Сообщение учителя-логопеда Бамбуровой М.В. на семинаре 29.10.2015 года .
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми с нарушением интеллекта.
ЦЕЛЬ: Коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
В процессе логопедического воздействия решаю следующие задачи:
Выявление детей, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и оказание им логопедической помощи.
Диагностика уровня сформированности разных сторон речи.
Углубленное изучение механизмов и методов коррекции нарушений речевой деятельности.
Выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах.
Констатация общего уровня речевого развития, специфики нарушений для определения программы и форм обучения, маршрута индивидуальной логопедической работы.
Логопедическая коррекция осуществляется по следующим разделам:
«Диагностика», «Коррекция», «Консультирование».
На логопедические занятия зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата – дизартрия, ринолалия; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи), а также дети, имеющие речевые нарушения, препятствующие успешному усвоению общеобразовательных программ по русскому языку, чтению.
I. ДИАГНОСТИКА
Раздел «Диагностика» представляет собой обследование состояния высших психических функций и речевого развития и предусматривает использование:
Методики обследования внимания, памяти, мышления.
Методики логопедического обследования.
Наглядного материала, используемого в ходе процедуры обследования ВПФ и речи.
Речевой карты, позволяющей провести анализ результатов.
1Первичную диагностику (ПД) психических функций и состояния речи воспитанника лучше всего проводить через 5-6 дней с момента поступления его в школу-интернат. Количество часов, отводимых на ПД, находится в тесной зависимости от состояния речи ребенка на данном этапе его развития, эмоционально-личностных особенностей ребенка, соматического здоровья.
ПД представляет собой развернутое обследование речи и анализ состояния речевой деятельности с целью постановки более дифференцированного речевого диагноза. Для этого проверяется состояние всех сторон речи. Конкретные методики обследования и принципы анализа полученных данных применяются с учетом того, что первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, так или иначе принимающих участие в формировании речи влечет за собой последующие негативные изменения речевой системы в целом. При обследовании все ответы детей фиксируются, т.е. заносятся в речевую карту, которая является документом, отражающим состояние речи ребенка. Её использование позволяет провести анализ результатов обследования и квалифицировать речевой дефект.
По результатам ПД выставляется логопедическое заключение и составляется индивидуальная программа реабилитации — ИПР (индивидуальный образовательный маршрут по коррекции (профилактике) устной и письменной речи и развитию ВПФ. Результаты ПД (и последующих) зачитываются на заседаниях ПМПК.
Следующая диагностика проводится через полгода с целью выявления динамики и внесения (по мере необходимости) коррективов в ИПР.
На этом этапе учитывается даже незначительная динамика (увеличение объёма памяти, выделение «лишней» картинки, повышение учебной мотивации, правильное выполнение артикуляционных упражнений, выполнение плавного длительного целенаправленного выдоха, усвоение какой-то одной грамматической категории, применение правила на письме, например: правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, правило о предложении, выделение заданного звука из слова, деление слова на слоги, припоминание и называние слов на заданный звук и т.д. ).
Необходимым условием организации ПД и последующего обследования является заполнение «Карты динамического наблюдения воспитанника», в которую заносятся все результаты диагностики для предстоящих ПМПК.
Предложенная система комплексного, всестороннего динамического обследования позволяет получить наиболее полное и адекватное представление о состоянии речи ребенка, правильно оценить структуру дефекта, выявить потенциальные возможности и предложить систему реабилитационных – коррекционно-развивающих мероприятий, позволяющих адаптировать ребенка к полноценной жизни в обществе.
II. КОРРЕКЦИЯ
Процесс коррекционно-развивающего обучения строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей. При этом отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Развитие и обучение детей с различными речевыми нарушениями и трудностями в обучении осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Все дети, имеющие речевые нарушения, подразделяются на группы. К каждой из них нужен особый подход в процессе коррекции и развития. Таким образом, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой — группы в целом.
Логопедическая коррекция в условиях школы-интерната осуществляется через: а) индивидуальные, и б) групповые занятия.
При коррекции речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную функциональную многоуровневую систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и развития речевого процесса. Индивидуальная коррекция проходит поэтапно, с анализом результатов работы на каждом этапе.
Коррекционный раздел логопедической работы включает два этапа:
Подготовительный этап, цель которого:
создание установки на коррекционную работу,
повышение чувства уверенности,
повышение учебной мотивации,
развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,
формирование фонематических процессов,
формирование самоконтроля;
Собственно коррекционно-развивающий этап направлен на коррекцию речевых нарушений:
постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь;
работу по усвоению и совершенствованию лексико-грамматических категорий,
формированию и развитию связной речи, навыков построения связного высказывания,
развитие тонкой моторики. Пропедевтика навыков письма. Предупреждение и коррекция дисграфии.
привитие навыков коммуникативного общения,
взаимодействия друг с другом.
параллельно с коррекцией речи происходит и коррекция личности.
Организация логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения, осуществляется по следующим направлениям:
Взаимосвязь логопедической работы с программой по русскому языку и чтению. Работа по коррекции речи проводится в тесной взаимосвязи логопеда, воспитателя, классного руководителя;
Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на любом этапе проводится над речевой системой в целом: фонетико-фонематической, лексической и грамматической;
Использование наглядности, компьютерных технологий с целью активизации познавательной и речевой деятельности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям;
Включение в каждое занятие игровых упражнения с целью повышения эмоциональной и умственной активности детей;
Максимальное использование при коррекции дефектов речи у детей различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического).
Например, организуя коррекционную логопедическую деятельность по формированию звукопроизношения, развитию фонематических представлений – фонематического слуха, анализа и синтеза слов, слогового анализа и синтеза, расширению и обогащению активного словаря, формированию связной речи, подбираю упражнения на развитие познавательных процессов – ассоциативного и конструктивного мышления, образной оперативной памяти, слухового и зрительного внимания.
При коррекции чтения применяются упражнения для расширения поля зрения – числовые и буквенные пирамиды, различные таблицы с буквами, «Путаница»; игры на распределение внимания – «Найди спрятанное слово», «Волшебный коврик», складывание разрезных картинок, пазлов.
При развитии сукцессивных процессов – игры на рядоговорение, выполнение многошаговых инструкций типа «Найди ключ», «Игрушки на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности). На развитие пространственных координаций – проводятся игры-тесты типа «Кулак-ребро-ладонь»; на развитие фонематических процессов – отстукивание ритмов «Телеграфист», «Составь слово (по первым звукам, слогам)». Для развития мелкой моторики рук используются игры с пальчиками, графические диктанты, штриховки.
Подбираю игры для развития мышления, требующие вербализации – на выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать, классифицировать (по изучаемым и изученным лексическим темам), установление логических связей, составление предложений, рассказов по серии сюжетных картинок, опорным словам и т.д.
• Организация рациональной двигательной активности: дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки и др.
• Применение психологических и психопрофилактических средств и методов, включающих в себя психогимнастику: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, релаксационные упражнения и этюды, подвижные и сюжетно-ролевые игры, создание благоприятного психологического климата с преобладанием положительных эмоций, обучение детей приемам мышечного расслабления.
Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти руки. Именно поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место на логопедических занятиях. Тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму.
На своих логопедических занятиях использую некоторые виды массажа и самомассажа: языка, ушных раковин, лица, кистей рук и стоп. Массаж оказывает общеукрепляющее воздействие, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Он стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Дети на занятиях обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.
На индивидуальных занятиях использую элементы су-джок терапии, её целью является нормализация мышечного тонуса. Опосредованное стимулирование речевых областей в коре головного мозга.
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику, отмечаются положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору - зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.
Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях использую гимнастику для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.
Так как большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в регулировании психических процессов возбуждения и торможения, то на занятиях я применяю такую форму обучения, как рисование пальцами. Этот процесс рисования воздействует на эмоциональное состояние, дыхательную функцию и психику, развивает речь и готовит руку к письму.
Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.
Для занятий я подбираю динамические паузы с использованием упражнений, синхронизирующих работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
III. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Консультативная работа включает в себя:
работу с педагогами школы-интерната. Оказываю помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи детей-логопатов;
работу с родителями (или их законными представителями)
Систематическое проведение коррекционно-развивающих (логопедических) занятий, как правило, приносит положительные результаты: у детей снижается или исчезает совсем страх речи в социально и личностно значимых ситуациях, повышается их коммуникативная активность.
Коррекционные занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие в формах учебного материала способствуют спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении занятий. Положительным моментом является и то, что задания направлены на включения всех анализаторных систем.
Схема построения занятий отличается от общепринятой следующим:
а) в оргмомент занятий включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика;
б) в ходе занятий предусматриваются мимческие, голосовые, дыхательные, физические упражнения;
в) на каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;
г) физпаузы и физминутки, кроме того, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия;
д) даются задания на словотворчество детей;
е) предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.
Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, результативны. Они способствуют:
развитию всех компонентов речи;
формированию навыка звукослогового анализа и синтеза;
развитию познавательных процессов;
развитию творческих способностей детей;
воспитанию нравственно-эстетических чувств, пробуждающих в детях доброту и чувство прекрасного.
Главное, о чем необходимо помнить, — занятие от начала до конца должно быть добрым!
Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.