Краткий анализ инновационной деятельности по внедрению технологии «Говорящая стена» МБДОУ детский сад «Радуга» старший дошкольный возраст
Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все: и люди, и вещи, и явления». Я добавлю к этому, что в детском саду могут воспитывать даже «стены».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования есть требования к организации и обновлению развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения. Для реализации этих требований в группе была внедрена технология «Говорящая стена».
Развивающая предметно - пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Этим требованиям отвечает и «Говорящая стена», являясь составляющей предметно – пространственной среды. Содержание материала для «Говорящей стены» соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы. Материалы обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения детей.
Развивающая «Говорящая стена» обеспечивает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых карточек, схем. Это обеспечивает вариативность среды. «Говорящая стена» обеспечивает доступность для воспитанников, свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. «Говорящая стена» отвечает требованиям безопасности предметно - пространственной среды, предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Работая с «Говорящей стеной», я составляю перечень игр, направленных на закрепление умений и навыков.
Наконец, важно понимать, что «говорящие стены» так же мобильны (в целом и в своих элементах, как и все образовательное пространство в целом. Не стоит закреплять их «раз и навсегда», нужно подумать о носителях, допускающих перемещение и замену компонентов. При этом места размещения «говорящих стен» должны быть «закреплены» раз и навсегда (для ориентации детей – где и что находится, а смена должна быть определена потребностями участников образовательного процесса.
Так же функцию интеллектуальной «говорящей стены» может выполнять Лэпбук, благодаря которому, мы можем сделать ребенка полноценным субъектом образовательных отношений.
Представляю вниманию, одну из разновидностей «Говорящей стены» . Многофункциональное дидактическое пособие
«Чемоданчик Знайки»
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Комплектация: чемоданчик из трех листов формата А3 и двух листов формата А4, с кармашками и предметные картинки для игр на доске и на столе. Карточки могут крепиться как на магнитах, так и на липучках.
Образовательная область «Познавательное развитие»
ДИ «Дни недели»
ДИ «Соседи числа»
ДИ «На лугу. В огороде…»
ДИ «Чьи следы»
Образовательная область «Речевое развитие»
ДИ «Составь предложение»
ДИ «Собери и расскажи сказку по картинкам»
Карты Проппа
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
ДИ «Цветовая палитра»
ДИ «Виды росписи»
ДИ «Времена года»
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
ДИ «Хорошо, плохо»
ДИ «Определи настроение»
ДИ «Что перепутал художник?»
Образовательная область «Физическое развитие»
ДИ «Полезные и вредные продукты»
ДИ «Спорт зимой и летом»
ДИ «Смотри и делай»
ДИ «Слышу, вижу…»
Использование данной технологии имеет только положительные аспекты. У детей развивается познавательная активность, дети интересуются содержимым «Говорящей стены», выполняют задания, сами придумывают задания, у детей развивается самостоятельность, инициатива при выборе содержания деятельности, наглядных средств, у детей развиваются коммуникативные навыки. Учатся сотрудничать с взрослыми и детьми. Дети учатся контролировать своё поведение, выполнять простые правила, следуют алгоритму при общении в группе. Наглядные средства пополняются, изготавливаются совместно с детьми, родителями, воспитателями.