Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда на школьном логопункте ( из опыта работы учителя)»
Коррекционно- развивающая работа учителя - логопеда
с логопатами на школьном логопункте при МОУ гимназии №3
проводится по направлениям
словарного запаса, обогащение активного словаря
Развитие познавательных процессов
Формирование связной речи
Совершенствование пространственно- временных ориентировок
Развитие мелкой моторики рук
Развитие тактильных ощущений посредством дермалексии (узнавание буквы написанной на спине, руке, в воздухе рукой ребёнка, узнавание на ощупь.)
Расширение поля зрения ребёнка( таблицы Шульта, лото, слайды).
Развитие конструктивного мышления ( моделирование и реконструирование букв из палочек, складывание картинок, пазлы).
Изобразительно-графические способности. Развитие сукцессивных способностей. Упражнения на последовательность действий и планирование.
Организация логопедической помощи на логопункте при МОУ гимназии №3
С 1 по 15 сентября проводится обследование состояния речи детей, поступивших в гимназию.
Обследование проводится поэтапно:
1 этап- Первичное обследование (комплексное)
Цель: Выявление речевых нарушений в устной речи у первоклассников
Обследуются основные компоненты речи:
Фонетика ( звукопроизношение)
Фонематика ( фонематическое восприятие, слух, звуко- буквенный анализ и синтез, дифференциация звуков, )
Лексика ( активный и пассивный словарный запас слов, употребление в речи антонимов, синонимов, омонимов и т.д)
Грамматика (грамматический строй речи).
Определяется уровень речевой готовности первоклассников
Результаты обследования фиксируются в протоколах и ’’Журнале обследования устной и письменной речи”.
Обследование неречевых процессов
развития познавательных процессов
уровня утомляемости, работоспособности и истощаемости нервных процессов.
развития эмоционально-волевой сферы
Логопедическое обследование проходит в тесном контакте и сотрудничестве с медицинскими работниками. Отмечаются и учитываются медицинские рекомендации при организации и оказание логопедической помощи
2 этап -Обследование письменной речи учащихся 2-4 классов
Проводится на основании результатов контрольных срезов и обследования письменных работ (с 15 мая по 30 мая и с 1 по 15 сентября)
Основная форма обследования - результаты контрольных срезов и обследования письменных работ (с 15 мая по 30 мая и с1 по 15 сентября)
Результаты комплексного логопедического обследования( средние статистические данные за 5 лет)
Первоклассники( устная речь)
27% первоклассников имеют нарушения в звукопроизношение
46% -недостатки в сформированности фонематических процессов
у 5% учащихся наблюдается общее или нерезковыраженное недоразвитие речи
у 16 % наблюдаются недостатки в формирование грамматического строя и развития связной речи
36 % посещали логопеда до школы
Высокий уровень речевой готовности имеют 27%, средний—69%, низкий- 5%
45% учащихся отобрано на логопедические занятия
Интегрированные траектории совместной деятельности
Основные траектории в корекционно- развивающей работе логопеда
индивидуальный и дифференцированный подход к ребёнку;
учет возрастных, физиологических особенностей, руководствуясь факторами естественного, природного развития ребёнка;
ориентир на « зону ближайшего развития»;
применение здоровьесберегающих технологий;
социализация и адаптация ребёнка;
развитие эмоционально-волевой сферы ;
тесный контакт и сотрудничество с родителями, классными руководителями( консультации, беседы, выступления на родительских собраниях, совместные практические и обучающие занятия
Основная задача учителя – логопеда
Коррекционно-развивающие занятия проходят в форме индивидуальных и групповых занятий:
Информационные технологии в логопедии
В перспективе использование практических информационных технологий ( приобретение компьютера в логопед. кабинет и использование его логопедом для оформления документации, подготовке занятий, пособий, таблиц ,алгоритмов , а так же для практических заданий для детей.)
Сфера деятельности учителя – логопеда выглядит так:
Структура логопедической помощи на логопункте при МОУ гимназия №3
Диагностика речевых нарушений в устной и письменной речи.
Проектирование дифференцированных траекторий коррекционно –развивающей работы.
Диффенцированное устранение речевых недостатков за счёт использования специальных методик ,методов и приёмов
Социализация логопата
Поиски путей в профессиональном направление(различные уровневые результаты совместной и интегрированной деятельности учителей и специалистов)
Литература
1Елецкая О.В..Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической
работы в школе.-М.:ТЦ Сфера,2005.
2.Ефименкова Л.Н.,мисаренко Г.Г.Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.-М.,1991
3.Проект Положения о логопедическом пункте при общеобразовательном учреждении//Дефектология.1992.№5/6
4.Садовникова И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.-М.,1995
5.Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе.-М.,1996