Номер урока | Содержание ( разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения уроков | Материально-техническое оснащение | Основные виды учебной деятельности |
п\п | внутри темы | Дата примерного проведения | Дата фактического проведения |
1 | 1 | Введение. Земля отцов – моя земля. Кубань – перекресток цивилизаций | 1 | 05.09-09.09.2016г. | | м\м презентация « Кубань- многонациональный край» | -Раскрывать значение терминов кубановедение, исторические источники. -Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю Кубани. |
| I. Кубань в эпоху каменного века.(6ч) |
2. | 1 | Тема 1. Древние собиратели и охотники. | 1 | 12.09-16.09 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь. Музейные экспонаты. | - Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство каменный век, присваивающее хозяйство, ритуал, религия. - находить на карте стоянки раннего и срееднего палеолита -определять значение и роль общины в жизни человека |
3. | 2 | Работа с текстом. Жизнь первобытных людей по рассказу «Удачный день». | 1 | 19.09-23.09 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь. Модель искусственного жилища. | -формулировать понятия родовой строй, искусственное жилище. - подготовить продолжение рассказа -Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. |
4 | 3 | Тема 2. Появление человека современного облика. | 1 | 26.09-30.09 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | -Исследовать на исторической карте Кубани территорию расселения первобытных людей в позднем палеолите. -Характеризовать новые способы охоты, новые орудия труда. -Составить сравнительную таблицу «Родовая и соседская община» |
5 | 4 | Работа с текстом. Жизнь первобытных людей по рассказу «Охота на мамонта». | 1 | 03.10-07.10 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | - закрепить знания о мезолитическом периоде. - нарисовать орудия труда -составить схему охоты на мамонта |
6 | 5 | Тема 3. Земледельцы и скотоводы. | 1 | 10.10-14.10 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь. Музейные экспонаты. | - Уметь рассказывать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. -Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. - Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. |
7 | 6 | Работа с текстом. Жизнь первобытных людей по рассказу «Весенний праздник». | 1 | 17.10-21.10 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | -Охарактеризовать изменения в социально- хозяйственной жизни людей с началом использования металла. - Находить и группировать информацию по данной теме из текста рассказа, - Составить кроссворд |
2. Северо-западный Кавказ в эпоху бронзы.(5ч) |
8 | 1 | Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры. | 1 | 24.10-28.10 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | - Уметь рассказывать об особенностях производства бронзы на Северном Кавказе, первом общественном разделении труда. - находить на карте археологические культуры и древнейшие центры гончарного производства. - составить рассказ о жизни людей по историческим находкам. |
9 | 2 | Тема 5. Дольменная культура. | 1 | 07.11-11.11 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь. | - Уметь отличать типы дольменов. - находить на карте места расселения племен дольменной культуры - используя казачью или адыгскую сказки нарисовать иллюстрацию о дольменах |
10 | 3 | Работа с текстом «Каменное святилище». | 1 | 14.11-18.11 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | - Находить и группировать информацию по теме из текста учебника, рассказа, дополнительных источников, дополнительной литературы. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. - Оценивать достижения культуры. - составить рассказ о строительстве дольмена. |
11 | 4 | Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры. | 1 | 21.11-25.11 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | -определять влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека на примере различных археологических культур. -сравнивать особенности погребальных обрядов. -составить схему расселения племен различных археологических культур |
12 | 5 | Работа с текстом «Тайны Литейщика». | 1 | 28.11-02.12 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | - Определить особенности общественного строя у племен различных археологических культур. -Работать в малых группах по определенному заданию. |
3. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (7ч) |
13 | 1 | Тема 7 – 8. Кочевники кубанских степей. | 1 | 05.12-09.12 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | -Искать в сети Интернет информацию о способах получения железа. -Рассказать о последствиях вытеснения каменных и бронзовых орудий железными - Подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями) |
14 | 2 | Тема 7 – 8. Кочевники кубанских степей. Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)». | 1 | 12.12-16.12 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | Причины, цели, направления военных походов, итоги военных походов. Иметь представление о внешнем облике и вооружении скифских и сарматских воинов. - Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции. К.: Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. |
15 | 3 | Тема 9. Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа. | 1 | 19.12-23.12 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь. к\ф. «Эрмитаж» | -Определять влияние природно- климатических условий на занятия меотов. -определять по исторической карте территорию проживания земледельческих племен. - составить сравнительную таблицу занятий земледельческих и скотоводческих племен. |
16 | 4 | Работа с текстом «Городок у дубовой рощи». | 1 | 09.01-13.01.2017 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | - составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Р.: анализировать достижения в земледелии. Л.: Сравнивать образ жизни вождей и простого земледельца. |
17 | 5 | Тема 10.Мифология скифов, меотов, сарматов. | 1 | 16.01-20.01 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь. Музейные экспонаты. | -Определение основных богов у скифов Р.: Определять причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, работать с иллюстрациями, определять значение событий. К.: Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. |
18 | 6 | Работа с текстом. Верования скифов по рассказу «Бычья шкура». | 1 | 23.01-27.01 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь. | Познакомиться с обрядом захоронения у скифов. - составить продолжение к рассказу. - нарисовать сюжет к рассказу. |
19 | 7 | Тема 11.Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья. | 1 | 30.01-03.02 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | - Свершить виртуальную экскурсию в Эрмитаж. - Познакомиться с понятием скифский звериный стиль. -нарисовать тематический эскиз украшения. -дать оценку тематике звериного стиля. |
4. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей ( 10ч) |
20 | 1 | Тема 12. Начало древнегреческой колонизации. | 1 | 06.02-10.02 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь. Фотоматериалы. | -Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов. Комментировать наряд грека. - найти на карте важнейшие колонии на побережье Черного моря. Л.: Принятие ценностей группы или сообщества. |
21 | 2 | Тема 13 - 14. Античная мифология и Причерноморье. | 1 | 13.02-17.02 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | -Работать с первоисточниками, определить место Северного Причерноморья произведениях Гомера, мифах и легендах древних греков. - работая в группах, составить схему путешествия греческих героев. |
22 | 3 | Мифы о Боспоре Киммерийском.. | 1 | 20.02-24.02 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | - Подготовить презентацию «Мифы древних греков и Причерноморье» (тема по выбору учащихся) -выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа. |
23 | 4 | Тема 15. Занятия жителей колоний. | 1 | 27.02-03.03 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь. Музейные экспонаты. | -Выделять признаки греческого полиса. - совершить виртуальное путешествие в греческие города- колонии. - составить схему экспорта и импорта товаров. Сделать выводы о занятиях жителей колоний. |
24 | 5 | Работа с текстом «Микка – дочь Стратоника». | 1 | 06.03-10.03 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | -Работать в малых группах по определенному заданию. - Умение вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. - Уметь найти новые слова в тексте и составить к ним вопросы. |
25 | 6 | Тема 16. Боспорское царство | 1 | 13.03-17.03 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | -Находить на карте и устно комментировать положение Боспорского царства, социальную структуру и занятия его населения. - Развивать навыки работы с первоисточником, опорной схемой, умение определять историческое значение событий. |
26 | 7 | Работа с текстом «Битва на реке Фат». | 1 | 20.03-24.03 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | -Составлять развернутый план одной части параграфа. - Инсценировать события сражения. |
27 | 8 | Тема 17. Культура и быт греческих городов-колоний. | 1 | 03.04-07.04 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | Рассказывать о наиболее значимых городах Боспорского царства. - Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о гаванях. Л.: Формулировать собственное мнение о крепостных сооружениях, дворцах и жилищах простых граждан. Р.: Составить рассказ о школах, театрах, спортивных состязаниях. К.: Составить кроссворд на самостоятельно выбранную тему ( в соответствии с темой урока). |
28 | 9 | Тема 18. Культура и быт Боспора римского времени. | 1 | 10.04-14.04 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | -Особенности влияния культуры Рима. Сравнивать, обобщать и делать выводы. - Определение понятия христианство, условия появления христианского учения. Роль апостола Андрея Первозванного в формировании христианских епархий на Северо- Западном Кавказе. |
29 | 10 | Работа с текстом «Тиргатао – царица синдов». | | 17.04-21.04 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | - Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. - Проиллюстрировать рассказ по выбранному сюжету. |
Духовные истоки Кубани (4 часа) |
30 | 1 | Нравственные принципы христианства в притчах и легендах | 1 | 24.04-28.04 | | Интернет-ресурсы | Нравственные основы христианства. Значение воскресного дня. Притчи и легенды – источник мудрости и знаний. Нравственные принципы в афоризмах, притчах, баснях, сказках, легендах, пословицах. Духовная мудрость в притчах «О сеятеле», «О милосердном самаритянине», «О блудном сыне» и др. |
31 | 2 | Появление первых христиан на территории нашего края. Первые христианские храмы | 1 | 01.05-05.05 | | Интернет-ресурсы | Христианские храмы как очаги культуры. Храмы, их назначение, типы храмов, памятники раннехристианского зодчества. Стенопись: первые изображения Богоматери - Оранта. Археологические находки, связанные с христианством. Ильичевское городище |
32 | 3 | Истоки христианства на Северном Кавказе. | 1 | 08.05-12.05 | | Интернет-ресурсы | Северный Кавказ — одна из древнейших колыбелей христианства в России. Роль Византии в распространении христианства на Северо-Западном Кавказе. Христианство на Северном Кавказе по письменным источникам. |
33 | 4 | Духовные подвижники. Святые Апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит. | 1 | 15.05-20.05 | | Интернет-ресурсы | Жития святых. Святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит - проповедники христианства и др. |
Итоговое повторение (1 час) |
34 | | «Культурно – исторические памятники Кубани мирового значения и их исследователи». | 1 | 22.05-25.05 | | м\м пособие по кубановедению 5 класс рабочая тетрадь | - Подготовить рассказ о исторических памятниках мирового значения на Кубани и провести экскурсию. -Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Сост. задания, вопросы, обмениваться ими. -Решать кроссворды, проблемные задания. |
| Итого | 34 | | | | |