СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок «Юный следопыт по страницам истории»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Юный следопыт по страницам истории" способствует расширению знаний учащихся по теме европейского средневековья через изучение повседневного быта, памятников культуры и других артефактов, относящихся к этому периоду.

Просмотр содержимого документа
«Кружок «Юный следопыт по страницам истории»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 269 Закрытого административно-территориального образования Александровск Мурманской области»



РАССМОТРЕНО

Протокол заседания МО

от «__» «________» 2018_

Рук. МО

/________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

/______________/


« » 2018


Приказ: №

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ООШ №269

/______________/


« » 2018___




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


По духовно-нравственной деятельности направлению внеурочной деятельности


Форма организации внеурочной деятельности


«Кружка «Юный следопыт по страницам истории»



Программа рассчитана для учащихся 6- классы


Срок реализации программы – 2018-2019 учебный год






Составитель программы: Долгова Анна Андреевна,


учитель истории и обществознания, 1 категория.


г.Снежногорск


2018


Аннотация

к рабочей программе внеурочной деятельности по истории

кружка «Юный следопыт по страницам истории»

Федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 с изменениями (Приказы Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644, от 31.12.2015 N 1577);

• Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол от 08.04.15 г. № 1/15);

• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования" с изменениями (Приказы Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38, от 21.04.2016 N 459);

• Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (с изменениями на 24.11.2015);

• Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ ООШ № 269 (Приказ № 155 от 21.05.2018г.)


Рабочая программа реализуется с помощью :


1. Всеобщая история : 5-9 классы : рабочие программы : предметная линия учебников А. А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений (ФГОС) М. : Просве­щение, 2011 г.

2. История Отечества с древнейших времен до наших дней. Энциклопедический словарь./ Сот.: Б.Ю.Иванова, В.М.Карев, Е.И.Куксина, А.С.Орешников, О.В.Сухарева. – Москва НИ «Большая Российская энциклопедия», 2000.


Место предмета в учебном плане: В учебном плане «МБОУ ООШ № 269 » на изучение кружка «Юный следопыт по страницам истории» 1 час в неделю (34 часа в учебный год).








Пояснительная записка

кружка «Юный следопыт по страницам истории»

Курс внеурочной деятельности «Юный следопыт по страницам истории» (направление – духовно-нравственной) реализуется в рамках основной образовательной программы основного общего образования и является продолжением учебного предмета «История».

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения.

Программа факультатива разработана на основе нормативных Федеральных документов,:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрирован Минюстом' России 04 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

3. Министерство образования и науки РФ «Изменения ФГОС 2016».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года, № 233 (ред. от 10 марта 2009 года) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей".

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года, № 196 (ред. от 10 марта 2009 года) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении".

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003года, № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»

7. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

8. Требований к оснащённости (письмо МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 24.11.2011 №МД -1552/03)

9. СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19993).

10. Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол от 08.04.15 г. № 1/15);

11. Фундаментального ядра содержания общего образования (Федеральное ядро содержания общего образования/Рос.акад.наук, Рос.акад.образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондратьева. – М.: Просвещение, 2011),

12. Примерная программа по истории. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

13. Примерное тематическое планирование. История. 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения).

14. Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная шко­ла) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. — М. : Просвещение,

15. Устав МБОУ ООШ №269.

16. Годовой План работы ОУ на 2018-2019 учебный год.

17. Программа развития школы.

18. Программа духовно-нравственного развития школьников МБОУ ООШ № 269.

Программа кружка «Юный следопыт по страницам истории» способствует расширению знаний учащихся по теме европейского средневековья че­рез изучение повседневного быта, памятников культуры и других артефактов, относящихся к этому периоду. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятель­ности обусловлена важностью создания условий для формирования у средних школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка и формирования художе­ственного вкуса. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных обще­учебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для даль­нейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в применении полученных знаний на практике; усло­виями работы в классно-урочной системе преподавания истории и потребно­стями учащихся реализовать свой творческий потенциал.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения - развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных дей­ствий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими истори­ческого материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Цель курса:

  • создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирова­ния его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;

  • развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, раз­витие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;

  • знакомство с элементами научного исторического исследования.

Задачи:

Познавательный аспект:

  • познакомить детей с культурой стран Европы, России в период средневековья через активную дея­тельность;

  • способствовать пониманию средними школьниками особенностей разви­тия средневековых обществ;

  • познакомить с менталитетом человека средневековья в сравнении с современной культурой;

  • формировать универсальные исторические понятия;

  • способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Развивающий аспект:

  • развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;

  • развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;

  • приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спек­тра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;

  • развивать творческие способности. Их умения работать с красками, бумагой, картоном, пластилином.

Воспитательный аспект:

  • способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;

  • приобщать к общечеловеческим ценностям;

  • способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в со­трудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, лич­ная и взаимная ответственность);

  • прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории.

Срок реализации:_1год.

Количество часов: 34 часа.

Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия – 1 учебный час.

Формы и методы обучения: технология социального развития через лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа.

Формы и методы обучения:

Беседа

Практикум (работа с текстом документов, работа с раздаточным материалом)

Занятие - тренинг

Мини – сочинение

Устный журнал

Ролевые игры

Лекции с элементами беседы

Опережающие задания

Разработка проекта

Работа с книгой

Написание эссе

По уровню усвоения – ознакомительный.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; кейс-папки, тесты для этапа контроля.

Курс предназначен для учащихся шестого класса и соответствует возрастными особенностям детей 12 – 13 лет (познавательная активность, любознательность, чрезмерная чувствительность).

Умение и навыки, отрабатываемые на занятиях:

  • отстаивать свою точку зрения,

  • взаимодействовать в группе,

  • применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Содержание курса.

Вводный урок 1 час.

Знакомство с курсом.

Тема1. Средневековая Европа (10 ч)

Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII вв. Хлодвиг.

Христианская церковь в раннее средневековье. Монастыри. Искусство рукописной книги. Семь свободных искусств.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Карл Великий..

Феодальная раздробленность в IX-XIII вв. «Нет войны без пожаров и крови». Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Англия в раннее средневековье.

Средневековая деревня и ее обитатели. Особенности хозяйственной жизни. Жизнь, быт и труд крестьян. Феодальные повинности. Крестьянская община.

В рыцарском замке. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Натуральное хозяйство.

Формирование средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Городское ремесло. Цехи.Гильдии. Банки. Ростовщики. Ломбарды.

Горожане и их образ жизни. Жизнь и быт горожан.

Тема 2. Восточные славяне (2 ч)

Про­исхождение восточных славян. Крупнейшие племенные сою­зы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения.

Тема 3. Русь в IХ-первой половине XII в. (6 ч)

Формирование Древнерусского государства.. Варяги. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья.. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность первых князей. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси.

Князь Ярос­лав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Внешняя политика Ярослава Муд­рого.

Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Кие­ве.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусско­го искусства. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство.

Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Тема 4. Русь во второй половине XIIXIII в. (7 ч)

Раздробление Древнерусского государства. Образо­вание самостоятельных княжеств и земель. Пос­ледствия раздробления Древнерусского государства.

Владимиро-Суздалъское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внут­ренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйствен­ные особенности Северо-Западной Руси. Особенности соци­альной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чин­гисхана.. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Ге­роическая оборона Торжка и Козельска..

Борьба русских земель с западными завоевателями. По­ходы шведов на Русь.. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынско­го владычества. Последствия ордынского владычества.

Культура русских земель.. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведе­ниях культуры. «Слово о полку Игореве».

Тема 5. Образование централизованного государства (6 ч)

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва центр борьбы с ордынским владычеством.

Московское княжество и его соседи в конце XIV—сере­дине XV в

Конец ордын­ского владычества. Иван III.. Усиление великокняжеской влас­ти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Нестяжатели и иосифляне. Ереси.

Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические ус­ловия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся куль­туры великорусской народности. «Задонщина.

Повторение- 2 часа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УУД (универсальные учебные действия)

Планируемые результаты освоения курса истории

Предметные результаты.

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что по его итогам у учащегося сформированы:

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • способность применять исторических знаний для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

  • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

  • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

  • уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Выпускник научится:

локализовать во времени общие рамки и события, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях.

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной.

• показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

Выпускник получит возможность научиться

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государства Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Руси, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России,

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «История».

Личностные результаты

- воспитание российской гражданской идентичности, па­триотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонациональ­ного народа России;

- осознание обучающимися своей этнической принад­лежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

- усвоение традиционных ценностей многонациональ­ного российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и сво­бод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшест­вующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому че­ловеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, тради­циям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты

определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;

- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

- различать факт и мнение;

- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;

- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;

- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;

- выбирать условия проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина

Познавательные

- определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

- приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы;

- выдвигать гипотезы для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

- различать факт и мнение;

- вычленять из предлагаемого списка задания, относящиеся к изучаемой теме;

- вычленять изучаемый объект из неучебного текста, окружающей действительности;

- аргументированно опровергать ошибочное мнение, неправильный ответ на вопрос, относящийся к изучаемой теме;

- сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

- понимать и воспроизводить структуру научного понятия;

- конструировать определение изучаемого научного понятия на основе известной структуры;

- находить основание для сравнения фактов, явлений;

- выделять характерные причинно-следственные связи;

- различать факт, мнение, доказательство, гипотезу;

- разделять процессы на этапы, звенья;

-комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

- строить рассуждение с доказательством от противного;

- решать проблемы, используя предоставленную информацию;

- объяснять (устно и письменно) результаты наблюдений и экспериментов;

- критически оценивать качество представленной аргументации, выделять наиболее сильный аргумент, подтверждающий данный тезис

Регулятивные

- осуществлять задания под непосредственным контролем/руководством и демонстрировать эффективность в простых и стабильных контекстах;

- принимать руководство при обучении (принимать, что тебя обучают);

- планировать деятельность, формулировать ее цель;

- оценивать уровень личных учебных достижений по предложенному образцу;

- организовывать и поддерживать в порядке свое рабочее место;

- осознанно принимать установленные правила поведения;

- взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности;

- участвовать в проектной деятельности;

- знать, понимать и соблюдать нормы здорового образа жизни

- осуществлять самоконтроль, самооценку;

- брать на себя ограниченную ответственность за совершенствование деятельности (трудовой или учебной) в простых и стабильных контекстах и в рамках привычных и однородных групп;

- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера (в том числе групповой);

- анализировать (фиксировать) собственный опыт решения учебных задач;

- взаимодействовать в группе в процессе познавательной деятельности;

- формулировать вопросы, ответы на которые помогают справиться с затруднением в процессе познавательной деятельности;

- управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность;

- предвидеть возможные результаты своих действий;

- делать попытки оценивать свои учебные достижения и эмоциональные состояния;

- понимать свою роль в процессе групповой деятельности;

- делать попытки оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества (в том числе в разновозрастных группах)

- вырабатывать собственное мнение в ситуации разно разнообразия и возможной противоположности мнений;

- выбирать и делать попытки осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;

- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;

- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;

- брать на себя ответственность за выполнение задач и демонстрировать некоторую самостоятельность в трудовой деятельности и обучении в рамках контекстов, которые, как правило, стабильны, но включают в себя изменяющиеся факторы;

- воспринимать разнообразие и межкультурные различия;

- высказывать и защищать свою точку зрения;

- осуществлять самокоррекцию

Коммуникативные

- создавать краткие публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала;

- корректно вести учебный диалог (в том числе при работе в малой группе сотрудничества)

- создавать публичные сообщения с использованием научной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

- отбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- участвовать в диалоге (в том числе в ситуации разнообразных и возможно, противоположных мнений)

Формы представления результатов внеурочной деятельности

  1. игровых занятий (конкурсы, викторины, составление Кроссвордов и др.),

  2. собеседования (индивидуальное и групповое),

  3. опросников,

  4. тестирования,

  5. презентаций творческих работ.










Тематическое планирование



№ 
п/п


Наименование раздела


Всего часов

1

Вводный урок.

1

2

Средневековая Европа.

10

3

Восточные славяне.

2

4

Русь в IХ-первой половине XII в.

6

5

Русь во второй половине XII—XIII в.

7

6

Образование централизованного государства.

6

7

Повторение.

2


Итого

34






















Календарно-тематическое планирование




Дата

Раздел,

урок

Кол-во часов

Планируемые результаты

Методы

Виды деятельности

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

1



Вводный урок

1

Исследовать место Средневековья в истории с помощью ленты времени

Умение  определять понятия, создавать обобщения

Формирование осознанного, уважительного отношения к истории

Беседа

Участие в диалоге

2



СредневековаяЕвропа.

Образование варварских королевств

1

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего, человечества

Умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;


Творческая мас­терская

Практическая работа в группах «Жилище древнего человека» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из пластилина)

3




СредневековаяЕвропа.

Христианская церковь в раннее средневековье.

1

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

Умение строить  логическое рассуждение, умозаключение

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

Творческая мас­терская

Рисунок-подражание с опорой на текст и иллюстрации

4



СредневековаяЕвропа.


Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

коммуникабельность;


Формирование

личной и взаимной ответственности;


Творческая мас­терская

Индивидуальная или парная работа по лепке из пластилина с опорой на текст сюжетов «Франкский воин», «Мас­терская ремесленника»,

5




СредневековаяЕвропа.


Англия в раннее Средневековье

1

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;



Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;


Творческая лабо­ратория

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д.

6



СредневековаяЕвропа.

В рыцарском замке

1

Умение понимать законы «Рыцарской чести»

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;


Формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Игра-путешест­

вие,

творческая мастерская

Практическая работа в группах «Средневековый замок» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из картона )

7



СредневековаяЕвропа.

Средневековая деревня и ее обитатели

1

Приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;


Практикум

Индивидуальная творческая работа с опо­рой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Один день из жизни крестьянина»

8



СредневековаяЕвропа.

Формирование средневековых городов

1

Умение характеризовать условия , описывать архитектурные памятники средневековых городов

Умения передавать историческую информацию в виде художественных образов;



Умение работать в группе, паре, отвечать за свои решения;

коммуникабельность; формирование

личной и взаимной ответственности;


Творческая лабо­ратория

Виртуальная экскурсия в Париж, Лондон. Практическая работа в группах «Средневековый город» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из картона )

9



СредневековаяЕвропа.

Горожане и их образ жизни

1

Умение характеризовать образ жизни, занятия людей населявших города

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;

умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;


Заочное путеше­ствие

Индивидуальная творческая работа с опо­рой на текст и иллюстрации, интернет- ресурсы «Один день из жизни горожанина

10



СредневековаяЕвропа.

Крестовые походы Католическая церковь и еретики


1

Умения работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками


Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;


Творческая ла­боратория

Групповая работа по составление буклетов на темы: «Католическая церковь».

«Духовно-рыцарские ордена «

11



СредневековаяЕвропа.

Культура Западной Европы

1

Умения работать с историческими источниками , текстом учебника и историческими документами

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

владение сведениями о поворотных моментах в истории


Толерантное отношение к истории других стран;


Творческая ла­боратория

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д.

12



Восточные славяне. Про­исхождение восточных славян


1

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

Умения передавать историческую информацию в виде художественных образов;


Осознание своей идентичности как гражданина демократического госу­дарства

Заочное путе­шествие

Практическая работа в группах «Жилище древних славян» (выполнение рисун­ков, аппликаций, макетов из пластилина)

13



Восточные славяне. Восточные славяне: строй занятия, соседи


1

Уметь правильно читать не

сложные карты и картосхемы с опорой на их легенду.

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.


Осознание своей идентичности как гражданина демократического госу­дарства

Творческая ла­боратория

Краткосрочные информационные проекты Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов

14




Русь в IХ-первой половине XII в.

Формирование древнерусского государства

1

Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

владение сведениями о поворотных моментах в истории


воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности

Творческая ла­боратория

Индивидуальные творческие работы «Варяги “Повесть временных лет” (по выбору)»

1516



Русь в IХ-первой половине XII в.

Первые киевские князья

2

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач.

владение сведениями о в истории матери­альной и духовной культуры России.

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;


Ролевая игра

Работа в группах по представлению сюже­тов на темы: «Появление Олега в Киеве», «Святослав-его роль в укреплении русского государства», «Реформы Ольги»

17



Русь в IХ-первой половине XII в.

Князь Владимир Святославович Принятие христианства


1

Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Владимира Святого

Владение сведениями о поворотных моментах в истории Российского государства и наиболее значимых событиях в истории матери­альной и духовной культуры России.

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;


Устный журнал (выступления с презентациями)

Групповые информационные проекты по темам: «Русь и Византия », «Принятие христианства: легенды и факты»

18



Русь в IХ-первой половине XII в.

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории древнерусской народности

Способность регулировать собственную деятельность.

владение основами нравственного поведения.

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;


Игра-путе­

шествие

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Особен­ности архитектуры Древней Руси»,

19



Русь в IХ-первой половине XII в.

Культура Древней Руси IX – XII вв.




1

Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание

Практикум

Составление карты «Памятники культуры Киевской Руси», решение задач по установлению особенностей литературных памятников

20



Русь во второй половине XIIXIII в.

Начало раздробления Древнерусского государства


1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;


Интерактивная экскурсия

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия»,

2122




Русь во второй половине XIIXIII в.

Главные политические центры: Новгородская земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества


2

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

Беседа

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д.


23



Русь во второй половине XIIXIII в.

Нашествие с Востока

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;


Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности

Сообщения

Индивидуальная творческая работа с опо­рой на текст и иллюстрации, интернет-ресурсы «Оборона Рязани;

«Подвиг Е..Коловрат»

Оборона Козельска

«Битва на Сити»


24



Русь во второй половине XIIXIII в.

Борьба Руси с западными завоевателями

1

Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Творческая ла­боратория

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

«Ледовое побоище»

«Невская битва»

«Александр Невский»


25




Русь во второй половине XIIXIII в.

Русь и Золотая Орда

1

Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства и Ордыы

Умения инсценировать исторические сюжеты;

передавать историческую информацию в виде художественных образов;


Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;


Презентация

Работа в группах по представлению сюже­тов на темы: «Сбор дани баскаками », «Русские князья в Орде»,

26



Русь во второй половине XIIXIII в.

Культура русских земель в XII - XIII вв.

1

Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Интерактивная экскурсия

Краткосрочные информационные проекты (индивидуальные или парные).

«Путешествие в новгород»

«Золотое кольцо Рос сии»


27



Образование централизованного государства.

Роль Московского княжества в объединении русских земель

1

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур

Умение работать с разными информационными источниками, находить необходимую информацию, анализировать, использовать её в самостоятельной деятельности

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству

Творческая ла­боратория

Сбор, анализ и представление информациив в виде схем

28



Образование централизованного государства. Куликовская битва.


1

Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Творческая ла­боратория

Работа в группах по представлению сюже­тов на темы: «Дмитрий Иванович и Сергий Радонежский», «Пересвет и Челубей «Вооружение русского войска»

29



Образование централизованного государства. Московское княжество и Литва


1

Знать по карте местоположение и природные условия Русского государства и Литвы

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов, всего человечества

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Диспут

Участие в обсуждении проблемы, поиск и анализ информации.

30

31



Образование централизованного государства. Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.


2

Умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Интеллектуальная игра

Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», «Установи соответствия», «Собери ап­пликацию», «Реши задачу» и т. д

32




Образование централизованного государства. Московское государство в конце XV- начале XVIвв

1

Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества

Викторина, презентация

Практическая работа в группах «Жилище горожан и крестьян в 15-16вв» (выполнение рисун­ков» Герба, стягов , аппликаций, макетов из пластилина).


33



Повторение

1

Способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов; в

Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;


Викторина, интерактивная экскурсия

. Работа в парах по выполнению заданий маршрутных листов путешествия: «Найди лишнее», исторический лабиринт и др.

34



Повторение

1

Умения самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

Защита проектов

Участие в обсуждении , аргументированное выступление,


Прогнозируемый (ожидаемый) результат.


В процессе изучения кружка «Юный следопыт по страницам истории» учащиеся 6-ого класса будут

знать:

причины и логику развития исторических процессов, вариативность исторического развития, фаты, понятия, имена, ос­мысленное восприятие всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире.

Смогут научиться:

выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории; формировать готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентации и социального положения.


Учебно-методическое обеспечение

  1. Организация внеурочной деятельности в школе в условиях ФГОС второго поколения: методические рекомендации / авт.-сост. Е.Л. Петренко. – Ульяновск: УИПКПРО, 2013.

  2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной  деятельности школьников. Игра. Досуговое общение [Текст] : Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (Григорьев Д.В. , Куприянов Б.В.) М. Просвещение 2011.

  3. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. 6 класс, Рабочая программа - М., Просвещение, 2009 г.

  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Рабочая программа - М., Просвещение, 2011 г.

  5. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. 6 класс, М., Просвещение, 2012 г.

  6. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс, М., Просвещение, 2011 г.

  7. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс), М., Просвещение, 2011 г.

  8. Интерактивное пособие по истории средних веков.6 класс.

  9. Интерактивное наглядное пособие по истории России .6 класс.

  10. Интерактивное пособие истории России

  11. DVDдиск. по истории средних веков и истории России

  12. Интерактивное пособие по истории средних веков.6 класс.

  13. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов//http://school-collection.edu.ru

Специальное сопровождение (оборудование):

- набор приспособлений для крепления таблиц;

- таблицы;

- магнитная доска;

-компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран.


5