Пояснительная записка
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах общества актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особенно остро стоит вопрос о социально-психологической адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в современное общество.
Одной из основных задач коррекционных занятий в школе является содействие максимально возможному личностному и интеллектуальному развитию детей с ЗПР.
Коррекционно-развивающая программа призвана дать учащимся представление о закономерностях психических процессов, вооружить подростка знаниями о самом себе: о том, какой он, как он развивается, какими способностями обладает и т.д. Каждый участник занятий сможет определить свои недостатки и выбрать пути их исправления. Это позволит корригировать и развивать познавательную сферу личности учащихся. Успешность учебно-воспитательного процесса напрямую зависит от уровня развития познавательных способностей и познавательной активности школьников, на что и направлена коррекционно-развивающая работа с детьми.
Цель программы: Преодоление школьниками трудностей в обучении, общении, социальной адаптации через самодиагностику, коррекцию и развитие: восприятия, внимания, моторики, памяти, мышления.
Задачи программы:
1. Обучать продуктивным приемам и навыкам познавательной деятельности, «умения учиться».
2.Повышать уровень мотивации учебной деятельности, развивать устойчивые познавательные потребности и интересы.
3. Формировать навыки самодиагностики, самоконтроля и саморегуляции.
4. Способствовать раскрытию индивидуальных особенностей и способностей.
5. Способствовать формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.
Принципы построения программы:
1. Принцип всестороннего подхода означает, что коррекционная работа не сводится к «исправлению конкретных недостатков». Она должна носить целостный, комплексный характер, ориентироваться на развитие личности и психики подростка в целом. Программа способствует развитию и коррекции познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-личностной сфер личности учащихся, задействует все виды деятельности учащихся: игровую, учебную, трудовую, коммуникативную, общественную и др.
2. Принцип системности предполагает использование в реализации программы всех технологий: психологических, медицинских, социальных, педагогических и их взаимосвязь. Медико-психологические технологии предусматривают систему действий, направленных на развитие адаптивной личности, способной преодолевать жизненные трудности и проблемы. Социально-педагогические технологии связаны с грамотным предоставлением информации, формированием учебной мотивации и созданием социально-поддерживающей системы из семьи и школы.
3. Принцип динамичности направлен на обеспечение непрерывности, целостности, постоянства воздействия на учащихся, а так же развитие и усовершенствование психологических и социально-педагогических технологий при реализации программы.
4. Принцип гуманности заключается в том, чтобы вовремя создать каждому школьнику необходимые условия, при которых он сможет максимально развить свои способности. Особого подхода в этом плане требуют подростки с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого школьника, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления являются чрезвычайно важными. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать каждого проблемного подростка, искать пути и средства для преодоления трудностей его развития. Принцип гуманности заключается в необходимости учитывать не только отрицательные стороны личности и недостатки школьников с проблемами в развитии, но и их положительные компенсаторные возможности, основанные на сохранных физических и психических функциях.
5. Принцип единства диагностики, коррекции и развития: коррекционно-педагогический процесс требует постоянного контроля за динамикой развития подростка и эффективностью выполнения коррекционной программы. Преодоление выявленного нарушения зависит от правильности и точности его установления.
Организация занятий:
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.
Методы:
1. Беседа, рассказ, объяснение.
2. Обучающая игра.
3. Арт-терапия.
4. Практическая работа.
5. Метод самодиагностики.
6. Метод опроса и анкетирования.
Формы организации деятельности учащихся:
- групповая;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Тематический план занятий
№ Занятия | Дата | Тема занятия | Основные понятия | Методики и задания |
1. | | Диагностика: исследование уровня умственного развития. | - исследование уровня умственного развития; - определение избирательности внимания; - изучения самооценки. | Школьный тест умственного развития; Избирательность внимания. Изучение общей самооценки |
2. | | Развитие зрительной памяти и внимания. | - развитие наблюдательности; - развитие зрительной памяти; - развитие внимания. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр- я на развитие зрительной памяти и внимания. Рефлексия занятия. |
3. | | Развитие концентрации внимания. | - развитие концентрации внимания; - развитие устойчивости внимания; - развитие наблюдательности; - развитие памяти. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие концентрации внимания. Рефлексия занятия. |
4. | | Развитие мышления и концентрации внимания. | - развитие концентрации внимания; - развитие мелкой моторики; - развитие мышления. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие мышления и концентрацию внимания. Рефлексия занятия. |
5. | | Развитие слуховой памяти. | - развитие устойчивости и произвольности внимания; - развитие слуховой памяти. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие слуховой памяти. «Заучивание слов». Рефлексия занятия. |
6. | | Развитие зрительной памяти. | -развитие зрительной памяти; - развитие концентрации внимания; - развитие устойчивости и произвольности внимания; - развитие мелкой моторики. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие зрительной памяти. Рефлексия занятия. |
7. | | Развитие концентрации внимания. | - развитие концентрации внимания; - развитие моторики. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие концентрации внимания. Упражнение на распределение внимания. Рефлексия занятия. |
8. | | Развитие наблюдательности. | - развитие концентрации внимания; - развитие наблюдательности; - развитие мелкой моторики. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие наблюдательности. Рефлексия занятия. |
9. | | Развитие слуховой памяти. | - развитие слуховой памяти. - развитие произвольного внимания; | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие слуховой памяти. Рефлексия занятия. |
10. | | Развитие мелкой моторики. | - развитие мелкой моторики. - развитие зрительной памяти; - развитие зрительного внимания; - развитие устойчивости внимания; | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие мелкой моторики. Рефлексия занятия. |
11. | | Развитие зрительного внимания. | - развитие зрительного внимания; - развитие слуховой памяти; - развитие концентрации внимания; - развитие мелкой моторики. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие зрительного внимания; Рефлексия занятия. |
12. | | Развитие переключаемости внимания. | - развитие переключаемости внимания; - развитие зрительной памяти; - развитие зрительного внимания. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие переключаемости внимания; Рефлексия занятия. |
13. | | Развитие концентрации и устойчивости внимания. | - развитие концентрации и устойчивости внимания. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие концентрации и устойчивости внимания. Рефлексия занятия. |
14. | | Развитие скорости внимания. | - развитие скорости внимания. - развитие устойчивости внимания; - развитие мышления; | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие скорости внимания. Рефлексия занятия. |
15. | | Развитие устойчивости внимания. | - развитие устойчивости внимания; - развитие скорости внимания; - развитие помехоустойчивости внимания. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие устойчивости внимания; Заключение. |
16. | | Развитие наблюдательности. | - развитие наблюдательности; - развитие устойчивости внимания; - развитие помехоустойчивости внимания. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие наблюдательности. Рефлексия занятия. |
17. | | Развитие концентрации внимания. | - развитие концентрации внимания; - развитие помехоустойчивости внимания; - развитие слуховой памяти. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие концентрации внимания. Рефлексия занятия. |
18. | | Развитие мелкой моторики. | - развитие мелкой моторики - развитие концентрации и устойчивости внимания; | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие мелкой моторики. Рефлексия занятия. |
19. | | Развитие ассоциативной памяти. | - развитие ассоциативной памяти; развитие концентрации внимания; | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие ассоциативной памяти. Рефлексия занятия. |
20. | | Развитие слуховой памяти. | - развитие слуховой памяти; - развитие концентрации внимания; - развитие зрительного внимания; - развитие мелкой моторики. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие слуховой памяти. Рефлексия занятия. |
21. | | Развитие логического мышления. | - развитие логического мышления.- развитие скорости переключения внимания; | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие логического мышления. Рефлексия занятия. |
22. | | Развитие наблюдательности. | - развитие наблюдательности; - развитие устойчивости внимания; - развитие помехоустойчивости внимания. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие наблюдательности. Графический диктант. Рефлексия занятия. |
23. | | Развитие памяти. | - развитие памяти; - развитие устойчивости и концентрации внимания; | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие памяти. Рефлексия занятия. |
24. | | Развитие мышления. | - развитие мышления; - развитие концентрации внимания. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие мышления. Рефлексия занятия. |
25. | | Развитие устойчивости внимания. | - развитие устойчивости внимания; - развитие скорости переключения внимания; - развитие концентрации внимания; | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие устойчивости внимания. Рефлексия занятия. |
26. | | Развитие мелкой моторики рук. | - развитие мелкой моторики рук; - развитие концентрации внимания. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. – упр-я на развитие мелкой моторики рук. Рефлексия занятия. |
27. | | Развитие наблюдательности. | - развитие наблюдательности; - развитие концентрации и устойчивости внимания; - развитие мелкой моторики; | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие наблюдательности. Упражнение на распределение внимания. Рефлексия занятия. |
28-29 | | Развитие концентрации и устойчивости внимания. | - развитие концентрации и устойчивости внимания - развитие мышления; -развитие наблюдательности. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие концентрации и устойчивости внимания. Рефлексия занятия. |
30-31 | | Развитие воображения. | - развитие воображения; - развитие концентрации и устойчивости внимания; - развитие мелкой моторики; | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие воображения. Рефлексия занятия. |
32. | | Развитие концентрации внимания. | - развитие концентрации внимания; - развитие воображения; - развитие мелкой моторики. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-я на развитие концентрации внимания. Рефлексия занятия. |
33. | | Развитие мыслительной операции «сравнение». | - развитие мыслительной операции «сравнение»; - развитие концентрации внимания. | Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Упр-е на развитие мыслительной операции «сравнение». Рефлексия занятия. |
34. | | Диагностика: исследование уровня умственного развития. | - исследование уровня умственного развития; - определение избирательности внимания; - изучения самооценки. | Школьный тест умственного развития; Избирательность внимания. Изучение общей самооценки. |
Тема занятия: Развитие мелкой моторики рук и других психических функций.
Цель: Коррекция и развитие психических процессов и психомоторики учащихся.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Коррекция зрительной и слуховой памяти.
Коррекция мыслительных процессов.
Коррекция мелкой моторики рук.
Развитие произвольности психических процессов.
Коррекционно-образовательные:
Развивать навык ориентирования на листе бумаги и в пространстве.
Активизация творческих способностей.
Развитие речи, логического мышления, внимания.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать умение осознанно выполнять инструкции взрослого.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие, трудолюбие, аккуратность.
Материалы для занятия:
Листы с изображением домика
Листы для выполнения графических заданий, цветные и простые карандаши, ручки.
Нитки, бусинки (по 10 штук каждому).
Коробка спичек на партах.
Разрезанные мозаики по количеству детей.
Аквариум (нарисованный на плакате), 10 нарисованных рыбок.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийное оборудование, колонки.
Презентация. Диски с релаксационной музыкой.
Электронное приложение к курсу О.А.Холодовой «Юным Умникам и умницам». Графические диктанты.
Ход занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся1. Вводный (мотивационно-организационный этап)
Задача:
Организовать обучающихся через привлечение внимания. Настроить на предстоящую работу, включить в деловой ритм занятия.
1.1. Организация деятельности обучающихся.
Психологический настрой.
- Прочитаем знакомое нам стихотворение хором
(слайд №2)
Каждый день – всегда, везде,На занятиях, в игре – Смело, четко говорим тихонечко сидим.
1.2. Разминка для пальцев:
1) вращение кистей;2) сжимание и разжимание пальцев в кулак;3) погладим котенка (поглаживающие движения рук);4) кольцо (соединяем большой и указательный пальцы);5) ладонь – ребро – кулак;6) расслабление (опустить руки вниз, встряхнуть их).
Эмоционально настраиваются на работу.
Чтение детьми хором стихотворения.
Отработка навыков правильного чтения
-Выполнение упражнений на развитие мелкой моторики рук
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Формулировка темы занятия.
- Ребята, как вы думаете, выполнив вот эти упражнения, над чем мы сегодня будем работать?
- Правильно, сегодня мы будем работать над упражнениями, которые требуют от вас активности рук, глаз, слуха.
(Учитель обращает внимание детей на рисунок аквариума, который прикреплен к доске)
- Наша цель сегодня – это постепенно заполнить аквариум рыбками. За каждое правильно выполненное задание, в аквариуме появится новая рыбка.- А для того, чтобы всё правильно получалось, что мы должны делать? (слайд №3)
Дети высказывают свои предположения, формулируют цели занятия.
Настрой на работу.
3. Основной (информационно-аналитический) этап.
1) Установить правильность и осознанность усвоения детьми изучаемого материала, выявление и коррекция пробелов, неверных представлений.
2) Стимулировать обучающихся к овладению приемами снятия эмоционального напряжения, способами запоминания.
- Итак, первое задание.1) Нарисуйте следы, которые ведут к домику (слайд №4, а на партах у каждого своя такая же картинка):
Следы можно нарисовать по-разному, как их представляют себе дети.
Варианты следов (слайд №5):
2) Время воспроизведения 5-10 секунд. Затем проверка.
- Расскажите, ребята, чьи следы вы нарисовали?
- Кого вы представили хозяином этого домика? Почему? (Появляется первая рыбка в аквариуме).
Рассматривание картинки
Рисование следов (развитие воображения, мелкой моторики рук)
Рассказы детей о жителях свох домиков
Развитие воображения.
2) Запомни и нарисуй фигурки (слайд №6).
(За работу на этом этапе появляется вторая рыбка в аквариуме).
Развитие зрительной памяти.
Дети по памяти рисуют фигуры.) Копирование по точкам (слайд №7).
Для этого берем 20 точек на странице через клетку, опускаемся на две клеточки вниз, ставим такие же точки, снова опускаемся на две клетки вниз и ставим такие же точки.. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Затем «печатаем» по точкам цифры и буквы по образцу или (если это детям по силам) под диктовку (2015 ГОД).
Аквариум пополняется новой рыбкой.
Развитие слухового восприятия.
Копирование по точкам цифр и букв по шаблону (конверт у каждого ученика)
Минутка отдыха (под музыку).
Утром бабочка проснулась,Потянулась, улыбнулась.Раз – росой она умылась,Два – изящно покружилась.Три – нагнулась и присела,На четыре – полетела.У реки – остановилась,Над водою закружилась. Дети выполняют движения по тексту.
Восстанавливают работоспособность.
4) Составление фигурок из спичек.
- Сложите следующие фигуры из спичек.
- Бабочка (слайд №8).
- Рыбка (слайд №9).
За выполненную работу в аквариуме появляются две рыбки.
Развитие мелкой моторики рук, внимания, памяти.
Работа в паре. Составляют фигурки из спичек.
5) Нанизывание бусинок на нитку.- Следующее задание: нанизывание бусинок (10 штук) на нитку и собрать слово.
КИТИН – (нитки) (слайд №10):
- Распустите нитки и свяжите узелком.
(Заранее приготовлены шерстяные трикотажные кусочки).
- За выполненную работу в аквариуме появляется ещё одна рыбка.
Дети нанизывают бусинки.Распускают приготовленные нитки и завязывают их узелком.
6) Мышечная релаксация.
На фоне негромко звучащей музыки учитель говорит спокойным голосом:
Реснички опускаются…Глазки закрываются…Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем…Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…Ноги тоже отдыхают…Отдыхают… засыпают. (2 раза)
Шея не напряженаИ рассла-а-бле-на…Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляются. (2 раза)Дышится легко… ровно… глубоко…
Пауза (минутки две).
Мы спокойно отдыхали,Сном волшебным засыпали…Хорошо нам отдыхать,Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,Их повыше поднимаем.Потянуться! Улыбнуться!Всем открыть глаза и
Красиво сесть!
В аквариуме – новая рыбка.
Дети выполняют все инструкции учителя.
Восстановление работоспособности, снятие напряженности.
7) Графический диктант
- Прочитайте стихотворение И.Токмаковой (слайд №11):
Подарили собаку.
Нет, не просто подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка
Он малюсенький пока…
Он идёт смешной-смешной,
Путается в лапах.Подрастёт щеночек мой-
Он поправдашний, живой.
- Кого мы будем сейчас рисовать?
- Правильно, мы сейчас будем рисовать собачку.
А теперь внимательно слушаете меня и начинаете работу на листочках с отмеченной точки. Итак, положили перед собой листочек, взяли карандаш и начинаем рисовать:
3 клетки вправо, 1- вверх, 1- вправо, 4- вниз, 7- вправо, 1- вверх, 1- влево, 8- вниз, 1- влево, 3- вверх, 5- влево, 3- вниз, 1- влево, 7- вверх, 3- влево, 3- вверх. Закончили работу.
- Посмотрите на образец собачки. (Электронное приложение к курсу О.А.Холодовой «Юным Умникам и умницам». Графические диктанты. Занятие 9)
- Получилась у вас такая собачка? У кого не получилась?
- Ребята, а теперь раскрасьте своего питомца, дайте ему кличку и напишите рядом. Прикрепите свои рисунки на доске.
- Посмотрите, какие красивые собачки у вас получились. Молодцы!
- В аквариум попадает ещё одна рыбка. Их стало восемь!
Выразительное чтение стихотворения детьми.
Ответы детей.
Учащиеся выполняют графический диктант
Ответы детей, помощь учителя и ребят тем, у кого не получилось.
Раскрашивание рисунка.
Прикрепляют рисунки на доске.
8) Работа с мозаикой.
- А теперь мы поработаем с мозаикой. Вы должны собрать свой рисунок из разрезанных частей. У каждого своя картинка.
Каждому ребенку дается не цветная картинка и цветная, разрезанная по линиям.
Ученик кладет перед собой нецветную картинку и выкладывает на неё разрезанные цветные квадраты и прямоугольники с изображениями лягушки, зайца, бабочки, белки и других зверей.
В это время учитель проверяет, как дети справляются с работой.
- За работу с мозаикой в аквариуме появляется девятая рыбка!
- Посмотрите, ребята, на наш аквариум. Он заполнен рыбками благодаря вам. Вы очень хорошо работали сегодня. Молодцы! Дети собирают картинку из разрезанных частей.
9) Оценочно-рефлексивный этап. Задачи:
1. Провести рефлексию текущего занятия, провести обратную связь.
2. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей развивающей работы.
- Чем же мы сегодня занимались?
- Ответ по буквам (слайд №12):
З – запоминали фигурки и рисовали их;
Б – с бусинками работали;
Р – расслаблялись;
К – копировали по точкам;
О – отгадывали;
Н – с нитками работали;
С – собачку рисовали;
Ц – цветными карандашами работали;
М – мозаику складывали.
- Что вам понравилось?
- Что было интересно?
- Что было трудно?
- Покажите лицом свое настроение.
- Благодарю всех за работу (слайд №13). Ответы детей.