МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»
(КГУ им. К.Э. Циолковского)
ИСО
Кафедра «Социальной адаптации и организации работы с молодежью»
«Культурно-массовое мероприятие «Дети – наше всё!»
приуроченное к Дню защиты детей (1 июня)»
Калуга,2018
Volunteering movement in universities. Essence, problems development tendencies Buslaeva M.1 , Pleskachev D.2 (Russian Federation) Волонтёрское движение в вузах. Сущность, проблемы, тенденции развития Буслаева М. Е.1 , Плескачев Д. С.2 (Российская Федерация)
Буслаева Мария Евгеньевна / Buslaeva Marija – преподаватель; 2Плескачев Дмитрий Сергеевич / Pleskachev Dmitrij – студент, кафедра социальной адаптации и организации работы с молодежью, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга
Аннотация: слово «волонтерство» происходит от латинского voluntarius («добровольный») и охватывает довольно широкий спектр понятий, включающий в себя как безвозмездный физический труд на благо общества, так и предоставление разнообразных услуг и моральной поддержки без ожидания денежного вознаграждения. Однако волонтерство можно рассматривать не только как отказ от денежного вознаграждения – немаловажной составляющей тут является и нравственный аспект.
Abstract: the word «volunteer» comes from the Latin «voluntaries» («voluntary») and covers a fairly wide range of concepts that includes a free physical labor for the benefit of society, and to provide a variety of services and moral support without expectation of monetary compensation. However, volunteering can be seen not only as a rejection of the remuneration - an important component here is the moral aspect. Ключевые слова: волонтеры, волонтерские организации, добровольцы ООН. Keywords: volunteers, volunteer organizations, the United Nations Volunteers.
Ключевые слова: волонтеры, волонтерские организации, добровольцы ООН.
Keywords: volunteers, volunteer organizations, the United Nations Volunteers.
Внедрение и последующее укрепление позиций волонтёрских организаций, создающихся на базе российских вузов, имеет на данный момент огромное значение, хотя бы потому, что сама суть слова волонтёр уходит корнями к латинскому слову voluntarius – добрая воля. Учитывая многонациональность, многоконфессиональность страны в которой мы проживаем, как раз, именно добрая воля, взаимопомощь и бескорыстие это те, так называемые «три кита», на которых могут и должны базироваться абсолютно все ценности современного, динамично развивающегося общества. В народе бытует мнение о том, что работа волонтёра довольно однообразна и скучна, но так можно считать исключительно по незнанию того неоценимого вклада добровольцев в жизнь, как отдельных нуждающихся в помощи людей, так и целых стран, совершенно без боязни преувеличить масштабы. Наша цель, напротив, состоит в том, чтобы показать всю многогранность, неординарность и ценность данной работы [4, с. 16].
Волонтёры – кто они? В попытках понять суть волонтёрского движения многие представители современной молодежи «хватают верхушку» зачастую сомнительного описания в непроверенных чатах, по принципу: «так проще», где как раз натыкаются на однобокое, ничем не подкреплённое мнение людей, которые сами даже не пытались попасть в эту среду, чтобы прочувствовать атмосферу изнутри [1, с. 256].
Уже довольно продолжительное время практически во всех средствах массовой информации, будь то телевидение или разнообразные электронные СМИ, можно увидеть и услышать фразу: «Требуется помощь волонтёров…», в ней как раз и кроется полный смысл того, что многие и многие люди поняли, оценили, прониклись доверием к членам разнообразных объединений. К примеру, они часто привлекаются к поиску пропавших без вести людей, прочёсывая местность совместно с органами правопорядка. Также отряды волонтёров участвуют в создании «зелёных зон», строительстве детских площадок, благоустройстве и последующем сохранении порядка на подконтрольной территории.
В условиях Всемирного кризиса, в котором продолжительное время находится общество, к великому сожалению, процветают алкоголизм и наркомания, против чего волонтёры тоже активно борются, устраивая различные эстафеты, весёлые старты, флешмобы, с целью показать, насколько интересным может быть здоровый образ жизни. Всесторонняя пропаганда этого понятия помогла немалому числу людей понять, что быть здоровым, крепким, выносливым – вот что приветствуется всеми без исключения. Поэтому сейчас активно развивается множество подобных объединений на базе школ, средних и высших учебных заведений, приоритетным направлением которых стоит цель – объединить людей по интересам с ранних лет, сплотить и провести с этим по жизни, чтобы следующие 83 за нами поколения знали, что добровольная взаимопомощь и дружба - это ценность, которую нужно беречь и приумножать всеми доступными современному человеку средствами и методами.
Волонтёры вузов, их помощь лицам с ОВЗ. Особое внимание хотелось бы уделить работе молодёжных волонтёрских организаций, созданных на базе российских вузов, осуществляющих помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [6].
«В чём может заключаться их помощь?» – спросите вы. Ответ прост: люди, с ограничениями по здоровью зачастую привыкли чувствовать себя «ненужными», «бесполезными» для общества, следствием чего являются практически повсеместные психоэмоциональные расстройства, депрессии, стеснение «выходить в свет», помочь разрешить эту проблему могут студенты направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», показав человеку, к какому виду посильной деятельности он может и должен быть привлечён. Множество таких людей до достижения совершеннолетия проживают в государственных учреждениях, к которым можно отнести детские дома, школы-интернаты, выходя за стены которых, они не знают, с чего начать самостоятельную жизнь. На этом этапе чрезвычайно важна правовая поддержка, целью которой является искоренение правовой неграмотности данных слоёв населения, здесь может понадобиться помощь студентов – волонтёров, а также, несомненно, и социальных педагогов, которые проведут разъяснительную работу по нормам общения в современном обществе. А также в случае маломобильности человека обеспечат его всеми необходимыми для нормальной жизни элементарными вещами. Будь то, продукты питания, одежда, средства личной гигиены [6].
Говоря об этом, хотелось бы также уместно вспомнить программу Правительства РФ об инклюзивном образовании, носящую название «Доступная среда», ведь те, кто познал проблему ОВЗ так сказать «изнутри», могут, при условии получения высшего образования на общих условиях, стать примером для подражания тем, кто боится проявить себя [5].
Следовательно, в рядах волонтёрских организаций могут и должны быть люди с ОВЗ. Потому как они смогут донести до людей с ограничениями, что мир открыт к общению, барьеры преодолимы, и при желании нет ничего не возможного.
Международные волонтёрские организации. Объединяющая роль ООН. Также отметим всемирное распространение волонтёрского движения, которое объединено в огромную сеть под эгидой ООН. Войдя в состав международного объединения волонтёров, любители помогать людям будут вознаграждены своеобразным «бонусом» в виде оплачиваемых поездок за границу. А это неоценимый опыт общения с представителями других народов, и дополнительный стимул к установлению добрососедских отношений между странами, что во многом позволит стабилизировать общемировую «напряжённость» [3].
Минимальные требования к международному Добровольцу ООН:
• возраст: от 25 лет и выше, без ограничений;
• хорошие навыки общения и коммуникабельность;
• быть здоровым (необходима медицинская проверка);
• высшее образование и минимум пять лет соответствующего опыта работы; аттестат о среднетехническом образовании и минимум три года соответствующего опыта работы; или большой опыт работы, который в некоторых сферах соответствовал бы специальному образованию;
• рабочее знание английского, французского, португальского, испанского, арабского или русского.
Так как назначений со знаниями арабского и русского языков незначительно, желательно дополнительно знание одного из вышеперечисленных языков.
Кандидатам желательно обладать одним или нескольким из нижеперечисленных качеств:
• умение работать в команде;
• сильные организаторские способности; • опыт работы добровольцем; • соответствующий опыт работы по вопросам сообществ и с широкими массами;
• опыт в обучении или проведении технического обучения/курсов специализаций; • понимание вопросов, связанных с проблемами бедности;
• знание методологии поощрения активного участия целевых групп и партнеров в работе;
• способности продвижения гендерных вопросов на проектах и/или рабочих местах;
•способности быстрой адаптации в различных социальных, культурных и политических обстоятельствах, включая скромные условия проживания, возможно в отдаленной местности; • способности определения источников финансирования и мобилизации этих ресурсов на исполнение общественных проектов;
•способности устанавливать и поддерживать сотрудничество с партнерами по развитию;
•способности устанавливать и поддерживать партнерство между сообществами, также как и их связи с организациями по оказанию технической и финансовой поддержки [2].
В заключение хотелось бы добавить, что само слово волонтёр изначально имело иной смысл, и означало – человек, добровольно поступивший в ряды армии. И призвать всех, не задумываясь, пополнять ряды армии неравнодушных к чужим бедам людей, ведь общими усилиями можно установить Мир во всем Мире.
Литература
1. Добровольческое движение в молодежной среде: состояние и перспективы /А.В. Сычева //Известия Тульского государственного университета. № 1, 2014. С. 255-262.
2. Международный опыт волонтерской деятельности / Данилова Е. В. // Вестник РМАТ. № 4, 2015. С. 10-15.
3. О роли организации объединенных наций в современных международных отношениях / П. Г. Зверев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 6, 2013. С. 273-275.
4. Опыт добровольцев/волонтеров по привлечению молодежи к здоровому образу жизни через возрождение традиционных игр русского народа / Е. В. Великанова, А. С. Тедорадзе // Вестник Воронежского государственного технического университета. Том 9. 3-2, 2013. С. 16-22.
5. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
6. Шевырева Е. Г. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. Г. Шевырева // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 3 июля 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 2 (7). С. 267–269.
Источник текста статьи: EUROPEAN RESEARCH № 11 (22), 2016 EUROPEAN RESEARCH: INNOVATION IN SCIENCE, EDUCATION AND TECHNOLOGY ХXII INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE LONDON. UNITED KINGDOM 28-29 NOVEMBER 2016 с. 82-84.
Культурно-массовое мероприятие «Дети – наше всё!»
приуроченное к Дню защиты детей (1 июня).
Дата проведения:
Место проведения:
Цель мероприятия: организация содержательного досуга населения.
Задачи: способствовать раскрытию и последующему развитию творческого потенциала детей.
Оборудование: фотоаппарат, ноутбук с набором музыкальных композиций, колонки, цветные мелки, краски для нанесения акваргима, бумага для оригами, воздушные шары для изготовления фигурок.
Ход мероприятия:
Часть первая.
Рисование мелками на асфальте это одна из форм проведения рисования в летний период. Это вид продуктивной деятельности помогает формировать и развивать интерес к рисованию, активизирует умственную деятельность, расширяет кругозор ребёнка.
Для рисования необходимо выбрать хорошие мелки они должны оставлять чёткий жирный след, не должны крошиться и ломаться. На начальном этапе рисования мелок должен быть толще и длиннее. Ребёнку будет удобно сжимать толстый мелок в кулаке, и он не поранит руку об асфальт. Необходимо определиться с местом для рисования, поверхность должна быть ровной. Следует подобрать удобную одежду и обувь, так как ребёнок много времени проведёт на корточках. Нужно запастись влажными салфетками они помогут без особого труда очистить руки детям.
Рисуя мелками, дошкольники не бояться ошибиться, так как все легко можно подправить, подрисовать что-то новое, позволяет ощутить положительные эмоции. У них формируется уверенность в себе и своих возможностях, появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Дети совместно с другими детьми и с взрослым создают большую композицию. Развиваются навыки работы в коллективе, при работе в паре, дети приобретают важные коммуникативные навыки, в том числе умение управлять своим поведением в коллективе. Подчиняясь правилам при проведении рисования, дети дисциплинируются, у них развивается самостоятельность. Формируются положительные качества личности как: доброжелательность, уважение, сосредоточенность, усидчивость. Они учатся изображать большие предметы, передают форму и цвет. Тем самым развиваются сенсомоторные навыки. Для рисования мелками лучше брать темы, которые изучались в течение года. Это поможет совершенствовать уже имеющиеся умения и навыки у ребёнка. На начальном этапе из-за низкого уровня самостоятельности детей с нарушениями интеллекта, недоразвития их познавательной активности и внимания рисование проводится индивидуально или малыми подгруппами 2-3 ребёнка. Можно использовать наглядность с реальным изображением
предметов, художественное слово (стихи, загадки, малый фольклор), чтобы заинтересовать ребёнка. На подготовительном этапе воспитатель сообщает тему, показывает, как нужно выполнять задание. Оказывает помощь, осуществляя индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку. После практической части нужно провести физкультурную минутку. Ребёнок должен получать похвалу, несмотря на любой результат его деятельности. Дети в дошкольном возрасте с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) чаще всего могут нарисовать штрихи мелом и ставят точки.
Часть вторая.
Аквагрим – это техника нанесения красок на кожу. Поскольку время взаимодействия красителей с кожей может быть достаточно длительным, применяются специальные краски для аквагрима, безопасные для здоровья. Они обязательно должны иметь водную основу и быть обезжирены. В таком случае, можно не бояться за здоровье даже самых маленьких участников праздника. Кроме того, аквагрим детский должен хорошо смываться. Если косметика качественная, то для ее удаления будет достаточно обычного мыла и теплой воды. Другая особенность краски для аквагрима – она должна быстро высыхать, что позволяет выполнить грим, не испачкавшись, даже самостоятельно. Для того, чтобы сделать аквагрим на лице своими руками, необходимо приобрести не только краски. Также понадобятся специальные средства для нанесения макияжа. Все необходимые материалы можно найти в магазинах товаров для творчества. Краска может быть порошковой – требующей разведения и обычной. Наносить грим удобнее всего спонжами и кисточками. Лучше приобрести сразу несколько инструментов разного диаметра. Кисточек должно быть как минимум две – тонкая для маленьких деталей и более широкая плоская. Следует обратить внимание на то, чтобы кисти были выполнены из натуральных материалов.
Перед тем, как наносить краску на лицо, следует протестировать ее на небольшом участке тела. Хотя красители должны быть гипоаллергенными, существует вероятность индивидуальной непереносимости.
Часть третья.
Классический вариант исполнения танца маленьких утят:
(подробное описание танца)
Исходное положение: Танцоры встают в круг, лицом к центру. Движения очень простые и доступны каждому (в этом и прелесть танца). Очень важный аспект – наличие хорошего настроения. Танец состоит из четырех движений для куплета и одного для припева.
Движение “Клювики”:
Танцоры имитируют движения утиного клюва – четыре раза складывают поднятые кверху ладони рук на слова “на танцующих утят”
Движение “Крылышки”:
Имитируем движение крыльев маленьких утят. На фразу “быть похожими хотят” 4 раза прижимаем, согнутые в локтях, руки к туловищу, не забывая возвращать их в исходное положение.
Движение “Хвостики”:
Исполняется на фразу “быть похожими хотят”. Движение напоминает твист – скручивание корпуса вправо и влево на слегка согнутых ногах, как будто утята шевелят хвостиками, отряхиваясь после купания.
Движение “Хлопаем в ладоши”:
На слова “не зря, не зря” танцоры, выпрямившись, четыре раза хлопают в ладоши.
Далее все движения, в описанном выше порядке, повторяются до конца куплета.
Движение “Хоровод”:
На припеве танцоры берут друг друга за руки и ходят по кругу, один раз меняя направление движения на противоположное.
“На мговенье надо детство возвратить
Мы теперь утята, и как прекрасно
На свете жить!”
В конце припева можно три раза крякнуть или хлопнуть в ладоши.
Далее импровизационные групповые танцевальные движения под различные детские музыкальные композиции.
Часть четвёртая
Мастер класс по изготовлению оригами
Цель. Закрепить умение детей создавать изображения по технике оригами,
складывать бумагу в разных направлениях, умение работать по карте — схеме.
Программные задачи:
1. воспитывать у дошкольников дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание придти на помощь; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.
2. Воспитывать желание помочь товарищу; работать вместе, создавая
коллективную работу.
3. развивать навыки создания поделок в технике оригами.
4. совершенствовать и развивать мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование:
Демонстрационный материал: «волшебный квадратик»- иллюстрация, поделка из оригами грустного и веселого Медвежонка.
Раздаточный материал: карты — схемы изготовления (у детей схемы без письменного пояснения), квадраты из цветной бумаги (соответственно цвету шерсти животных), фломастеры, ножницы.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, у нас сегодня необычное занятие. Посмотрите сколько к нам пришло гостей, давайте с ними громко поздороваемся! И начнем наше занятие с разминки.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Вот так, вот так
Мы друг другу улыбнемся
Мы не будем ссориться
Будем мы дружить
Нашими руками
Всех друзей любить.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел волшебный Квадратик. Он приглашает нас в путешествие по стране Оригами. Примем приглашение Квадратика? (Да)
Воспитатель. А прежде чем мы отправимся в путешествие скажите мне, а вы знаете, что это за страна Оригами? (примерные ответы детей: Оригами – страна бумажных игрушек, в стране Оригами все поделки из цветной бумаги, бумажная страна Оригами пришла к нам из Японии) .
Воспитатель: Правильно, Верно, это необычная и волшебная страна, где все сделано из бумаги – дома, деревья, цветы, птицы, животные и даже люди.
И чтобы отправиться в путешествие нужно отгадать загадки, которые для вас приготовил квадратик. Будьте внимательны!
Под полом таится,
Кошки боится. (Мышка.)
Летом в болоте
Вы её найдёте.
Зелёная квакушка,
Кто это? (Лягушка.)
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Грызёт морковку. (Заяц.)
Хитренько взглянула
Хвостиком махнула
И исчезла — чудеса
Где ты, рыжая … (Лиса)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк.)
Неуклюжий, косолапый,
Кто всю зиму сосёт лапу? (Медведь.)
Воспитатель. Ребята, а из какой сказки все эти персонажи? В какую сказку нас приглашает Квадратик? (сказка «Теремок»). Согласны отправится в сказку??? Тогда закрывайте глаза!(звучит «сказочная» мелодия) (Воспитатель открывает теремок из – под ткани)
Воспитатель: Стоит в поле теремок – теремок, он ни низок ни высок. Ребята, а давайте постучимся и узнаем может быть в теремочке кто – нибудь живет!? (из терема выходит грустный медвежонок)
Здравствуй, Медвежонок! Ребята, как вы думаете, какое настроение у медвежонка? (грустное) А почему ему грустно, как вы думаете?
Воспитатель: Да ребята, медвежонок грустит потому что он построил новый терем — теремок, а друзей у него нет и он хочет найти себе много друзей. Как же мы сможем ему помочь? (сделать друзей из оригами)
Ну, что, тогда примемся за дело? Занимайте свое рабочее место, сегодня мы будем работать с картами- схемами, у вас на столах есть ножницы, фломастеры, и бумага квадратной формы разных цветов. Если вам понадобиться помощь, можете обращаться к друг другу за помощью. Перед тем, как приступить к работе нужно распределить кто из вас какого героя будет делать. (раздает воспитатель карты – схемы по желанию детей)
А теперь мы разомнем наши руки – чтобы пальчики были послушными.
Вспоминайте пальчиковую гимнастику «Ладошки»
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
Воспитатель: Рассмотрите карты – схемы своего сказочного персонажа, всем ли понятны этапы складывания зверюшек? Рома, расскажи как ты будешь складывать свою поделку? Даша из какого цвета ты будешь складывать свою поделку?
Воспитатель: Я вам напомню главное правило оригами – линии сгиба проглаживать тщательно и аккуратно. Будьте внимательны, когда работаете со схемой. Ваши действия с бумагой должны быть последовательны и соответствовать схеме. Медвежонок очень ждет своих друзей в теремке. Пожалуйста, все за работу.
(По ходу выполнения работы, индивидуально помогаю ребяткам работать со схемами, оформить мордочку животного – глазки, рот, нос).
Воспитатель: Герои сказки у вас готовы, теремок ждет своих жильцов!
Кто первый подошел к теремку? (Первой Мышка подошла). Приклеиваем мышку.
/Ребенок наклеивает в окошечко мордочку сделанного животного из бумаги/
Воспитатель: Кто второй подошел к теремку? (Лягушка)
/ребенок наклеивает мордочку лягушки в окошечко/
Воспитатель: Кто третий увидел теремок? (Дети: Зайка)
/ребенок приклеивает мордочку зайца в теремок/
Воспитатель. Какая по счету к теремку подошла лиса (четвертая)
/ребенок приклеивает мордочку лисички/
Воспитатель. Следом за лисичкой кто пришел? (Волк)
/ребенок приклеивает мордочку волка/
Воспитатель. Кому мы с вами помогли построить новый Теремок? (Медвежонку)
/ребенок приклеивает мордочку медвежонка/
Воспитатель: Теремок стоит в лесу не пустой, в нем живет Медвежонок со своими друзьями. И Медвежонку от этого стало весело и радостно.
Итог:
Воспитатель. Ребята, вам понравилось путешествовать с Квадратиком?
Какие трудности были в работе с бумагой у вас?
как вы думаете кто из вас точно передал образ своего героя?
Почему Медвежонку стало весело в конце сказки?
Воспитатель. Верно, с друзьями работать и отдыхать веселее.
Спасибо нашему веселому Квадратику за путешествие и приглашаем его еще к себе в гости.
Часть пятая
Воздушный шар – настоящее олицетворение радости и детства. Его смело можно назвать счастьем, состоящим из воздуха. Шары любят взрослые и дети. Ими можно украсить любой праздник. Особенно оригинально смотрятся фигурки из специальных длинных воздушных шаров: собачки, цветы, гусеницы, птицы и даже люди. Искусство твистинга (именно так называется создание фигурок из длинных воздушных шаров) получило свое развитие еще в 20 веке в Америке. Тогда сами шары производились в Японии, но их качество оставляло желать лучшего, и создавать замысловатые фигуры из них могли только настоящие профессионалы. В 60-х годах качество шаров улучшилось, увеличилась их цветовая палитра. А уже в конце 80-х состоялась первая выставка фигур из воздушных шаров, которые создавали обычные люди.
Эти забавные воздушные фигурки могут стать хорошим подарком для ребенка и объектом для различных игр,
сделать их можно в домашних условиях без дополнительной подготовки.
Мероприятие будет сопровождаться фотосъёмкой. Фотоотчёт прилагается к конспекту мероприятия. По завершению мероприятия будет проведена необходимая рефлексия.