Коррекционно-развивающее занятие для первоклассников
«Путешествие в волшебный зоопарк»
Цель занятия: установление контакта с детьми, создание благоприятного психологического климата, побуждение желания взаимодействовать, формирование УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных); развитие ведущих познавательных процессов (внимания, мышления, памяти); развитие мелкой моторики рук и межполушарного взаимодействия.
Структура занятия:
Вступительная часть: приветствие, сообщение темы и цели занятия.
Основная часть: задания, направленные на формирование УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных); упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики рук.
Заключительная часть.
Оборудование: доска, проектор, квадратный лист бумаги, ножницы, веревочка с цветными узелками, ключ, пластилин, доски для лепки, крупа (горох, рис, гречка), шаблоны бабочек, презентация.
Продолжительность занятия – 40 минут.
Ход занятия:
Вступительная часть:
Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в одно замечательное место, где нас ждет много приключений. Вам интересно, что это за место? Тогда, отгадайте загадку: «Всех животных я собрал, а людей смотреть позвал» (как вариант можно представить ребус на доске или включить запись разных голосов животных). Какие вы молодцы! Сегодня мы отправимся в путешествие в волшебный зоопарк.
Основная часть:
Доберемся мы туда тоже необычным способом. Ребята, а какие необычные средства передвижения использовали сказочные герои? (Емеля передвигался на печи, Баба Яга – в ступе и на метле и др.) Ребята, а какое транспортное средство использовал Алладин, герой знаменитого мультфильма? Правильно, он летал на ковре-самолете. И мы тоже полетим на ковре - самолете. А какой формы бывают ковры-самолеты (смотрим на слайде)? Я предлагаю вам сделать ковер самолет необычной формы и отправиться в путешествие на нем.
Задание 1. «Ковер-самолет»
Цель: развитие мышления.
Квадратный листок (ковер-самолет) сложили вчетверо и отрезали от него часть. Как будет выглядеть листок в развернутом виде? (на слайде четыре варианта того, как будет выглядеть лист в развернутом виде)
Ребята высказывают свои предположения, затем психолог разворачивает лист и все вместе обсуждают, почему получилась именно такая форма «ковра-самолета».
Задание 2. Дорожка в зоопарк
Цель: развитие мелкой моторики, формирование регулятивных УУД (планирование учеником действий, исходя из цели задания), формирование коммуникативных УУД (сотрудничество между учениками в поиске решения задачи, навыки принятия учениками компромиссного решения).
Вот мы стоим у дверей зоопарка, только он закрыт на замок. Нам нужно снять ключ с веревки, чтобы открыть замок на двери зоопарка. На веревке завязаны узелки разного цвета. Каждый из вас может развязать узелок только одного цвета. Причем сначала нужно развязать узелок красного цвета, потом зеленого, синего, оранжевого, черного, коричневого, желтого.
Ребятам нужно договориться, как это лучше сделать и определить порядок, в котором они будут развязывать узелки.
Задание 3. Запомни животных
Цель: развитие памяти, внимания.
Мы открыли двери зоопарка и сейчас можем увидеть, какие животные здесь обитают. Ребята посмотрите на животных и постарайтесь запомнить их.
Ребята смотрят на экран и запоминают животных и другие детали в течение 20 сек., затем отвечают на вопросы:
Какие животные живут в зоопарке?
Сколько слонов в зоопарке?
Какой цвет у самого необычного слона?
С чем играет зайчонок?
Сколько грибов было на иголках у ежика?
Молодцы, ребята, я вижу, что вы очень внимательны и наблюдательны.
Задание 4. Школа зверей
Цель: формирование личностных УУД (формирование внутренней позиции школьника).
Животные зоопарка тоже ходят в школу и первого сентября у них начались занятия. Только слоненок не пошел в школу, потому что он еще маленький и пойдет в первый класс только в следующем году. Что такое школа и зачем туда ходят, слоненок еще не знает. Ребятам нужно объяснить слоненку, какие правила поведения в школе существуют.
Физминутка «Экскурсия по зоопарку»
Цель: снятие мышечного напряжения
Давайте представим, что мы с вами звери. Сейчас вы должны изображать животного, которого услышите в моем рассказе и вы должны делать то, что делают эти животные. Договорились?
«Мы идем по зоопарку. Здесь очень много разных животных: зайчата, слонята, лягушата, обезьянки, коровы, крокодилы. Вот мы проходим клетку с обезьянками. Они высоко прыгают, показывают друг другу языки, дергают друг друга за руки и издают очень громкие звуки. Зайчата в своей клетке сначала прижали ушки, испугавшись прохожих, но потом стали прыгать на своих местах, шевелить хвостиками и угощать морковкой друг друга. Крокодилы раскрывая свою пасть, пытались поймать лучики солнца. Слонята кружились на месте, терлись хоботками друг о друга. Коровы жевали траву и громко мычали. Медведь переваливался с лапы на лапу и потягивался до самого неба. Веселые лягушата прыгали с места на место, хлопали в ладоши. Все звери зоопарка были рады чудесному солнечному дню».
Задание 5. Постучи в волшебную дверь
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Есть еще одно место, где мы с вами не успели побывать. Это волшебная поляна. Ее двери тоже закрыты и попасть туда мы сможем, постучав в дверь поляны, используя определенную комбинацию, шифр, воспроизводимый с помощью рук (комплекс на развитие межполушарного взаимодействия «кулак – ребро – ладонь» выполняется по 8 раз правой, левой рукой и обеими руками одновременно). Давайте постучим в дверь сначала правой рукой, затем левой рукой и двумя руками одновременно.
Молодцы, двери поляны открылись.
Кто живет на этой поляне, вы узнаете отгадав загадку: «Над цветком порхает, пляшет, веерком узорным машет». Совершенно верно, на волшебной поляне живут бабочки.
Задание 6. Дождик
Цель: развитие умения следовать указаниям взрослого, сплочение коллектива.
Вчера в зоопарке прошел дождь, ребята, а вы когда-нибудь слышали, как начинается дождик? Предлагаю прямо здесь, в этой комнате послушать, как начинается дождь. Постучите указательным пальцем правой руки по раскрытой ладошке левой руки (психолог показывает, что нужно делать) – так дождик только начинает. Вот дождик усиливается и с неба падают уже две капли дождя (барабанят двумя пальцами по ладошке).
Задание 7. Сосчитай бабочек
Цель: развитие внимания.
Ребятам нужно сосчитать, сколько бабочек на поляне.
Вчера на поляне прошел дождь и смыл пыльцу с крыльев бабочек и теперь их совсем не видно среди ромашек. Смотритель зоопарка забыл, сколько бабочек живет на волшебной поляне. Давайте поможем ему сосчитать бабочек на поляне (на слайде бабочки, спрятанные в ромашках).
Задание 8. Укрась бабочку, работа в паре
Без пыльцы на крылышках бабочки выглядят неярко, у них нет былой красоты. Давайте поможем бабочкам вернуть былую яркость. Сейчас я поделю вас на пары, каждая пара будет украшать свою бабочку, используя пластилин и крупу. Ребята, а какие крылья у бабочки? Посмотрите внимательно на доску (слайд с изображением бабочки). Правильно, у бабочки крылышки одинаковые: на них одинаковые узоры, одинаковые цвета. Вы должны помнить это, работая вместе. Но каждый из вас делает свое крылышко.
Когда ребята заканчивают украшать бабочек, их прикрепляют на заранее заготовленную поляну, сделанную из ватмана и цветной бумаги. У ребят спрашивают, получилось ли у них выполнить задание, какие были трудности.
Заключительная часть
Вот и подходит к концу наше путешествие. Ребята, а каких обитателей зоопарка вы запомнили?
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми заданиями и нам пора возвращаться домой. Спасибо вам за участие, до свидания.