Пояснительная записка
Рабочая программа по физическому воспитанию для 1класса составлена на основе:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» декабря 2009 г. №373 с учётом изменений от 29 декабря 2014 года (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1643, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 года № 35916)
Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2017-2018 учебный год»
«Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и кандидата педагогических наук А.А. Зданевича
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Средняя школа с. Филипповка им. Насырова С.А.»
Учебного плана МКОУ «Средняя школа с. Филипповка им. Насырова С.А.» на 2017-2018 учебный год.
Цель обучения — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи обучения:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
обучение методике движений;
развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений; равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представление, память, мышление и др.) в ходе двигательной деятельности.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования являются важнейшим механизмом реализации требований ФГОС к качеству образования в начальных классах. Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладеют школьники, обучающиеся в МКОУ «Средняя школа с. Филипповка им. Насырова С.А.», к концу начального этапа образования.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
• овладение умением организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).
Место предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком: 33 учебных недели; по 3 часа в неделю; 99 часов за год, что соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Содержание курса
Знания о физической культуре. Что такое координация движений; что такое дистанция; как возникли физическая культура и спорт. Ученики получат первоначальные сведения об Олимпийских играх — когда появились, кто воссоздал символы и традиции; что такое физическая культура; получат представление о том, что такое темп и ритм, для чего они нужны и как влияют на выполнение упражнений; что такое личная гигиена человека; получат первоначальные сведения о внутренних органах человека и его скелете; узнают, что такое гимнастика, где появилась и почему так названа; что такое осанка.
Гимнастика с элементами акробатики. Ученики научатся строиться в шеренгу и колонну; размыкаться на руки в стороны; перестраиваться разведением в две колонны; выполнять повороты направо, налево, кругом; команды «равняйсь», «смирно», «по порядку рассчитайсь», «на первый-второй рассчитайсь», «налево в обход шагом марш», «шагом марш», «бегом марш»; выполнять разминку, направленную на развитие координации движений; запоминать короткие временные отрезки; подтягиваться на низкой перекладине из виса лежа; выполнять вис на время; проходить станции круговой тренировки; выполнять различные перекаты, кувырок вперед, «мост», стойку на лопатках, стойку на голове; лазать и перелезать по гимнастической стенке; лазать по канату; выполнять висы на перекладине; прыжки со скакалкой, в скакалку, вращение обруча; вис углом, вис согнувшись, вис прогнувшись и переворот на гимнастических кольцах.
Легкая атлетика. Ученики научатся технике высокого старта; пробегать на скорость дистанцию 30 м; выполнять челночный бег З х10) м; беговую разминку; метание как на дальность, так и на точность; технике прыжка в длину с места; выполнять прыжок в высоту с прямого разбега, а также прыжок в высоту спиной вперед; бегать различные варианты эстафет; выполнять броски набивного мяча от груди и снизу.
Лыжная подготовка. Ученики научатся переносить лыжи по команде «на плечо», «под рукой»; выполнять ступающий и скользящий шаг как с палками, так и без, повороты переступанием как с палками, так и без, подъем на склон «полуелочкой» с в основной стойке с лыжными палками и без них; торможение падением; проходить дистанцию 1,5 км; кататься на лыжах «змейкой».
Подвижные игры. Ученики научатся играть в подвижные игры: «Ловишка», «Ловишка с мешочком на голове», «Прерванные пятнашки», «Гуси-лебеди», «Горелки», «Колдунчики», «Мышеловка», «Салки», «Салки с домиками», «Два Мороза»; «Волк во рву», «Охотник и зайцы», «Кто быстрее схватит», «Совушка», «Осада города», «Вышибалы», «Ночная охота», «Удочка», «Успей убрать», «Волшебные елочки», «Шмель», «Береги предмет», «Попрыгунчики-воробушки», «Белки в лесу». «Белочка-защитница», «Бегуны и прыгуны». «Грибы-шалуны», «Котел», «Охотники и утки». «Антивышибалы», «Забросай противника мячами», * Вышибалы через сетку», «Точно в цель», «Собачки». «Лес, болото, озеро», «Запрещенное движение», «Хвостики». «Хвостики», «Бросай далеко, собирай быстрее».
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Организационно-методические указания Вводный инструктаж | 1 |
2 | Тестирование бега на 30 м с высокого старта | 1 |
3 | Техника челночного бега. | 1 |
4 | Тестирование челночного бега 3Х10 м | 1 |
5 | Возникновение физической культуры и спорта | 1 |
6 | Тестирование метания мешочка на дальность | 1 |
7 | Русская народная п/и «Горелки» | 1 |
8 | Олимпийские игры | 1 |
9 | Что такое физическая культура? | 1 |
10 | Темп и ритм. | 1 |
11 | Подвижная игра «Мышеловка». | 1 |
12 | Личная гигиена человека | 1 |
13 | Тестирование метания малого мяча на точность | 1 |
14-15 | Тестирование наклона вперёд из положения стоя. | 2 |
16 | Тестирование подъёма туловища из положения лёжа за 30 с. | 1 |
17 | Тестирование прыжка в длину с места. | 1 |
18 | Тестирование подтягивания на низкой перекладине из виса лёжа. | 1 |
19 | Тестирование виса на время. | 1 |
20-21 | Стихотворное сопровождение на уроках. как элемент развития координации движений. | 2 |
22 | Ловля и броски мяча в парах. | 1 |
23 | Подвижная игра «Осада города». | 1 |
24 | Индивидуальная работа с мячом. | 1 |
25 | Школа укрощения мяча. | 1 |
26 | Подвижные игры. | 1 |
27 | Перекаты. | 1 |
28 | Разновидности перекатов. | 1 |
29 | Техника выполнения кувырка вперёд. | 1 |
30 | Кувырок вперед. | 1 |
31 | Стойка на лопатках, «мост». | 1 |
32 | Стойка на лопатках, «мост» (совершенствование) | 1 |
33 | Стойка на голове. | 1 |
34 | Лазанье по гимнастической стенке. | 1 |
35 | Перелезание на гимнастической стенке. | 1 |
36 | Висы на перекладине. | 1 |
37 | Круговая тренировка. | 1 |
38 | Прыжки со скакалкой. | 1 1 |
39 | Прыжки в скакалку. | 1 |
40 | Круговая тренировка. | 1 |
41-42 | Вис углом на гимнастической стенке. | 1 |
43-44 | Вращение обруча. | 1 |
45 | Обруч — учимся им управлять. | 1 |
46-47 | Круговая тренировка. | 1 |
48 | Организационно-методические требования на уроках посвященных лыжной подготовке. Ступающий шаг на лыжах без палок. | 1 |
49 | Скользящий шаг на лыжах без палок. | 1 |
50 | Повороты переступанием на лыжах без палок | 1 |
51 | Ступающий шаг на лыжах с палками | 1 |
52 | Скользящий шаг на лыжах с палками | 1 |
53 | Повороты переступанием на лыжах с палками | 1 |
54 | Подъем и спуск под уклон на лыжах без палок | 1 |
55 | Подъем и спуск под уклон на лыжах с палками | 1 |
56 | Прохождение дистанции 1 км на лыжах | 1 |
57 | Скользящий шаг на лыжах с палками «змейкой». | 1 |
58 | Прохождение дистанции 1,5 км на лыжах | 1 |
59 | Контрольный урок по лыжной подготовке | 1 |
60 | Эстафеты с мячом. | 1 |
61 | Подвижная игра «Белочка- защитница». | 1 |
62 | Прохождение полосы препятствий. | 1 |
63 | Прохождение усложненной полосы препятствий | 1 |
64 | Техника прыжка в высоту с прямого разбега. | 1 |
65 | Прыжок в высоту с прямого разбега | 1 |
66 | Прыжок в высоту спиной вперед | 1 |
67 | Прыжки в высоту. | 1 |
68-69 | Броски и ловля мяча в парах. | 2 |
70 | Ведение мяча. | 1 |
71 | Ведение мяча в движении | 1 |
72 | Эстафеты с мячом. | 1 |
73 | Подвижные игры с мячом. | 1 |
74 | Подвижные игры | 1 |
75 | Броски мяча через волейбольную сетку | 1 |
76 | Точность бросков мяча через волейбольную сетку | 1 |
77 | Подвижная игра «Вышибалы через сетку» | 1 |
78 | Броски мяча через волейбольную сетку с дальних дистанций | 1 |
79 | Бросок набивного мяча от груди | 1 |
80 | Бросок набивного мяча снизу. | 1 |
81 | Подвижная игра «Точно в цель» | 1 |
82 | Тестирование виса на время | 1 |
83 | Тестирование наклона вперед из положения стоя | 1 |
84 | Тестирование прыжка в длину с места. | 1 |
85 | Тестирование подтягивания на низкой перекладине | 1 |
86 | Тестирование подъема туловища за 30 с | 1 |
87 | Техника метания на точность. | 1 |
88 | Тестирование метания малого мяча на точность. | 1 |
89 | Подвижные игры для зала | 1 |
90 | Беговые упражнения | 1 |
91 | Тестирование бега на 30 м с высокого старта. | 1 |
92 | Тестирование челночного бега З х 10 м | 1 |
93 | Тестирование метания мешочка на дальность. | 1 |
94 | Командная подвижная игра «Хвостики» | 1 |
95 | Русская народная подвижная игра «Горелки» | 1 |
96 | Командные подвижные игры. | 1 |
97 | Подвижные игры с мячом | 1 |
98-99 | Подвижные игры. | 2 |
УМК по физической культуре:
Рабочие программы . Начальная школа. 1-4 классы. Физическая культура . – Москва «Провещение»; 2011.
В.И. Лях. Физическая культура. 1-4 класс. Учебник. — М.: Просвещение ,2016
А.Ю. Патрикеев. Поурочные разработки по физической культуре в 1 классе — М.: ВАКО, 2017.
Государственные требования к уровню физической подготовленности при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
I. СТУПЕНЬ
(возрастная группа от 6 до 8 лет)
1. Виды испытаний (тесты) и нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее – виды испытаний (тесты) и нормативы)
№ п/п | Виды испытаний (тесты) | Нормативы |
Мальчики | Девочки |
Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак | Бронзовый знак | Серебряный знак | Золотой знак |
Обязательные испытания (тесты) |
1. | Челночный бег 3х10 м (с) | 10,4 | 10,1 | 9,2 | 10,9 | 10,7 | 9,7 |
или бег на 30 м (с) | 6,9 | 6,7 | 5,9 | 7,2 | 7,0 | 6,2 |
2. | Смешанное передвижение (1 км) | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени |
3. | Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) | 2 | 3 | 4 | - | - | - |
или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз) | 5 | 6 | 13 | 4 | 5 | 11 |
или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) | 7 | 9 | 17 | 4 | 5 | 11 |
4. | Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу | Касание пола пальцами рук | Касание пола пальцами рук | Достать пол ладонями | Касание пола пальцами рук | Касание пола пальцами рук | Достать пол ладонями |
Испытания (тесты) по выбору |
5. | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) | 115 | 120 | 140 | 110 | 115 | 135 |
6. | Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (количество раз) | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 | 4 |
7. | Бег на лыжах на 1 км (мин, с) | 8.45 | 8.30 | 8.00 | 9.15 | 9.00 | 8.30 |
Бег на лыжах на 2 км (мин, с) | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени |
или смешанное передвижение на 1,5 км по пересеченной местности* | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени | Без учета времени |
8. | Плавание без учета времени (м) | 10 | 10 | 15 | 10 | 10 | 15 |
Количество видов испытаний (тестов) в возрастной группе | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Количество видов испытаний (тестов), которые необходимо выполнить для получения знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее- Комплекс)** | 6 | 6 | 7 | 6 | 6 | 7 |