Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края
КГБПОУ «Алтайская академия гостеприимства»
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
ОГСЭ.06 Экономическая география Алтайского края
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
260807 Технология продукции общественного питания
Базовая подготовка
(заочное обучение)
Барнаул 2015
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УР Директор КГБПОУ «ААГ»
__________Т.А. Рожкова ____________В.Ф. Косинова
«___»_____________20__ г. «___»______________20__ г.
Рассмотрена на заседании
ПЦК естествознания
Зав. ПЦК__________ Г.А. Горлова
«____»______________20__г.
Разработчик(-и):
КГБПОУ «ААГ» ____________ ______________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты от работодателя1:
____________ _________________ _____________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств……………………….4
Контрольно-оценочные материалы для текущего контроля……………….8
Контрольно-оценочные материалы для промежуточного контроля……...16 Контрольно-оценочные материалы для итогового контроля…. ……….....18
5.Приложение А Критерии оценивания ……………………………………….25
1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Область применения комплекта оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств (далее – КОС) по дисциплине ОГЭС.06 «Экономическая география Алтайского края» предназначен для осуществления текущего, итогового контроля обучающихся в форме зачёта.
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Экономическая география Алтайского края».
КОС разработаны на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) и рабочей программы учебной дисциплины «Экономическая география Алтайского края» для специальностей среднего профессионального образования.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 8 часов;
самостоятельной работы обучающегося 46 часов.
Таблица 1 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке.
Умения | Знания |
У1 давать комплексную характеристику территориальным социально-экономическим системам разного иерархического уровня; | З1основные понятия и термины курса (экономико-географического положения, географический детерминизм, территориальная (пространственная) организация хозяйства, территориальные социально-экономические системы, хозяйство края, природные ресурсы, природно-ресурсные потенциал, миграция населения, трудовые ресурсы др.); |
У2 определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; | З2особенности размещения производительных сил в Алтайском крае; |
З3методы изучения территориальных социально-экономических систем; |
У3показывать различия в уровне социально-экономического развития районов Алтайского края; | З4размещение и основные параметры природно-ресурсного потенциала Алтайского края; |
Изучение учебной дисциплины «Основы философии» способствует формированию следующих компетенций: ОК 1 –10
ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности..
ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК.10 Исполнять воинскую обязанность,в том числе с применением полученных профессиональных знаний.
Основные источники:
Гриненко, Г.В. История философии: учебник. -2-е изд,.испр. и доп.-М.: Юрайт-Издат,2010.-688 с.
Губин, В.Д. Основы философии: учеб. Пособия для СПО/ В. Д. Губин. – М.: Остожье, 2009. – 384 с.
Кохановская, В.П. Философия для СПО./ В.П. Кохановская. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2009. – 320 с.
Хруставлев, Ю.М. Общий курс философии: учебник для студентов вузов. Т.1. Т.2./ Ю.М. Хрусталев. –М.: АЗУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2009. – 609.
Якушев, А.В. Философия: конспект лекций в схемах/ А.В. Якушев.- М.: Приор, 2009. – 256 с.
Дополнительные источники:
6 Грядовой, Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1. Учебник./ Грядовой Д.И. – М.: Юнити – Дана, 2009. – 463.
7 Грядовой, Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое время. Книга 2. Учебник./ Грядовой Д.И. – М.:Юнити – Дана, 2009. – 455.
8 Грядовой, Д.И. История классической философии. Новое время. Европейское просвещение XVIII в., Книга 3. Учебник./ Грядовой Д.И. – М.:Юнити – Дана, 2010. – 483.
9 Никитин, Л.А. История и философия науки. Учебное пособие./ Л.А. Никитин. – М.: Юнита – Дана, 2008 – 335 с.
10 Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие/ Г.И. Рузавин. - М.: Юнита – Дана, 2009– 287 с.
11 Наука и религия: научно – популярный журнал ООО «НИР Лтд»
12 http^//vphil.ru/index.php?option=com conten +&task=view&id=131T
13 htfp://www.ata//eng.ru//d/phil/070.h+m Основы философии Канке В.В. –М.: Логос, 2008 – 288 с.
14 htfp//www.polistudies/ru Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)
Элемент учебной дисциплины | Формы и методы контроля |
Текущий контроль | Промежуточный контроль | Итоговый контроль |
Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З | Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З | Форма контроля | Проверяемые ОК, У, З |
Раздел 1 Теоретические основы экономической географии Алтайского края | | | | | Х | Х |
Тема 1.1 Основные тенденции развития и размещения географии Алтайского края . | Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | У1,У2,У3З1,З2,З3ОК1,ОК3,ОК4
| | | Х | Х |
Тема 1.2 Общая характеристика экономики и хозяйственного комплекса Алтайского края | Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | У1, У2,У3,З1,З2 ОК 2, ОК3,ОК4, | | | Х | Х |
Раздел 2 Промышленность Алтайского края | | | | | Х | Х |
Тема 2.1 Отрасли промышленности | Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | У1,У2,У3,З1, З2,ОК 3,ОК4 | | | Х | Х |
Раздел 3 География сельского хозяйства | | | | | | |
Тема 3.1 Отрасли сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности | Устный опрос Тест Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | У1,У2, З1,З2, ОК2, ОК3,ОК4 | | | Х | Х |
Раздел 4 Развитие торговли на Алтае | | | | | Х | Х |
Тема 4.1География внутренней торговли и внешней торговли | Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | У1,У2,У3,З1, З2,ОК 3,ОК4 | | | Х | Х |
| | | | | Зачёт | У1,У2,У3 З1,З2,З3,З4, ОК2,ОК3,ОК4, ОК5,ОК6,ОК7 |
1 КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Раздел 1 Теоретические основы экономической географии Алтайского края
Тема 1.1 Основные тенденции развития и размещения географии Алтайского края
Устный опрос
Ответьте на вопросы:
1. Характеристика географического положения Алтайского края..
2. Климатические условия Алтайского края.
3. Динамика ВРП.
4. Основные отрасли экономики Алтайского края.
5. Перспективы развития Алтайского края.
Самостоятельная работа обучающихся:
Проанализировать промышленность Алтайского края по отраслям.
Подготовить доклады по одному из городов или районному центру
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания: учебная аудитория.
2. Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
3. Оборудование: нет
Тема 1.2 Общая характеристика экономики и хозяйственного комплекса Алтайского края
Устный опрос
Ответьте на вопросы:
1 История формирования хозяйства Алтая. Современное положение хозяйственного комплекса Алтайского края. Депрессивность развития промышленности края.
Динамика численности и размещение населения. Факторы роста населения. Различие в возрастной и половой структуры населения. Трудовые ресурсы и их занятости. Миграция населения и её влияние на географию Алтайского края.
Население городское и сельское.
Расположение городов и их классификация.
Промышленность городов и экономических районов. Характеристика экономических районов края
Самостоятельная работа обучающихся:
Проанализировать промышленность Алтайского края по отраслям.
Подготовить доклады по одному из городов или районному центру
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания: учебная аудитория.
2. Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
3. Оборудование: нет
Раздел 2 Промышленность Алтайского края
Тема 2.1 Отрасли промышленности
Устный опрос
Ответьте на вопросы:
1. Основные тенденции в развитии и размещении горнодобывающей промышленности Алтайского края.
2. Современная характеристика тяжелой и легкой промышленности.
3. География химической и нефтехимической промышленности. Влияние НТР на развитие химической промышленности. Развитие и размещение химической промышленности в городах и поселках Алтайского края.
4. География машиностроительной промышленности. Транспортное машиностроение. Производство оборудования для транспорта. Электронное оборудование, приборы.
5. География топливно-энергетической промышленности. Развитие электроэнергетики в Алтайском крае. Размещение запасов, добычи и экспорта основных видов топливно-энергетического сырья. Текстильная, хлопчатобумажная и деревообрабатывающая промышленность. Размещение данных видов промышленности по территории края.
6. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Общая характеристика. Особенности лесной и деревообрабатывающей промышленности. Виды промышленных предприятий их цели и задачи.
7. пищевая промышленность. Размещение и характеристика отрасли пищевой промышленности: маслодельно-сыроваренная, сахарная, мукомольная, табачная, кондитерская, ликероводочная
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания: учебная аудитория.
2. Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
3. Оборудование: нет
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат и презентацию об одном из предприятий любой отрасли
Раздел 3 География сельского хозяйства
Тема 3.1 Отрасли сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
Устный опрос
Ответьте на вопросы:
1. География зернового производства. Размещение и динамика производства зерна по районам края. Хлебная торговля производителей различного вида зерновых культур. Характеристика основных сельскохозяйственных культур.
2. География производства технических культур. Их характеристика и расположение по выращиванию на территории края.
3. География животноводство. Динамика и размещения животноводства в крае. Характеристика животноводства по району. Торговля продуктами животноводства. Уникальные отрасли животноводства в крае: мараловодство, козоводство, звероводство.
4.География пчеловодства и рыболовство. Общая характеристика, размещение и эффективность
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания: учебная аудитория.
2. Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
3. Оборудование: нет
Самостоятельная работа обучающихся
Доклад: Основные автомобильные дороги Алтайского края имеющие международное значение.
Раздел 4 Развитие торговли на Алтае
Тема 4.1География внутренней торговли и внешней торговли
Устный опрос
Ответьте на вопросы
Основные формы внешнеэкономических связей торговли.
Задачи географии международных экономических связей и торговли.
Развитие и географическое направление внешней торговли Алтайского края как внутри страны так и за её приделами.
Экономическое и научно-техническое сотрудничество Алтайского края с другими странами. Формы экономических связей Алтайского края с регионами России.
Условия выполнения задания:
1. Место (время) выполнения задания: учебная аудитория.
2. Максимальное время выполнения задания: 20 мин.
3. Оборудование: нет
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат по теме: «Крупные предприятия торговли Алтайского края» перспективы их развития. Составить таблицу внешней торговли с разными регионами России и СНГ
3КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
Вопросы ДЛЯ ЗАЧЕТА
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА
По дисциплине «Экономическая география Алтайского края»
Для специальности 260807 Технология продукции общественного питания
3 курс 5 семестр форма обучения заочная
уровень образования базовый
Вариант №1
Задание 1.
Выбери правильный ответ и поставь букву
1. Фактор, определяющий уровень развития машиностроительных предприятий?
наличие разветвленной сети железных и автомобильных дорог;
широкое гражданское строительство;
удобный вход на сырьевой рынок
все выше перечисленные
2. Важным фактором, определяющим высокий уровень развития машиностроения в Алтайском крае является…
благоприятные природно-климатические условия;
близость металлургической базы Кузбасс;
наличие разнообразных полезных ископаемых.
3. Что является целью аграрно-экономических отношений?
стимулирование интересов товаропроизводителей путем использования правовых и экономических рычагов для наращивания производства сельскохозяйственного сырья;
создание условий для формирования структур;
обеспечить эквивалентность обмена между сельским хозяйством и промышленостью на основе паритетных цен.
5. Как в Алтайском крае развита лесная и деревообрабатывающая промышленность?
слабо;
не развита вообще;
хорошо.
Задание 2.
Каждый вариант ответа обоснуйте и опишите его.
Вариант №2
Задание 1.
Выбери правильный ответ и поставь букву
Какой из перечисленных экономических районов является главным?
Кулунда и кулундинские степь;
Предалейская лесостепная зона;
Горно-алтайская (Республика Алтай);
все выше перечисленные.
Главное место в отрасли машиностроения принадлежит…
тяжелому и транспортному машиностроению;
транспортному и сельскохозяйственному машиностроению;
железнодорожному машиностроению.
В чем заключается суть программы «Плодородие»?
в сохранении и повышении почвенного плодородия;
в освоении почвозащитных научно-обоснованных систем;
в сохранении и повышении почвенного плодородия, освоении почвозащитных научно-обоснованных систем.
От чего зависит развитие системы расселения Алтая?
от уровня и направленности экономического развития;
от плотности населения;
от климатических условий.
Одной старейшей под отраслей в структуре пищевой промышленности на Алтае была…
Мясоперерабатывающая;
Мукомольно-крупяная;
Рыбоперерабатывающая.
Задание 2.
Каждый вариант ответа обоснуйте и опишите его.
Вариант №3
Задание 1.
Выбери правильный ответ и поставь букву
Одна из главных причин «глухого отстоя» завода «Синтетического волокна» в Барнауле?
отсутствие выхода на сырьевой рынок;
отсутствие финансов;
проблемы с энергоснабжением;
отсутствие сырья (капролактамы);
проблема с трудовыми ресурсами.
Что является основной продукцией Барнаульского котельного завода?
паровые котлы, тягодутьевые машины;
паровые котлы, транспортные двигатели;
арматура для строительных предприятий.
Какой критерий играют важную роль в развитии сельскохозяйственного производства и достижений высоких результатов получении «товара»?
уровень технической оснащенности;
поливные пахотные земли;
высокая эффективность труда крестьян.
Какой характер имеют процессы миграции населения в Алтайском крае?
параболический;
круговой;
циклический.
Какая отрасль промышленности в XVIII-XIX в.в. была определяющей для экономики Алтайского края?
химическая и нефтехимическая;
машиностроение и металлообработка;
пищевая и перерабатывающая.
Задание 2.
Каждый вариант ответа обоснуйте и опишите его.
Вариант №4
Задание 1.
Выбери правильный ответ и поставь букву
что способствовало развитию в Алтайском крае промышленности строительных материалов в 70-80 годы?
широкое промышленное и гражданское строительство, разведанные запасы сырья;
широкое развитие производства машиностроения;
подключение всех городов и рабочих поселков в производство строительных материалов.
Какую продукцию производит завод «Алтайтяжмаш»?
гидравлические и механические прессы;
запчасти для сельскохозяйственных машин;
оборудование для геологических изысканий.
Какую (преимущественно) сельскохозяйственную культуру выращивают в западных районах Кулунды и Алтайских степей?
масленичную;
засухоустойчивую крупяную культуру;
высокоустойчивую твердую зерновою культуру.
Какие районы Алтайского края несут малые потери в численности населения по причине низкой рождаемости и миграционной убыли?
Заринский, Шипуновский, Павловский;
Славгородский, Рубцовский, Залейский;
Алейский, Краснощековский.
Какая отрасль промышленности Алтая занимает ведущее место?
химическая и нефтехимическая;
машиностроение и металлообработка;
пищевая и перерабатывающая.
Задание 2.
Каждый вариант ответа обоснуйте и опишите его.
Вариант №5
Задание 1.
Выбери правильный ответ и поставь букву
В какой период произошел резкий спад экономики в алтайском крае
средина 80-х;
конец 90-х;
между 1991-1992 г.г.;
между 1984-1986 г.г.;
к началу 90-х.
В каком городе Алтайского края находится крупнейший в Сибири льнокомбинат?
Славгороде;
Рубцовске;
Бийске.
Какое место сегодня занимает фермерский сектор аграрно-промышленного комплекса в Алтайском крае?
одним из крупнейших в Сибири;
одним из крупнейших в России;
одним из крупнейших в мире.
Какой предгорный район Алтая характеризуется высокой плотностью сельского населения?
Кытмановский;
Мамантовский;
Солонешенский.
Сколько процентов Алтайского краевого промышленного производства приходится на долю машиностроения?
около 70%;
менее 60%;
около 30%.
Задание 2.
Каждый вариант ответа обоснуйте и опишите его.
Вариант №6
Задание 1.
Выбери правильный ответ и поставь букву
Какие отрасли промышленности занимают в Алтайском крае ведущее место?
машиностроение;
химическая и нефтехимическая;
пищевая
металлообрабатывающая.
С чем связано сокращение численности населения в Алтайском крае в 20-30 г.г.?
Строительство железной дороги Барнаул-Новосибирск;
Освоение целинных и залежных земель в Казахстане;
Строительство Кузнецкого металлургического комбината.
С интенсивностью каких отраслей сельскохозяйственного производства связано экономическое благополучие сельских товаропроизводителей.
Полеводство и животноводство;
Животноводство и растениеводство;
Растениеводство и садоводство.
Чем характеризуется достижения машиностроительного комплекса Алтайского края?
Ростом объемов производства;
Созданием и выпуском прогрессивных видов продукции;
Внедрением современных технологий;
Всем выше перечисленным.
Доля машиностроения в промышленности Алтайского края за 1997 год…
Сократилась с 19,7% до 16,1%;
Увеличилась от 20% до 23,4%;
Осталось неизменной до 1999 года.
Задание 2.
Каждый вариант ответа обоснуйте и опишите его.
Преподаватель______________________/________________________
Приложение А - Критерии оценки
Критерии оценки для теста:
Оценка | Критерии2 |
«Отлично» | 85 – 100 % правильных ответов |
«Хорошо» | 70 – 84 % правильных ответов |
«Удовлетворительно» | 55 – 69 % правильных ответов |
«Неудовлетворительно» | 55 % правильных ответов |
Критерии оценки устного ответа:
«Отлично» заслужил ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
«Хорошо» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«Удовлетворительно» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«Неудовлетворительно» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ: «Отлично» Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме. «Хорошо» Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы. «Удовлетворительно» Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами. «Неудовлетворительно» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки. |
| |
Критерии оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента:
уровень освоения студентом учебного материала,
умение использовать теоретические знания при выполнении практических работ,
cформированность общеучебных умений,
обоснованность, логичность и четкость изложения ответа,
умение аргументировать ответ,
оформление материала в соответствии с требованиями.
1 В соответствии с требованиями ФГОС необходимо приложить документы, подтверждающие факт согласования комплекта контрольно-оценочных средств, входящих в состав ОПОП ОУ, с представителями профессионального сообщества (работников и или специалистов по профилю получаемого образования, руководителей организаций отрасли, профессиональных экспертов и др.)
2 Пашкевич А.В. Основы проектирования педагогической технологии. Взаимосвязь теории и практики: Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., испр. И доп.- М.: РИОР: ИНФРА –М, 2015. – 76 с.
1