СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Критериальный подход к оцениванию учебных достижений учащихся в условиях обновления содержания образования

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается вопрос о критериальном оценивании в условиях обновления содержания образования. На конкретных примерах пр преподавании химии.

Просмотр содержимого документа
«Критериальный подход к оцениванию учебных достижений учащихся в условиях обновления содержания образования»


КГУ «Узункольская общеобразовательная школа №1 отдела образования Узункольского района» Управления образования акимата Костанайской области






Критериальный подход к оцениванию учебных достижений учащихся в условиях обновления содержания образования




учитель химии

Райляну Ирина Николаевна







2022 г



Мировой опыт свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянного изменения мира. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровье сбережения.

Социальные перемены, глобализация социально-экономических и политических сторон жизни общества  диктуют школе как социальному институту требование обновления содержания среднего общего образования с целью предоставления подрастающему поколению возможности получения качественного общего образования.

В этих условиях  основными направлениями обновления содержания среднего образования являются:

- развитие ценностей,  которые способствуют как развитию личности, так и  общества в целом;

- приведение содержания школьного образования в соответствие с динамичными запросами современного общества с учетом закономерностей психолого-физиологического развития детей;

- обеспечение соответствия содержания образования новым современным требованиям по формированию компетенций, направленных на воспитание потребности и умения самостоятельно добывать и применять знания на практике и на развитие ученика как личности и субъекта деятельности;

- ориентирование содержания образования на целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к научным способам познания и самостоятельным исследованиям,  на широкое применение учебных ситуаций, формирующих познавательную мотивацию и учитывающих дидактические возможности информационных технологий;

- обеспечение гуманизации содержания образования, вариативности содержания, форм и методов обучения, возможностей и права выбора в процессе обучения индивидуальной программы обучения;

- мотивирование через содержание задач воспитания трудолюбия, овладения основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умений применять их при реализации собственной продукции и услуг;

- формирование взглядов на будущее, укрепление моральных устоев, которые нужны человеку как члену общества и субъекту   международного сотрудничества;

- ориентация содержания образования на воспитание уважения к национальной культуре и открытости по отношению к другим культурным истокам.

Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся. Система оценивания является основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи между учеником, учителем и родителем.

Традиционная система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: 2 ("неудовлетворительно"), 3 ("удовлетворительно"), 4 ("хорошо"), 5 ("отлично") и отношения учителя, потому что учитель при выставлении отметки ориентируется на целый ряд позиций:

- уровень учащегося относительно определенного эталона,

- уровень учащегося относительно класса в целом,

- уровень учащегося относительно его же самого в предшествующий период

При критериальном оценивании

- ученик становится настоящим субъектом своего обучения

- снижается школьная тревожность ученика

- учитель от роли “судьи в последней инстанции” переходит к роли консультанта, специалиста.

Что же такое “критериальное оценивание”?

Критериальное оценивание- это процесс, основанный на сравнений учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Введение критериального оценивания обеспечивает переход к деятельному подходу в организации учебного процесса, который ориентирован на развитие компетенций ученика.

Таким образом, данный вид оценивания позволяет:

-Учителям:

1.Разрабатывать критерии, способствующие получению качественных результатов.

2. Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности.

3.Улучшить качество преподавания.

4.Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

-Учащимся:

1.использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания.

2.знать и понимать критерии оценивания

3. участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников.

4. критически мыслить, выражать свои мысли, точки зрения и идеи.

Родителям:

  1. Получать доказательства уровня обученности ребенка;

  2. Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

  3. Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

Как создать критериальную работу:

1 шаг

  1. Проанализировать содержание темы

  2. Продумать виды проверочных работ

2 шаг

  1. Выделить итоговые работы

  2. Продумать, какие критерии использовать

3 шаг

  1. Подобрать задания в соответствии с критериями

4 шаг

  1. Создать рубрикатор оценивания

  2. Создать проверочный лист

Для того чтобы учащимся было понятно каким образом происходит оценивание, им предлагаются различного рода способы оценивания – с использованием стикеров, смайликов, сигнальных карточек и самое главное критериев. Часто на уроках я использую взаимооценку, самооценку. Эти виды оценивания удобны при проверке домашнего задания, а также при проверке усвоения материала, рассмотренного на уроке. Хотелось, чтобы учащиеся видели результаты своей работы и свои оценки на разных этапах урока Проверка и оценивание  проводились по эталонам и критериям, данным мною. Хочу здесь отметить, что при самооценке не все ученики оценивали себя объективно, часто оценки были завышены и не соответствовали данным критериям. После урока я перепроверяла работы учащихся, находила несоответствия, доводила эти факты до учеников. Поняв свои ошибки, школьники стали подходить к данному заданию более объективно. Самооценка и взаимооценка еще удобны и тем, что экономят время на уроке.  Такая форма оценивания  являлась формативной, помогала ученикам увидеть и оценить результаты своей работы. Выполняя задание по оцениванию процесса опроса, я  старалась разработать такие задания, которые бы предоставили обучающимся возможность общения в парах («партнеры для беседы»), а также задания для работы в малых группах. Критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья учеников и учителей;  снижается школьная тревожность ученика; учитель от роли «судьи» переходит к роли консультанта, специалиста.

В оценочной диагностике использую как стандартные тесты, проверочные

работы, химические диктанты, лабораторные опыты и практические работы и т.п., так нестандартные задания для повышения мотивации. К ним относятся:

интеллектуальные задания, задачи на составление опорных конспектов и вопросов разного уровня к тексту. Кроме того, составление кластеров и написание эссе, рассказов, плакатов. Каждая форма работы оценивается по

критериальному принципу, то есть по накопительной системе баллов. В

ходе поисков новых подходов в оценочной деятельности применялась

комплексная оценка учащихся.

Одним из интереснейших методов критериального оценивания является

метод проектов. В проектной деятельности формируются ключевые

компетентности, развивается ученическая мотивация самостоятельного

поиска, реализуется проблемно-эвристическое обучение. Четко прописанные

критерии становятся основными элементами анализа работы ученика. В

проектной работе оцениваются не только знания, но и коммуникативные

умения, работа с информацией, личностные качества участников. Проект

развивает очень важные компетенции – самоменеджмент и самооценку.

В ходе проекта рождаются продукты: презентации, эссе, тематические газеты и т.п.

Задания с использованием критериального оценивания

Тема «Первоначальные химические понятия», 8 класс

Критерии

Образец задания

Показатели

Макс. балл

Само

оценка

Оценка учителя

умение понимать термины: тело, вещество




Заполните таблицу, используя приведенный ниже перечень.

Тело

Вещество

Физическое явление

Химическое явление





Алюминий, квашение капусты, свинец, свист, снегопад, пробирка, парта, сгорание свечи, прыжок, алюминий, град, колба, спирт, спиртовка, испарение, смерч, ртуть, стол, снегопад, соль, уголь, прокисание молока, радуга, плавление льда, сахар, кипение воды.

1 балл за 12 - 18 правильных ответов

3



2 балла за 19 – 23 правильных ответов

3 балла за 24 правильных ответа

умение проводить наблюдения явлений

Заполнить таблицу, правильно расположив различные физические явления в ту строку, к  которой они  должны относиться.

явления      

Примеры явления

Физические


Химические


Тепловые


Звуковые


Световые


Электромагнитные


Биологические


      Полет пчелы, опыление растений, появление птенца из яйца, падение яблока,  вращение Зем­ли вокруг Солнца,     вспышка молнии,  свечение электрической лампочки,  свет от пламени  костра,     таяние льда,  нагревание пищи,  сгорание дров,   звук школьного звонка,  рычание льва,  грохот  грома ,   разряд молнии,  электризация  волос, консервирование овощей





1 балл за 6-9 правильных ответов

3



2 балл за 10-14 правильных ответов

3 балл за 16 правильных ответов

2 балл за 4 правильных ответа

3 балл за 5 правильных ответа

умение владения экспериментальными методами исследования

Определить, какие способы разделения изображены. Перечислить приборы. Назвать для каких смесей предназначен каждый способ. Предложить другие способы для разделения смесей.





Правильно определены способы разделения

1 балл



4



Правильно названы приборы

1 балл


Правильно выбран способ для разделения 1 балл

Правильно предложены другие способы 1 балл

умение объяснять, используя понятия атомно-молекулярного учения

Вставьте в текст пропущенные слова:

Поскольку ….. легко сжимается и его объем ….., следовательно в газах расстояние между молекулами намного больше ….... самих молекул. Так как в среднем расстояние между молекулами в десятки раз ….... размера молекул, то они …..... притягиваются друг к другу. …... газа, двигаясь во всех направлениях, почти не …... друг к другу и ….... весь сосуд. Газ …... собственной формы и постоянного …..

1.притягиваться 2. не имеет 3. слабо 4. уменьшаться 5. заполнять 6. молекулы 7.объем 8. газ 9. меньше 10.размер




Правильно вставлено 5 -7 слов 1 балл

3



Правильно вставлено 8 -9 слов 2 балла

Правильно вставлено и 10 слов 3 балла


умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;


Запишите в кг: 200 гр ;3 т, 0,4 ц.

Запишите в м: 5 км; 25 см; 0, 3 мм

Запишите в секундах: 3 ч; 15 мин ; 0,2 ч

1 балл за 4- 6 правильных ответа

3



2 балл за 7- 8 правильных ответа

3 балл за 9 правильных ответа

Повышенный уровень

Дайте развернутый обоснованный письменный ответ на вопрос задачи:

В два стакана с чаем добавили сахар. В одном стакане чай перемешали, в другом – нет. Где сахар раствориться быстрее? Почему?



За правильный ответ 2 балл.

За правильное обоснование 3 балла

5





Итоговая отметка: 0-3 баллов - оценка "2" 0 -50 %

4-8 баллов - оценка "3" 51%- 70%

9-15 баллов - оценка "4" 71%-90%

16-18 баллов - оценка "5" 91% -100%

Выводы:

— оценочная деятельность требует учета многих аспектов и уровней

деятельности ученика;

— для формирования результатов обучения целесообразно применение

различных методов контроля и оценки, итогом будет являться

комплексная оценка;

— наиболее эффективными для применения являются технология

критериального оценивания, методы проектов, портфолио и

инновационные методы проблемного и эвристического обучения;

— особое внимание в оценивании необходимо уделить личностному

приращению достижений ученика;

— главной задачей оценочной деятельности в настоящее время является

создание национальной системы диагностики и контроля

образовательного процесса.