План конспект урока трудового обучения.
Класс 6
Тема раздела: Культура питания (4 часа)
Тема урока: №2. «Крупы, бобовые и макаронные изделия»
Цели: ознакомить учащихся с разнообразием круп, бобовых и макаронных изделий. Научить учащихся готовить гречневую кашу с молоком, так же научить уч-ся сервировать обеденный стол к ужину. Воспитывать эстетический вкус, внимательность.
Оборудование: учебник «Технология» , рабочая тетрадь, инструкционные карты, коллекция макаронных изделий, круп и злаковых культур (на каждой парте – в одноразовых стаканах).
Ход урока:
Организационная часть 3 мин.
а) Приветствие.
б) Выявление отсутствующих.
в) Повторение пройденного материала.
г) Объявление темы урока . Запись темы урока в тетрадях.
д) Доведение до учащихся целей и плана урока.
II. Повторение пройденного материала 7-10 мин.
Устный опрос. Вопросы для повторения.
Какие санитарно-гигиенические меры следует соблюдать перед работой на кухне?(надеть фартук, косынку, закатать рукава, вымыть руки, разные продукты обрабатывать на разных досках, овощи мыть перед очисткой, продукты хранить в холодильнике не дольше положенного срока, хранить продукты в холодильнике на разных полках);
Какие меры предосторожности с электрическими плитами вы знаете?(проверить исправность электрошнура, включать прибор сухими руками только за корпус вилки, не оставлять включенный прибор без присмотра, по окончании работы выключит электроплиту)
Какие виды посуды вы знаете?(бывает кухонная (в которой готовят), столовая (для подачи готовых блюд), личного пользования (тарелка, вилка, нож), общего пользования(салатник, солонка, графин)
Какие правила поведения следует соблюдать на кухне?(часто делать влажную уборку, посуду хранить в закрытых столах или полках, отходы собирать в мусорный мешок и выбросить сразу по окончанию занятия)
III . Изучение нового материала 15-20 мин.
Сегодня на уроке мы поговорим о кашах, бобовых и макаронных изделиях. Вы узнаете, почему они так популярны среди людей. Ознакомитесь с их ассортиментом и разнообразием.
Объяснение учителя.
Крупы получают из различных зерновых культур. К зерновым культурам относятся хлебные злаки (пшеница, овес, ячмень, рис , просо, кукуруза), бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица, соя), а также гречишное растение - гречиха. Из одних делают муку, а из других крупу.
Крупы имеют большую пищевую ценность, они снабжают организм углеводами и растительными белками. Крупы содержат от 68-77% углеводов и до 12% растительного белка. Больше всего белка содержится в манной, гречневой, овсяной крупах. В гречневой и овсяной содержится 65-68 % углеводов, представлены в основном клетчаткой, поэтому гречневую и овсяную крупу рекомендуют использовать в питании пожилых людей. Манную крупу и рис, в которых углеводы представлены в основном крахмалом, рекомендуется использовать в детском питании. В крупах содержатся витамины группы В и витамины РР, особенно богаты ими овсяная и гречневая крупы.
По качеству крупы должны удовлетворять следующим основным требованиям: иметь цвет, вкус и запах, присущие данному виду крупы, быть без посторонних привкусов и запахов.
Рассмотреть образцы в стаканчиках!!!
Хранить крупы надо в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Для их хранения можно использовать полотняные мешочки, а также стеклянные или металлические банки, которые не следует плотно закрывать: крупу нужно проветривать, чтобы она не приобрела затхлого запаха. Крупы, содержащие большое количество жира, такие как пшено, овсяная, рекомендуется хранить в тёмном прохладном месте и недлительное время, чтобы они не прогоркли.
Крупы используют для приготовления различных блюд: закусочных, первых (супов), вторых (каши, запеканки и т. д.). Каши по консистенции варят: рассыпчатые, вязкие, жидкие, а также готовят из крупяных каш пудинги, котлеты и биточки.
(Под запись в тетрадь).
Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок:
Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.
Каша – кормилица наша.
Русского мужика без каши не накормишь.
Кашу маслом не испортишь.
Щи да каша – радость наша.
Каша-то густа, да чашка пуста.
Где щи да каша – там и наши.
БЛЮДА И ГАРНИРЫ ИЗ БОБОВЫХ
К бобовым относятся горох, фасоль, чечевица. Горох лущеный— единственная крупа из зерна бобовых. Фасоль бывает белая, цветная однотонная и цветная (пестрая). Питательная ценность бобовых определяется содержанием в них большого количества белков — до 25%.
Чечевица когда-то называлась сочевица, так как ее несушеные семена очень сочные. Впоследствии первый слог «со» превратился в «че», так сочевица стала чечевицей. Впервые она упоминается в литературе в X—XII вв. Употребление в пищу начинается с XV в. Известно, что монахи Киево-Печерской лавры варили из нее каши и супы.
Фасоль впервые появилась в России в первой половине XVI в. Долгое время она играла роль декоративного растения, украшая дворцовые сады. В пищу ее стали использовать только с первой половины XVIII в. Это могло произойти и раньше, не будь у нее местных» конкурентов: очень широко были распространены горох и чечевица. Но постепенно к XIX в. фасоль прочно вошла в рацион питания населения юга России, Южной Сибири. Горох и фасоль перед варкой замачивают в холодной воде до полного набухания: горох — около 5 ч, фасоль — 6...8 ч. После набухания воду сливают, так как в нее переходят вещества, препятствующие развариванию. Бобовые заливают холодной водой (2...3 л па 1 кг) и варят под крышкой без соли при слабом кипении. (Соль также мешает развариванию.) Продолжительность варки гороха 1-1,5 ч, фасоли 2 ч.
При приготовлении блюд из бобовых, в состав которых входит томат, его добавляют только в пассерованном виде после полного размягчения бобовых.
Макаронные изделия - питательный и ценный продукт Они содержат 10-11 % белков, 74-75 % углеводов и до 1 % жиров. Эти изделия очень удобны как полуфабрикат, потому что долго сохраняются, а приготовление блюд из них требует мало времени.
Впервые макароны появились в Южной Италии. Уже в эпоху средневековья они пользовались большой популярностью у населения, были основным продуктом питания. Изготовляли макароны кустарным способом.
С XVIII века Италия наладила фабричное производство макарон и стала вывозить их на продажу в соседние европейские страны. Макароны разошлись по всему свету. Первую макаронную фабрику в России построили в 1797 году в г. Одессе.
Сейчас макаронные фабрики вырабатывают из различных сортов пшеничной муки разные виды макаронных изделий: трубчатые, макаронные засыпки, вермишель.
Макаронные изделия должны отвечать следующим требованиям:
иметь однотонный цвет - белый с желтоватым оттенком;
правильную форму;
вкус и запах — без горечи, затхлости, кислого привкуса и других посторонних привкусов и запахов.
Макаронные изделия варят двумя способами: первый сливной, второй - несливной. (Охарактеризовать оба способа.)
1 способ варки применяют для гарниров;
2 способ - для запеканок и макаронников.
К качеству блюд, приготовляемых из макаронных изделий предъявляют следующие требования:
отварные макаронные изделия должны быть мягкими, не склеенными, не разваренными, без комков;
запеканки должны быть мягкими, сочными: макаронные
изделия в них соединены между собой; на поверхности подрумяненная корочка;
вкус, цвет и запах блюда должны быть свойственны отварным макаронам, с привкусом того продукта, с которым оно приготовлено.
IV. Практическая работа 30 мин
1.с электронагревательными приборами – включать и выключать сухими руками, по окончании работы выключать электроплиту.
2. с горячей жидкостью: пользоваться прихватками, снимать, приподнимать крышку от себя.
3. засыпать крупу в кипящую жидкость осторожно, чтобы не разбрызгивалась вода.
Учащиеся закрепляют изученный материал практической работой.
Для выполнения практической работы класс раздел. на группы. Учащиеся, пользуясь инструкцией в учебнике готовят гречневую кашу.
Во время работы я концентрирую внимание учащихся на технике безопасности при обращении с электрической плитой, проверяет наличие прихваток.
Когда все блюда будут готовы, приступают к дегустации. После дегустации напомнить учащимся, что мытье посуды осуществляется проточной водой с использованием питьевой соды, сухой горчицы, хозяйственного мыла или специальных моющих средств.
V. Итог урока 7 мин.
Анализ урока, отмечает типичные ошибки. Выставляет оценки всем учащимся.
Дегустация блюд, приготовленных учащимися.
Заключительное слово учителя.
VI. Уборка рабочих мест 8 мин.
Выставление оценок. Объявление итогов урока.
Домашнее задание.