьянина, работающего личным инвентарём в хозяйстве земельного собственника.
Феодализм — тип общественных отношений, основанных на условной частной (феодальной) форме собственности на землю и эксплуатации лично и поземельно зависимых от феодалов непосредственных производителей-крестьян.
2. 1 сословие - те, кто молится (духовенство, монашество), 2 сословие - те, кто воюет (рыцари и т.д), 3 сословие - те, кто трудится (ремесленники, крестьяне и т.д).
Это- феодальные сословия.
3.
4. Феод-населенное крестьянами земельное владение,пожалованное господином-сеньором,своему вассалу,обязующемуся за владение феодом нести военную службу. Бенефиций(благодеяние)-землевладения,передаваемые в пожизненное пользование на условии несения службы придворной,административной,а самое главное-военной.Поэтому бенефиций-военное условное земельное держание.
5.Карл Великий, Каролинги, 800 г.