Береза, воробей, ворона, восток, город, горох, девочка, дежурный, декабрь, деревня, завод, завтрак, заяц, земляника, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, класс, комната, коньки, корова, кровать, лагерь, лестница, лисица, лопата, магазин, малина, мебель, медведь, месяц, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, одежда, октябрь, орех, осина, пальто, пенал, песок, петух, платок, погода, помидор, понедельник, посуда, пшеница, пятница, работа, ракета, растение, ребята, рисунок, родина, русский, стакан, столица, суббота, тетрадь, товарищ, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, урожай, ученик, учитель, февраль, четверг, яблоко, ягода, язык, январь.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2018 г.
3. | 05 .09 | Текст. Признаки текста. | Называть признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста: вступление, основная часть, заключение и обосновывать правильность их выделения. | Уч. упр. 12, с.12 правило |
4. | 06.09 | Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Р/с «Русь» по С.Романовскому | Различать типы текстов: повествование описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Писать правильно слово «орех». | С. 14 упр.16 |
5. | 07.09 | Предложение. Контрольное списывание № 1 | Писать правильно слова на изученные орфограммы; определять границы предложений. Объяснять, что такое предложение, разъяснять постановку разных знаков препинания в конце. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. | уч: упр. 22, с. 18 правило |
6. | 10.09 | Виды предложений по цели высказывания. | Называть виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Объяснять постановку знаков препинания в конце предложений. Писать правильно слово «овёс». | С.20 упр.26 |
7. | 11.09 | Виды предложений по интонации. Р/с« Времена года на Севере. Золотая осень» | Называть виды предложений по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями. | уч: упр 33, с.23 |
8. | 12.09 | Предложения с обращениями. | Объяснять, что такое обращение. Находить и использовать обращения в тексте. Составлять предложения из группы слов. | С.25правило, с.26 упр. 36 |
9. | 13.09 | Развитие речи. Обучающее изложение. «Путешественница» | Определять тип текста. Выделять части текста: вступление, основная часть, заключение. Писать изложение небольшого текста. | изложение |
10. | 14.09 | Главные и второстепенные члены предложения. | Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Называть главные и второстепенные члены предложения. Писать правильно слово «восток». | С.27таблица, упр.41 |
11. | 17.09 | Распространённое и нераспространённое предложение. | Определять распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. | С.30 упр.46 |
12. | 18.09 | Простое и сложное предложение. | Различать простые и сложные предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Использовать союзы в сложном предложении. Писать правильно слово «заря». | С.31,32правила упр.51 |
13. | 19.09 | Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного во 2 классе». | Записывать под диктовку текст. Проверять свои записи. Применять изученные правила. Выполнять грамматические задания. | |
14. | 20.09 | Работа над ошибками. Знаки препинания в сложном предложении. | Обозначать грамматическую основу предложения. Отделять запятой части сложного предложения. Составлять и оформлять предложения, Выполнять работу над ошибками, подбирать проверочные слова, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв. | С.34 упр.55 |
15. | 21.09 | Словосочетание. | Различать словосочетание и предложение. Писать правильно слово «пшеница». | С.35правило, с.36 упр.60 |
16. | 24.09 | Связь слов в словосочетании. | Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. | С.37 упр.63 |
17. | 25.09 | Проверочная работа №1 по теме «Текст. Предложение. Словосочетание» | Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. | С.38 |
18. | 26.09 | Работа над ошибками. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | Понимать слова как единство звучания и значения. Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Писать правильно слово «альбом». | С. 42 упр.67 |
19. | 27.09 | Синонимы и антонимы. Р/с Животные нашего края | Использовать синонимы и антонимы в речи, подбирать к слову синонимы и антонимы, объяснять их лексическое значение. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов; находить в них необходимую информацию о слове. Писать правильно слово «погода». | С.44 упр.74 |
20. | 28.09 | Омонимы. Словарный диктант. | Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. Писать правильно слово «понедельник». | С.45правило, с.46 упр.78 |
21. | 01.10 | Слово и словосочетание. | Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Составлять словосочетания, подбирая к главному слову зависимое с помощью вопроса | С.48 упр.82 |
22. | 02.10 | Фразеологизмы. | Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Писать правильно слово «ракета». | С.49правило, с.50 упр.87 |
23. | 03.10 | Развитие речи. Обучающее изложение. «Осенняя ёлочка» | Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте; письменно излагать содержание текста-образца. | Придумать 2 предложения с фразеологизмами |
24. | 04.10 | Части речи Р/с Поговорим о Севере | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Объяснять, по каким признакам определяют части речи. Писать правильно слово «трактор». | С.53 таблица, с.55 упр.93 |
25. | 05.10 | Имя существительное. | Различать в тексте изученные части речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение. Приводить примеры слов изученных частей речи. Писать правильно слово «чёрный». | С.56 упр.96 |
26. | 08.10 | Имя прилагательное. | Различать в тексте изученные части речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение. Приводить примеры слов изученных частей речи. Писать правильно слова «вторник», «среда». | С.58 упр.100 |
27. | 09.10 | Глагол. | Различать в тексте изученные части речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение. Приводить примеры слов изученных частей речи. | С.58 упр.102 |
28. | 10.10 | Имя числительное. | Находить в тексте имена числительные по значению и по вопросу. Писать правильно слова «восемь», «четыре». | С.60 правило, упр. 105 |
29. | 11.10 | Проверочная работа № 2 по теме «Части речи». | Оценивать результаты выполненного задания. | |
30. | 12.10 | Работа над ошибками. Однокоренные слова. | Выделять группы однокоренных слов, обозначать в них корень. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. Писать правильно слово «картофель». | С.61правило, с.62 упр.111 |
31. | 15.10 | Развитие речи. Обучающее изложение «Сыроежка». | Передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами | |
32. | 16.10 | Гласные звуки и буквы. Правописание слов с безударными гласными в корне. | Различать слово и слог, звук и букву. Определять ударные и безударные гласные. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Писать правильно слова «овощи», «петрушка», «горох». | С.63таблица, с.64 упр.116 |
33. | 17.10 | Согласные звуки и буквы. | Определять качественную характеристику гласных звуков в словах типа «роса», «мороз». Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | С.65таблица, с.66 упр.120 |
34. | 18.10 | Звонкие и глухие согласные звуки. | Определять качественную характеристику согласных звуков в словах типа «ёж». Писать правильно слова «помидор», «огурец», «огород». | С.68правило, с.69 упр.127 |
35. | 19.10 | Проект: ”Рассказ о слове”. Р/с Малая Родина | Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в её презентации. Объяснять значение выбранного слова. | Подготовить проект «рассказ о слове» |
36. | 22.10 | Разделительный мягкий знак. | Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа «коньки». Различать разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости. Объяснять написание разделительного мягкого знака. Писать правильно слово «компьютер». | Написать 5 слов с разделительным мягким знаком |
37. | 23.10 | Контрольный диктант за 1 четверть с грамматическим заданием. | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | |
38. | 24.10 | Работа над ошибками. Корень слова. | Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове. | С.74правило, Упр.132 |
39. | 25.10 | Корень слова. Однокоренные слова. | Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Объяснять лексическое значение однокоренных слов. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Писать правильно слово «столица» | С.77 упр.137 |
40. | 26.10 | Сложные слова. | Различать сложные слова, находить в них корни. Объяснять правописание сложных слов с соединительной гласной | С.78 упр.141 |
41. | 29.10 | Формы слова. Окончание. | Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. | С.80правило, с.81 упр.146 |
42. | 30.10 | Окончание слова Словарный диктант | Выделять в словах окончания. Писать правильно слова «обед», «ужин». | С.81правило, с.83 упр.152 |
43. | 31.10 | Приставка. Определение в словах приставок. | Формулировать определение приставки. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки. Писать правильно приставки с гласной о и с гласной а. | С.84,86 правило, Упр.156 |
44. | 01.11 | Приставка. Значения приставок | Объяснять значение приставки в слове. Называть приставки, при помощи которых можно образовать однокоренные глаголы. | С.88 упр.163 |
45. | 02.11 | Упражнение в единообразном написании корня в однокоренных словах. | Формулировать определение корня, приставки, окончания. Выделять в словах приставку , окончание, корень. Образовывать слова с помощью приставки. | |
46. | 12.11 | Суффикс. Общее понятие о суффиксах. | Формулировать определение суффикса; объяснять значение суффиксов в слове, выделять суффикс в слове | С.89,90 правила упр. 167 |
47. | 13.11 | Значение суффиксов. Р/с Растения нашего края. | Находить однокоренные слова, выделять в них суффиксы. Подбирать слова с одинаковым суффиксом, образовывать слова с помощью суффикса. | С.94 упр.176 |
48. | 14.11 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе» | Рассматривать картину. Высказывать своё отношение к картине. Составлять (под руководством учителя) по картине текст-описание. | С.92, упр.171 |
49. | 15.11 | Основа слова. | Использовать понятие «основа слова». Находить и выделять в слове основу и окончание, объяснять значение окончания, основы, разбирать слова по составу | С.95правило, с.96 упр.182 |
50. | 16.11 | Обобщение знаний о составе слова. | Соотносить состав основы слова и соответствующую ей схему (модель). Писать правильно слова «пирог», «шоссе». Выделять в словах все значимые части. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Пользуясь образцом, разбирать по составу слова. | С.98 упр.188 |
51. | 19.11 | Проверочная работа №3 по теме «Состав слова» | Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Редактировать предложения с однокоренными словами. Оценивать результаты выполненного задания. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, делать выводы. | Упр.191 |
52. | 20.11 | Работа над ошибками. Упражнение в разборе слов по составу. Р/с Профессии нашего края | Выделять в словах все значимые части. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Пользуясь образцом, разбирать по составу слова. | С.98 упр.189 |
53. | 21.11 | Проект «Семья слов». | Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы | С.99 упр.190 |
54. | 22.11 | Орфограммы в значимых частях слова | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Писать правильно слово «четверг». | С.105 упр.195 2 часть |
55. | 23.11 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | Писать правильно слово «север». Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. | С.104правило, с.107 упр.200 |
56. | 26.11 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Словарный диктант | Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение. Писать правильно слово «берег». Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | Записать 10 слов с безударными гласными в корне |
57. | 27.11 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. | Находить безударную гласную в корне. Объяснять, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне. Применять орфографические правила, контролировать свои действия, проверять написанное. | С.108 упр.203 |
58. | 28.11 | Развитие речи. Обучающее изложение. «Клесты» | Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. | изложение |
59. | 29.11 | Работа над ошибками. Правописание слов с глухими и звонкими согласными. | Объяснять, какой буквой следует обозначать парный согласный звук на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. | С.112 упр.211 |
60. | 30.11 | Р/с Мальчик из Холмогор. Детские годы М.В Ломоносова» Правописание слов с парными согласными. | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. Писать правильно слова на изученные орфограммы. | С.113 упр.214 |
61. | 03.12 | Слова с непроизносимыми согласными в корне. | Писать правильно слова «чувство», «лестница». Соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове. Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. | С.115 упр.218 |
62. | 04.12 | Проверочный диктант по теме «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными». | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте | С.117 упр.224 |
63. | 05.12 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Писать правильно слово «интересный». Устанавливать, все ли согласные корня произносятся. Использовать алгоритм обнаружения непроизносимых согласных в корне слова. Подбирать проверочные слова. | С.120 упр.229 |
64. | 06.12 | Слова с удвоенными согласными в корне. | Выделять в тексте слова с двойными согласными, разбирать слова с двойными согласными по составу, определять, в какой части слова пишутся двойные согласные: в корне, на стыке корня и суффикса, корня и приставки | С.122 упр.235 |
65. | 07.12 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне. Словарный диктант | Писать правильно слова «коллекция», «коллектив», «аккуратный», «грамм», «килограмм». Объяснять, в каких словах двойные согласные находятся в корне, в каких – в месте соединения корня и суффикса. | Записать 10 слов с удвоенными согласными |
66. | 10.12 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова "Снегурочка". | Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова "Снегурочка" и опорным словам. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | |
67. | 11.12 | Правописание суффиксов и приставок. | Находить в словах приставки. Выделять суффиксы. Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы | С.125упр.241 |
68. | 12.12 | Контрольное списывание №2. | Писать правильно слова на изученные орфограммы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | С.128упр.247 |
69. | 13.12 | Правописание суффиксов. | Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Формулировать правило правописания суффиксов -ек, -ик. Объяснять, какое значение вносят эти суффиксы в слово. Рассмотреть случаи правописания суффикса -ок. Различать, в каких словах часть -ик является суффиксом, а в каких – частью корня | с.129упр.251 |
70. | 14.12 | Правописание приставок. | Сравнивать и различать одинаково звучащие ( и пишущиеся) приставки. Использовать правила правописания приставок в практической деятельности. Толковать ( объяснять) значение слов по словарю, через контекст, в котором употребляются слова | с.130упр.255 |
71. | 17.12 | Правописание приставок и предлогов. | Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок. Объяснять, какова роль приставки в слове и предлога в словосочетании Писать правильно слово «желать». Понимать, как отличать приставку от предлога. | С.132правило упр.260 |
72. | 18.12 | Контрольный диктант за 2 четверть с грамматическим заданием. | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | С.134упр.263 |
73. | 19.12 | Работа над ошибками. Упражнение в написании слов с изученными орфограммами. | Находить в словах изученные орфограммы. Использовать правила правописания приставок и предлогов в практической деятельности. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | С.134правило упр.266 |
74. | 20.12 | Проект «Составляем орфографический словарь». | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой. | |
75. | 21.12 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки. Объяснять, после каких приставок и перед какими буквами пишется разделительный твёрдый знак. | С.136правило упр.270 |
76. | 24.12 | Развитие речи. Обучающее изложение «Скворец». | Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану | С.140 упр.278 |
77. | 25.12 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Перенос слов. | Различать правописание разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой. | С.138правило упр.274 |
78. | 26.12 | Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками. Р/с | Приводить примеры слов с заданной орфограммой Объяснять правописание гласных и согласных, ь и ъ знаков в словах. Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями. Объяснять правописание гласных и согласных в суффиксах и приставках. | |
79. | 27.12 | Проверочная работа №4 по теме «Правописание частей слова». | Оценивать результаты выполненного задания. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, делать выводы. | С.141 упр.279 |
80. | 28.12 | Работа над ошибками. Правописание слов с разделительным мягким и твёрдым знаком. | Называть общие признаки произношения слов с разделительными твёрдым и мягким знаками. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой. | |
81. | 08.01 | Части речи. | Определять по изученным признакам слова различных частей речи, подбирать примеры слов, классифицировать слова по частям речи. Составлять по рисунку текст и определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. | С.3правило С.6 упр.7 |
82. | 09.01 | Контрольное списывание №3 | Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Определять по изученным признакам слова различных частей. | |
83. | 10.01 | Имя существительное как часть речи. | Распознавать имена существительные среди других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Писать правильно слова «самолёт», «комната». | С.8правило, с.10 упр.11 |
84. | 11.01 | Имя существительное и его роль в речи. | Выделять среди имён существительных существительные в начальной форме. Ставить слова в начальную форму. | С.11правило |
85. | 14.01 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению) | Записать 5 одушевлённых и 5 неодушевлённых |
86. | 15.01 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Устаревшие слова. | Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. | С.14 упр.20 |
87. | 16.01 | Развитие речи. Обучающее изложение. «Мал да удал» | Определять тему текста и его частей. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану | С.14 упр.21 |
88. | 17.01 | Собственные и нарицательные имена существительные. Р/с Знаменитые земляки | Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. | С.17, упр.27 |
89. | 18.01 | Проект "Тайны имен" | Наблюдать над толкованием значения некоторых имён, составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени. Проводить исследовательскую работу, составлять связный текст. | С.15,16прав. |
90. | 21.10 | Число имен существительных. | Определять число имени существительного. Изменять форму числа имён существительных. Наблюдать, анализировать и устанавливать, какая часть слова указывает на изменение формы числа существительного | С.21 упр.32 |
91. | 22.01 | Число имён существительных. Словарный диктант | Писать правильно слово «однажды». Называть имена существительные, имеющие форму одного числа. | С.23 упр.37 |
92. | 23.01 | Род имён существительных. | Наблюдать за существительными и устанавливать, изменяются ли они по родам. Определять род имён существительных. Писать правильно слово «кровать». Различать имена существительные мужского, женского и среднего рода. | С.25правило, с.27 упр.44 |
93. | 24.01 | Род имён существительных. | Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные (Этот мальчик – большой умница. Эта девочка – большая умница). Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания. | С.30 упр.50 |
94. | 25.01 | Развитие речи. Обучающее изложение. «Добром за добро» | Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Определять тему текста, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписывать трудные слова, записывать текст по памяти | С.35 упр.62 |
95. | 28.01 | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | Использовать на практике правило правописания существительных женского и мужского рода с нулевым окончанием и основой на ж, ч, ш, щ. | С.31правило, с.33 упр.56 |
96. | 29.01 | Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце слова. | Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Объяснять, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак. | С.34 упр.60 |
97. | 30.01 | Проверочный диктант по теме «Имя существительное». | Записывать текст под диктовку и проверять написанное. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте | С.35 упр.63 |
98. | 31.01 | Работа над ошибками. Склонение имён существительных | Анализировать таблицу падежей и падежных вопросов к существительным. Формулировать вывод по результатам наблюдений: как определить падеж существительного Писать правильно слово «рябина». Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. | Просклонять слова стрела, гроза |
99. | 01.02 | Падеж имён существительных. | Называть падежи. Изменять имена существительные по падежам. | С.39 упр.69 |
100. | 04.02 | Падеж имён существительных. | Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. | Составить словосочетания со словом книга в разных падежах |
101. | 05.02 | Развитие речи. Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | Рассматривать картину. Высказывать своё отношение к картине. Составлять (под руководством учителя) по картине текст-описание. | Просклонять ручка |
102. | 06.02 | Именительный падеж имен существительных. | Определять именительный падеж существительных по вопросу и окончанию. Находить имена существительные в именительном падеже и объяснять, каким членом предложения они являются. | С.40,42правило |
103. | 07.02 | Родительный падеж имен существительных. | Определять родительный падеж существительных по вопросу, предлогу и окончанию. Писать правильно слова «трамвай», «пятница», «около». Находить имена существительные в родительном падеже. | С.44,45прав. Упр.81 |
104. | 08.02 | Дательный падеж имен существительных. | Определять дательный падеж существительных по вопросу, предлогу и окончанию. Писать правильно слово «солома». | С.47правило упр.84 |
105. | 11.02 | Винительный падеж имен существительных. | Определять винительный падеж существительных по вопросу, предлогу и окончанию. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы винительного падежа и именительного, винительного падежа и родительного. | С.49,50прав. С.52 Упр.93 |
106. | 12.02 | Именительный, родительный, винительный падежи имён существительных. | Сопоставлять падежные формы, | |
107. | 13.02 | Творительный падеж имен существительных. | Определять творительный падеж существительных по вопросу, предлогу и окончанию. Писать правильно слово «потом». | С.53правило упр.96 |
108. | 14.02 | Предложный падеж имен существительных. | Определять предложный падеж существительных по вопросу, предлогу и окончанию. Находить имена существительные в предложном падеже. Называть предлоги, с которыми они употребляются. | С.54правило упр.98 |
109. | 15.02 | Развитие речи. Обучающее изложение «Кот» | Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста, работать с памяткой "Как подготовиться к изложению" | С.56 упр.101 |
110. | 18.02 | Все падежи. Морфологический разбор имени существительного. | Называть падежи, использовать падежные вопросы, вспомогательные слова и предлоги для определения падежа. Разбирать существительные как части речи (морфологический разбор). | упр. 102, с. 57. |
111. | 19.02 | Проверочная работа № 5 по теме «Имя существительное». | Оценивать результаты выполненного задания. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, делать выводы. | |
112. | 20.02 | Обобщение знаний об имени существительном. | Писать правильно слово «вокруг». Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». | упр. 105, с. 59 |
113. | 21.02 | Развитие речи. Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | Рассматривать картину. Высказывать своё отношение к картине. Составлять (под руководством учителя) по картине текст-описание. | Подготовить проект существительные по теме «зима» |
114. | 22.02 | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | Выделять имена прилагательные в тексте. Сравнивать и различать имена прилагательные и существительные, называющие признаки. Выделять словосочетания прилагательных с существительными в предложении | С.64правило, с.65 упр.112 |
115. | 26.02 | Проект «Зимняя страничка». Р/с Подвижные игры Русского Севера | Подбирать имена существительные по теме "Зима", составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. | |
116. | 27.02 | Связь имени прилагательного с именем существительным | Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. | С.67правило упр.115 с.66 |
117. | 28.02 | Роль прилагательных в тексте Словарный диктант | Писать правильно слово «приветливый». Находить в предложении связанные по смыслу имена прилагательные и имена существительные. Распространять предложения с помощью имён прилагательных. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать. | Подготовиться к сочинению с.69 упр.121 |
118. | 01.03 | Текст-описание. Р/с « Наш Северный край. Моя малая Родина» | Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Составлять текст-описание растения в научном стиле. Писать правильно слова «ромашка», «растение». | С.71 прочитать |
119. | 04.03 | Развитие речи. Сочинение - отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Рассматривать репродукцию картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней. Писать правильно слова «Красная площадь», «Московский Кремль». | С.70 упр.123 |
120. | 05.03 | Род имен прилагательных. | Определять род имени прилагательного, разбирать прилагательные по составу, составлять словосочетания, подбирать прилагательные, близкие и противоположные по назначению. Писать правильно слова «поэт», «гвоздика». | С.72правило, с.73 упр.126 |
121. | 06.03 | Изменение имён прилагательных по родам. | Понимать, что в словосочетании имя прилагательное стоит в том же роде и числе, что и имя существительное. Писать правильно родовые окончания имен прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, белый лебедь и др. | С.75 упр.130 |
122. | 07.03 | Контрольный диктант за 3 четверть с грамматическим заданием. | Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | |
123. | 11.03 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Писать правильно слово «сирень». Объяснять написание окончаний имён прилагательных. | С.77 упр.134 |
124. | 12.03 | Число имен прилагательных. | Указывать число имён прилагательных, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста. Писать правильно слово «животное». | С.78правила, с.80 упр.138 |
125. | 13.03 | Работа над ошибками. Проект «Имена прилагательные в загадках». Р/с Северные загадки | Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок | С.81 упр.142 |
126. | 14.03 | Изменение имён прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного | Составлять словосочетания прилагательных с существительными во всех падежах, наблюдать (анализировать) и устанавливать, как изменяется прилагательное в словосочетании с существительным при изменении падежа существительного. | С.83правило упр.146 |
127. | 15.03 | Проверочный диктант. Изменение имён прилагательных по падежам. | Определять падеж имен прилагательных. Определять начальную форму имени прилагательного. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Писать правильно слова с непроверяемыми написаниями. | С.85 упр.149 |
128. | 18.03 | Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | Применять полученные знания на практике: склонять имена прилагательные, определять род, число и падеж прилагательного в предложении. Устанавливать, можно ли проверять правописание падежных окончаний прилагательных по окончаниям падежных вопросов прилагательных. | С.87 упр.153 |
129. | 19.03 | Развитие речи. Сочинение - отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками». | Составлять текст-отзыв по картине и опорным словам. | |
130. | 20.03 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного. | |
131. | 21.03 | Проверочная работа № 6 по теме «Имя прилагательное». | Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации. | |
132. | 22.03 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор. | Использовать в практической деятельности способ проверки правописания падежных окончаний прилагательных по окончаниям падежных вопросов прилагательных. Разбирать имя прилагательное как часть речи. | |
133. | 01.04 | Личные местоимения. | Распознавать личные местоимения среди других частей речи, определять грамматические признаки личных местоимений. Писать правильно слово «одуванчик». | С.92правило упр.158 |
134. | 02.04 | Изменение личных местоимений по родам. | Называть личные местоимения. Называть лицо и число местоимений в единственном числе, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Писать правильно слово «воскресенье». | С.95правило упр.162 |
135. | 03.04 | Местоимение. Составление письма Р/с Составление рассказа «О себе» | Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями, оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Составлять письмо другу или кому-либо из родственников. | С.96 упр.164 |
136. | 04.04 | Местоимение. Проверочная работа №7. | Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | С.97 упр.168 |
137. | 05.04 | Значение и употребление глаголов в речи. | Выделять глаголы в предложении (в тексте), ставить к ним вопросы и определять их лексическое значение. Наблюдать и различать глаголы, называющие действие предмета, и существительные, называющие действие. | С.101правило, с.102 упр.172 |
138. | 08.04 | Развитие речи. Обучающее изложение. «Кошкин выкормыш» | Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. | |
139. | 09.04 | Значение и употребление глаголов в речи. | Писать правильно слово «завтрак». Находить в предложениях глаголы. Называть, каким членом предложения является глагол. | С.103 упр.176 |
140. | 10.04 | Значение и употребление глаголов в речи. Р/с Составление рассказа по опорным словосочетаниям « Весна на Севере» | Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов. | С.105 упр.180 |
141. | 11.04 | Неопределенная форма глагола. | Различать глаголы, отвечающие на вопрос ч т о д ел а т ь? ч т о с д ел а т ь ? Использовать термин «неопределенная форма глагола». Изменять данную форму глаголов на неопределенную форму. | С.106правило, с.107 упр.184 |
142. | 12.04 | Неопределенная форма глагола. | Дифференцировать глаголы в неопределенной форме, отвечающие на вопросы ч т о д е л а т ь? ч т о с д е л а т ь ? Писать правильно слово «песок». Понимать значение фразеологизмов. | С.108 упр.188 |
143. | 15.04 | Число глаголов. | Изменять глаголы по числам. Применять полученные знания на практике: определять форму числа глагола. | С.109 упр.191 |
144. | 16.04 | Число глаголов. Словарный диктант | Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. | С.111 упр.194 |
145. | 17.04 | Времена глаголов. | Находить глаголы в предложении (в тексте) и устанавливать, какое время действия они обозначают. Изменять глаголы по временам, лицам и числам. | С.113 упр.199 |
146. | 18.04 | Времена глаголов. Второе лицо глаголов | Правильно писать окончания -ешь, -ишь в глаголах, находить суффикс -л- в глаголах прошедшего времени | С.115правило упр.204 с.116 |
147. | 19.04 | Изменение глаголов по временам. | Отличать одну временную форму от другой по вопросу; изменять глаголы настоящего времени по лицам и числам, правильно писать окончание глаголов 2 лица единственного числа | С.116правило упр.209 с.118 |
148. | 22.04 | Изменение глаголов по временам. | Писать правильно слова «квартира», «герой», «солдат». Называть время и число глаголов. Изменять глаголы по временам. | С.119 упр.212 |
149. | 23.04 | Развитие речи. Обучающее изложение. «Лось» | Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. | Упр.213 |
150. | 24.04 | Род глаголов в прошедшем времени | Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Работать с орфоэпическим словарём. | С.122правило упр.218 |
151. | 25.04 | Род глаголов в прошедшем времени | Трансформировать предложения (записывать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст. | С.124 упр.222 |
152. | 26.04 | Правописание частицы не с глаголами. | Наблюдать за глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.Формулировать правило правописания не с глаголами. | С.124правило упр.225 |
153. | 29.04 | Правописание частицы не с глаголами. | Находить в предложениях глаголы с частицей не. Раздельно писать частицу не с глаголами. | С.126 упр.228 |
154. | 30.04 | Проверочная работа №8 Морфологический разбор глагола. | Разбирать глаголы как части речи (морфологический разбор) определять изученные грамматические признаки глагола, обосновывать правильность их выбора | С.127 упр.231 |
155. | 02.05 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе. | Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола | С.128 упр.233 |
156. | 03.05 | Обобщение знаний о глаголе. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | С.130 №1 Подготовиться к диктанту |
157. | 06.05 | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за курс 3 класса | Контролировать умение определять все изученные части речи в тексте. Называть их отличительные признаки. Соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации в диктанте | |
158. | 07.05 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе. | Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. | |