Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями.
Программа внеурочной деятельности «Юный эколог» проводятся 1 раз в неделю и рассчитана на 34 часа. Срок освоения программы один год.
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа «Юный эколог» предполагает освоение материала на базовом уровне.
Имеет естественнонаучную направленность.
В кружке могут заниматься дети с ОВЗ, а также одаренные дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Программа актуальна для детей из сельской местности.
Основной формой обучения является очное занятие. А также допускается сочетание дистанционной, сетевой форм занятий.
Виды занятий могут быть такие как: лекции, практические занятия, тематические занятия, выполнение самостоятельной работы.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Материально-техническое оснащение программы: класс, пришкольный участок, презентации, фильмы, плакаты и т.д.
Форма аттестации: защита проектов.
Изучение каждого модуля курса заканчивается выполнением итогового проекта – для каждого модуля определены формы представления проектов.. Проект может выполняться как индивидуально, так и группой учащихся (командой). Тема проекта выбирается исполнителями самостоятельно и согласовывается с преподавателем. Защита проекта проводится на итоговых занятиях.
Критерием успешного освоения данного курса является качество выполнения итогового проекта.
Лучшие работы могут быть представлены на конкурсы различных уровней.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
| | Всего | Теория | Практика | |
1 | Введение | 1 | | | |
2 | Мой дом за окном | 7 | 3 | 4 | итоговое занятие, собеседование |
3 | Я и моё окружение | 9 | 2 | 7 | тестирование |
4 | Гигиена моего дома. | 6 | 2 | 4 | контрольное занятие |
5 | Вода – источник жизни | 4 | 3 | 1 | зачет, защита творческих работ и проектов, конкурс |
6 | Солнце и свет в нашей жизни | 3 | 1 | 2 | зачет |
7 8 | Весенние работы Воздух и здоровье | 2 2 | 1 1 | 1 1 | итоговое занятие, зачет, защита творческих проектов |
Содержание учебного плана
Введение (1 ч)
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.
1. Мой дом за окном (7 ч)
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.
2. Я и моё окружение (9 ч)
Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.
Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.
Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Создание макета дома из картона и бумаги.
Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе
Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.
3. Гигиена моего дома. (6 ч.)
Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.
Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.
Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.
4. Вода – источник жизни (4 ч)
Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
5. Солнце и свет в нашей жизни (3 ч)
Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.
6. Весенние работы (2 ч)
Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдении за всходами.
7. Воздух и здоровье (2 ч)
Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 04 | 12.00 | Рассказ учителя. | 1 | Что такое экология? | класс | Мини – сочинение «Что такое экология» |
2 | сентябрь | 07 | 12.00 | Диалог | 1 | Мой дом | класс | Рисунок «мой дом» |
3 | сентябрь | 11 | 12.00 | Диалог | 1 | Дом, где мы живем | класс | Ролевая игра «Мой дом лучший» |
4 | сентябрь | 18 | 12.00 | Практическое занятие | 1 | «Уборка школьного двора» | школьный двор | «Уборка школьного двора» |
5 | сентябрь | 25 | 12.00 | Экскурсия | 1 | Экскурсия на школьный двор и огород. | школьный двор | Конкурс рисунков «Растения пришкольного участка» |
6 | октябрь | 02 | 12.00 | Экскурсия | 1 | Деревья твоего двора. | школьный двор | Рассказ о дереве двора |
7 | октябрь | 09 | 12.00 | Наблюдение | 1 | Птицы нашего двора. Наблюдение за птицами. | школьный двор | Проект «Птицы нашего двора» |
8 | октябрь | 16 | 12.00 | Практическое занятие | 1 | «Изготовление кормушек для птиц» | класс | «Изготовление кормушек для птиц» |
9 | октябрь | 23 | 12.00 | Рисование | 1 | Моя семья. | класс | Рисование семьи |
10 | октябрь | 30 | 12.00 | Беседа | 1 | Моя квартира и что в ней есть. | класс | Рисование квартиры |
11 | ноябрь | 13 | 12.00 | Рассказ учителя | 1 | Мой класс | класс | Проект «Мой класс» |
12 | ноябрь | 20 | 12.00 | Практическое занятие | 1 | «Создание уюта в классе» | класс | «Создание уюта в классе» |
13 | ноябрь | 27 | 12.00 | Практическое занятие | 1 | Дом моей мечты. | класс | Создание макета дома. |
14 | декабрь | 04 | 12.00 | Фотовыставка. | 1 | Рассказы, стихи о семье, о доме. | класс | Фотовыставка. |
15 | декабрь | 11 | 12.00 | Рассказ учителя | 1 | Комнатные растения в квартире, в классе. | класс | Проект «Комнатные растения» |
16 | декабрь | 18 | 12.00 | Практическое занятие | 1 | «Уход за комнатными растениями» | класс | «Уход за комнатными растениями» |
17 | декабрь | 25 | 12.00 | Практическое занятие | 1 | «Маленький огород на подоконнике». | класс | Посадка растений |
18 | январь | 15 | 12.00 | Рассказ учителя | 1 | Уход за квартирой, классом. | класс | |
19 | январь | 16 | 12.00 | Практическое занятие | 1 | «Гигиена класса» | класс | «Гигиена класса» |
20 | январь | 22 | 12.00 | Рассказ учителя | 1 | Бытовые приборы в квартире. | класс | Правила безопасности |
21 | январь | 29 | 12.00 | Рассказ учителя | 1 | Наша одежда и обувь | класс | Шитьё одежды |
22 | февраль | 05 | 12.00 | Практическое занятие | 1 | Русская народная одежда | класс | Одеваем куклу. |
23 | февраль | 12 | 12.00 | Практическое занятие | 1 | «Уход за одеждой» | класс | Правила ухода за одеждой |
24 | февраль | 19 | 12.00 | Опыты, рассказ | 1 | Вода в моем доме и в природе | класс | Изготовление простых фильтров |
25 | февраль | 26 | 12.00 | Презентация | 1 | Вода в жизни растений и животных. | класс | Зарисовка экологических знаков |
26 | март | 05 | 12.00 | Рассказ учителя | 1 | Вода и здоровье человека. Личная гигиена. | класс | Рисунок «Я и вода» |
27 | март | 12 | 12.00 | Практическое занятие | 1 | «Как правильно чистить зубы, умываться» | класс | Правила как чистить зубы |
28 | март | 19 | 12.00 | Дискуссия | 1 | Солнце, Луна, звезды – источники света | класс | Ролевая игра «Я – солнышко» |
29 | апрель | 02 | 12.00 | Презентация | 1 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | класс | Правила ухода за растениями |
30 | апрель | 09 | 12.00 | Практическое занятие | 1 | Посев семян цветов и овощей на подоконнике. | класс | Посев семян |
31 | апрель | 16 | 12.00 | Экскурсия | 1 | Экскурсия на школьный двор и огород | школьный двор | |
32 | апрель | 23 | 12.00 | Практическое занятие | 1 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву и посадке растений | школьный двор | Посев семян |
33 | апрель | 30 | 12.00 | Игры на свежем воздухе. | 1 | Воздух и здоровье человека.. | школьный двор | |
34 | май | 07 | 12.00 | Практическое занятие | 1 | Практическое занятие «Уборка в классе» | класс | |
Методическое обеспечение
№ | Раздел/ Тема занятия | Форма занятия | Приемы и методы | Дидактические материалы | Техническое оснащение, материалы и инструменты | Формы подведения итогов |
1 | Введение | Лекция | объяснительно-иллюстративный, фронтальный | Инструктаж по ТБ | плакаты | |
2 | Мой дом за окном | комбинированное занятие, лекция, практическое занятие | Словесный, наглядный, практический, репродуктивный, фронтальный, групповой | специальная литература, мультимедийные материалы | Плакаты, компьютер | беседа |
3 | Я и моё окружение | комбинированное занятие, лекция, практическое занятие | Словесный, наглядный, практический, репродуктивный, фронтальный, групповой, | Карточки, таблицы, интернет-ресурсы | компьютер | Круглый стол |
4 | Гигиена моего дома. | комбинированное занятие, лекция, практическое занятие | Словесный, наглядный, практический, фронтальный, групповой, индивидуальный | мультимедийные материалы, учебные фильмы | компьютер | тренинг, беседа |
5 | Вода – источник жизни | комбинированное занятие, лекция, практическое занятие, защита проектов, конкурс. | Словесный, наглядный, практический, репродуктивный, фронтальный, групповой, индивидуальный | специальная литература, мультимедийные материалы | компьютер | беседа |
6 | Солнце и свет в нашей жизни | комбинированное занятие, лекция, практическое занятие | Словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковой, фронтальный, групповой, индивидуальный | научная и специальная литература, мультимедийные материалы | компьютер | Тренинг, беседа |
7 | Весенние работы Воздух и здоровье | комбинированное занятие, лекция, практическое занятие, защита проектов, конкурс. | Словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковой, исследовательский, фронтальный, групповой, индивидуальный | научная и специальная литература, мультимедийные материалы, плакаты, карточки | компьютер | Защита проектов, участие в конкурсах, выставка |
Список используемой литературы
Авторская программа внеурочной деятельности по социально - экологическому направлению «Юный эколог» Ю.В. Александровой, Л.Д. Ласкиной, Н. В. Николаевой, С. В. Машковой Л. А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
Безруков, А. Занимательная география Текст /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М. : АСТ-ПРЕСС, 2001
Бугров, А. Н. Шабалин, В. М. География Прокопьевского района Текст/ А. Н. Бугров, В. М. Шабалин. – Администрация Прокопьевского района , 1999.
Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.