Тема: Имя числительное
Цель: Учить согласовывать количественные числительные с существительными.
Задачи:
Коррекционно-обучающие: развитие у детей умения складывать количественные числительные с существительными мужского и женского рода, выделение окончаний существительных мужского и женского рода при согласовании с количественными числительными, закрепление умения согласовывать количественных числительных с существительными на уровне словосочетания и предложения.
Коррекционно-развивающие: развитие слухового внимания, зрительного восприятия.
Воспитательные: воспитывать уважение и любовь к русскому языку.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к занятию, тетради, ручки, карточки с вопросами, карточки с окончаниями.
Ход занятия:
Организационный момент
Л: Ребята, здравствуйте! ( на доске написан ряд слов: рисунок, рисовать, девять,пшеница, решать, тетрадь, два, строить, пять)
Ребята, скажите, что такое существительное?
Д: Часть речи, которая обозначает предмет. Отвечает на вопросы кто? что?
Л: Хорошо. А что такое глагол?
Д: Часть речи, которая обозначает признак предмета. Отвечает на вопрос что делать? Что сделать?
Л: Молодцы, ребята! Прочитайте слова, записанные на доске.
А теперь распределите эти слова по группам. (Имя существительное, глагол)
Давайте проверим, как вы распределили слова.
Какие слова не записали?
Д: Девять, два, пять.
Л: Куда мы запишем эти слова?
Ребята, это числительные. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов и порядок предметов при счете. Отвечает на вопрос сколько? И какой?
Сегодняшнее занятие необычное. Необычно оно тем, что совершим мы сегодня путешествие в страну Числительных. Путешествие тоже не простое. Мы отправляемся за кладом! Целью нашего путешествия является поиск клада, найти его вам помогут знания.
Основная часть
Л: Итак, ребята, мы с вами на поляне ребусов. Чтобы справиться с заданием, надо проявить смекалку.
Д: Сторож, стол, стриж, столица, подвал
Л: Молодцы! Путешествие наше продолжается. Преодолеть эти горы возможно, выполнив ряд заданий с записанными числами: 1, 2, 5.
Составьте и запишите словосочетания с этими числительными.
Назовите существительные мужского рода. Назовите окончания при их изменении.
Т.к. мы с вами справились с заданиями, мы можем продолжить наше путешествие.
Мы с вами попали в непроходимый лес. Чтобы пройти через этот лес надо показать умение составлять предложения со словосочетаниями, которые можно составить при помощи картинок и цифр.
Картинки: 1 клетка, 2 совы, 5 ласточек, 4 велосипеда, 7 самолетов.
Л: Назовите существительные женского рода. Назовите окончания при их изменении.
Физминутка
Л: Отдохнём?
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Л: Ребята, мы с вами оказались в пустыни. Чтобы преодолеть пустыню необходимо изменить словосочетания по образцу.
Образец: пять ворон – две вороны
Три сороки – пять … четыре коровы – шесть …
Одно ведро – пять … один трамвай – два …
Л: Вот мы и приблизились к стране Числительных. Но так просто нас не хотят пускать. Мы должны немного написать о себе.
Составьте небольшой рассказ о себе и о своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.
Меня зовут … . Мне … лет. Я учусь в … классе. В нашем классе … человек: … девочек и … мальчиков. Сегодня у нас … уроков.
Заключительная часть
Л: Ребята, нам дали еще одно задание, выполнив которое мы точно попадем в страну. Вы получите карточку, на которой написан вопрос. Ваша задача ответь на эти вопросы.
Сколько было братьев у Ниф-Нифа? (Два или двое)
Какой по счету в году месяц март? (Третий)
Сколько лет в одном веке? (Сто)
Назовите волшебное числительное многих сказок. (Три)
Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три.)
Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать? (Семь)
Л: Молодцы, ребята! А ваши ответы были какой частью речи?
Д: Числительными.
Л: Правильно! Проделав долгий путь, мы достигли цели нашего путешествия. Вот ваш клад! За ваши знания и умения в этом сундуке отличные оценки!




Задание №1. Запиши в тетрадь прописью цифры
1 клетка, 2 совы, 5 ласточек, 4 велосипеда, 7 самолетов.
Задание № 2. Запиши по образцу
Образец: пять ворон – две вороны
Три сороки – пять … четыре коровы – шесть …
Одно ведро – пять … один трамвай – два …
Задание № 3. Составьте небольшой рассказ о себе и о своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.
Меня зовут … . Мне … лет. Я учусь в … классе. В нашем классе … человек: … девочек и … мальчиков. Сегодня у нас … уроков.
Задание №1. Запиши в тетрадь прописью цифры
1 клетка, 2 совы, 5 ласточек, 4 велосипеда, 7 самолетов.
Задание № 2. Запиши по образцу
Образец: пять ворон – две вороны
Три сороки – пять … четыре коровы – шесть …
Одно ведро – пять … один трамвай – два …
Задание № 3. Составьте небольшой рассказ о себе и о своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.
Меня зовут … . Мне … лет. Я учусь в … классе. В нашем классе … человек: … девочек и … мальчиков. Сегодня у нас … уроков.