Коррекционно-педагогическое и социально-психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития с использованием малых фольклорных форм.
Условия успешности сопровождения обучающихся с задержкой психического развития
- Организация в образовательном учреждении системы психолого-педагогического сопровождения;
- Учет индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития;
- Осуществление коррекционной работы средствами учебных дисциплин и силами узких специалистов;
- Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности;
- Организация обучения детей с задержкой психического развития на основе индивидуальных образовательных программ;
- Создание ситуации успеха при выполнении различных заданий с постепенным повышением уровня сложности заданий;
- Интеграция обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников;
- Активизация ресурсов семьи ребенка с задержкой психического развития.
" width="640"
Х
РАЗВИТИЕ
Понятие задержки психического развития употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации
Формы задержки психического развития
- Задержка психического развития конституционального происхождения;
- Задержка психического развития соматогенного происхождения;
- Задержка психического развития психогенного происхождения;
- Задержка психического развития церебрально-органического происхождения.
Особенности психического развития детей при задержке психического развития (школьный возраст)
Особенности ощущений и восприятия
- нарушение предметности и структурности восприятия);
- нарушение целостности восприятия;
- замедление процесса переработки информации, поступающей через органы чувств;
- снижение скорости восприятия при отклонении от оптимальных условий);
- отсутствие целенаправленности и планомерности в обследовании объекта при использовании любого канала восприятия;;
- нарушение ориентировки в пространстве;
Особенности внимания
- неустойчивость внимания;
- сниженная концентрация внимания;
- снижение объема внимания;
- сниженная избирательность внимания;
- сниженное распределение внимания;
- трудности переключения с одного вида деятельности на другой, отсутствие гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;
- повышенная отвлекаемость;
Особенности памяти
- наглядный материал запоминается лучше, чем вербальный;
- отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания и воспроизведения;
- сниженный объем запоминания;
- нарушение порядка воспроизводимых словесных и цифровых рядов;
- более низкий уровень продуктивности памяти (на 2-3 года);
- медленный прирост результативности памяти по объему и качеству на протяжении школьного обучения;
Особенности мышления
- отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной задачи;
- недостаточный уровень сформированности операций обобщения (группировка предметов по родовой принадлежности);
- уровень развития наглядно-действенного мышления такой же, как в норме, за исключением детей с церебрально-органической формой ЗПР;
- неоднородный уровень развития наглядно-образного и словесно-логического мышления среди детей (у одних может соответствовать норме, у других – находится на очень низком уровне развития);
- недостаточность, ограниченность и фрагментарность знаний об окружающей действительности;
- трудности в понимании многозвеньевых учебных инструкций.
Особенности речевого развития
- недостаточная дифференцированность восприятия речевых звуков;
- бедный словарный запас, отражающий неточные представления об окружающем мире;
- нарушения звукопроизношения;
- несформированность лексико-грамматического строя речи (трудности использования прилагательных, антонимических и синонимических средств языка);
- наличие аграмматизмов;
Рассмотренные особенности развития психических процессов
у обучающихся с задержкой психического развития
являются основой реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и одновременно выступают в качестве «мишеней» психокоррекционной работы
Цель коррекционной работы
оптимизация интеллектуальной деятельности обучающихся за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность
Для достижения обозначенной цели педагогу необходимо четко знать:
1. Какие высшие психические процессы необходимо развивать у ребенка на уроке, при изучении той или иной темы;
2. С помощью каких средств развивать то или иное качество, функцию, психический процесс;
3. Взаимосвязь психических функций и процессов;
4. Как осуществлять мониторинг уровня развития психических функций и процессов.
Постановка задач
Педагог формулирует три типа задач:
- Образовательные
- Воспитательные
- Коррекционные (коррекционно-развивающие )
Образовательные задачи
- Определяют задачи усвоения учебного программного материала, овладение детьми определенных учебных знаний, умений и навыков;
- Формулировка задач отражает содержание занятия (конкретность).
Воспитательные задачи
- Определяют задачи формирования ценностного отношения к тому или иному предмету, явлению, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д .
Коррекционные задачи
- Четко ориентируют педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами;
- Должны быть предельно конкретными и направленными на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке;
- Реализация коррекционных задач предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр., включение заданий с опорой на несколько анализаторов и пр.
Как определить коррекционные задачи?
- При планировании уроков, индивидуальных и групповых занятий, проектировании программно-планирующей документации педагогу следует ответить на вопрос: «По каким направлениям будет проходить коррекционная работа на занятии в связи с изучаемым материалом?»
- При проектировании рабочей программы учебного курса для специальных (коррекционных) классов необходимо описание коррекционной направленности обучения;
- Коррекционную направленность обучения целесообразно излагать по разделам;
Основные направления коррекционной работы
- Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности
- Формирование пространственных представлений
- Развитие основных мыслительных операций
- Развитие различных видов мышления
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
- Развитие речи, овладение техникой речи
- Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях
- развитие произвольного внимания при выполнении упражнений на соотнесение;
- развитие зрительного восприятия путем дифференциации букв рукописного и печатного шрифта;
- коррекция зрительного и слухового восприятия через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур;
- работа над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при заучивании текста стихотворения;
- развитие вербальной памяти на основе упражнений в запоминании слов;
- развитие кратковременной памяти путем выполнения письма по памяти;
- развитие аналитико-синтетической деятельности при работе с деформированным текстом;
- развитие связной письменной речи при написании сочинения;
- развитие навыка связного устного высказывания и монологической формы устной речи при работе над пересказом по плану;
- коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах;
- развитие координации движений при выполнении ………. упражнений;
- развитие умения объективно оценивать поведение одноклассника при выставлении и коллективном обсуждении его оценки;
Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук
- развитие навыков каллиграфии
- развитие артикуляционной моторики
- развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв
- развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов
- развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ
Коррекция отдельных сторон психической деятельности
- развитие зрительного восприятия и узнавания
- развитие зрительной памяти и внимания
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
- развитие пространственных представлений и ориентации
- развитие представлений о времени
- развитие слухового внимания и памяти
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа
- Для развития ВПП я использую малые фольклорные формы
- Использую различные формы работы со сказкой Анализ сказок.
- Рассказывание сказок
- Постановка сказок
- Сочинение сказок
- Куклотерапия.
-
На слайде мы с детьми обыгрываем скороговорку ехал Грека через реку. Улучшается автоматизация звуков и дикция.
Затем использую куклотерапию . Новый материал объясняется при помощи куклы.
Такая яркая кукла увлекает детей и они выполняют письменные задания по теме в чередовании с игрой.
Дети входят в сказочный мир, изображают своих героев, переживают те чувства и эмоции, которые переживают герои .Как известно, с самого начала сказки ребёнок занимает позицию положительного героя Также ребёнок испытывает негативные чувства по отношению к отрицательному герою, и в результате у ребёнка формируется соответствующие отношение к плохим качествам человека: жадность, подлость, злоба и другие. Посредством сказки у детей развивается нравственные качества и это заставляет делать важные выводы и нередко извлекать урок на примере героев.
Коррекционные приемы
- узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов
- парные изображения (найди отличия)
- незаконченные изображения (дорисуй)
- фигурно-фоновое различие предметов, букв
- анализ сложного образца
- нахождения сходства и различия двух изображений
- установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»)
- вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации
- нахождение среди рядов повторяющихся фигур, букв их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом
- нахождение заданного элемента в ряду букв
- перерисовывание фигур по точкам
Развитие навыков программирования и контроля собственной деятельности
- регуляция простейших двигательных актов;
- формирование умения ориентировки в задании;
- формирование умения планирования этапов выполнения задания;
- формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
- формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате;
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
- релаксационные упражнения для мимики лица;
- игры-драматизации;
- создание ситуации успеха;
Коррекционные приемы по развитию пространственно-временной ориентировки
- Определи руку по схеме способом наложения;
- Определи ногу по отпечатку следов на песке;
- Работа с числовыми рядами;
- Графические диктанты;
- Ориентировка в схеме собственного тела;
- Ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости;
- Определение пространственного расположения элементов букв;
- Применение карточек-опор с названием дней недели, месяцев, времен года и др.
Коррекционные приемы по развитию памяти
- Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
- Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
- Найди предмет среди других;
- Использование опорных схем;
- Конструирование с закрытыми глазами;
- Угадай фигуру (на ощупь с закрытыми глазами);
- Подбери третье слово (яйцо-курица (цыпленок);
Коррекционные приемы по развитию мыслительных операций
- Назови одним словом;
- Исключи лишнее;
- Обобщи по видовому понятию;
- Раскрой объем видового понятия;
- Установи временные и причинно-следственные зависимости (продолжи предложение: Мама выключила свет, потому что …);
- Составление рассказов по наблюдениям в природе, по сюжетным картинам;
- Составление плана текста, экскурсии, похода;
- Описание предмета по картинному плану;
Таким образом, коррекционная работа с обучающимися с ЗПР базируется на следующих составляющих:
- развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и др.;
- обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала;
- приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, т.к. эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;
- формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку (общие (ключевые) компетенции);
- усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно и др.;
- расширение содержания учебной деятельности, требующего от детей интеллектуального напряжения;
- адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач;
- отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов, использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);
- обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин;
Требования к методике обучения
- стимулировать развитие возможно большей самостоятельности при решении поставленных задач;
- оказывать помощь обучающего, направляющего и стимулирующего характера;
- формировать умения пользоваться имеющимися знаниями;
- иметь четкую структуру и графическое выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;
- cодержать достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала;
- соответствовать возрастным особенностям учащихся по содержанию, эмоциональному воздействию;
- поэтапное распределение учебного материала и аналитико-синтетический способ его преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия (особое внимание – выявлению причинно-следственных связей и закономерностей);
- акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;
- опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;
- достаточное количество упражнений для усвоения и повторения учебного материала;
- включение для самостоятельного выполнения упражнений, заданий разной степени сложности;
- постоянное обращение к конкретной действительности;
Интеграция в общество как конечная цель обучения
- выпускник, имеющий психофизическое нарушение, должен войти в общество как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности.
- Достижение конечной цели возможно лишь в том случае, если в массовых образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку.
- ЗПР во всех видах может корректироваться в таких условиях, которые соответствуют состоянию школьника .