СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Креативность мышления природный дар или навык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Креативность это способность человека генерировать идеи, создавать что-то новое и не стандартное. Креативность это способность к неординарному мышлению и применению этого мышления на практике. 

Просмотр содержимого документа
«"Креативность мышления природный дар или навык"»

  «Креативность мышления: природный дар или навык».   Соболева Н.В.  учитель нач.классов,  МБОУ гимназия №5,  г.Владикавказ  февраль 2021г.

«Креативность мышления: природный дар или навык».

Соболева Н.В.

учитель нач.классов,

МБОУ гимназия №5,

г.Владикавказ

февраль 2021г.

Креативность это способность человека генерировать идеи, создавать что-то новое и не стандартное. Креативность это способность к неординарному мышлению и применению этого мышления на практике.  Американский психолог Поль Торранс дал такое определение креативности: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Креативность это способность человека генерировать идеи, создавать что-то новое и не стандартное. Креативность это способность к неординарному мышлению и применению этого мышления на практике. 

Американский психолог Поль Торранс дал такое определение креативности:

«Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Джой Пол Ги́лфорд — американский психолог , определил 4 особенности креативного мышления : - оригинальность и необычность высказываний, стремление к новизне; - семантическая гибкость мышления (способность видеть объект под разными углами зрения) ; - образная адаптивная гибкости (способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны); - способность продуцировать разнообразные идеи, чтобы активировать творческое мышление младших школьников (он рекомендует использовать «Мозговой штурм» ).

Джой Пол Ги́лфорд — американский психолог , определил 4 особенности креативного мышления :

- оригинальность и необычность высказываний, стремление к новизне;

- семантическая гибкость мышления (способность видеть объект под разными углами зрения) ;

- образная адаптивная гибкости (способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые стороны);

- способность продуцировать разнообразные идеи, чтобы активировать творческое мышление младших школьников (он рекомендует использовать «Мозговой штурм» ).

На вопрос, что такое креативность, можно ответить простыми примерами: Креативность – это смекалка, то есть способность человека в определенных критических ситуациях и, казалось бы, безвыходных находить ту самую лазейку, которая позволяет выровнять ситуацию и достигнуть желаемого результата даже при помощи обычных подручных инструментов; Креативность – это смелость при решении задач, то есть способность решить вопрос не штампованным подходом, который может граничить с риском провалиться или получить негативную оценку окружающих;   Креативность – это иное видение простого в сложном ракурсе и наоборот, сложного в простом.

На вопрос, что такое креативность, можно ответить простыми примерами:

  • Креативность – это смекалка, то есть способность человека в определенных критических ситуациях и, казалось бы, безвыходных находить ту самую лазейку, которая позволяет выровнять ситуацию и достигнуть желаемого результата даже при помощи обычных подручных инструментов;
  • Креативность – это смелость при решении задач, то есть способность решить вопрос не штампованным подходом, который может граничить с риском провалиться или получить негативную оценку окружающих;
  •   Креативность – это иное видение простого в сложном ракурсе и наоборот, сложного в простом.
Понятия креативности можно дать целую массу. Но всех их можно объединить в одном. Креативность – это способность мозга выдавать нестандартное решение. Если с раннего детства ребенка включать в творческую деятельность, то у него развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке. С возрастом эти качества будут совершенствоваться. Люди с развитым креативным мышлением хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложных ситуациях, способны к самореализации собственных возможностей, саморазвитию.

Понятия креативности можно дать целую массу. Но всех их можно объединить в одном. Креативность – это способность мозга выдавать нестандартное решение.

Если с раннего детства ребенка включать в творческую деятельность, то у него развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке. С возрастом эти качества будут совершенствоваться. Люди с развитым креативным мышлением хорошо адаптируются в социуме, способны противостоять негативным обстоятельствам, находят решения в сложных ситуациях, способны к самореализации собственных возможностей, саморазвитию.

 Основные критерии таковы: 1. Беглость мысли - количество идей, возникающих за некоторую единицу времени, легкость генерирования идей.  2. Гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую.    3. Оригинальность  - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых стереотипов, способность отвечать на раздражители нестандартно (не путать оригинальность мышления с оригинальничанием);    4. Любознательность - чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям,  восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую.  5. Способность к разработке гипотезы -  смелой идеи, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке. 6. Удовлетворенность  -  итог проявления креативности .- логическая независимость реакций от стимулов, способность решать проблемы, способность к анализу и синтезу.

Основные критерии таковы:

1. Беглость мысли - количество идей, возникающих за некоторую единицу времени, легкость генерирования идей. 

2. Гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую.

3. Оригинальность  - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых стереотипов, способность отвечать на раздражители нестандартно (не путать оригинальность мышления с оригинальничанием);

4. Любознательность - чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям,  восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую.

5. Способность к разработке гипотезы -  смелой идеи, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.

6. Удовлетворенность  -  итог проявления креативности .- логическая независимость реакций от стимулов, способность решать проблемы, способность к анализу и синтезу.

Классификация методов и форм развития  креативного мышления в начальной школе   - практические – включают в себя моделирование (не только построение моделей, но и любых цепочек, схем, алгоритмов), упражнения и игры; - наглядные – предполагают активное наблюдение; - словесные – работа с речью: рассказы, сказки, инсценировки, чтение, пересказы, сочинения.

Классификация методов и форм развития

креативного мышления в начальной школе

 

- практические – включают в себя моделирование (не только построение моделей, но и любых цепочек, схем, алгоритмов), упражнения и игры;

- наглядные – предполагают активное наблюдение;

- словесные – работа с речью: рассказы, сказки, инсценировки, чтение, пересказы, сочинения.

Развитие креативного мышления , во-первых, способствует осознанному получению знаний и стремлению к их самостоятельному «добыванию» , умению применять их в своей практической деятельности. Во-вторых, креативное мышление необходимо как для разрешения противоречий и проблемных ситуаций в учебном процессе, так и для успешного решения жизненных, не учебных задач. В-третьих, благодаря креативному мышлению и умению нестандартно, по-новому мыслить, современный специалист является конкурентно-способной личностью, поэтому креативное мышление нужно развивать у каждого школьника-будущего специалиста .

Развитие креативного мышления , во-первых, способствует осознанному получению знаний и стремлению к их самостоятельному «добыванию» , умению применять их в своей практической деятельности.

Во-вторых, креативное мышление необходимо как для разрешения противоречий и проблемных ситуаций в учебном процессе, так и для успешного решения жизненных, не учебных задач.

В-третьих, благодаря креативному мышлению и умению нестандартно, по-новому мыслить, современный специалист является конкурентно-способной личностью, поэтому креативное мышление нужно развивать у каждого школьника-будущего специалиста .

 10 самых популярных методик генерации новых идей 1. Мозговой штурм. Автор – Алекс Осборн. Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма - брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу,  внося новые возникшие соображения.

10 самых популярных методик генерации новых идей

1. Мозговой штурм. Автор – Алекс Осборн.

Основной принцип состоит в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Иногда используют «немой» вариант мозгового штурма - брейнрайтинг, когда идеи записываются на листке

бумаги, который участники передают друг другу,

внося новые возникшие соображения.

2. Шесть шляп. Автор – Эдвард де Боно. Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы - поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

2. Шесть шляп. Автор – Эдвард де Боно.

Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает черную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы - поиска позитивных сторон проблемы. Надев зеленую, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.

3. Ментальные карты. Автор – Тони Бьюзен. По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

3. Ментальные карты. Автор – Тони Бьюзен.

По его мнению, креативность связана с памятью, а значит, укрепление памяти улучшит и качество креативных процессов. Однако традиционная система записи с заголовками и абзацами препятствует запоминанию. Бьюзен предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Не возбраняется подкреплять мысли графически. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

4. Синектика. Автор – Уильям Гордон. Гордон считает, что основной источник креативности - в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй - непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект - карандаш, задача - расширение ассортимента. Прямая аналогия - объемный карандаш, ее отрицание - плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.

4. Синектика. Автор – Уильям Гордон.

Гордон считает, что основной источник креативности - в поиске аналогий. Сначала нужно выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй - непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект - карандаш, задача - расширение ассортимента. Прямая аналогия - объемный карандаш, ее отрицание - плоский карандаш. Результатом будет карандаш-закладка.

5. Метод фокальных объектов. Автор – Чарльз Вайтинг. Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

5. Метод фокальных объектов. Автор – Чарльз Вайтинг.

Идея состоит в том, чтобы объединить признаки разных объектов в одном предмете. Например, взяли обычную свечу и понятие «Новый год». Новый год ассоциируется с искрящимся бенгальским огнем, этот признак можно перенести на свечу. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, получится «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

6. Морфологический анализ. Автор – Фриц Цвикки. Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

6. Морфологический анализ. Автор – Фриц Цвикки.

Объект нужно разложить на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, изменить их и попытаться соединить снова. На выходе получится новый объект. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

7. Непрямые стратегии. Авторы – Брайан Эно и Питер Шмидт. Берется колода карт, на которых записан набор команд (например, «дай волю злости», «укради решение» и др.). Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.

7. Непрямые стратегии. Авторы – Брайан Эно и Питер Шмидт.

Берется колода карт, на которых записан набор команд (например, «дай волю злости», «укради решение» и др.). Во время создания новой идеи нужно вытаскивать карту и пытаться следовать ее указаниям.

8. Автобус, кровать, ванна. Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Классический пример - Архимед с его ванной. 9. Расшифровка. Берется непонятная надпись на чужом языке - скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.

8. Автобус, кровать, ванна.

Метод основан на убеждении, что новая идея не только зреет в глубинах подсознания, но и активно рвется наружу. И чтобы она проявилась, надо лишь не мешать ей. Новая идея может прийти в голову где угодно, даже в малоподходящих для этого местах. Классический пример - Архимед с его ванной.

9. Расшифровка.

Берется непонятная надпись на чужом языке - скажем, иероглифы. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Один преподаватель, например, «увидев» воду и три круга, решил открыть свое дело и занялся доставкой устриц.

10. Ловушка для идей. Шаблоны для ума. Ловушка для идей подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей: их можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом при необходимости обращаться к своим записям. В основе шаблонов для ума также лежит идея, что творчество можно подчинить технологии. Однако систематизировать нужно не решение задачи, а сам процесс мышления. И тогда порождение нового выглядит так: сбор материала, постановка креативной задачи, соотнесение материала с задачей и, наконец, генерация идеи с помощью ассоциаций. Творческий процесс разделяется на несколько последовательных этапов, или несколько ролей, которые участник так же последовательно примеряет на себя.

10. Ловушка для идей. Шаблоны для ума.

Ловушка для идей подразумевает инвентаризацию всех возникающих идей: их можно наговаривать на диктофон, фиксировать в тетради и т. п. А потом при необходимости обращаться к своим записям. В основе шаблонов для ума также лежит идея, что творчество можно подчинить технологии. Однако систематизировать нужно не решение задачи, а сам процесс мышления. И тогда порождение нового выглядит так: сбор материала, постановка креативной задачи, соотнесение материала с задачей и, наконец, генерация идеи с помощью ассоциаций. Творческий процесс разделяется на несколько последовательных этапов, или несколько ролей, которые участник так же последовательно примеряет на себя.

Описание  опыта по развитию креативного мышления младших школьников. На своих уроках по всем предметам стараюсь создать условия для того, чтобы дети сами могли получать знания, а не брать готовые. На таких уроках в полной мере реализуется педагогика сотрудничества, которая создает все условия для качественного усвоения знаний и полноценного формирования и развития каждого учащегося.

Описание опыта по развитию креативного мышления младших школьников.

На своих уроках по всем предметам стараюсь создать условия для того, чтобы дети сами могли получать знания, а не брать готовые. На таких уроках в полной мере реализуется педагогика сотрудничества, которая создает все условия для качественного усвоения знаний и полноценного формирования и развития каждого учащегося.

В своей работе использую множество творческих заданий, которые дети с удовольствием выполняют: «Определяйка», когда предлагается 3 слова (например: квадратный, синий, сладкий или круглый, красный, кислый или кубический, жёлтый, твёрдый). Нужно за 2-3 минуты придумать не менее 3 предметов, которым были бы свойственны все три определения. Поощряются самые сумасшедшие идеи. Сначала ребята называют самые простые предметы, но повторяться нельзя и вход идут фантастические, вроде круглого кирпича в капустном рассоле.

В своей работе использую множество творческих заданий, которые дети с удовольствием выполняют:

  • «Определяйка», когда предлагается 3 слова (например: квадратный, синий, сладкий или круглый, красный, кислый или кубический, жёлтый, твёрдый). Нужно за 2-3 минуты придумать не менее 3 предметов, которым были бы свойственны все три определения. Поощряются самые сумасшедшие идеи. Сначала ребята называют самые простые предметы, но повторяться нельзя и вход идут фантастические, вроде круглого кирпича в капустном рассоле.
«Подходит-не подходит», где берётся любое существительное и называются 5 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «стол — большой, жёлтый, красивый, крепкий, устойчивый» и т. д. Это бывает легко, но затем детям предлагается назвать 5 прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так-то просто как, может показаться на первый взгляд. Тот же стол не может быть, скажем, сладким… Но, с другой стороны, а кто его пробовал?.. Стараюсь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы один раз написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

«Подходит-не подходит», где берётся любое существительное и называются 5 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «стол — большой, жёлтый, красивый, крепкий, устойчивый» и т. д. Это бывает легко, но затем детям предлагается назвать 5 прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так-то просто как, может показаться на первый взгляд. Тот же стол не может быть, скажем, сладким… Но, с другой стороны, а кто его пробовал?.. Стараюсь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы один раз написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

«Безумный генетик», когда ребята рисуют животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных существующих животных. Хвост — как у павлина, тело червяка, передние ласты — как у тюленя, задние ноги — как у паука, уши — как у осла, глаза — как у улитки… (чем старше дети, тем больше признаков). Придумывается ему название, вроде «петупингвиморж» или «мухолин»

«Безумный генетик», когда ребята рисуют животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных существующих животных. Хвост — как у павлина, тело червяка, передние ласты — как у тюленя, задние ноги — как у паука, уши — как у осла, глаза — как у улитки… (чем старше дети, тем больше признаков). Придумывается ему название, вроде «петупингвиморж» или «мухолин»

«Очумелые глазки». Прошу придумать название иллюстрации в учебнике, книге, просто ситуации в классе. Обязательно чтобы высказались все.  «А что если бы?...». Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие: Что если бы люди вели ночной образ жизни? Что если бы собаки могли летать? И другие.

«Очумелые глазки». Прошу придумать название иллюстрации в учебнике, книге, просто ситуации в классе. Обязательно чтобы высказались все.

«А что если бы?...». Это упражнение полезно тем, что позволяет выйти за привычные рамки и не ограничиваться так называемыми правильными представлениями. На обсуждение выносится тема, стимулирующая работу мысли, например следующие:

  • Что если бы люди вели ночной образ жизни?
  • Что если бы собаки могли летать? И другие.
«Мурзилка». Известный репортёр берёт интервью у различных персонажей: любимой куклы или котёнка, машинки, книжки, снеговика и т.д. Дети выступают в роли этих персонажей. «Угадай – ка», где детки придумывают загадки по изучаемой теме. Загадки оформляются на листах с иллюстрацией (приложение№4). «Вспоминай-ка», когда детям нужно вспомнить как выглядит, например, сосед по парте. Прошу повернуться к нему спиной и описать: какие у него глаза, волосы, костюм, на какой щеке у него родинка, на каком пальце царапина и т.д.
  • «Мурзилка». Известный репортёр берёт интервью у различных персонажей: любимой куклы или котёнка, машинки, книжки, снеговика и т.д. Дети выступают в роли этих персонажей.
  • «Угадай – ка», где детки придумывают загадки по изучаемой теме. Загадки оформляются на листах с иллюстрацией (приложение№4).
  • «Вспоминай-ка», когда детям нужно вспомнить как выглядит, например, сосед по парте. Прошу повернуться к нему спиной и описать: какие у него глаза, волосы, костюм, на какой щеке у него родинка, на каком пальце царапина и т.д.
«Третий- лишний». Нужно найти среди предметов, чисел, слов «лишнее», причём оно не определяется единственным образом. Один ребёнок выделит одно, а другой другое. «Мозаика», когда детки из частей складывают изображение предмета, каторое заранее не обговаривается, ребята проявляют своё творчество. «Что на что похоже» , где рисуют изображения из геометрических фигур, дети придумывают целые страны, такие как «Кругляндия» или «Страна квадрашек»
  • «Третий- лишний». Нужно найти среди предметов, чисел, слов «лишнее», причём оно не определяется единственным образом. Один ребёнок выделит одно, а другой другое.
  • «Мозаика», когда детки из частей складывают изображение предмета, каторое заранее не обговаривается, ребята проявляют своё творчество.

«Что на что похоже» , где рисуют изображения из геометрических фигур, дети придумывают целые страны, такие как «Кругляндия» или «Страна квадрашек»

Данные задания соотношу с тематическим содержанием урока. Например:

Предмет

Тема урока

Русский язык

Творческое задание

Слова, называющие предмет, признак, действие

Литературное чтение

Математика

Сказочные персонажи (морской Гридиг или Бука с Бякой)

«И хорошо, и плохо», «Определяйка», «Подходит, не подходит», «Да нет-ка», «Верю-не верю»

 

«Мурзилка»

Окружающий мир

 

Удивительное вокруг нас

«Безумный генетик»

Геометрический материал

Тела природные и искусственные

Изобразительное искусство и технология

Выполнение действий сложения, вычитания, умножения, деления

«Определяйка», «Что на что похоже»

 

«Закончи историю»

Прямая речь.

 

«Третий лишний», «Продолжи ряд»

На уроках по развитию речи

 

Рисуем сказку

«Определяйка», «Подходит, не подходит»

«Очумелые глазки», «А что, если?...», «Мурзилка», «Закончи сказку», «Представь себе»

«Безумный генетик»

Рисование пейзажа

 

Разнообразие животных

«Безумный генетик»

«Очумелые глазки»

 

Защита окружающей среды

«Настроение в цвете»

 

Рисование фигуры человека, осеннего листа, автомобиля

 

 

«А что, если?...»

«Мозаика», «Вспоминай-ка», «Незавершённый рисунок»

«Почемучка»

Формированию и развитию данных мыслительных операций способствует решение задач, в которых от учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные и схожие свойства, а также ставить различные вопросы относительно данного объекта.  На различных уроках ребята моего класса выполняют задания типа: «Выделите из предложенного ряда слов два наиболее существенных для данного слова. Школа (здание, стол, ученики, учитель, ручка). Квадрат (сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш). Сад (растение, садовник, земля, забор) и т.д. Для разных предметов свои слова»

Формированию и развитию данных мыслительных операций способствует решение задач, в которых от учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные и схожие свойства, а также ставить различные вопросы относительно данного объекта.

На различных уроках ребята моего класса выполняют задания типа: «Выделите из предложенного ряда слов два наиболее существенных для данного слова.

Школа (здание, стол, ученики, учитель, ручка).

Квадрат (сторона, углы, чертёж, бумага, карандаш).

Сад (растение, садовник, земля, забор) и т.д. Для разных предметов свои слова»

Другой мыслительной операцией, способствующей развитию креативных способностей учащихся, и которой должны овладеть ученики, является сравнение. Формированию приема сравнения способствуют задания, в которых требуется сравнить объекты, указать их признаки и свойства, найти сходства и различия. Так ,например, на уроке русского языка в3 классе, по теме: «Имя прилагательное», я предлагаю задание: « На доске записаны слова в две колонки. Найдите к каждому слову в левой колонке определение в правой и соедините их линиями. Стройный Крот Здоровый Осёл Мрачный как Заяц Могучий Дуб Трусливый и т.д. Тополь и т.д.»

Другой мыслительной операцией, способствующей развитию креативных способностей учащихся, и которой должны овладеть ученики, является сравнение.

Формированию приема сравнения способствуют задания, в которых требуется сравнить объекты, указать их признаки и свойства, найти сходства и различия. Так ,например, на уроке русского языка в3 классе, по теме: «Имя прилагательное», я предлагаю задание: « На доске записаны слова в две колонки. Найдите к каждому слову в левой колонке определение в правой и соедините их линиями.

Стройный Крот

Здоровый Осёл

Мрачный как Заяц

Могучий Дуб

Трусливый и т.д. Тополь и т.д.»

Развитию креативности способствует  и аналогия.  Использование аналогии в обучении является одним из основных методов при поиске решения проблемы. Для формирования умения проводить аналогию можно использовать задания на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами. «Проанализируйте следующие пары слов и по аналогии вставьте пропущенные слова: Курица – цыплёнок, лошадь - … . Заяц – капуста, … - жёлудь. Небо – птица, вода - … 3- треугольник, 5-…»

Развитию креативности способствует  и аналогия.  Использование аналогии в обучении является одним из основных методов при поиске решения проблемы. Для формирования умения проводить аналогию можно использовать задания на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.

«Проанализируйте следующие пары слов и по аналогии вставьте пропущенные слова:

Курица – цыплёнок, лошадь - … .

Заяц – капуста, … - жёлудь.

Небо – птица, вода - …

3- треугольник, 5-…»

Классификация - следующий  прием мышления, способствующий развитию креативности. Суть его -  в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества. Подобные задания способствуют развитию умения “узнавать” знакомые объекты, переносить знания в непривычную ситуацию, видеть структуру объекта. На уроках ребята с удовольствием выполняют такие задания: «проанализировать и закончить ряд чисел: 1,2,3…; 2,4,6,...;10, 20, 30,...(Математика 2 класс, «круглые числа»)» «разгадывание загадок. Какие существенные признаки подсказывают ответ в загадках» (на любом уроке)

Классификация - следующий  прием мышления, способствующий развитию креативности. Суть его -  в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества. Подобные задания способствуют развитию умения “узнавать” знакомые объекты, переносить знания в непривычную ситуацию, видеть структуру объекта. На уроках ребята с удовольствием выполняют такие задания:

  • «проанализировать и закончить ряд чисел: 1,2,3…; 2,4,6,...;10, 20, 30,...(Математика 2 класс, «круглые числа»)»
  • «разгадывание загадок. Какие существенные признаки подсказывают ответ в загадках» (на любом уроке)
На уроке «Окружающего мира» люблю с ребятами поиграть в игру «Чёрный ящик»: я задумываю понятие (предмет, явление). Постепенно называю свойства (или признаки) задуманного понятия, начиная со второстепенных. Дети отгадывают какое понятие я задумала? Так же можно построить задание и на уроках в 3 классе по теме: «Свойства воды в твёрдом, жидком и газообразном состояниях», во 2 классе по теме: «Звери», «Птицы» и др.

На уроке «Окружающего мира» люблю с ребятами поиграть в игру «Чёрный ящик»: я задумываю понятие (предмет, явление). Постепенно называю свойства (или признаки) задуманного понятия, начиная со второстепенных. Дети отгадывают какое понятие я задумала? Так же можно построить задание и на уроках в 3 классе по теме: «Свойства воды в твёрдом, жидком и газообразном состояниях», во 2 классе по теме: «Звери», «Птицы» и др.

На уроке литературного чтения во 2 и3 классах по темам: «Сказки», ребята с удовольствием выполняют такие задания:«Подумайте и попытайтесь ответить как можно быстрее, кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы: Купил семена, приезжай тянуть. Ушёл от зайца, волка и медведя. Ключ достал, скоро буду и т.д.»   Часто на уроках использую решение головоломок, ребусов, занимательных задач, заданий на смекалку которые так же способствуют развитию креативности.  При выполнении таких заданий учащимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок, что в конечном счете развивает интуицию, творчество, способность искать другой способ решения, отказавшись от ложного пути. Поиск решения таких заданий воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание. Ребята и сами любят придумывать ребусы

На уроке литературного чтения во 2 и3 классах по темам: «Сказки», ребята с удовольствием выполняют такие задания:«Подумайте и попытайтесь ответить как можно быстрее, кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:

  • Купил семена, приезжай тянуть.
  • Ушёл от зайца, волка и медведя.
  • Ключ достал, скоро буду и т.д.»

  Часто на уроках использую решение головоломок, ребусов, занимательных задач, заданий на смекалку которые так же способствуют развитию креативности.  При выполнении таких заданий учащимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок, что в конечном счете развивает интуицию, творчество, способность искать другой способ решения, отказавшись от ложного пути. Поиск решения таких заданий воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание. Ребята и сами любят придумывать ребусы

Ещё одной формой активизации познавательной деятельности является создание проблемных, нестандартных ситуаций на различных уроках. Проблему ставлю в начале урока, решению некоторых таких задач посвящается всё время занятия. Например, урок окружающего мира. Тема: «Животный мир родного края». На экране изображение грустного человечка, которого окружают четыре поля разного цвета. Эти поля – земля, вода, воздух, звуковое окружение, покрыты пятнами. Ребятам объясняю, что окружает нашего человечка и задаю вопрос: почему же он такой грустный. Постепенно удаляя с полей пятна и загрязнения, выясняем вместе с детьми, что нужно чтобы человек стал счастливым, что и происходит в конце урока (человечек улыбается)

Ещё одной формой активизации познавательной деятельности является создание проблемных, нестандартных ситуаций на различных уроках.

Проблему ставлю в начале урока, решению некоторых таких задач посвящается всё время занятия.

Например, урок окружающего мира.

Тема: «Животный мир родного края».

На экране изображение грустного человечка, которого окружают четыре поля разного цвета. Эти поля – земля, вода, воздух, звуковое окружение, покрыты пятнами. Ребятам объясняю, что окружает нашего человечка и задаю вопрос: почему же он такой грустный. Постепенно удаляя с полей пятна и загрязнения, выясняем вместе с детьми, что нужно чтобы человек стал счастливым, что и происходит в конце урока (человечек улыбается)

На уроке математики. Тема: «Задача. Условие и требование». В центре доски располагается слово «задача». Ребятам предлагаю высказать свое мнение: из чего состоит задача. Их предположения записываю вокруг, принимаются любые. В ходе урока постепенно убираются неверные высказывания. Так вместе приходим к единому решению.

На уроке математики.

Тема: «Задача. Условие и требование».

В центре доски располагается слово «задача». Ребятам предлагаю высказать свое мнение: из чего состоит задача. Их предположения записываю вокруг, принимаются любые. В ходе урока постепенно убираются неверные высказывания. Так вместе приходим к единому решению.

Включение учащихся в творческую деятельность с самого первого дня пребывания в школе способствует активизации поисковой активности, развитию интеллектуальных умений, исследовательских навыков, творческих способностей, качественному усвоению знаний. Большой вклад в развитие творческой деятельности учащихся вносит проектная деятельность. Проекты в начальной школе отличаются несложностью и простотой, но этот факт не снижает актуальности их применения в процессе развития и обучения младших школьников. Младшие школьники учатся отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ними, и возможные пути её решения.

Включение учащихся в творческую деятельность с самого первого дня пребывания в школе способствует активизации поисковой активности, развитию интеллектуальных умений, исследовательских навыков, творческих способностей, качественному усвоению знаний. Большой вклад в развитие творческой деятельности учащихся вносит проектная деятельность.

Проекты в начальной школе отличаются несложностью и простотой, но этот факт не снижает актуальности их применения в процессе развития и обучения младших школьников. Младшие школьники учатся отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ними, и возможные пути её решения.

Процесс развития креативных качеств детей младшего школьного возраста требует значительного времени, как и любой творческий процесс. Для его эффективности необходимо создавать такие условия, чтобы каждый учащийся имел возможность овладеть личным опытом творческой деятельности, основанном на добытых самостоятельно знаниях.
  • Процесс развития креативных качеств детей младшего школьного возраста требует значительного времени, как и любой творческий процесс. Для его эффективности необходимо создавать такие условия, чтобы каждый учащийся имел возможность овладеть личным опытом творческой деятельности, основанном на добытых самостоятельно знаниях.
Тема «Креативное мышление: природный дар или навык» является необходимой и востребованной. СПАСИБО!

Тема «Креативное мышление: природный дар или навык» является необходимой и востребованной.

СПАСИБО!