Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Седмиховская средняя общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
Рассмотрена на заседании МО учителей Естественно-математического цикла Протокол № 1 от 29 августа 2016 г. Руководитель МО _________Шалаева Е. Д. Согласована зам. директора по УВР ________________Кузьминова М. В. 29 августа 2016 г. | Рассмотрена на заседании педагогического совета МКОУ «Седмиховская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области Протокол №1 от 31 августа 2016г Утверждена приказом директора Протокол № от 31 августа 2016 г Директор _____________Т.А.Ракитина |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружка «Юный эколог»
(направление спортивно-оздоровительное )
для 6 класса
Составитель: учитель I квалификационной категории Шалаева Е. Д.
2016-2017 уч. год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Фундаментального ядра содержания общего образования», «Примерной программы основного общего образования. Биология. Естествознание», а также «Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования».
Актуальность
Министерство образования и науки Российской Федерации ставит перед педагогами важную задачу перехода к школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.
Следовательно, цель нашей работы, как педагогов – формировать личность, обладающую экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.
У большинства обучающихся отсутствуют системные представления об экологической безопасности, вследствие отсутствия учебного предмета. Следовательно, именно внеурочная деятельность способствует восполнению данных пробелов, а также предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, что даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.
Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют организовать свой досуг в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный. Кроме того, внеурочная деятельность дает педагогу дополнительные возможности использования краеведческого материала, а как следствие – формирование гражданской идентичности.
Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять. Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры. Отсюда и вытекают цели и задачи реализации программы.
Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность в микрорайоне.
Задачи:
овладение обучающимися основными экологическими понятиями;
развитие экологического мышления и формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
знакомство обучающихся с методами научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
создание условий для формирования у обучающихся опыта самостоятельной учебной деятельности, умений наблюдать природные явления и выполнять опыты и экспериментальные исследования;
создание условий для развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, для формирования ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
понимание обучающимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
В соответствии с Учебным планом на внеурочную деятельность «Юный эколог» отводится 35 часов, 1 час в неделю
Основное содержание учебного курса
1.Введение - 2 ч.
Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.
Работа со справочной литературой.
2. Определители флоры и фауны - 4 ч.
Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников. Видовое разнообразие флоры парка, луга
3.Экологические факторы и среды жизни организмов - 8 ч.
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.
Выделение экологических групп растений по отношению к освещению. Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами.
. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.
Экскурсии. В лесополосу. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.
4. Редкие и исчезающие виды флоры Курской области - 8 ч.
Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Курской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Курской области.
Знакомство с реликтовыми, эндемиками, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Курской области. Составление карты ареалов редких видов растений.
5. Особо охраняемые территории родного края – 6 ч.
Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедник Курской области.
. Работа с зоогеографической картой заповедника. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой.
Практическая работа. Флора и фауна Центрально-черноземного заповедника государственного заповедника имени В. В. Алехина
6. Гербарий растительности - 7 ч.
Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.
Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев. Составление наказа «Правила поведения в природе»
Практическая работа изготовление гербариев
Экскурсия на луг. Летние задания
Формы организации занятий:
Агитбригада, акция, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.
Основные виды учебной деятельности:
№ п\п | Тема | Основные виды учебной деятельности |
1. | Введение. | Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов, обсуждение, составление опорной схемы, |
2. | Определители флоры и фауны. | Практическая работа, наблюдение, определение видов растений с помощью определителя, работа в группах, оформление результатов наблюдений в виде реферата. |
3. | Экологические факторы и среды жизни организмов. | Работа с дополнительной литературой, составление опорной схемы «Экологические факторы», Работа с атласами, зоогеографическими картами. Составление индивидуальных биологических ритмов, работа в группе, работа с различными источниками информации, просмотр и обсуждение презентации. Наблюдение, оформление результатов в форме дневника наблюдений, работа с инструктивными карточками, зоогеографическими картами. Решение экологических задач. |
4. | Редкие и исчезающие виды флоры Курской области | Работа с различными источниками информации, просмотр презентации и видеофрагментов, обсуждение после просмотра, написание эссе. Коллективно-творческое дело, работа в группах, творческий отчёт. Исследовательская работа. Работа с дополнительной литературой, составление карты. Агитбригада Творческий отчёт. |
5. | Особо охраняемые территории родного края. | Работа со справочной литературой, составление таблицы, работа с зоогеографической картой, составление творческого отчета. Просмотр видеофильма |
6. | Гербарий растительности | Изготовление папки для гербария. Наблюдение, работа с определителями растений. Изготовление гербариев. Работа в группах, составление наказов и творческое их оформление |
Планируемые результаты изучения учебного курса.
В результате освоения программы внеурочной деятельности «Юный эколог» для 6 класса дети научатся:
ключение обучающихся 6 класса во внеурочную деятельность «Юный эколог» направлено на достижение следующих результатов:
1.В направлении личностного развития:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,
овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.
сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.
2. В метапредметном направлении:
формирование приемов работы с разными источниками информации: научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;
освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
овладение ИКТ-компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентации;
овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
3. В предметном направлении:
расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, о редких и исчезающих растениях родного края;
приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
сравнение биологических объектов и природных процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия различных видов в экосистеме;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
знание основных правил здорового и безопасного поведения в природе;
анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами;
формирование навыков ухода за комнатными растениями.
освоение приемов рациональной организации труда и отдыха.
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Название темы занятия | Кол-во часов | Дата План. | Дата факт |
год | Четв. | ВВЕДЕНИЕ | 2 | | |
1 | 1 | Предмет экология. Структура экологии | 1 | 02.09 | |
2 | 2 | Работа со справочной литературой | 1 | 09.09 | |
| ОПРЕДЕЛИТЕЛИ ФЛОРЫ И ФАУНЫ | 4 | |
3 | 3 | Понятие об определителе флоры и фауны | 1 | 16.09 | |
4 | 4 | Методика работы с определителями растений, грибов. Лишайников, рыб, зверей и птиц | 1 | 23.09 | |
5 | 5 | Работа с определителем | 1 | 30.09 | |
6 | 6 | Видовое разнообразие флоры парка , луга | 1 | 07.10 | |
| ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И СРЕДЫ ЖИЗНИ ОРГАНИЗМОВ | 8 | |
7 | 7 | Экологические факторы | 1 | 14.10 | |
8 | 8 | Биоритмы | 1 | 21.10 | |
9 | 9 | Растения -индикаторы | 1 | 28.10 | |
10 | 1 | Среды жизни организмов | 1 | 11.11 | |
11 | 2 | Выделение экологических групп растений по отношению к освещению | 1 | 18.11 | |
12 | 3 | Влияние температурного режима и влажности на состояние комнатных растений | 1 | 25.11 | |
13 | 4 | Влияние растений друг на друга | 1 | 02.12 | |
14 | 5 | Правила поведения в лесу | 1 | 09.12 | |
| РЕДКИЕ И ИСЧЕЗАЮЩИЕ ВИДЫ ФЛОРЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ | 8 | |
15 | 6 | Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания | 1 | 16.12 | |
16 | 7 | Красная книга | 1 | 23.12 | |
17 | 1 | Реликты и эндемики флоры Курской области | 1 | 13.01 | |
18 | 2 | Составление карты ареалов редких видов растений | 1 | 20.01 | |
19 | 3 | Охрана растений родного края | 1 | 27.01 | |
20 | 4 | Виды растений Курской области, занесенных в Красную книгу | 1 | 03.02 | |
21 | 5 | Охраняемые территории | 1 | 10.02 | |
22 | 6 | Правила обращения с редкими растениями | 1 | 17.02 | |
| ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОДНОГО КРАЯ | 6 | |
23 | 7 | Классификация заповедников | 1 | 24.02 | |
24 | 8 | Заповедник Курской области | 1 | 03.03 | |
25 | 9 | Просмотр видеофильма | 1 | 10.03 | |
26 | 10 | Работа с зоогеографической картой заповедника | 1 | 17.03 | |
27 | 1 | Заповедные уголки соловьиного края | 1 | 07.04 | |
28 | 2 | Практическая работа №1Флора и фауна Центрально-черноземного государственного заповедника им. В.В.Алехина | 1 | 14.04 | |
| ГЕРБАРИЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ | 7 | |
29 | 3 | Понятие о гербарии | 1 | 21.04 | |
30 | 4 | Разнообразие гербариев | 1 | 28.04 | |
31 | 5 | Правила сбора растений для гербариев | 1 | 28.04 | |
32 | 6 | Изготовление папки для гербариев | 1 | 05.05 | |
33 | 7 | Практическая работа №2. Изготовление гербариев | 1 | 12.05 | |
34 | 8 | Правила поведения в природе | 1 | 19.05 | |
35 | 9 | Летние задания | 1 | 26.05 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Литература для учителя
В.В.Балабанова. Биология. Экология. Здоровый образ жизни. Волгоград, 2006г.
В. П.Зверев. Экологические игры. Москва, "Просвещение", 2001г.
И.Д.Зверев. Практические занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 1996г.
А.С.Литвинович, С.В.Дегбер Пойми живой язык природы. Воронеж, 2006г.
И.П.Шипунова. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы. Новосибирск, 1995
Г.Б. Шенкевич Программа кружка «Юный эколог - исследователь» Фестиваль педагогических идей. 2013г.
Технические средства обучения
Компьютер
Мультимедийный проектор