Коррекция детско-родительских отношений.
Роль семьи для человека трудно переоценить. Фрустрация потребности в родительской любви, принятии и признании ребенка близкими взрослыми приводит к искажению детско-родительских отношений. Семейное неблагополучие способствует формированию различных деформаций в личностном и социальном развитии детей и подростков (уплощение мотивационной сферы, амбивалентность эмоций, неадекватность самооценки, и в общем Образа Я, снижение познавательной активности, формирование зависимых черт личности и др.).
Одним из мощных факторов формирования этих деформаций выступает именно трансформация детско-родительских отношений. Своевременное выявление нарушений в этой сфере позволяет специалисту определить направления коррекционно-профилактических мероприятий по повышению родительской компетентности, гармонизации детско-родительских отношений и тем самым правильному формированию подрастающей личности.
Педагогу - психологу в своей работе приходится сталкиваться с данной проблемой чаще всего, особенно при работе с подростками. Предлагаю упражнения, направленные на работу с детьми и родителями, которые могут быть использованы при планировании тренингов детско-родительских отношений с целью их гармонизации: формирования чувства близости между родителями и детьми, установления доверительных отношений между ними, сближения, коммуникации, развития интереса у детей и родителей друг к другу. Специально подобраны упражнения, применяемые на родительских тренингах и семинарах с целью развития родительской эмпатии, воспитательной компетентности, осознания неэффективных стратегий родителей, осознания родителями своей роли в детско-родительских отношениях.
Упражнение «Родительские установки».
Цель: релаксация, возвращение чувств, которые возникали в детстве, осознание поведения своего ребенка через воспоминания о своем поведении.
Ход упражнения. Участников просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вздохов и медленных, плавных выдохов, и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, проступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что…», «Непослушный ребенок – это…», «Родители должны…»? Затем, после выхода из состояния расслабления, участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», т.е рациональные, эффективные, и «мешающие», т.е. нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.
Обсуждение:
Какие чувства у вас возникали в ходе упражнения?
Как вы себя чувствуете после поведенного упражнения?
Какие мысли, переживания сейчас у вас преобладают?
Упражнение «Наказание».
Цель: вернуться в воспоминания и заново ощутить их на себе.
Ход упражнения. На фоне расслабления родителям предлагается вспомнить ситуацию, когда они были наказаны своими родителями. Необходимо получить для себя ответы на следующие вопросы: что вы чувствовали тогда? Каковы были ваши телесные ощущения? О чем вы тогда думали? Что вам хотелось сделать?
Обсуждение. Обсуждение этого упражнения часто делает излишней какую либо дополнительную информацию о негативных последствиях наказаний.
Упражнение «Какой я родитель».
Цель: саморефлексия.
Оборудование: канцелярские принадлежности, бумага.
Ход упражнения. Каждый участник должен записать не менее 30 характеристик – ответов на вопрос: «Какой я родитель?».
Обсуждение. Родители садятся в большой круг и по очереди высказываются, комментируя рассказ о себе и отвечая на вопросы.
Упражнение «Ассоциация».
Цель: улучшение социальной адаптации, развитие умения понимать эмоциональное состояние другого.
Ход упражнения. Родители садятся так, чтобы каждый мог видеть всех остальных. После этого они начинают описывать состояние друг друга, используя различные ассоциации, привлекая художественные образы, метафоры. Описываемый участник может либо согласиться с тем, как его описали, либо выразить несогласие, но в любом случае должен прокомментировать сказанное.
Упражнение «Ласковое имя».
Цель: реорганизация арсенала средств общения в семье.
Ход упражнения. Родители садятся в круг и рассказывают, какими ласковыми именами называют своего ребенка.
Обсуждение. Когда вы так их называете? Почему?
Упражнение «Встреча».
Цель: умение проявлять чувство принятия и любви к ребенку вербальными и невербальными способами. Осознание чувств ребенка.
Ход упражнения. Работа в парах – «ребенок» и «родитель». Изобразить встречу эмоционально, с голосовыми, мимическими и двигательными сопровождениями. Запомнить чувства, поменяться ролями.
Варианты заданий:
Встреча с ребенком, который задержался на прогулке, вы переживали, не случилось ли чего – нибудь;
Встреча после длительной разлуки;
Встреча с плачущим ребенком, его кто-то обидел.
Обсуждение:
Как вы себя чувствовали, когда были ребенком и когда родителем?
Какие выводы можете для себя сделать?
Упражнение «Тет-а-тет».
Цель: приобретение нового эмоционально-чувственного опыта. Рефлексия чувств с приемами и способами выхода из конфликтных ситуаций.
Ход упражнения. Один из участников – «ребенок», пятеро других – «взрослые» (родители). «Ребенок» в комнате. «Родители» (взрослые) выходят из комнаты , получают инструкцию от ведущего о способе речевой коммуникации в конфликтной ситуации с «ребенком». Проблема может быть любой. Например, ребенок не убрал в своей комнате, родитель разговаривает с ним на эту тему. «Родитель»может вести разговор в различной стратегии (позиции). «Ребенок» ему отвечает соответственно. Каждому из пяти «родителей» задается определенная позиция:
Позиция агрессии (авторитарный стиль). Например, «родитель»: «Ты почему не убрал? Молчать, когда с тобой говорит старший. Пока ятебя кормлю, пою, одеваю, будь добр прибрать!».;
«0-позиция» - позиция безразличия и отчуждения («Дело твое, что хочешь – то и делай. Ты сам по себе, я сам по себе. Это твои проблемы»);
«Подкуп» предполагает манипулирование с предоставлением тех или иных благ. Например, «если ты…, то…»;
«Компромисс» предполагает договор о взаимных обещаниях типа «Давай договоримся, я сделаю…, а ты…»;
«Я- подход» предполагает личную заинтересованность в человеке с употреблением «Я- высказываний». Например: «Я чувствую, что с тобой что-то происходит. Чем я могу помочь? Я беспокоюсь за тебя».
Участники проигрывают эти способы общения в конфликтной ситуации.
Обсуждение:
Расскажите, что вы чувствовали и переживали, когда были в роли ребенка?
Как вы считаете, какой стиль общения из представленных будет наиболее конструктивным?
Примечание. Ведущий кратко характеризует стиль общения, называя его, а также описывает возможную реакцию ребенка на предъявление той или иной позиции.
Упражнение «Презентация моего ребенка».
Цель: формирование у родителей адекватной рабочей установки и положительной настроенности на занятия по детско-родительским отношениям.
Ход упражнения. Каждый родитель получает чистый бланк, на котором ему необходимо записать несколько положительных характеристик своего ребенка, а затем по очереди представить своего ребенка, стараясь чтобы описание было как можно лучше.
Обсуждение:
Было ли вам сложно ответить на вопросы в бланке?
Как вы можете объяснить трудности, возникшие в процессе выполнения этого задания?
Ваши ответы искренние, или вы включили в список характеристики, которые скорее хотели бы видеть в своем ребенке?
Хотели бы вы, чтобы данное упражнение давалось вам без труда и с удовольствием?
Педагог-психолог Павлова Л.В.