| Содержание (разделы, темы) | Даты проведения | | | |
план | факт | |
| Введение | | | |
1 | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. | | | |
| Устное народное творчество | | | |
2 | 1.Устное народное творчество. Предания. | | | |
3 | 2.Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. | | | |
4 | 3.Урок внеклассного чтения. Русские былины Киевского и Новгородского циклов | | | |
5 | 4.Урок внеклассного чтения. «Калевала – карело – финский мифологический эпос. | | | |
6 | 5. «Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. | | | |
7 | 6. Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. | | | |
| Из древнерусской литературы | | | |
8 | 1.Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»). | | | |
9 | 2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. | | | |
| | | | |
10 | 1.М. В.Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). | | | |
11 | 2.Г. Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Краткий рассказ о поэте. Его размышления о смысле жизни, о судьбе. | | |
| Из литературы XIX века | | | |
12 | 1.А. С. Пушкин «Полтава» (отрывок). Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Интерес Пушкина к истории России. | | | |
13 | 2. «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»). Образ Петра I. Воспевание автором «града Петрова». | | | |
14 | 3.А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. | | | |
15 | 4. А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Пушкин – драматург. | | | |
16 | 5. А. С.Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём. | | | |
17. | 6. А. С. Пушкин «Станционный смотритель»: автор и герои. Дуня и Минский. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. | | | |
| |
| | | |
| |
| | | | |
19 | 8. М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика. | | | |
20 | 9. М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва" Проблема гармонии человека и природы. | | | |
21 | 10. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: образ Тараса Бульбы. Краткий рассказ о писателе. Историческая и фольклорная основа повести. | | | |
22 | 11. Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий. Смысл противопоставления Остапа Андрию. | | | |
23 | 12.Урок развития речи. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Классное сочинение - письменный ответ на один из проблемных вопросов. | | | |
24 | 13. И. С. Тургенев. «Бирюк»: автор и герой. Поэтика рассказа. | | | |
25 | 14. И. С. Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Стихотворения в прозе как жанр. | | | |
26 | 15. Н. А. Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Краткий рассказ о поэте. Историческая основа поэмы. | | | |
27 | 16. Урок внеклассного чтения. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда», «Несжатая полоса», «Вчерашний день, часу в шестом…» и другие стихотворения. Размышления поэта о судьбе народа. | | | |
28 | 17. А. К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады. | | | |
29 | 18. «Смех сквозь слёзы, или «Уроки Щедрина». М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | | | |
30 | 19. Урок внеклассного чтения. М. Е. Салтыков- Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | | | |
31 | 20. Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | | | |
32 | 21. Л. Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир. | | | |
33 | 22. Урок развития речи. Литературный ринг на тему «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова - Щедрина. Л. Н. Толстого» или тестирование по произведениям этих писателей | | | |
34 | 23. Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». А. П. Чехов «Хамелеон»: проблематика рассказа | | | |
35 | 24. А. П. Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа | | | |
36 | 25. Урок внеклассного чтения. А. П. Чехов «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». «Грустный» юмор Чехова. | | | |
37 | 26 Урок развития речи. «Край ты мой, родимый край…» (обзор). В. А. Жуковский. «Приход весны». И. А. Бунин. «Родина». А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край..». Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. | | | |
38 | 1. И. А. Бунин «Цифры». Краткий рассказ о писателе. Воспитание детей в семье. Сложность взаимопонимания детей и взрослых. | | | |
39 | 2.Урок внеклассного чтения. И. А. Бунин «Лапти» и другие рассказы. Духовное богатство простого крестьянина. | | | |
40 | 3.М.Горький. «Детство» (главы): тёмные стороны жизни | | | |
41 | 4.М. Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни | | | |
42 | 5.М. Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Романтический характер легенды. | | | |
43 | 6.Л. Н. Андреев «Кусака». Краткий рассказ о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. | | | |
44 | 7. В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Краткий рассказ о поэте. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. | | | |
45 | 8.В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир – безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм , доброта, сострадание лирического героя стихотворения. | | | |
46 | 9. А. П. Платонов. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Осознание необходимости сострадания к человеку. | | | |
47 | 10.Урок внеклассного чтения. А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. | | | |
48 | 11.Урок развития речи. Классное контрольное сочинение | | | |
49 | 12. Б. Л. Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме…». Краткий рассказ о поэте. Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака. | | | |
50 | 13. А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «На дне моей жизни…». Краткий рассказ о поэте. Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. | | | |
51 | 14. Урок внеклассного чтения. На дорогах войны. Стихотворения о войне А. А. Ахматовой, К. М. Симонова, А. А. Суркова, А. Т. Твардовского, Н. С. Тихонова и др. | | | |
52 | 15. Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Краткий рассказ о писателе. Эстетическое и нравственно – экологические проблемы в рассказе. Понятие о литературной традиции | | | |
53 | 16. Е. И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). Краткий рассказ о писателе. Сила внутренней, духовной красоты человека. | | | |
54 | 17. Е. И. Носов. «Живое пламя». Осознание огромной роли прекрасного в душе человека , в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. | | | |
55 | 18. Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Краткий рассказ о писателе. Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. | | | |
56 | 19. Д. С. Лихачёв. «Земля родная» (главы). Краткий рассказ о писателе, учёном, гражданине. Духовное напутствие молодёжи. Развитие представлений о публицистике. Мемуары как публицистический жанр. | | | |
57 | 20. Урок внеклассного чтения. М. М. Зощенко. «Беда» и другие рассказы. Краткий рассказ о писателе. Смешное и грустное в рассказах писателя. | | | |
58 | 21. «Тихая моя родина». Стихи В. Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С. Есенина, Н. М. Рубцова, Н. А. Заболоцкого и др. Стихи поэтов XX века о родине, родной природе, восприятии окружающего мира. | | | |
59 | 22.Песни на слова русских поэтов xx века. Н. А. Вертинский «Доченька». И. Гофф «Русское поле». Б. Ш. Окуджава «По смоленской дороге». Лирические размышления о жизни, быстротекущем времени и вечности. | | | |
60 | 23.Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН» и др.: Н.Назаркин, А.Гиваргизов, Ю,Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, М.Аромштам, А.Петрова, С.Седов, С.Востоков, Э.Веркин, Н.Евдокимова, Н.Абгарян, М.Петросян, А.Жвалевский, Е.Пастернак, Ая | | | |
| | | |
| | |
Эн, Д.Вильке и др. (1-2 произведения по выбору) | |
61 | 24. Письменная контрольная работа. Тестирование | | | |
| Из литературы народов России | | |
62 | 1.Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля..» , «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…»( из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине». Краткий рассказ о дагестанском поэте. | | | |