КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Программа курса предназначена для учащихся 11 классов, рассчитана на 17 часов.
Основные цели данного курса :
- формирование коммуникативно-речевой компетентности учащихся ;
- обеспечение условий для овладения учащимися речевыми умениями и навыками, необходимыми для создания высказываний на основе литературного материала ;
- совершенствование умения анализировать и интерпретировать художественное произведение.
В результате освоения курса учащиеся должны :
иметь представление :
- о создании речевого высказывания как творческом процессе, включающем несколько обязательных этапов ;
- о структуре сочинения, построенного на основе литературного произведения ;
- о разных жанрах и видах сочинений, создаваемых на базе художественных произведений.
знать :
- важнейшие теоретико-литературные и лингвистические понятия, являющиеся базовыми для речевой деятельности ;
- специфику каждого из этапов создания высказывания ;
- классификацию ошибок и способы совершенствования сочинения ;
уметь :
- создавать сочинения – характеристики разных видов на основе художественных произведений и литературно – критического материала ;
- моделировать на основе накопленного материала сочинения на разные темы ;
- оценивать и совершенствовать результаты собственной речевой деятельности.
Принципы построения курса
- системность и поэтапность в формировании речевых умений учащихся ;
- сопряженность программы курса по выбору с основной программой по литературе как учебной дисциплине;
- единство литературного и речевого развития;
- индивидуально-творческий подход в обучении.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | Название темы. Количество часов | Виды учебной деятельности и формы ее организации | Дата |
1 | Вводное занятие | Вводная мини-лекция учителя (выделение и запись учащимися вопросов, рассмотрение которых составит основное содержание занятий элективного курса). Работа со справочной литературой, посвященной проблеме жанра сочинений; составление понятийного словаря | |
2 | Тема сочинения. Главная мысль сочинения | Коллективная работа – анализ формулировок тем сочинений. Работа в малых группах – анализ сочинений с точки зрения соответствия их формулировке темы. (В качестве дидактического материала здесь и на других занятиях могут использоваться сочинения учащихся за 8-9 классы.) Обсуждение результатов работы в группах. Коллективная работа – анализ сочинений: определение их главной мысли | |
3 | Структура сочинения | Мини – лекция учителя «Особенности структуры сочинения». Рефлексия – письменный ответ на вопрос «Что мне известно о теме, главной мысли и структуре сочинения». Обсуждение результатов рефлексии. Работа в группах – анализ структуры сочинений. Совершенствование сочинений. Обсуждение результатов работы | |
4 | Вступление к сочинению | Коллективная работа – анализ вступлений к сочинениям. Работа в парах – совершенствование высказываний (вступлений). Обсуждение результатов работы. Самостоятельная работа – знакомство с учебным материалом, посвященным разным вариантам вступления. Работа в малых группах – моделирование «новых» сочинений на основе изменения их вступления. (Начало работы над формированием «Портфеля творческих достижений».) Презентация группами разных вариантов вступления к одной и той же работе. Обсуждение результатов работы групп. Индивидуальная работа – создание вступления к сочинению. Работа в парах – взаимопроверка черновых вариантов. Индивидуальная работа – саморедактирование чернового варианта. Презентация вступления к сочинению (по желанию учащихся) | |
5-6 | Основная часть сочинения | Самостоятельная работа со схемой «Этапы конструирования основной части сочинения». Коллективная работа – создание плана сочинения. Работа в малых группах – накопление материала к сочинению и его систематизация, составление фраз-связок для соединения содержательных компонентов. Обсуждение результатов работы групп (представление каждой из групп 2-3 текстовых заготовок в соответствии с пунктами плана, фраз-связок к ним). Индивидуальная работа – упражнения, связанные со способами использования в сочинении текста художественного произведения и литературно - критического материала (введение в текстовые заготовки цитат, пересказа и т.д., отбор языковых средств). Обсуждение результатов индивидуальной работы. Рефлексия, саморедактирование. Презентация результатов рефлексии (по желанию учащихся) | |
7-8 | Заключение к сочинению | Самостоятельная работа – знакомство с учебным материалом, посвященным особенностям заключения, его видам. Работа в малых группах – создание различных вариантов заключения к сочинению. Обсуждение результатов работы в группах. Групповая рефлексия – редактирование 2-3 вариантов заключения | |
9-10 | Практикум сочинения. Характеристика образа героя художественного произведения | Мини – лекция учителя «Сочинение в жанре характеристики образа литературного героя. Основные компоненты характеристики». Коллективная работа – конструирование основной части сочинения. Работа в малых группах – конструирование основной части сочинения (составление текстовых заготовок по карточке-заданию). Обсуждение результатов работы в группах. Индивидуальная работа – создание вступления и заключения к сочинению. Работа в парах – взаиморецензирование вступлений и заключений. Рефлексия, саморедактирование сочинения. Презентация сочинения – характеристики образа литературного героя (по желанию учащихся) | |
11-12 | Практикум сочинения. Сравнительная характеристика литературных персонажей | Мини-лекция учителя «Сочинение в жанре сравнительной характеристики литературных персонажей. Его основные компоненты». Коллективная работа – конструирование основной части сочинения Работа в малых группах – конструирование основной части сочинения ( составление текстов заготовок – по карточкам-заданиям). Обсуждение результатов работы в группах. Работа в парах – эксперимент со структурой основной части (изменение ее). Индивидуальная работа – создание вступления и заключения к сочинению. Работа в парах – взаиморецензирование вступлений и заключений. Рефлексия, саморедактирование сочинений. Презентация сочинения в жанре сравнительной характеристики двух литературных персонажей ( по желанию учащихся) | |
13-14 | Практикум сочинения. Групповая характеристика литературных персонажей | Мини-лекция учителя «Сочинение в жанре групповой характеристики литературных персонажей. Его основные компоненты». Коллективная работа – конструирование основной части сочинения Обсуждение результатов работы в группах. Индивидуальная работа – создание вступления и заключения к сочинению. Работа в парах – взаиморецензирование вступлений и заключений. Индивидуальная работа – создание сочинения. Презентация сочинения в жанре групповой характеристики персонажей (по желанию учащихся) | |
15 | Практикум сочинения. Моделирование | Мини-лекция учителя «Моделирование сочинений…Что это такое?». Практикум – моделирование сочинения на другую тему на основе исходного материала, использованного ранее для создания сочинений-характеристик Коллективная работа – сопоставление формулировок тем ( старых, разработанных ранее – «Образ Чацкого…», «Фамусовский мир…» и новой – «Век нынешний и век минувший» в пьесе Грибоедова «Горе от ума»); выявление границ и главной мысли новой темы. Групповая работа – составление плана нового сочинения. Обсуждение результатов деятельности групп. Коллективная работа – анализ готового текстового материала ( сочинений, написанных ранее) и выявление возможности использования его в новом сочинении. Совершенствование текстовых заготовок, «подгонка» их к новой теме. Индивидуальная работа - создание вступления и заключения к сочинению на другую тему. Обсуждение результатов работы. Индивидуальная работа – создание сочинения на основе исходного материала, использованного ранее в работе на другую тему. Презентация сочинения на новую тему, выполненного на основе готового исходного материала ( по желанию учащихся) | |
16 | Практикум сочинения. Рефлексия речевого высказывания | Самостоятельная работа со справочной литературой, посвященной классификации ошибок. Рефлексия, совершенствование сочинения. Обсуждение результатов работы | |
17 | Заключительной занятие | Презентация учащимися «Портфеля творческих достижений» | |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Создание высказываний – важнейший вид речевой деятельности ( упражнение в речевом развитии, средство самовыражения личности пишущего, формирования коммуникативных навыков и т.д.).
Сочинение – творческий процесс. Этапы работы над сочинением : подготовка к творческой деятельности – речетворчество – рефлексия созданного высказывания.
Классификация школьных сочинений :
сочинения на литературном материале ;
сочинения на основе теоретико-литературного материала ;
сочинения на нелитературном материале ( на основе других видов искусства или на базе жизненного опыта).
Сочинения на основе литературного материала ( сочинения – характеристики героев ; сочинения реферативного или обзорного типа и др.) Проблема жанра школьных сочинений.
Тема сочинения.
Главная мысль сочинения
Тема сочинения – предмет его описания, то, о чем в нем говорится. Анализ темы – начало работы над сочинением.
Анализ темы :
осмысление каждого слова в формулировке темы, выделение ключевого слова ( словосочетания), содержащего в себе смысл темы ;
определение объема и границ темы ;
определение задач ( предмета обсуждения) раскрытия темы.
Главная мысль сочинения – то, что говорится о предмете описания в тексте, авторский замысел. Главная мысль как основа сочинения, определяющая его содержание и структуру.
Структура сочинения
Структурные элементы (части) сочинения. Связь между ними. Зависимость структуры сочинения от замысла пишущего, коммуникативной целесообразности, жанра.
Элементы внутренней структуры сочинения : вступление – переход от вступления к основной части – основная часть – переход от основной части к заключению – заключение.
План как « маршрут» движения, развития мысли сочинения, как отражение взаимного расположения выделенных частей сочинения. Пункты плана – конкретная информация о содержании каждой части сочинения. Виды планов.
Вступление к сочинению
Вступление – первый элемент внутренней структуры сочинения, его начало. Зависимость вступления от темы, замысла пишущего, содержания анализируемого произведения, жанра сочинения.
Требования к вступлению: ввод в тему, точное определение ключевых понятий, лаконичность.
Виды вступлений к сочинению:
история создания произведения;
связь произведения с исторической ситуацией эпохи;
характеристика литературной ситуации, современной писателю;
критическая оценка произведения;
суждение о теме сочинения, ее актуальности;
формулирование главной мысли сочинения;
рассуждение по поводу подходящих к теме высказываний;
введение оценки, которая затем детализируется в тексте;
формулирование гипотезы, которая становится предметом обсуждения;
личностное отношение пишущего к писателю или его произведению и др.
Переход к главной части как особый (связующий) элемент внутренней структуры сочинения.
Основная часть сочинения
Работа над основной частью – важнейший этап создания сочинения. Требования к основной части сочинения: ответ на вопрос, заключенный в формулировке темы, раскрытие главной мысли, логичность, доказательность, образность.
Конструирование основной части :
определение содержательных компонентов, входящих в основную часть высказывания;
выстраивание их в определенной последовательности;
накопление материала к сочинению, его систематизация;
иллюстрирование положений основной части примерами из художественного и литературно-критических текстов, личного опыта ( создание текстовых заготовок);
составление фраз-связок для соединения содержательных компонентов.
Многообразие вариантов структуры основной части; их обусловленность темой, жанром сочинения, способом доказательства главной мысли, личными пристрастиями пишущего.
Приемы работы с текстом литературного и литературно-критических произведений. Цитирование. Пересказывание сюжета, эпизода, диалогов и монологов, литературно-критического материала. Комментарии.
Отбор языковых средств.
Переход от основной части к заключению как особый элемент внутренней структуры сочинения. Составление фраз-связок.
Заключение к сочинению
Заключение – часть сочинения, в которой подводится итог, обобщаются мысли, высказанные в основной части. Требования к заключению: краткость, лаконичность, подготовленность всем предыдущим содержанием работы.
Виды заключений:
обобщение с использованием цитатных характеристик произведения;
выражение пишущим своего отношения к произведению, его образам, идее;
размышления о значении произведения в жизни общества;
характеристика новаторства писателя;
указание на следование традициям русской литературы;
размышления о типичности образов литературных персонажей произведения;
характеристика роли произведения в развитии русской литературы и др.
Практикум сочинения. Характеристика образа
героя художественного произведения
Сочинение – характеристика образа литературного героя
Компоненты сочинения – характеристики:
Общая характеристика литературного произведения.
Система образов. Место анализируемого героя в ряду других персонажей произведения.
Характеристика героя : социальный статус; портретная характеристика; жизненные принципы и мировосприятие; отношение анализируемого героя к другим персонажам и их отношение к нему; речевая характеристика и др.
Роль героя в реализации авторского замысла.
Место характеризуемого героя в ряду других литературных персонажей рассматриваемой эпохи (по В.Н. Мещерякову).
Виды вступлений к сочинению – характеристике:
связь произведения с исторической ситуацией эпохи;
характеристика литературной ситуации, современной писателю;
критическая оценка образа героя произведения;
рассуждение по поводу подходящих к теме высказываний;
введение оценки-характеристики героя, которая затем детализируется в тексте;
личностное отношение пишущего к писателю или его героям и др.
Виды заключений:
обобщение с использованием цитатных характеристик героя;
выражение пишущим своего отношения к образам произведения;
размышления о значении произведения в жизни общества;
характеристика новаторства писателя;
размышления о типичности образов персонажей произведения и др.
Тип сочинения – рассуждение.
Практикум сочинения.
Сравнительная характеристика
литературных персонажей
Сравнительная характеристика-противопоставление литературных персонажей как жанр сочинения на литературном материале.
Характеристика-противопоставление как способ раскрытия идейного конфликта произведения
Компоненты сравнительной характеристики:
Общая характеристика литературного произведения.
Система образов. Место противопоставляемых героев в ряду других персонажей произведения.
Выявление того, что сближает героев, дает основание для их сравнения (возраст, образование, социальное положение и т.д.)
Определение критериев, которые могут стать основой для противопоставления героев.
Противопоставление персонажей на основе выделенных критериев (сравнение их поступков, качеств характера, которые они проявляют в сходных ситуациях).
Выявление роли противопоставляемых литературных героев в реализации авторского замысла.
Виды вступлений к сочинению в жанре сравнительной характеристики:
история создания произведения;
связь произведения с исторической ситуацией эпохи;
критическая оценка произведения, образов героев;
суждение о теме сочинения, ее актуальности;
рассуждение по поводу подходящих к теме высказываний;
введение оценки персонажей, которая затем детализируется в тексте;
личностное отношение пишущего к писателю или его персонажам и др.
Виды заключений:
обобщение с использованием цитатных характеристик персонажей;
выражение пишущим своего отношения к образам сравниваемых персонажей;
размышления о значении произведения в жизни общества;
размышления о типичности образов персонажей произведения и др.
Особенности структуры сравнительной характеристики («последовательное» или «параллельное» сравнение).
Практикум сочинения.
Групповая характеристика литературных персонажей
Групповая характеристика литературных персонажей как жанр сочинения на литературном материале.
Групповая характеристика – характеристика целой группы литературных персонажей, объединенных авторским замыслом, социальной принадлежностью, нравственными принципами и др.
Компоненты групповой характеристики персонажей :
Общая характеристика литературного произведения.
Система образов. Место рассматриваемой группы героев в ряду других персонажей (групп персонажей ) произведения.
Выявление того, что объединяет персонажей.
Определение составных элементов групповой характеристики: социальный статус; жизненные принципы; речевая и портретная характеристики; отношение персонажей друг к другу; их отношение к антагонисту ( антагонистам).
Роль группы литературных персонажей в реализации авторского замысла.
Виды вступлений к групповой характеристике персонажей:
история создания произведения;
связь произведения с исторической ситуацией эпохи;
критическая оценка произведения;
формулирование главной мысли сочинения;
рассуждение по поводу подходящих к теме высказываний (например, эпиграфа);
введение оценки, которая затем детализируется в тексте;
личностное отношение пишущего к писателю или его произведению и др.
Виды заключений:
обобщение с использованием цитатных характеристик произведения;
выражение пишущим своего отношения к образам произведения;
размышления о значении произведения в жизни общества;
размышления о типичности образов литературных персонажей произведения и др.
Практикум сочинения.
Моделирование
Моделирование как основа речетворчества. Приемы создания сочинений разных жанров и тем на основе имеющегося литературного материала.
Этапы моделирования:
соотнесение новой темы с ранее разработанной на основе исходного материала – сравнение формулировок: выявление границ и главной мысли каждой из тем;
составление плана нового сочинения;
определение содержания новой темы и сопоставление его с содержанием созданного ранее сочинения: выявление общих частей исходного материала в качестве текстовых заготовок для нового высказывания;
составление фраз-связок;
определение вида вступления и заключения к новому сочинению – сочинению на другую тему.
Практикум сочинения.
Рефлексия речевого высказывания
Рефлексия как один из этапов речетворчества. Самооценка сочинения пишущим.
Приемы саморедактирования ( совершенствования) речевого высказывания.
Классификация ошибок. Ошибки фактические; логические, композиционно-текстовые; речевые: лексические, лексико-стилистические, фразеологические и др.; этико-речевые.
БИБЛИОГРАФИЯ
Айзерман Л.С. Дар души и дар глагола. М., 1990.
Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично» :
В помощь школьникам и абитурьентам. СПб., 2003
Галкина Н.К. Как научиться писать сочинение. Киров, 1997.
«И пальцы просятся к перу, перо к бумаге…» СПб.,1997.
Казарцева О.М. Культура речевого общения : теория и практика обучения : Учебное пособие. М., 1998.
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе :
9-11 кл. 2-е изд., стереотип.М.,2003
Матвеева Т.В. Учебный словарь : русский язык, культура речи, стилистика, риторика.М., 2003