Данный кроссворд составлен по материалам учебника «История Казахстана». Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. / Б.Е. Кумеков, Т.С. Жумаганбетов, К.С. Игликова. - Алматы: Атамұра, 2017.- 144 с. Исторический кроссворд составлен как своеобразный тест по истории Казахстана. § 53. Путешествие в древний Казахстан, стр. 133-136. Составление и отгадывание кроссвордов до сих пор относится к нестандартным формам проверки знаний на уроке. Составление, применение кроссвордов, их решение, способствует развитию мышления, учит четко, логично и лаконично выражать свои мысли, обогащает новыми знаниями и расширяет кругозор. Исторический кроссворд в сущности своей является интеллектуальной задачей, предназначенной для проверки уровня знаний учащихся по истории, для развития логики и эрудиции, расширения понятийного и словарного запаса, тренировки памяти, внимания. Преимущества применения кроссворда на уроках истории: 1. Позволяет детализировать конкретные разделы и сложные темы учебной дисциплины. 2. В кроссворде, отгадываемые термины, понятия должны быть однозначными, лаконичными и конкретными. За счет этого и обеспечивается быстрое запоминание термина и его значения. 3. Активизируется внимание, память, логическое мышление, речь. Кроссворд помогает: организовать самостоятельную работу; вызвать интерес к изучаемой теме; формированию терминологической грамотности, то есть более прочному усвоению понятийного аппарата учебной дисциплины.
Просмотр содержимого документа
«Кроссворд по истории Казахстана на тему «Путешествие в древний Казахстан»»
Учитель истории и обществознания
КГУ «ОШ № 24» отдела образования города Темиртау
управления образования Карагандинской области
Балтабаев Марат Бопышевич
Кроссворд по истории Казахстана на тему «Путешествие в древний Казахстан»
По горизонтали:
1. Ручной топор, макролитическое орудие труда первобытного человека.
3. Город, столица государства Кангюй.
6. Поединок между двумя лицами с применением оружия на заранее определенных условиях.
8. Позднейший период каменного века, новокаменный век.
10. Древние племена Средней Азии, язык которых принадлежит к семье индоевропейских.
11. Средний каменный век - период между палеолитом и неолитом.
12. Правитель гуннов в 434-453 годах, объединивший под своей властью тюркские, германские и другие племена, создавший державу, простиравшуюся от Рейна до Волги.
13. В исламе - учение, доктрина, толк, школа или способ прохождения мистического пути.
15. Вооружённое выступление, возникшее в результате заговора против государственной власти.
17. «Величайший» титул правителя хуннской державы.
18. Гигантское плато в Казахстане, где находятся могильники сарматов Байте и Терен.
По вертикали:
2. Маршрут, уклоняющийся от «прямого» пути.
3. Могильный комплекс, расположенный в Шиликтинской долине Восточно-Казахстанской области.
4. Могильный холм у древних народов.
5. Кочевое племя индоевропейского либо тюркского происхождения, обитавшее в древности на территории Семиречья.
7. Медно-каменный век, переходный период от неолита к бронзовому веку.
9. Родовой фамильный знак, печать, который ставился на родовое имущество, в том числе и скот.
10. В примитивных верованиях: животное (иногда растение или предмет), являющееся предметом культа и считающееся обычно родоначальником племени.
12. Короткий железный меч, применявшийся саками.
14. Стоянка, крупный памятник верхнего палеолита на территории Казахстана.
15. Мегалит, состоящий из одного высокого каменного столба.
16. Историко-географический регион на юго-востоке Казахстана, где жили саки-тиграхауда.
Ответы:
По горизонтали:
1. Рубило.
3. Битянь.
6. Дуэль.
8. Неолит.
10. Тохары.
11. Мезолит.
12. Аттила.
13. Мазхаб.
15. Мятеж.
17. Сенгир.
18. Устюрт.
По вертикали:
2. Объезд.
3. Берель.
4. Курган.
5. Уйсуны.
7. Энеолит.
9. Тамга.
10. Тотем.
12. Акинак.
14. Батпак.
15. Менгир.
16. Жетысу.