Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Радуга»
ПРОЕКТ
«Играем-мозг развиваем»
(нейротехнологии в работе педагогов как эффективный инструментарий развития дошкольников с задержкой психического развития)
Краткосрочный
С 08.12.2024-19.04.2024
Подготовила:
Воспитатель Гайсина А.А.
Пояснительная записка \
Ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте является игра, которая чрезвычайно многообразна по содержанию, характеру, организации, поэтому точная ее классификация затруднительная. В дошкольном учреждении каждый педагог использует в своей работе здоровьесберегающие технологии. На занятиях могут использоваться: физкультминутки, дыхательные гимнастики, пальчиковые гимнастики, зарядка для глаз, психогимнастика, игротерапия. При работе с разными возрастными категориями детей стоит отметить, что у ряда воспитанников встречаются трудности сосредоточения и переключения внимания, некоторое снижение слухоречевой памяти, трудности при рисовании, вырезании, негрубые речевые отклонения и особенности эмоциональной сферы. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, пособий, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Чтобы помочь ребенку скорректировать некоторые психические процессы, мною было разработана и внедрена в практику работы детского сада методическая разработка по использованию нейроигр и упражнений для развития детей старшего дошкольного возраста. Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно – моторной пространственной координации, активизация речи.
Нейропсихологические упражнения помогают оптимизировать работу педагога, внося новые способы взаимодействия педагога и ребенка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют активизации нарушенных функций. Нейропсихологические игры способствуют речевому развитию и развитию памяти, концентрации внимания, формированию ориентации в пространстве, повышение уверенности в своих силах. Мы в своей педагогической практике применяем эти игры, интегрируя образовательные области.
Актуальность работы обусловлена тем, что нейропсихологические упражнения универсальны, не требуют какой-либо специальной подготовки. При регулярном выполнении они снимают усталость, повышают концентрацию, умственную и физическую активность. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Основоположник отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия у детей в дальнейшем является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр и упражнений замечено улучшение когнитивного развития дошкольников.
Цель: создание условий для интеллектуального и психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста посредством нейроигр и упражнений.
Задачи:
-способствовать улучшению двигательной координации;
-способствовать улучшению освоения учебного материала;
-развитие мелкой моторики;
-улучшение внимания, памяти, речи, мышления;
-развитие творческих способностей.
На занятиях с детьми будут применятся: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, игры на межполушарное воздействие, кинезиологические игры, массаж и ритмы.
Ожидаемый результат
У детей повысится интерес к занятиям, возрастет их познавательная активность, любознательность и творческий потенциал; сформируется умение рассуждать, делать умозаключения, строить причинно-следственные связи; связная речь детей станет грамотнее, логичнее.
Нейроигры – относятся к здоровьесберегающей и игровой технологии, которая позволяет расширить возможные границы головного мозга.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно – оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Нейрогимнастика - это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.
Нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
Речевое развитие - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка), характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
СОДЕРЖАНИЕ проектА
Тема проекта | «Играем- мозг развиваем» |
Ключевые понятия | Нейроигры, кинезиология, задержка психического развития. |
Цель проекта | Через использование комплексов нейроигр и кинезиологических упражнений создать условия для формирования правильного психомоторного развития у детей разновозрастной группы, имеющих задержку психического развития. |
Детская цель | Для чего нейродорожки? |
Задачи проекта | •Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию нейроигр и кинезиологических и упражнений в практике работы с детьми, имеющими ЗПР; •Определить эффективность использования педагогами нейроигр и кинезиологических упражнений при работе с детьми ОВЗ; •Сформировать картотеку комплекса нейроигр и кинезиологических упражнений для коррекционной работы с детьми в группе, •Создать нейроуголк в группе и внедрить комплексы нейроигр и кинезиологических упражнений в коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы, психомоторного развития через движение. |
Сроки и этапы реализации | Срок реализации проекта – 2 недели. I этап - Организационный – с 01.04.2024 – 07.04.2024 г. II этап - Практический – с 08.04.2024 – 19.04.2024 III этап – Презентация – 19.04.2024 г. |
Модель реализации проекта | 1. Работа с детьми. 2. Работа с родителями. 3. Методический инструментарий |
Основная проблема, обоснование актуальности, научной новизны, практической значимости проекта | Проблема заключается в том, что с каждым годом растет число детей с ОВЗ. Актуальность заключается в том, что становится вопрос о внедрении в практику педагога здоровьесберегающих образовательных технологий в работе с детьми с ЗПР. Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе. Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью специально подобранных игр и упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Как показывает опыт, образовательные нейроигры и кинезиологические упражнения необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии. |
Принципы в использовании здоровьесберегающих технологий | Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. |
Ресурсное обеспечение проекта | 1.Методический инструментарий картотека кинезиологических упражнений, нейродорожки разной сложности, доска «Бильгоу», консультативный материал для педагогов и родителей. 2. Мультимедийное оборудование (ИКТ). 3. Сенсомоторный уголок в группе |
Итоги проекта | Разработка картотеки нейроигр и кинезиологических упражнений, которые могут использоваться как педагогами коррекционных групп ЗПР и ТНР, так и педагогами общеразвивающих групп. Создание нейроуголка в разновозрастной группе для детей ЗПР. |
Этапы реализации проекта
1-й этап «Организационный»
Цели этапа:
Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме.
Создание организационной основы реализации проектной деятельности.
Координация деятельности участников проектной деятельности.
Информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности
2-й этап «Практический»
Цели этапа:
Создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности.
Внедрение в коррекционную работу и образовательный процесс нейроигр и кинезиологических упражнений.
Формирование пакета учебно-методической документации по реализации проектной деятельности. Разработка сопроводительной документации (картотеки, комплексы упражнений и пр.). Создание банка фото и видео с детьми на практике.
Организация среды в группе «Нейроуголок».
3-й этап «Презентационный»
Цели этапа:
Обобщение результатов проектной деятельности
Тиражирование опыта работы по реализации проекта «Играем, мозг развиваем»
Подготовка отчета и презентации о проектной деятельности на итоговом педагогическом совете.
планирование в рамках ПРОЕКТА
«Играем- мозг развиваем»
Дата | Содержание работы с детьми | Оборудование | Работа с родителями |
I этап - Организационный (изучение материала, подготовка игр)– с 01.04.2024 – 07.04.2024 г. |
II этап - Практический – с 08.04.2024 – 18.04.2024 |
Ш этап - Презентация для родителей – 19.04.2024 г. |
08.04.2024 | - Развитие мелкой моторики (работа с мячами Су-Джок) - Глазодвигательные упражнения Упражнение «Цветные шарики». - Упражнения двигательного репертуара после дневного сна в кроватках: «Лодочка», «Бревнышко». -Дидактическая игра «Нейродорожки». | Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка, распечатки с нейродорожками | Консультация для родителей ««Нейроигры дома - легко!»?» Пополнение сенсомоторного центра группы картотекой нейроигр и упражнений. |
09.04.2024 | - Развитие мелкой моторики (работа с мячами Су-Джок) по теме недели - Глазодвигательные упражнения «Варим суп» - Дыхательная гимнастика «Регулировщик» - Работа на доске «Бильгоу» -ходьба по нейротропинке | Цветные мячики Су – Джок, Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Доска Бильгоу с цветными мешочками | Буклет для родителей «Что такое гимнастика для мозга?» |
10.04.2024 | - Развитие мелкой моторики (работа с мячами Су-Джок), пальчиковая гимнастика - Глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Варим суп» -Дыхательная гимнастика «Регулировщик», «Собери стаканчики» - Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам) - Работа с доской «Бильгоу» | Цветные мячики Су – Джок, Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка, Доска Бильгоу с цветными мешочками, пластиковые стаканчики, воздушные шарики. Нейротренажеры | Домашнее задание для родителей, изготовление нейротренажеров вместе с детьми. Играем дома. |
11.04.2024 12.04.2024 | - Развитие мелкой моторики (работа с мячами Су-Джок), пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика - Глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Варим суп» -Дыхательная гимнастика «Регулировщик», «Собери стаканчики» - Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам), дорожка здоровья. - Работа с доской «Бильгоу» - Дидактическая игра «Цветные ладошки» | Цветные мячики Су – Джок, Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка, Доска Бильгоу с цветными мешочками, пластиковые стаканчики, воздушные шарики. Нейротренажеры Цветные ладошки из картона и шарики под цвет ладошек. | Фотоотчет от родителей по домашнему заданию. |
15.04.2024 16.04.2024 | - Развитие мелкой моторики (работа с мячами Су-Джок), пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика - Глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Варим суп» -Дыхательная гимнастика «Регулировщик», «Собери стаканчики» - Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам), дорожка здоровья. - Работа с доской «Бильгоу» - Дидактическая игра «Цветные ладошки» - Дидактическая игры «Волшебные мячики» | Цветные мячики Су – Джок, Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка, Доска Бильгоу с цветными мешочками, пластиковые стаканчики, воздушные шарики. Нейротренажеры Цветные ладошки из картона и шарики под цвет ладошек. | Картотека игр кинезиологические упражнения с детьми дома. |
17.04.2024 | - Развитие мелкой моторики рук «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка» - Глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Варим суп» -Дыхательная гимнастика «Собери стаканчики», «Надуй шарик» - Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам), дорожка здоровья. - Работа с доской «Бильгоу» - Телесные упражнения «Колено-локоть», «Дерево» - Дидактическая игра «Цветные ладошки» - Дидактическая игры «Волшебные мячики» | Цветные мячики Су – Джок, Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка, Доска Бильгоу с цветными мешочками, пластиковые стаканчики, воздушные шарики. Нейротренажеры Цветные ладошки из картона и шарики под цвет ладошек. | Опрос родителей о мастер – классе «Играя, развиваемся» |
18.04.2024 | - Развитие мелкой моторики рук «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка» - Глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Варим суп», -Дыхательная гимнастика «Собери стаканчики», «Надуй шарик». - Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам), дорожка здоровья. - Работа с доской «Бильгоу» - Телесные упражнения «Колено-локоть», «Дерево» - Дидактическая игра «Цветные ладошки» - Дидактическая игры «Волшебные мячики» (разные вариации) | Цветные мячики Су – Джок, Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка, Доска Бильгоу с цветными мешочками, пластиковые стаканчики, воздушные шарики. Нейротренажеры Цветные ладошки из картона и шарики под цвет ладошек. | Презентация новых нейроигр родителям (телеграм) |
| - Развитие мелкой моторики рук «Кулак-ребро-ладонь», «Лягушка» - Глазодвигательные упражнения «Цветные шарики», «Варим суп» -Дыхательная гимнастика «Собери стаканчики», «Надуй шарик» - Работа с нейротренажерами (ходьба по нейротропинкам), дорожка здоровья. - Работа с доской «Бильгоу» - Телесные упражнения «Колено-локоть» - Дидактическая игра «Цветные ладошки» - Дидактическая игры «Волшебные мячики» | Цветные мячики Су – Джок, Баночки с крупой, пустая кастрюлька детская, ложки пластиковые, Цветные шарики, пластиковые ложки 2 шт., тарелочка, Доска Бильгоу с цветными мешочками, пластиковые стаканчики, воздушные шарики. Нейротренажеры Цветные ладошки из картона и шарики под цвет ладошек. | Индивидуальные беседы с родителями о нейроиграх и кинезиологических упражнениях. |
19.04. | Презентация для родителей «Весёлые нейроигры дома» | Нейротренажеры Игры с мячом Танец «Сделай наоборот» | Мастер- класс для родителей «Весёлые нейроигры дома» |