СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коспект занятия "Зимующие птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коспект занятия "Зимующие птицы"»

Конспект НОД в средней группе на тему «Зимующие птицы»

Автор: Зенченко Е.А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 города Новозыбкова»
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) по теме «Зимующие птицы». Материал знакомит детей с птицами родного края, нуждающимися в подкормке в зимнее время.
Демонстрационный материал: презентация на тему «Зима» на флеш-носителе, карточки с изображением птиц, птичьего корма, кормушка, образцы корма для птиц.
Оборудование: аудио проигрыватель, записи звуков птиц, муз. игра «Сани», физминутка «Птички» на флеш-носителе.
Цель: формирование представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.
2. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.
3. Расширять знания детей о птицах родного края.
4. Учить правильно подкармливать птиц.
Предварительная работа: организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), проведение подвижных игр «Воробьишки и автомобиль», «Снегири», «Воробей», пальчиковой гимнастики «Кормушка», рассматривание сюжетных картин по теме.

Мотивационно-ориентировочная часть:

Воспитатель: 
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Ответ детей: Зима.
Воспитатель: Наступила зима…
(видео презентация «Красавица зима». Муз. Таривердиева)
Кругом глубокие снега
Куда я взгляд не кину,
Метёт и кружится пурга.
Вы узнаёте зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаёте зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры.
Вы узнаёте зиму?
Мы принесём густую ель
На праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаёте зиму?
На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Ответ детей: Перелётные.
Воспитатель: Правильно, эти птицы перелетают с одного края в другой. Ищут, где потеплее. 
Но сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые никуда не улетают с приходом зимы. Они остаются зимовать с нами. Таких птиц называют – зимующие.

Основная часть:

Воспитатель: Узнать зимующих птиц вы сможете, отгадав загадки:
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Ответ детей: Воробей. (После правильного ответа воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)

Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна.
Послушайте следующую загадку:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика…
Ответ детей: Синичка. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки.
А вот ещё одна загадка:
Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Ответ детей: Снегирь. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель: Снегири очень красивые птицы. Попробуйте описать их внешний вид: цвет головки, грудки и крыльев.
Ответ детей: Головка чёрная, грудка красная, крылья серые.
Воспитатель: Молодцы. Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят! Живут снегири стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться семенами и орешками.
Без нашей помощи птицы не смогут пережить зиму. Я предлагаю вам, ребята, помочь птицам и приготовить для них угощение.


Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»
Воспитатель вносит в группу кормушку и раскладывает на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, пшеничный хлеб, шоколад, картофель, морковь.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом, сообща проверяют правильность выбора и высыпают корм в кормушку)
Воспитатель:
Мы кормушку смастерили, 
Мы столовую открыли. 
Воробей, снегирь-сосед, 
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
(З. Александрова «Новая столовая»)
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! Во время прогулки мы установим кормушку на улице. А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Птицы на прогулке». Вокруг себя вы повернитесь в птичек быстро превратитесь.
Подвижная игра «Птицы на прогулке»
Воспитатель включается аудио запись подвижной игры «Птички». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе, выполняют действия согласно текста игры. Вокруг себя все повернитесь и в детишек превратитесь.
Сюрпризный момент: «Стук в дверь».
Воспитатель: Ой ребята, тише, тише. Что-то странное я слышу. Кто-то к нам в окно стучит. Кто-то в гости к нам летит. В группу влетает птичка-синичка». Воспитатель предлагает помочь синичке, отыскать друзей в лесу.
Воспитатель: Ребята, садитесь в санки, мы помчимся по полянке.
Муз. игра «Санки».
Воспитатель: Мы попали в зимний лес, много он таит чудес. Мы, тихонько посидим, кто живёт здесь - поглядим. (Включаем запись: голоса зимующих птиц.)
Дети угадывают
Дид. игра «Чей голос?».
Воспитатель: Предлагаю помочь синички найти друзей.
Дид. игра «Собери птичку». Молодцы, вы все справились с заданием. А нам пора обратно в д/сад. Садитесь быстро в санки и помчимся по полянке.
Муз. игра «Санки».

Рефлексивно-оценочная часть:

Воспитатель: Я приглашаю всех в наш круг, чтобы вспомнить, что мы сегодня узнали нового.
(Дети садятся на ковер в круг, вспоминают, готовятся к рефлексии)
О ком мы сегодня говорили?
Ответ детей: О птицах зимой.
Воспитатель: Никита, каких птиц мы называет перелётные?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Даша, каких птиц мы называет зимующие?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Марина, пожалуйста, назови зимующих птиц, которых ты запомнила.
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Ребята, чем питаются воробьи летом? А зимой? Ребята, чем питаются снегири летом? А зимой? А чем питаются синицы?
(Дети с опорой на картинки на магнитной доске отвечают на вопрос)
Воспитатель: Ксюша, что ты узнала интересного на занятии?
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Наше занятие окончено. Предлагаю пойти на улицу и развесить кормушки для птиц.