СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КТП по робототехнике

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2016 году разработала календарно-тематический план.

Просмотр содержимого документа
«КТП по робототехнике»





Рабочая программа









Наименование кружка: Робототехника

Класс: 1 по 7

Уровень: общего образования (среднее общеобразовательное)

Учитель: Корнилова Валентина Ивановна

Срок реализации программы на 2016 учебный год



1. Пояснительная записка

Робототехника – увлекательное занятие в любом возрасте. Конструирование самодельного робота не только увлекательное занятие, но и процесс познания во многих областях, таких как: электроника, механика, программирование. И совсем не обязательно быть инженером, чтобы создать робота. Собрать робота из конструктора Lego Wedo самостоятельно может даже и ученик школы.

С началом нового тысячелетия в большинстве стран робототехника стала занимать существенное место в школьном и университетском образовании, подобно тому, как информатика появилась в конце прошлого века и потеснила обычные предметы. По всему миру проводятся конкурсы и состязания роботов для школьников и студентов: научно-технический фестиваль «Мобильные роботы» им. профессора Е.А. Девянина с 1999 г., игры роботов «Евробот» – с 1998 г., международные состязания роботов в России – с 2002 г., всемирные состязания роботов в странах Азии – с 2004 г., футбол роботов Robocop с 1993 г. и т.д. Лидирующие позиции в области школьной робототехники на сегодняшний день занимает фирма Lego (подразделение Lego Education) с образовательными конструкторами серии Mindstorms. В некоторых странах (США, Япония, Корея и др.) при изучении робототехники используются и более сложные кибернетические конструкторы.

В настоящее время активное развитие школьной робототехники наблюдается в Москве в результате целевого финансирования правительства столицы, в Челябинской области и некоторых других регионах России. Якутия существенно отстает по количеству школ, занимающихся робототехникой, хотя уровень подготовки отдельных преподавателей и учащихся достаточно высокий. Назрела необходимость в некотором движущем центре, способном вовлечь в процесс как детей и педагогов, так и администрации школ и районов региона Дальнего востока.

      1. 1.2.Направленность образовательной программы

Направленность программы - научно-техническая. Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.



      1. 1.3. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность


Введение дополнительной образовательной программы «Робототехника» в школе неизбежно изменит картину восприятия учащимися технических дисциплин, переводя их из разряда умозрительных в разряд прикладных. Применение детьми на практике теоретических знаний, полученных на математике или физике, ведет к более глубокому пониманию основ, закрепляет полученные навыки, формируя образование в его наилучшем смысле. И с другой стороны, игры в роботы, в которых заблаговременно узнаются основные принципы расчетов простейших механических систем и алгоритмы их автоматического функционирования под управлением программируемых контроллеров, послужат хорошей почвой для последующего освоения сложного теоретического материала на уроках. Программирование на компьютере (например, виртуальных исполнителей) при всей его полезности для развития умственных способностей во многом уступает программированию автономного устройства, действующего в реальной окружающей среде. Подобно тому, как компьютерные игры уступают в полезности играм настоящим.

Возможность прикоснуться к неизведанному миру роботов для современного ребенка является очень мощным стимулом к познанию нового, преодолению инстинкта потребителя и формированию стремления к самостоятельному созиданию. При внешней привлекательности поведения, роботы могут быть содержательно наполнены интересными и непростыми задачами, которые неизбежно встанут перед юными инженерами. Их решение сможет привести к развитию уверенности в своих силах и к расширению горизонтов познания.

Новые принципы решения актуальных задач человечества с помощью роботов, усвоенные в школьном возрасте (пусть и в игровой форме), ко времени окончания вуза и начала работы по специальности отзовутся в принципиально новом подходе к реальным задачам. Занимаясь с детьми на кружках робототехники, мы подготовим специалистов нового склада, способных к совершению инновационного прорыва в современной науке и технике.

      1. 1.4. Цель образовательной программы
  • Создание условий для мотивации, подготовки и профессиональной ориентации школьников для возможного продолжения учебы в ВУЗах и последующей работы на предприятиях по специальностям, связанным с робототехникой.

      1. 1.5. Задачи образовательной программы
        1. Образовательные
  • Использование современных разработок по робототехнике в области образования, организация на их основе активной внеурочной деятельности учащихся

  • Ознакомление учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов

  • Реализация межпредметных связей с физикой, информатикой и математикой.

Развивающие
  • Развитие у школьников инженерного мышления, навыков конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем

  • Развитие мелкой моторики, внимательности, аккуратности и изобретательности

  • Развитие креативного мышления и пространственного воображения учащихся

  • Организация и участие в играх, конкурсах и состязаниях роботов в качестве закрепления изучаемого материала и в целях мотивации обучения.

        1. Воспитательные
  • Повышение мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем

  • Формирование у учащихся стремления к получению качественного законченного результата

  • Формирование навыков проектного мышления, работы в команде

.

      1. 1.6. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
  • 7-10 лет – основная группа

  • 11-13 лет – старшая группа

Программа может быть скорректирована в зависимости от возраста учащихся. Некоторые темы взаимосвязаны со школьным курсом и могут с одной стороны служить пропедевтикой, с другой стороны опираться на него. Например, передаточные отношения связаны с обыкновенными дробями, которые изучаются во второй половине 5 класса. Понятие скорости появляется на физике в 7 классе, но играет существенную роль в построении дифференциального регулятора.

.

1.7. Режим занятий

Занятия проводятся 3 раза в неделю по 8 учебных часа ( 64 часа).



      1. 2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Робототехника: конструирование и программирование"».


Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Инструктаж по ТБ

1

0

1

2

Введение: информатика, кибернетика, робототехника

5

10

15

3

Основы конструирования

12

13

25

4

Основы управления роботом

12

13

25

5

Игры роботов

2

6

8

6

Состязания роботов

3

10

13

7

Творческие проекты

2

2

4

8

Моделирование

4

6

10

9

Программирование и робототехника

10

10

20

10

Повторение. Основы понятия

7

8

15

11

Итого

58

78

136



Классы

Понедельник

Вторник

Пятница

1


2-5 ч

6 урок

2

3-5 ч



3-4



3 ч

5



3 ч


1 класс- 68 ч

2 класс-34ч

3-4 класс-17 ч

7 класс-17ч


2.1. Содержание программы обучения

Знакомство с конструктором, основными деталями и принципами крепления. Создание простейших механизмов, описание их назначения и принципов работы. Создание моделей механизмов в среде визуального проектирования.. Использование встроенных возможностей микроконтроллера: просмотр показаний датчиков, простейшие программы, работа с файлами. Знакомство со средой программирования Robolab, базовые команды управления роботом, базовые алгоритмические конструкции. Использование регуляторов. Решение задач с контурами управления или с дополнительным заданием для робота Участие в учебных состязаниях.

      1. 2.2. Ожидаемые результаты.
        1. Образовательные

Использование регуляторов для управления роботом. Навыки программирования исполнителей в текстовой среде.

        1. Развивающие

Изменения в развитии мелкой моторики, внимательности, аккуратности и особенностей мышления конструктора-изобретателя проявляется на самостоятельных задачах по механике. Новые алгоритмические задачи позволяют научиться выстраивать сложные параллельные процессы и управлять ими.

        1. Воспитательные

Воспитательный результат занятий робототехникой можно считать достигнутым, если учащиеся проявляют стремление к самостоятельной работе, усовершенствованию известных моделей и алгоритмов, созданию творческих проектов. Самостоятельная подготовка к состязаниям, стремление к получению высокого результата.


Инструкция LEGO WEDO.

1.Аэроплан

2.Великан

3.Крокодил

3. Формы подведения итогов реализации ДОП
  • В течение курса предполагаются регулярные зачеты, на которых решение поставленной заранее известной задачи принимается в свободной форме (не обязательно предложенной преподавателем). При этом тематические состязания роботов также являются методом проверки, и успешное участие в них освобождает от соответствующего зачета.

  • Кроме того, полученные знания и навыки проверяются на открытых конференциях и международных состязаниях, куда направляются наиболее успешные ученики.

  • Основные из таких конференций - «Щаг будущее», которая проводится в январе уже много лет.

  • Для робототехников всех возрастов и уровней подготовки возможно участие в международных состязаниях роботов, первый этап которых ежегодно проводится в г Якутске республиканский уровень, второй в Москве, третий – участие всемирная олимпиада роботов.



5. Список литературы
      1. 5.1. Для педагога
  1. Робототехника для детей и родителей1. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.

  2. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский, Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред. А.Л.Фрадкова, М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2006.

  3. http://www.legoeducation.info/nxt/resources/building-guides/


      1. 5.2. Для детей и родителей
  1. Робототехника для детей и родителей2. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.

  2. Санкт-Петербургские олимпиады по кибернетике М.С.Ананьевский, Г.И.Болтунов, Ю.Е.Зайцев, А.С.Матвеев, А.Л.Фрадков, В.В.Шиегин. Под ред. А.Л.Фрадкова, М.С.Ананьевского. СПб.: Наука, 2006.

6.Я, робот. Айзек Азимов. Серия: Библиотека приключений. М: Эксмо, 2002.





1

2

11