№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
2 Тема урока: И. Бунин «Листопад» | Цель: Познакомить учащихся с биографией Бунина и с его стихотворением «Листопад» Задачи: 1. формировать у учащихся понятие о художественном тексте, его отличии от научных текстов, познакомить со стихотворением И. Бунина «Листопад»; 2.развивать умение сравнивать, выделять общее, развивать навыки выразительного чтения; 3.воспитывать у учащихся эстетический вкус, чувство прекрасного. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | -Что такое художественный текст? -Чем он отличается от научного текста? -Составление диаграммы Венна Художественный текст …….. Научный текст | Учащиеся отвечают на вопросы, составляют диаграмму Венна |
3. Объяснение нового материала | 1.Выразительное чтение стихотворения И. Бунина «Листопад» 2.Анализ стихотворения по вопросам: -Какие слова были непонятны? -Замените слово «багряный» синонимом. -Переведите на казахский язык слово «шуршание». -Какие художественно-выразительные средства использует для создания художественного образа? -Найдите выражения, с помощью которых передаются звуки осеннего леса. | Уч-ся выразительно читают, анализируют по вопросам, работают в группах, по парам, индивидуально. |
4. Закрепление нового материала | *Выразительное чтение стихотворения *Словарная работа | Выразительно читают стихотворение, делают словарную работу, работают в группах, по парам, индивидуально |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | Синквейн «Осень» | Приклеивают стикеры на «дерево желаний» |
7.Последующие задания | стихотворение И. Бунина выучить наузусть | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
3 Тема урока: М. Горький. Отрывки из повести «В людях» («У чертежника», «В лесу»). | Цель урока: Познакомить уч-ся с биографией М. Горького, и его повестью «В людях» Задачи: 1. формировать знания учащихся о жизни М. Горького, познакомить с отрывками из автобиографической повести; 2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.воспитывать у учащихся желание читать книги, интерес к окружающей нас природе. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | Работа со словами: взглянуть, различать, защита, неудобно | Уч-ся работают со словами |
2.Опрос домашнего задания | стр. 6, наизусть (или выразительное чтение0 стихотворения И.Бунина «Листопад» | |
3. Объяснение нового материала | *Рассказ учителя о жизни и творчестве М. Горького *Чтение текста «В лесу» *Анализ отрывка по вопросам, стр.10 - Прочтите отрывок, который вам понравился -Найдите в тексте предложение, в котором заключена главная мысль. *Чтение отрывка «У чертежника», стр.10 *Анализ отрывка по вопросам, стр. 12,14 -Какова основная мысль рассказа? | Уч-ся слушают рассказ учителя о жизни и творчестве М. Горького, читают рассказ, анализируют по отрывкам, находят в тексте предложения, заключающие главную мысль, работают по группам, по парам, индивидуально. |
4. Закрепление нового материала | Самостоятельное чтение отрывков | Учащиеся самостоятельно читают отрывки. |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы самооценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | РАФТ | Приклеивают стикеры на «дерево желаний» |
7.Последующие задания | пересказ отрывков из повести «В людях», стр 9-15 | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
4 Тема урока: А.Н. Толстой. Детство Никиты | Цель: Познакомить уч-ся с биографией Л. Н. Толстого и его произведением «Детство Никиты» Задачи: 1. формировать знания учащихся о жизни А.Н. Толстого, познакомить с отрывками из повести; 2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.воспитывать у учащихся силу воли, мужество, желание иметь мечту и стремиться к цели. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | Работа со словами: обрыв, ум, кто-то, стлаться, стремиться | Уч-ся работают со словами, переводят на родной язык |
2.Опрос домашнего задания | пересказ отрывков из повести «В людях», стр 9-15 | |
3. Объяснение нового материала | *Рассказ учителя о жизни и творчестве А. Толстого *Чтение отрывков из повести «Детство Никиты» (по методу направленного чтения) *Анализ отрывка по вопросам учебника | Уч-ся слушают рассказ учителя о жизни и творчестве А. Толстого, читают отрывки из текста, анализируют по вопросам учебника. |
4. Закрепление нового материала | - Прочтите отрывок, который вам понравился - Почему вы выбрали именно этот отрывок? -Что хотел сказать своей повестью А.Толстой? (учащиеся высказывают свое мнение) -Какова основная мысль рассказа? Самостоятельное чтение отрывков (обратить внимание на выразительность чтения) | Учащиеся читают отрывок, отвечают на |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы самооценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | Дневник тройной записи | Заполняют дневник |
7.Последующие задания | пересказ отрывыков из повести, стр 16-23 | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
5 Тема урока: А.П. Гайдар «Тимур и его команда» | Цели урока: Объяснить учащимся о А. П. Гайдаре, и о его произведении «Тимур и его команда» Задачи: 1. формировать знания учащихся о жизни А.П. Гайдара, познакомить с отрывками из повести; 2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.воспитывать у учащихся чувство милосердия и бескорыстия. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | Работа со словами: волейбол, парашют, сигнал, партизанский, отечественный | Уч-ся работу со словами |
2.Опрос домашнего задания. 3. Объяснение нового материала | пересказ отрвыков из повести А.Толстого «Детство Никиты», стр 16-23 *Рассказ учителя о жизни и творчестве А.П. Гайдара *Чтение отрывков из повести «Тимур и его команда» 1часть, стр.25-26- читают учащиеся 1 варианта 2 часть, стр.27-28-2 вариант 3часть, стр.30-31 – 3 вариант 4 часть,стр.31-32 – 4 вариант 5часть, стр.34-35 – 5 вариант | Уч-ся пересказывают дом. задание Слушают рассказ, читают отрывки из рассказа. |
4. Закрепление нового материала | 1.учащиеся пересказывают прочитанные части. 2.Анализ по вопросам учебника. 3.Выводы: Как вы думаете, что хотел сказать своей повестью А.П. Гайдар? | Уч-ся пересказывают, анализируют, делают вывод. |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | «Дерево желаний» | Приклеивают стикеры на «дерево желаний» |
7.Последующие задания | пересказ отрывков из повести, стр 24-34 | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
6 Ч.Т. Айтматов « Белый пароход» | Цель урока: Познакомить уч-ся с биографией Ч. Т. Айтматова «Белый пароход» Задачи: 1. формировать знания учащихся о жизни Ч.Т. Айтматова, познакомить с отрывками из повести; 2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | Работа со словами: приезжий, безответный, раскошелиться | Уч-ся работу со словами |
2.Опрос домашнего задания. | пересказ отрвыков из повести «Тимур и его команда», стр 24-34 | Уч-ся пересказывают дом. задание |
3. Объяснение нового материала | *Рассказ учителя о жизни и творчестве Ч.Т. Айтматова *Чтение отрывков из повести «Белый пароход» * Работа по вопросам: -Что вы узнали о главном герое? -Почему повесть называется «Белый пароход»? | Слушают рассказ, читают отрывки из рассказа. Работа в группах, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | 1.Самостоятельное чтение учащимися отрывка повести. 2. Анализ отрывка по вопросам: -Определите основные части текста. -Какие чувства вызывает у вас Момун? -Как отразилось на характере мальчика то, что он вдали от большого селения? -Какую роль в жизни мальчика играет белый пароход? | Уч-ся пересказывают, анализируют, ведут вопросно-ответную беседу, делают вывод. Работа в группе, по парам, индивидуально. |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | Постер «Дерево желаний» | Приклеивают стикеры на «дерево желаний» |
7.Последующие задания | пересказ отрывков из повести, стр 36-39 | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
7 Тема урока: М. Кабанбаев «Я, Арыстан и виолончель» | Цель урока: Сформировать знания уч-ся о биографии М. Кабанбаева, познакомить с его произведением «Я, Арыстан и виолончель» Задачи: 1. познакомить учащихся с отрывками из повести М. Кабанбаева; 2. развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.воспитывать у учащихся уважительное отношение к друзьям – животным, воспитывать эстетический вкус. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | Работа со словами: таинственный, оттенять, лакомство, безразличный | Уч-ся работу со словами |
2.Опрос домашнего задания. | пересказ отрвыка из повести «Белый пароход» Ч. Айтматова | Уч-ся показывают написанное сочинение |
3. Объяснение нового материала | *Чтение отрывков из повести «Я, Арыстан и виолончель» * Работа по вопросам: -О чем говорится в тексте? -Каковы отношения мальчика и Арыстана? | Уч-ся читают отрывки из повести, работают по вопросам. Работают в группе, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | 1.Самостоятельное чтение учащимися отрывков повести. 2. Анализ отрывка по вопросам: -Почему о Арыстане Аслан так подробно рассказывает? -Понятно ли вам желание Аслана иметь друга? -Почему отец Арвстана играл на виолончели на улице? -Что чувствовал Аслан, слушая музыку? | Уч-ся читают текст, отвечают на вопросы. Работают в группе, по парам, индивидуально |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | РАФТ | Читают РАФТ |
7.Последующие задания | пересказ отрывков из повести, стр 40-42 | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
8 Тема урока: А. Яшин. «Спешите делать добрые дела» | Цель: Познакомить уч-ся с биографией А. Яшина, и также с его произведением «Спешите добрые дела» Задачи: 1. познакомить учащихся с биографией поэта, прочитать стихотворение Яшина «Спешите делать добрые дела»; 2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.воспитывать у учащихся желание делать в жизни только добрые дела | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | Работа со словами: отчим, срубить дом | Уч-ся работу со словами |
2.Опрос домашнего задания. | Проверить написание сочинения на тему «А как, по-вашему, что значит быть взрослым?» | Уч-ся показывают написанное сочинение |
3. Объяснение нового материала | *Беседа по вопросам: -Какие добрые дела вы можете сделать? -Какие дела можно отнести к добрым, а какие к злым? -Почему нужно творить на земле только добрые дела? *Чтение стихотворение «Спешите делать добрые дела». *Анализ отрывка по вопроса: - О чём говорится в стихотворении? - Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение? -Какова основная мысль стихотворения?? | Уч-ся читают отрывки из повести, работают по вопросам. Работают в группе, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | *Выразительное чтение стихотворения. *Вопросы: -Как вы думаете, какое слово в названии стихотворения является ключевым? Почему? -Что хотел сказать автор своим стихотворением? | Уч-ся читают текст, отвечают на вопросы. Работают в группе, по парам, индивидуально |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | Дневник тройной записи | Заполняют таблицу |
7.Последующие задания | выразительное чтение или наизусть, стр 43 | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
9 Тема урока: Внеклассное чтение. Сказка народная и литературная | Цель: Провести с учениками внеклассное чтение, познакомить уч-ся со сказками; Задачи: 1. познакомить учащихся с особенностями народной и литературной сказок, их отличиями и сходством; 2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.воспитывать у учащихся желание читать сказки. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | Работа со словами: уезд, губерния, быт, предания | Уч-ся работу со словами |
2.Опрос домашнего задания. | выразительное чтение или наизусть, стр 43 | Уч-ся показывают написанное сочинение |
3. Объяснение нового материала | *рассказ учителя о литературной и народной сказках, их сходстве и различии. *Самостоятельное чтение учащимися статьи учебника «Сказка народная и литературная» *Составление диаграммы Венна Народная сказка | Уч-ся беседуют по вопросам, читают стихотворение «Спешите делать добрые дела» , анализируют отрывки по вопросам. |
4. Закрепление нового материала | -Какие народные мечты отразились в сказках? Какие из них сбылись? -Назовите примеры волшебных сказок, бытовых и о животных. -Почему каждая народная сказка имеет несколько вариантов? -Чем отличается народная сказка от литературной? | Уч-ся выразительно читают стих, отвечают на вопросы, делают выводы, работают в группе, по парам, индивидуально |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | | Приклеивают стикеры на «дерево желаний» |
7.Последующие задания | стр. 50-52, пересказ | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
10 Тема урока: П. Ершов «Конёк - Горбунок» | Цель: Сформировать знания уч-ся о биографии П. Ершова, познакомить с его сказкой «Конёк-горбунок» Задачи: 1. познакомить учащихся со сказкой П. Ершова; 2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, желание прийти на помощь другу в трудную минуту. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | Работа со словами: терпеть, добиться, жалеть, тысяча | Уч-ся работу со словами |
2.Опрос домашнего задания. | выразительное чтение или наизусть, стр 43 | Уч-ся работают со словами |
3. Объяснение нового материала | * Рассказ учителя о биографии Ершова с показом его портрета. *Вопросы: -Что помогло написать Ершову сказку? -Почему Пушкин сказал: « Теперь этот род сочинений мне можно и оставить»? * Чтение сказки учащимися из учебника *просмотр иллюстраций зи мультфильма | Уч-ся слушают рассказ учителя о биографии Ершова, отвечают на вопросы, читают сказку, просматривают иллюстрации из мультфильма. |
4. Закрепление нового материала | *Вопросы: -Какие отношения сложились у Ивана с Коньком – Горбунком? -Как вы думаете, почему сказка так кончается – народ выбирает царём Ивана? - Докажите, что эта литературная сказка похожа на народную? | Уч-ся введут вопросно-ответную беседу, читают сказку, работают группе, по парам, индивидуально. |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы самооценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | Постер «Сказочно» | Приклеивают стикеры на «дерево желаний» |
7.Последующие задания | выразительное чтение или наизусть отрывков, стр 53-59 | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
11 Тема урока: Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок» | Цель: Познакомить уч-ся с биографией Г. Х. Андерсен Задачи: 1.сформировать знания уч-ся о биографии Г. Х. Андерсена, познакомтиь с его сказкой «Гадкий утенок» 2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.воспитывать у учащихся доброжелательное отношение независимо от внешности. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1.Актуализация знаний | Работа со словами: несчастный, прекрасный, любоваться, печально | Уч-ся работу со словами |
2.Опрос домашнего задания. 3. Объяснение нового 2материала | выразительное чтение или наизусть отрывки, стр 53-59 * Рассказ учителя о Г.Х. Андерсене с показом его портретов. * Комментированное чтение статьи об Андерсене. *Ответить на вопросы после статьи. * Чтение сказки учащимися из учебника * Просмотр иллюстраций и мультфильма «Гадкий утёнок» | Уч-ся показывают написанное сочинение Уч-ся беседуют по вопросам, читают сказку «Гадкий утенок», работают в группе, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | *Вопросы из учебника, стр.69 *Чтение особенно понравившегося отрывка. | Уч-ся выразительно читают стих, отвечают на вопросы, делают выводы. |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | «Аквариум» | Приклеивают стикеры на «аквариум» |
7.Последующие задания | пересказ сказки, стр.62-69 | Запись в дневниках |
№ | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
12 Тема урока: Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Цель: Познакомить уч-ся с биографией Антуан де Сент-Экзюпери, с его сказкой «Маленький принц» Задачи: 1. познакомить учащихся с отрывком из книги «Маленький принц»; 2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; 3.воспитывать у учащихся чуткое отношение к окружающей нас среде, воспитывать чувство прекрасного. | Учащиеся готовятся к уроку. |
1. Актуализация знаний | Работа со словами: приручить, баобаб, выпалывать, разновидность | Уч-ся работу со словами |
2.Опрос домашнего задания. | Вопросы по повести: -Докажите, что вы прочитали сказочную повесть? -Расскажите, как Нелей попал в парк. -Что вы знаете о Посейдоне? -Дайте характеристику Мери Поппинс. Она строгая или добрая? -Какое впечатление произвели на вас Джени и Майкл? | Уч-ся ведут вопросно-ответную беседу по вопросам текста. |
3. Объяснение нового материала | *Составьте небольшой рассказ, используя ключевые слова путешествие * Чтение сочинений ребят * Чтение главы из сказочной повести « Маленький принц». *просмотр иллюстраций к повести | Уч-ся беседуют по вопросам, читают сказку «Маленький принц», работают в группе, по парам, индивидуально |
4. Закрепление нового материала | Составление диаграммы Венне (сопоставьте свой рассказ с отрывком из повести: что общего и разного?) | Уч-ся выразительно читают стих, отвечают на вопросы, делают выводы. |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы само-оценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | Постер «Маленький принц» | Заполняют постер |
7.Последующие задания | стр 84-86, прочитать, ответить на вопросы | Запись в дневниках |