СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кружок Выпиливание и выжигание

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Плохой учитель излагает.

Хороший учитель учит.

Выдающийся - показывает.

Великий – вдохновляет».

Винсент Ван Гог.

 

Просмотр содержимого документа
«Кружок Выпиливание и выжигание»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«ЛЕБЕДЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Суджанского района Курской области









Доклад

«Из опыта работы.

Кружок «Выпиливание и выжигание»







Подготовил:

учитель технологии: Писарцов В. А.



2019 год





«Плохой учитель излагает.

Хороший учитель учит.

Выдающийся - показывает.

Великий – вдохновляет».

Винсент Ван Гог.



Одна из важных задач общеобразовательной и профессиональной школы – улучшение организации всесторонней внеклассной и  воспитательной работы. Разнообразная внеклассная деятельность позволяет углубить знания школьников, расширяет возможности изучения учебного предмета, выбора занятия по своим склонностям и интересам создаст предпосылки для привития учащимся интереса к той или иной отрасли знаний.

Создание широкой сети кружков, объединений учащихся по интересам позволит приступить к реализации требований реформы о включении каждого школьника в разнообразную внеурочную деятельность. В связи с этим увеличиваются и воспитательные возможности кружковых занятий. Если раньше при проведении кружковой работы уделялось больше внимания расширению знаний по тому или иному учебному предмету, то теперь работа в каждом из кружков стали одним из видов творческой деятельности детей. Это заметно повышает значение кружковой работы в воспитании учащихся.

Участие в кружковой работе способствует и более успешному развитию общественной активности учащихся: у них повышается интерес к общественной работе, усиливается чувство значимости общественной деятельности, стремление жить интересами коллектива.

Изменение обстановки, непринужденный характер отношений, возникающих в дружной, веселой и интересной кружковой работе, обеспечивают простор для соединения теоретической работы с практическим применением знаний, значительно расширяют контакты между учителем и учеником.

Занятия в кружке художественного выпиливания и выжигания, например, развивают у детей, помимо практических умений и навыков по обработке древесины, творческие способности, внимание, усидчивость, воспитывают художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству.

В этом кружке дети получают и эстетическое воспитание. Руководитель кружка заботится о выработке у детей эстетического вкуса, о том, чтобы праздники и смотр, олимпиады и турниры были украшены поделками, эмблемами, сувенирами, сделанными руками ребят, чтобы дети стремились вносить красоту в окружающую их жизнь, что бы участие в кружке формировало и постоянно совершенствовало не только трудовые, но и художественно-творческие способности. Ведь фантазии детей в сочетании с выдумкой и кропотливой работой помогает превратить в удивительные вещи простую древесину, делать ажурные шкатулки с выжженным золотистым орнаментом, полочки с замысловатым отлакированным рисунком. Поделки, сделанные ребятами в кружке, всегда найдут применение в жизни.


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Выпиливание и выжигание» для 7-8 классов составлена на основе следующих нормативно- правовых и инструктивно-методических документов:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577»

  • Устав ОУ;

  • Положение о рабочей программе по отдельным учебным предметам, курсам, внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в МКОУ «Лебедевская ООШ»

  • Учебный план МКОУ «Лебедевская ООШ» для учащихся 5-9 классов, обучающихся по ФГОС на 2018-2019 учебный год.

УМК

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта: Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5-9 класс. Программа рассчитана для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение 2010 год.

Программа рассчитана на 1 год обучения -70 учебных часов (по 1 часу в неделю в 7 классе и по 1 часу в неделю в 8 классе).


Цель: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.


Задачи:

  1. развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

  2. формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

  3. воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

  4. овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;

  5. расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.



Формы работы: групповые и индивидуальная.

Методы реализации программы: рассказ, беседа, практические работы, демонстрации видеофильмов, метод индивидуальных и групповых проектов.

Выпиливание лобзиком и выжигание по дереву – это один из самых распространенных и любимых видов декоративно-прикладного искусства среди учащихся. Простота оборудования, наличие в школьных мастерских инструментов и приспособлений, материалов, а так же доступность приемов выполнения работы позволяют заниматься на кружке учащимся 5-7 классов. Занятия в кружке, сочетают искусство с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, продуктивно использовать свободное время учащихся. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий с демонстрацией дидактического материала, готовых образцов и приемов работы. Практическая часть занятий состоит из нескольких заданий, следуя от простых к более сложным операциям. На начальном этапе работы осваиваются приемы выпиливания и выжигания (по каждому виду отдельно). Это небольшие работы по объему, выполняемые по образцу. Наиболее важным этапом в работе кружка является выполнение школьниками комплексных коллективных работ (творческих проектов). Перед учащимися ставятся воспитательные цели: уметь доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, содержанием в порядке рабочего места, экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их в соответствии с правилами техники безопасности. Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для группового исполнения. Коллективные работы выполняются тремя и более учащимися. Такой труд значительно ускоряет процесс работы над изделием, позволяет правильно распределять задания, учитывая возраст и индивидуальные способности каждого учащегося. Коллективное создание эскизов работ, обсуждение и выполнение их в материале воспитывают у ребят чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, способствуют более качественному исполнению изделий. Сочетание в изделиях выпиливания и выжигания различной сложности рисунка и технического выполнения дает возможность участвовать в коллективной работе почти всем членам кружка. В процессе кружковой работы у школьников развиваются художественный вкус, понимание ритма, светотени, объема, умение видеть и передавать красоту окружающей действительности, используя древесные материалы соответствующего цвета и текстуры. Особое внимание уделено вопросам электробезопасности и санитарной гигиены. Учащиеся должны выполнять работу в специальной одежде.


В результате обучения учащиеся смогут:

  • рационально организовывать рабочее место;

  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;

  • выполнять простейшие столярные операции;

  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

  • выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;

  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;

  • проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;

  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

  • выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;

  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;


Планируемые результаты освоения кружка

Учащиеся должны ознакомиться и овладеть: 

  • С особенностями материалов, используемых в художественной деятельности, средствами; правилами техники безопасности при ручной обработке древесины.

  • Выбирать для работы фанеру с различными свойствами

  • Различать фанеру по виду, по цвету, толщине.

  • Размечать фигуры по шаблону, линейки, угольника, с применением циркуля.

  • Вырезать точно по намеченным линиям.

  • Вырезать симметричные фигуры.

  • Правильно использовать природный материал в своих работах.

  • Развивать фантазию, воображение в различных формах творческой художественной деятельности, развивать творческие способности, эмоциональную отзывчивость; приобретать первичные навыки изображения предметного мира, начальные навыки изображения пространства на плоскости.


По окончании года занятий учащиеся должны:

знать:

— устройство и применение лобзика;

— строение и свойства древесины и древесных материалов;

— материалы, используемые для резьбы;

— основные виды столярных соединений;

— основные виды резных орнаментов;

— способы переноса изображения на заготовку;

— способы заделки дефектов древесины;

— способы отделки готовых изделий.

уметь:

— организовать рабочее место;

— безопасно пользоваться инструментами;

— переносить изображение на заготовку;

— использовать стандартные приёмы резьбы;

— исправлять дефекты материала и изделия;

— правильно соединять детали готовых изделий;

— использовать морилки, лаки, красители;

— анализировать качество работы и изделий.


Данная программа способствует формированию следующих личностных и метапредметных универсальных учебных действий:


Личностные универсальные учебные действия:

— осознание своих творческих возможностей;

— проявление познавательных мотивов;

— развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;

Регулятивные универсальные учебные действия:

— планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с  поставленной задачей;

— принимать и сохранять учебную задачу;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— различать способ и результат действия;

— адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

— осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;

— строить речевые высказывания в устной форме;

— оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

— включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

— Формулировать собственное мнение и позицию;

— задавать вопросы;

— допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной   трудовой, творческой деятельности.


Оборудование и материал.

  • Верстак столярный;

  • Ручной или автоматизированный инструмент для сверления;

  • Набор инструментов для работы по дереву (ножовка, рубанок, стусло, стамеска, киянка, наждачная бумага и т.д.);

  • Фанера;

  • Лакокрасочные материалы;

  • Копировальная бумага;

  • Выжигатель;

  • Ручной лобзик;

  • Компьютер, проектор, экран.


Методическое обеспечение

  1. Рисунки на рабочую поверхность.

  2. Технологические карты.

  3. Инструктажи по технике безопасности



Во время проведения внеурочных занятий по технологии важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться идеями). При организации занятий целесообразно использовать принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах.


Умелое сочетание видов исследовательской деятельности  учит ребёнка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни.

В результате внеурочной деятельности по технологии раскрывается творческий потенциал всех обучающихся. Каждый ученик публично демонстрирует достигнутое. Это значимо и интересно для детей. Их кругозор расширяется. Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.

В ходе выполнения этой интересной деятельности, у школьников вырабатывается творческая самостоятельность при выполнении любой работы. И это качество в   современном мире  рассматривается   как неотъемлемая  характеристика  личности,  входящая  в  структуру представлений о  профессионализме  в  любой  сфере  деятельности.  И даже шире – как стиль  жизни  современного  человека.  


«Подлинная красота человека проявляется в труде. Прекрасен не только результат труда, но и сам процесс свободного труда, в котором раскрываются творческие возможности человека, мощь его разума, его власть над силами природы. Труд стоит у истоков эстетического чувства, у истоков искусства, которое само является областью вдохновенного духовного труда.»

П. Р. Атутов