№ п./п. | Содержание (раздел, тема) | Количество часов | Дата | Материально-техническое оснащение | УУД, проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные и внутрипредметные понятия |
по плану | по факту |
| 1.Введение | 1 | | | | Оформление тезисов; обобщение читательскогоопыта.Запись основных положений лекции. |
1 | Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков. | 1 | | | Учебник Г. Меркина |
| 2.Из древнерусской литературы | 5 | | | | Характеристика лексики; различные виды чтения и пересказа, в том числе художественный пересказ; рассказ по картине; составление таблиц; лексическая работа (определение значений непонятных слов с помощью толкового словаря); созданиекомментария к иллюстрациям; написание сочинения. Просмотр фильма «Князь Игорь» (1969) Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы, летопись, героическая поэма, историческая песня, плач; рефрен, психологический параллелизм, олицетворение. Развитие речи: устное сообщение, сочинение. Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса; место «Слова о полку Игореве» в истории отечествен- ной литературы. Связь с другими искусствами: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...»; иконы А. Рублева «СвятаяТроица», «Спас Вседержитель», икона Божией Матери Владимирской. Проектная деятельность: сопоставление поэтических переводов «Слова…». Создание словаря топонимов и лексического комментария к «Слову…». Компьютерные презентации с привлечением исторического материала и произведений других видов искусства. |
2 | Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве». | 1 | | | Презентация «По страницам «Слова…» |
3 | Основная проблематика «Слова о полку Игореве», система образов. | 1 | | | |
4 | Центральная идея «Слова…». Проблема ответственности за судьбу России. | 1 | | | |
5 | Значение «Слова..» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы. | 1 | | | |
6 | Классное сочинение по поэме «Слово о полку Игореве» (или анализ эпизода) | 1 | | | |
| 3.Из русской литературы XVIII века | 13 | | | | |
7 | Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. | 1 | | | | Различные виды пересказа и комментария, характеристика лексики; исследовательская работа с текстом; подготовка сообщения. Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века; влияние литературы XVIII столетия на последующий литературный процесс. Проектная деятельность: исследование истории жанров литературы классицизма. Создание аудиоспектакля (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»), словаря реалий крестьянского быта («Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева). Компьютерные презентации с привлечением историко-краеведческого, искусствоведческого и литературного материала. |
| М.В. Ломоносов | 2 | | | Портрет № 202, Презентация «М.В. Ломоносов – гений 18 века» |
8 | М.В. Ломоносов, теория «трех штилей», «Вечернее размышление…» Особенности содержания и формы произведения. | 1 | | |
9 | М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия…» Ода как жанр лирической поэзии. | 1 | | | |
| Г.Р.Державин | 3 | | | |
10 | Г.Р. Державин. «Властителям и судьям» | 1 | | | Портрет № 194 |
11 | Традиция и новаторство, тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник» | 1 | | | |
12 | Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова. | 1 | | | |
| 3.2.А.Н. Радищев | 2 | | | |
13 | Вехи биографии Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. | 1 | | | Презентация «Жизнь и творчество Радищева» |
14 | Основная идея в «Путешествии из Петербурга в Москву». Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». | 1 | | | |
| Д.И. Фонвизин | 3 | | | |
15 | Расцвет отечественной драматургии. Жизнь и творчество Д.И. Фонвизина | 1 | | | Презентация «Жизнь и творчество Д.И.Фонвизина» |
16 | Бессмертная комедия Фонвизина «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века | 1 | | | |
17 | Основной конфликт комедии, её проблематика. Анализ эпизода. | 1 | | | |
| Н.М. Карамзин. | 4 | | | |
18 | Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Слово о писателе и историке. | 1 | | | Презентация «Н.М. Карамзин» |
19 | Классное сочинение «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» | 1 | | | |
| 5.Из русской литературы XIX век | | | | | |
| РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА | 9 | | | | Теория литературы: романтизм как литературное направление, «школа гармонической точности», «гражданский романтизм»; романтическая элегия, баллада, песня, дружеское послание Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии. Связь с другими искусствами: романтизм в живописи и музыке. Проектная деятельность: сопоставление оригинала и перевода (баллады В.А. Жуковского). Анализ-исследование одного стихотворения. Подготовка и запись лирического концерта. Компьютерные презентации с привлечением историко-литературного и искусствоведческого материала. |
20 | Характеристика литературных явлений конца 18-начала 19 веков: классицизм, сентиментализм романтизм. | 1 | | | |
21 | Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме | 1 | | | |
22 | Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. | 1 | | | |
23 | К.Н. Батюшков «Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года», «Мой гений» | 1 | | | |
24 | Жуковский «Море», «Лесной царь» | 1 | | | |
25 | А.А. Дельвиг «Романс», «Русская песня», «Идиллия». | 1 | | | |
26 | Е.А. Баратынский «Разуверение», «Чудный город порой сольется», «Муза». | 1 | | | |
27 | Н.М. Языков «Родина», «Плавец». | 1 | | | |
28 | Практическая работа по теме «Русская литература первой половины 19 века» | 1 | | | |
Теория литературы: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог, внесценический персонаж, антигерой, любовная интрига, финал-катастрофа. Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума»; сопоставление с трагедией У. Шекспира «Гамлет, принц Датский». Связь с другими искусствами: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума». Проектная деятельность: литературно-критический обзор раннего творчества А.С. Грибоедова. Подготовка аудиоспектакля, теста-викторины и словаря-комментария по пьесе «Горе от ума». Компьютерные презентации с привлечением историко-краеведческого, театроведческого и литературного материала |
| А.С. Грибоедов | 10 | | | |
29 | Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. | 1 | | | Портрет № 174, презентация «А.С. Грибоедов – писатель и гос-ый деятель» |
30 | Творческая история комедии «Горе от ума». | 1 | | | Таблицы № 248-249 |
31 | Своеобразие конфликта и тема ума в комедии «Горе от ума» | 1 | | |
32 | Идеалы и антиидеалы Чацкого. | 1 | | | CD № 35 |
33 | Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. | 1 | | | CD № 47 |
34 | Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. | 1 | | | |
35 | Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии | 1 | | |
36 | И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний» Д.И. Писарев). | 1 | | |
37 | Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). | 1 | | | Таблицы № 249-250, Критические статьи |
38 | Классное сочинение по произведению А. С. Грибоедова «Горе от ума». | 1 | | |
| А.С. Пушкин | 24 | | | | |
| Лирика А.С. Пушкина. Ранняя проза. | 12 | | | | Чтение наизусть; различные виды пересказа и комментария; цитатный план; письменный анализ стихотворения; сочинения различных жанров; работа с критической статьей; составление конспектов статей В.Г. Белинского; исследовательская работа с текстом; создать условия для анализа и обобщения изученного материала; развивать умение логически мыслить, делать выводы, а также развивать культуру речи; и осмыслить нравственно-этические понятия, составление таблиц и работас ними; составление словарных статей; работа с комментариями к роману «Евгений Онегин» Ю.М. Лотмана и В.В. Набокова. Лексическая работа; работа с материалами учебника; составление цитатного плана; краткий выборочный пересказ, художественный пересказ; работа с таблицей; подбор материала для изложения с творческим заданием; формулировка учащимися вопросов длятворческой работы; словесное рисование; инсценирование. Лексическая работа; краткий выборочный пересказ, художественный пересказ; сопоставление персонажей; рассказ о герое по плану; письменный отзыв на эпизод; словесное рисование; письменный рассказ о герое. Просмотр фильма «Евгений Онегин» реж. Марта Файс, реж. Р. Тихомиров (1958) Теория литературы: эпикурейская лирика, дружеское послание, политическая ода, лирический отрывок, романтическая поэма; реализм; пародия, трагедия, роман в стихах; «онегинская строфа», лирическое отступление. Развитие речи: чтение наизусть; различные виды пересказа и комментария; цитатный план; письменный анализ стихотворения; сочинения различных жанров. Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине». Связь с другими искусствами: портрет А.С. Пушкина; репродукции картин русских художников первой трети XIX века; графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина. Проектная деятельность: создание иллюстрированного путеводителя по произведению («Евгений Онегин»). Работа над тестом-викториной, видеогидом, сценарием литературно-музыкальной композиции по произведениям А.С. Пушкина. Анализ- исследование одного стихотворения. Компьютерные презентации с использованием историко-краеведческого, литературного, искусствоведческого и кинематографического материала. |
39 | Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. | 1 | | | Портрет № 175, Презентация «Вокруг Пушкина» |
40 | Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики. | 1 | | | |
41 | Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Арион», «Пророк», «Поэт». | 1 | | | Таблица № 251 |
42 | Лирика любви и дружбы. «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «Что в имени тебе моем?..» | 1 | | | Таблицы №251, 262- 271 |
43 | Вольнолюбивая лирика. «Узник», «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву» | 1 | | | Таблицы № 262- 271 |
44 | Пейзажная лирика. «Воспоминания в Царском Селе», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Осень». | 1 | | |
45 | Обучение анализу стихотворного текста | 1 | | |
46 | Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. | 1 | | | |
47 | Реализм «Повестей Белкина» и «маленьких трагедий» (общая характеристика). | 1 | | | |
48 | Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. | 1 | | | |
49 | Романтическая поэма «Цыганы». Проблематика поэмы в контексте дискуссий того времени. | 1 | | | Презентация «Цыганы» А.С. Пушкина». |
50 | Анализ эпизода (по выбору: «Повести Белкина», «Цыганы», «маленькие трагедии»). | 1 | | | |
| Роман «Евгений Онегин» | 11 | | | |
51 | «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. | 1 | | | Презентация «По старицам Онегина», таблицы № 102, 103, 104 CD худ. фильм «Евгений Онегин». |
52 | Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». | 1 | | |
53 | Онегин и Ленский. | 1 | | |
54 | Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. | 1 | | |
55 | Татьяна и Ольга. | 1 | | |
56 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. | 1 | | | |
57 | Картины жизни русского дворянства в романе. | 1 | | | |
58 | Образ автора в романе. Художественные открытия в «Евгении Онегине». | 1 | | | |
59 | Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». | 1 | | | |
60 | В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману | 1 | | | |
61 | Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | | | |
| М.Ю. Лермонтов | 16 | | | | |
| Лирика М.Ю. Лермонтова | 7 | | | Портрет № 178, таблицы № 262- 271 | Просмотр фильма «Герой нашего времени» реж. С. Ростоцкий . Теория литературы: байронический герой; пафос; лирический мотив; историческая дума, гражданская сатира, философский роман; психологический портрет, образ рассказчика, типический характер; повествовательный цикл. Развитие речи: различные виды чтения; письменный сопоставительный анализ стихотворений; сочинение в жанрах эссе и литературно-критической статьи. Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; байронизм в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей; Печорин и Фауст. Связь с другими искусствами: репродукции картин М.Ю. Лермонтова; живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова; «Герой нашего времени» в театре и кино. Проектная деятельность: создание литературно-философского эссе, теста-викторины, видеогида, сценария литературно-музыкальной композиции по произведениям М.Ю. Лермонтова. Анализ-исследование одного стихотворения. Компьютерные презентации с использованием историко-краеведческого, литературного, искусствоведческого и кинематографического материала |
62 | Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С.Пушкин: стихотворение «Смерть поэта». | 1 | | |
63 | Темы и мотивы лермонтовской лирики. | 1 | | |
64 | Назначение художника. Образ поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: «Поэт». | 1 | | | Таблицы № 262- 271 |
65 | Cвобода и одиночество | 1 | | |
66 | Своеобразие любовной лирики М.Ю.Лермонтова: «Нет, не тебя так пылко я люблю». | 1 | | | CD №35 |
67 | Патриотическая тема. | 1 | | |
68 | Философская лирика: «И скучно, и грустно». «Когда волнуется желтеющая нива | 1 | | | CD №39 |
| Роман «Герой нашего времени» | 9 | | | Таблицы № 106-108 |
69 | «Герой нашего времени» как первый русский философско-психологический роман. | 1 | | |
70 | Сюжет, фабула, композиция. Автор и его герой | 1 | | | Таблица № 254, CD худ. фильм «Герой нашего времени» |
71 | Индивидуализм Печорина, его личные и социальные истоки. Глава «Бэла» | 1 | | | |
72 | Печорин в ряду других персонажей романа. Анализ главы «Максим Максимыч». | 1 | | | |
73 | Мастерство психологической обрисовки характеров. Анализ повести «Княжна Мэри». | 1 | | | |
74 | Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». | 1 | | | |
75 | «История души человеческой» как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе. | 1 | | | |
76 | Печорин и Фауст: сопоставительный анализ проблематики и центральных образов трагедии И.В. Гете «Фауст» и романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 1 | | | |
77 | Классное сочинение по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени». | 1 | | | |
| Н.В. Гоголь | 11 | | | | |
78 | Жизнь и творчество Н.В. Гоголя | 1 | | | Портрет № 179, презентация «Страницы жизни Н.В. Гоголя» | Просмотр фильма «Мертвые души» реж. М. Швейцер (1984) Теория литературы: поэма в прозе, вставная повесть; образсимвол; ирония; художественное бытописание, литература путешествий; гротеск, художественная деталь, лирические отступления, фантастика. Развитие речи: пересказ с элементами цитирования; сочинение сопоставительного характера. Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе; «Мертвые души» Гоголя и «Божественная комедия» Данте. Связь с другими искусствами: портрет Н.В. Гоголя; поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы). Проектная деятельность: создание литературно-философского эссе, теста-викторины, аудиоспектакля, словаря крылатых выражений, киносценария по поэме «Мертвые души». Компьютерные презентации с использованием историко-краеведческого, литературного и искусствоведческого материала. |
79 | Поэма «Мѐртвые души» как вершинное произведение художника. Замысел гоголевской поэмы | 1 | | | CD худ. фильм «Мертвые души». |
80 | Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. | 1 | | | Таблицы № 94-95 |
81 | Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. | 1 | | | Таблицы № 255-256 |
82 | Образы помещиков в поэме «Мертвые души» | 1 | | |
83 | Фигура автора и роль лирических отступлений. | 1 | | | |
84 | Анализ эпизода поэмы «Мертвые души» | 1 | | |
85 | Художественное мастерство Гоголя- прозаика, особенности его творческого метода. | 1 | | |
86 | Помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В.Гоголя | 1 | | | |
87 | Художественное своеобразие произведения. Сопоставление проблематики и образов «Божественной комедии» Данте и поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». | 1 | | | |
88 | Подготовка к домашнему сочинению по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | 1 | | | |
| 5.РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (ОБЗОР С ОБОБЩЕНИЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО) | 6 | | | |
| Ф.И. Тютчев | 1 | | | | |
89 | Ф.И. Тютчев. Вечные темы, мотивы: лирика размышлений и философская лирика. Нравственная позиция поэта. Художественное своеобразие стихотворений: «С поля коршун поднялся…», «Как весел грохот летних бурь...» | 1 | | | | Выразительное чтение; самостоятельная работа с текстом; составление цитатного плана статьи учебника; работа с фотографиями; сопоставительная характеристика двух стихотворений; подготовка сообщения |
| А.А. Фет | 1 | | | | |
90 | А.А. Фет. Темы и мотивы лирики. Любовь, природа и человек. Художественное своеобразие стихотворений А.Фета: «Какая ночь!», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!». | 1 | | | | Выразительное чтение, чтение наизусть; сопоставление стихотворений о природе Ф. Тютчева и А. Фета; подготовка сообщения «А.А. Фет в музыке», работа с учебником. |
| Н.А. Некрасов | 1 | | | | Выразительное чтение; работа с учебником; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом; анализ лирического стихотворения; работа с иллюстрациями. |
91 | Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции: «Памяти Добролюбова». | 1 | | | |
| Ф.М. Достоевский | 1 | | | | |
92 | Ф.М. Достоевский. Роман «Бедные люди». Характеристика образов романа, позиция писателя. | 1 | | | Портрет № 181 | Выразительное чтение; рассказ с использованием ключевых слов; работа со статьей учебника; исследовательская работа с текстом; составление плана для характеристики образов; подготовка сообщения; работа с иллюстрациями. |
| Л.Н.Толстой | 2 | | | Презентация «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого» | |
93 | Л.Н. Толстой. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты, реальность, становление личности в повести. | 1 | | | | Чтение и различные виды пересказа; составление цитатного плана для характеристики образа; наблюдения над спецификой развития сюжета; подготовка сообщения; исследовательская работа с текстом(комплексный анализ одной из глав повести). |
94 | Контрольная работа по теме «Литература XIX века». | 1 | | | |
| 6. Из литературы XX века (ОБЗОР С ОБОБЩЕНИЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО) | 7 | | | | |
95 | Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн). | 1 | | | | Подготовка сообщения; запись основных положений лекции; формулирование значения терминов, отражающих содержаниелитературного процесса. |
96 | М. Горький. Рассказ «Челкаш. Проблема человеческого в человеке. Художественная идея. «Песня о Буревестнике». | 1 | | | Презентация «Жизнь и творчество М. Горького» |
97 | Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака) | 1 | | | Портрет № 214 Таблица № 262- 271 Портрет № 205 Портрет № 203 Портрет № 204 | |
98 | Стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре…», поэма «Двенадцать»: метафорические образы, лирическая летопись истории России начала XX столетия. | 1 | | | Портрет № 214 Таблица № 262- 271 | Различные виды чтения, в т. ч. наизусть; цитатный план, тезисный план к устному сочинению; письменный ответ на вопрос; исследовательская работа с текстом; работа с учебником; комплексный анализ двух тематически близких стихотворений разных авторов; подготовка сообщения; прослушиваниемузыкальных записей. |
99 | Своеобразие отечественной прозы первой половины XX века. Рассказ Шолохова «Судьба человека»: повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. | 1 | | | |
100 | Литературный процесс 50—80-х годов. Рассказ Солженицына «Матренин двор»: праведнический характер русской крестьянки. | 1 | | | |
101 | Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, В.Н. Крупина, В.Г. Галактионовой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации. | 1 | | | звали» |
102 | Итоговая контрольная работа. Выявление уровня литературного развития учащихся. | 1 | | | | Различные виды чтения, в т. ч. наизусть; работа с учебником; обобщение материала, составление вопросов по курсу; использование литературоведческой терминологии. |
| ИТОГО Из них: К/р-3, домашних сочинений- 2, классных сочинений-4 | 102 | | | | |