Культура профессионального общения субъектов образовательного процесса
Преподаватель, сохраняя внутреннее спокойствие и стабильность, должен избежать конфликта и выбирать один из стилей поведения в конфликтной ситуации - сотрудничество. Главное - стремление вместе подойти к эффективному решению ситуации, конфликта с учетом интересов, потребностей обеих сторон, поиск взаимовыгодных условий и путей достижения согласия. Эта стратегия является наиболее эффективной для налаживания хороших отношений, но требует больше времени, чем другие. Кроме того, обе стороны должны уметь объяснить свои желания, выразить свои потребности, выслушать друг друга, выработать альтернативные варианты действий.
Преподаватель должен использовать форму ни требования или замечания, а в мягкой манере выразить свои впечатления и пожелания, связанные с нежелательным поведением студентов:
Мне бы не хотелось, чтобы вы слушали музыку.
Ваше поведение меня беспокоит.
Давайте вместе подумаем, когда лучше послушать музыку.
Мне кажется, вы плохо усваиваете материал, и меня это беспокоит, так как скоро лабораторная работа, и я чувствую тревогу за ваши результаты.
Давайте справимся с материалом урока и вместе послушаем вашу музыку.
Правила делового общения студентов и педагогов
- Преподаватели и студенты обязаны поддерживать гармоничные отношения, основанные на сотрудничестве и взаимоподдержке.
- При общении преподаватели и студенты обязаны не допускать неуважительного отношения друг к другу, не использовать ненормативную лексику.
- В случае конфликтного поведения со стороны студента преподавателю необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение студента, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.
- Преподаватель должен быть заинтересован в получении студентами информации по предмету в полном объеме.
- Студенты имеют право заблаговременно ознакомиться с содержанием учебно-методических комплексов дисциплин специальностей (направлений подготовки).
- Студенты заранее должны знать о возможности и источниках получения информации для самостоятельной подготовки.
- При подготовке к выполнению практических заданий студент должен четко знать алгоритм выполнения работы, понимать критерии оценки. Условия получения каждой оценки и возможности пересдачи должны быть формализованы и заранее оговорены.
- Преподаватель не должен унижать личное достоинство студентов.
Преподаватель не должен повышать голос при разговоре со студентом, применять нецензурную лексику, обзывать студентов, намеренно искажать их имена и фамилии, делать публичные замечания о внешности и одежде студентов, публично обсуждать личную жизнь студентов или их личностные недостатки.
- Преподаватель не должен отказываться от объяснения сложного материала, ссылаясь на личностные и психологические недостатки студентов, а также из-за отсутствия времени для объяснения.
- При действительном отсутствии времени необходимо оговорить время консультации, удобное для преподавателя и студента;
- Преподаватель не должен выдвигать для сдачи экзамена или зачёта чрезмерно завышенные требования, выходящие за рамки учебной программы;
- Преподаватель не должен изменять критерии оценивания или условия пересдачи экзамена или зачета, руководствуясь своим настроением и личными отношением к обучающемуся;
- Преподаватель не должен обсуждать со студентами профессиональные и личностные недостатки своих коллег;
- Преподаватель не должен относиться с привилегиями к студентам имеющим с преподавателем личное родство или знакомство.
- Студент не должен участвовать в любых действиях, сопряженных с обманом, нечестностью или введением в заблуждение преподавателей;
- Студент не должен получать, предоставлять, использовать постороннюю помощь во время сдачи экзамена или зачета, выполнения или защиты письменных работ и т.п.;
- Студент не должен неуважительно вести себя по отношению к работникам и другим студентам, а именно: применять нецензурную лексику, публично обсуждать их личную жизнь или личностные качества;
- Студент не должен пропускать занятия или опаздывать на них без уважительной причины;
- В случае опоздания студент должен извиниться, не привлекая внимания, и занять ближайшее свободное место в аудитории.
- Студент не должен пользоваться телефоном и заниматься посторонними делами во время занятий;
- Студент не должен покидать аудиторию во время занятий без разрешения преподавателя;
- Студент не должен курить в корпусах и на прилегающих территориях техникума.