2. Мотивация к учебной деятельности (5мин) Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации Учитель: Попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? А поможет вам в этом стихотворение: Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет, иль поет, Вышивает, или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит — Все расскажет нам ….. (глагол) Учитель: - О какой части речи пойдёт разговор на уроке? Как вы догадались? Заполнение 2 колонки таблицы ЗХУ. Новая тема. Стратегия ДЖИКСО. (7 минут) отец: 1-3 мама: 4-5 сестра: 6 (постоянные признаки) брат: 6 (непостоянные признаки) Учитель:- Ребята, перед вами информационный текст о глаголах, прочитайте этот текст, потом каждый член домашней группы будет объяснять нам, то что они прочитали. После каждый член домашней группы расходятся по отдельным группам и объясняют информационный текст. Информационный текст 1.Название «Глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить». 2. Впервые ввёл этот термин в русский язык А.М.Пешковский. 3..Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? 4. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться); существования (жить, находиться) и другие. 5.Глаголы имеют общеграмматическое значение «действие». 6. Глагол имеет следующие морфологические признаки: 1) Постоянные признаки: а).вид: совершенный (что сделать?); и несовершенный (что делать?) б).переходность и непереходность (переходные глаголы требуют прямого дополнения, непереходные глаголы не могут иметь при себе прямого дополнения); в).возвратность и невозвратность(возвратные глаголы образуются от непереходных глаголов с помощью суффикса –СЯ-СЬ; г).спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам . 2)Непостоянные признаки: а) наклонение: изъявительное, условное, повелительное б) время: настоящее (что делает? Что делают?),прошедшее (что делал (а,о )?),будущее (что будет (ут) делать? Что сделает (ют)?; в) число: единственное и множественное; г) лицо: 1 – е (Я –МЫ); 2 – е (ТЫ – ВЫ); 3 – е (ОН – ОНА – ОНО) Объяснение прочитанного. (6 минут) Объяснение учителем новой темы по учебнику страница 166. Практическая часть 1.Работа с учебником (7мин) Учитель: выполните упражнения по группам 1 группа-упражнение 380 2 группа-упражнение 381 3 группа-упражнение 382 Ученики: выполняют упражнения Разминка Повторяем за мной. -Хорошо,что солнце светит! -Хорошо! -Хорошо,что дует ветер! - Хорошо! -Хорошо идти с друзьями! -Хорошо! Хорошо прижаться к маме! - Хорошо! -Хорошо кружиться в танце! -Хорошо! Хорошо быть Казахстанцем! - Хорошо! Стратегия «Толстые и тонкие вопросы» На какие вопросы может отвечать глагол? Что обозначает глагол как часть речи? Какие морфологические признаки имеет глагол? Как он изменяется? |