СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА
Внешнеполитическая деятельность СССР в 1985-1991 гг.
Новое политическое мышление.
В марте 1985 г. М. С. Горбачев, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике. Однако вскоре оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». Горбачев призывал отказаться от представлений о расколе современного мира на две противоположные общественные системы и признать мир целостным и неделимым. Он говорил о невозможности решения международных проблем силовыми методами и считал, что международные проблемы нужно решать на основе баланса интересов сторон.
Наконец, Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными. Смена внешнеполитического курса советского руководства началась со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А. А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе. Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток – Запад через разоружение, разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря. Реализация этого курса имела как беспрецедентные успехи, так и крупнейшие провалы.
Начало разоружения.
Ежегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М. Горбачевым и Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем-старшим (ноябрь 1985 г. – Женева, октябрь 1986 г. – Рейкьявик, декабрь 1987 г. – Вашингтон, июль 1988 г. – Москва). Результатом переговоров стало подписание 8 декабря 1987 г. соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений – ракет среднего и ближнего радиуса действия. Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия. Вслед за этим были достигнуты соглашения о развитии сотрудничества, экономических отношений СССР с США.
Конечно, внешнеполитические акции СССР преследовали и определенные пропагандистские цели. Таково, например, было предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 г. И все-таки в целом это была новая политика. С 1988–1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику СССР. Ухудшение внутриэкономического положения СССР заставило его руководство идти на все более серьезные и нередко односторонние уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.
В мае 1987 г. страны Варшавского договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций).
В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия. Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряженности.
Разблокирование региональных конфликтов.
Предпринимались усилия и по ослаблению региональных противостояний СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачева и Рейгана была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи противникам режима в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, – завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск.
В том же году СССР начал вывод своих войск из Монголии. Одновременно советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии. Все это устранило препятствия на пути урегулирования советско-китайских отношений. В мае – июне 1989 г. состоялся визит Горбачева в Китай. Было официально объявлено о нормализации двухсторонних отношений и налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.
Советские представители сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение, снявшее многие преграды, мешавшие нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.
Отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа стал началом поисков национального согласия в этих странах. Значительно сократились объемы безвозмездной помощи союзным режимам и идейным единомышленникам.
СССР отказался также от поддержки режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиций поддержки Запада.
Все эти шаги, безусловно, оказывали заметное влияние на ослабление международной напряженности, укрепление отношений СССР с нетрадиционными партнерами – Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.
Распад социалистической системы.
В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. Наряду с самим курсом на перестройку ослабление военного присутствия СССР в союзных странах вызвало активизацию антисоциалистических настроений. Начавшиеся в них процессы демократизации привели в конце 1989 – начале 1990 г. к «бархатным» революциям в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. В результате проведенного в 1990 г. референдума ГДР вошла в состав ФРГ. Произошла смена руководства в Монголии.
Пришедшие к власти в этих странах силы выступили за радикальную и быструю смену модели общественного развития. В короткие сроки были осуществлены приватизация и акционирование производства, проведены аграрные реформы. Многолетний советский диктат, военное присутствие в этих странах не могли не вызвать болезненной реакции: бывшие союзники отказались от ориентации на СССР и обратились за поддержкой к Западу. Разрыв традиционных экономических и политических связей с Восточной Европой ударил по советским интересам, осложнил и без того непростую внутреннюю ситуацию в СССР.
Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора, завершивший распад социалистической системы. В декабре 1991 г. прекратил существование сам СССР.
Результаты политики «нового мышления».
За годы перестройки международная напряженность ослабла настолько, что в мире заговорили об окончании «холодной войны». В сознании людей как на Западе, так и на Востоке создававшийся десятками лет образ врага потерял былую силу и выразительность. Впервые в истории началось не просто ограничение ядерных вооружений или их частичное сокращение, а ликвидация целых классов оружия массового поражения и освобождение Европы от обычных вооружений. Ослабло региональное противоборство СССР и США, что дало народам многих стран мир и возможность самоопределения без вмешательства извне.
Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры. Наряду с безусловными позитивными переменами, происшедшими в мире, очевидно и другое – с окончанием «холодной войны», распадом СССР и крахом коммунистических режимов в Восточной Европе взорванной оказалась биполярная система международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире. Из «холодной войны» вышла лишь одна сверхдержава – США. Вторая распалась под влиянием внутренних и внешних факторов. Возникла опасность утечки современнейших военных технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза.
Распад единой системы Вооруженных сил СССР не только снизил обороноспособность России, но и во многом способствовал эскалации межнациональных военных конфликтов (прежде всего на Кавказе и в Средней Азии). Рухнули и надежды на значительную западную помощь в решении внутренних проблем.
Наконец, с распадом социалистического лагеря и отказом от поддержки традиционных союзников в «третьем мире» Россия оказалась в сложном положении, не обретя с западными странами тех союзнических отношений, на которые рассчитывала.
Международная ситуация потребовала от российского руководства выработки новых внешнеполитических и оборонных концепций.
Советско-югославские отношения в послевоенный период (1945-1953 гг.)
Первые послевоенные годы стали для советско-югославского сотрудничества
временем максимального сближения двух стран. Формирующейся политической системе новой Югославии необходима была поддержка родственного политического режима. Разрушенная войной экономика требовала сторонней финансовой поддержки, важную роль для вновь создаваемого государства на Балканах играла советская помощь в военной и политической сферах. Оживление и активизация контактов между Югославией и СССР в культурной сфере дало основание для формирования слоя идеологически грамотных специалистов из разных сфер деятельности югославского общества. Недаром в отчете Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС) из Белграда за 1945 г. этот период был назван «медовым месяцем» отношений двух стран. Слишком тесные контакты
тем не менее не входили в планы руководства Югославии, которое пыталось проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику, что сильно раздражало советское руководство. Эти противоречия к 1948 г. вылились в открытый конфликт политических режимов, который привел к сворачиванию сотрудничества в военной и экономической сферах. Политическое охлаждение привело к свертыванию культурного сотрудничества.
Политика советских руководителей, направленная на дискредитацию югославского руководства, окончательно разрушила те связи, которые удалось сформировать за несколько лет. Ситуацию смогла исправить только смена советского руководства в 1953 г открывшая новые горизонты для культурной дипломатии СССР в Югославии. Рассматривая отношения двух стран в послевоенный период, важно понимать, что это время стало переломным для ВОКС как организации, демонстрирующей культурные достижения Страны Советов для иностранных гостей. Показательным, на наш взгляд, может стать локальное измерение сотрудничества с югославскими визитерами, а именно пребывание делегации молодых югославских антифашистов в г. Челябинске летом 1945 г. Целью данной статьи является анализ специфики реализации политических решений центра в практике регионов. При работе над данным текстом был использован ряд источников: материалы фондов Всесоюзного общества культурных связей с зарубежными странами (далее – ВОКС), находящиеся в Государственном архиве РФ, материалы о встрече делегации в Челябинске, отложившиеся в Объединенном государственном архиве Челябинской области, публикации местной и всесоюзной прессы. Все это позволило в общем виде реконструировать модель приема зарубежных гостей в советской провинции. В представлениях советского руководства Югославия должна была стать государством будущего социалистического блока, создаваемого в Восточной Европе.
Однако, находясь в советской сфере влияния, Югославия не находилась в советской зоне оккупации: контингент советских войск, находящихся в стране, был мал, а лидер югославских коммунистов И. Броз-Тито всеми силами сохранял независимую позицию по отношению ко всем мировым державам. Таким образом, для того чтобы не утратить влияние на стратегически важный регион советским структурам необходимо было обращать более пристальное внимание на проведение культурно-просветительской работы.
На основании материалов, осевших в фондах ВОКС, можно утверждать, что культурные отношения Югославии и СССР в 1945-1946 гг. развивались достаточно динамично. Советская сторона в массовом порядке снабжала югославские власти литературой, музыкальными произведениями, кинофильмами. Уже с начала 1945 г. при активном участии ВОКС готовился к выходу журнал «Югославия-СССР», советским представителям было передано здание «Русского дома» в Белграде, принадлежавшего ранее многочисленным представителям русской эмиграции. Планировалось превратить его в Дом советской культуры. Ежемесячные отчеты, предоставляемые из Белграда в ВОКС позволяют судить о специфике советских культурно-дипломатических усилий в Югославии. В частности, одним из мотивов активизации деятельности стала идея о необходимости противодействия агентам США и Великобритании, активизировавших свое влияние на местное население.
Как и в других странах Восточной Европы, в работе с гражданами Югославии руководство ВОКС требовало от специалистов на местах не допускать массовости при становлении и развитии обществ дружбы с Советским Союзом, а делать упор на представителей культуры и науки, видных общественных деятелей, которые могли бы стать «агентами влияния» за счет личной дружбы с СССР.
Одной из популярных форм культурных связей был обмен делегациями. Советская сторона старательно демонстрировала гостям все преимущества выбора коммунистического вектора развития, показывая «витринные» образцы социалистического образа жизни в колхозах, совхозах и городах СССР. Крайне важно было при этом акцентировать внимание на изобилие, которого в разрушенной войной стране быть не могло. Организация таких «культпоказов» для иностранцев обусловливала большие траты и создавала неудобства для принимающей стороны, но была необходима для создания положительного образа в глазах гостей. Яркой иллюстрацией подобных усилий, на наш взгляд, является приезд делегации югославских антифашистов в далекую от большой политики Челябинскую область в 1945 г.
Летом 1945 г. в СССР с длительным (на два с половиной месяца) визитом прибыла делегация молодых антифашистов Югославии под руководством майора Славко Комара для посещения ряда городов Советского Союза и встреч с товарищами в возвращающейся к мирной жизни стране. 30 июля 1945 г. делегация прибыла в Челябинск (для региона это был единственный визит такого рода после войны). Местная и всесоюзная пресса живо откликнулась на поездку делегации по городам СССР. На пути следования делегации в местных газетах выходили очерки о приеме гостей руководителями предприятий и партийных организаций. Всесоюзная пресса восхваляла подвиг югославского народа и руководства КПЮ во главе с маршалом Тито. В целом отметим, что региональные газеты (в нашем случае «Челябинский рабочий»), строго следовали общей канве подачи информации, отображая лишь региональные аспекты поездки. Делегация, прибывшая в Челябинск, состояла из 22 человек (20 из них были югославами, 2 – сопровождающими). Помимо уже упомянутого С. Комара в нее входили два народных героя Югославии Сава Стенаевич и Лазо Штенович, 16 партизан и одна «рекордсменка по плаванью» Неда Кримпотич.
Встречали югославскую делегацию на самом высоком уровне: присутствовали секретарь обкома ВКП (б) Алексей Александрович Шварев, председатель горисполкома Павел Степанович Беляев, секретарь обкома ВЛКСМ Сергей Иванович Колесников, а также бригадир Егор Прокопьевич Агарков. С приветственной речью от имени молодежи выступил С.И. Колесников, упомянувший в своей речи имя «дорогого маршала Тито, вождя югославского народа». Делегация пробыла в Челябинской области десять дней и за это время посетила ряд предприятий региона, совершила поездку в Златоуст и встретилась с первым секретарем Челябинского обкома ВКП (б) Николаем Семеновичем Патоличевым. На десятидневное пребывание делегации в Челябинской области секретарем обкома ВКП (б) Патоличевым Н.И. были выделены огромные средства – 90 тыс. руб.
Финансирование приема делегации частично шло за счет городского (40 тыс. руб.), частично за счет областного бюджета (50 тыс. руб.). Чтобы оценить объем выделенных средств, достаточно лишь упомянуть порядок средней заработной платы в Челябинске в этот период: месячная зарплата рабочего на военном заводе составляла 600-700 руб., машиниста – до 1 тыс. руб., врача – 600-800 руб.
Таким образом, если челябинский рабочий жил на 700 руб. в течение месяца, а на одного югославского гостя было выделено более 4 тыс. руб. на десять дней пребывания, можно оценить, какое значение имел приезд делегации в область. Кроме денежного довольствия, облторготдел и горторготдел обязали выделить для делегации продуктов на сумму 16 и 24 тыс. руб. соответственно. Каждому делегату был положен набор напитков и деликатесов (икра, балык, семга, сыр, копченая колбаса, сельдь, мясопродукты, водка, ситро, крем-сода и многое другое). Встреча обещала быть необычайно теплой и радушной.
Поездка делегации, проехавшей через весь Советский Союз, имела огромное пропагандистское значение для обеих стран. И теплый прием в СССР сыграл в этом процессе важную роль: югославы живо откликнулись на предложение дружбы от советских товарищей. Обычной практикой работы ВОКС было получение так называемой «обратной связи» гостей и принимающей стороны. Через некоторое время одним из делегатов, бывшим партизаном Изо Блонушем секретарю обкома ВЛКСМ Колесникову из Югославии было отправлено письмо с впечатлениями о пребывании в области и с благодарностью за ту помощь, которую оказывает Советский Союз в восстановлении Югославии. В письме упоминается о лекциях про СССР, которые делегаты после возвращения проводят по всей стране, а также о приеме у главы Югославии по результатам поездки. Логичным завершением «отчетов» югославских делегатов стала изданная главой делегации С. Комаром книга «75 дней в Советском Союзе». Автор этого труда в 1947 г. стал председателем Хорватского отделения общества дружбы Югославии с СССР. Расширение культурного сотрудничества продолжилось в течение 1945–1947 гг. Численность членов общества дружбы «СССР–Югославия» постоянно росла, достигнув в 1947 г. 57 тыс. членов. Кроме того, в Белграде открылся Дом советской культуры, который стал центром советского культурного влияния на Балканах.
Всесоюзная и региональная печать в этот период активно следили за построением нового югославского государства, своевременно отражая крупнейшие события: открытие съезда народного фронта 5 августа 1945 г., сессии АВНОЮ, на которой было принято решение об упразднении королевской власти, суд над четниками Д. Махаиловича, изменения в кабинете министров, территориальный спор вокруг г.Триест.
Однако советская пресса фиксировала и тревожные признаки ухудшения отношений. В течение 1946–1947 гг. в прессе стало появляться все меньше статей, посвященных собственно Югославии, а имя Броз-Тито упоминалось все реже. Постепенно становилось очевидным общее политическое охлаждение отношений, сменившее былое ликование. В разделе иностранной хроники место ФНРЮ заняли другие страны народной демократии. В 1948 г. следствием политики травли югославского руководства стало постепенное ослабление связей на всех уровнях: политическом, экономическом, культурном. Культурные связи по инерции развивались до конца года, однако по инициативе уже ЦК КПЮ начали прерываться и они. И хотя советское руководство ставило своей целью смену лишь верхушки компартии Югославии, желая продолжения развития связей с ФНРЮ, реальность оказалась иной. Разрушив связи с руководством КПЮ, советское правительство разрушило связи с Югославией в целом. Осенью 1948 г. заместитель директора ДСК в Белграде А.К. Грецкий в отчетах ВОКС в Москву отмечал: «Со дня выхода в свет резолюции Информбюро нет вообще культурных связей»., Опираясь на отчеты в ВОКС из Югославии, можно сделать вывод, что к январю 1949 г. там сворачивается деятельность общества дружбы. При этом формального закрытия общества не произошло. Несмотря на административные преграды, ДСК удалось продолжить свою деятельность, однако, уже к январю 1950 г. жители страны перестают его посещать. Последний оплот советской культуры в Югославии находился под пристальным вниманием местных властей, проводивших постоянные проверки, осуществлявших попытки вербовки и высылки на родину персонала ДСК. Результатом кампании 1948–1953 гг. стал разрыв культурных связей СССР и Югославии и интенсивное сближение последней со странами Запада. Период охлаждения отношений продолжился до середины 1953 г., когда после смерти Сталина новое советское руководство пошло на сближение с Югославией. СССР пришлось заново открывать Югославию и выстраивать отношения с ней на иных принципах, чем с другими странами Восточной Европы.
Итоги контекстуализации регионального измерения советской культурной дипломатии в общих трендах на примере визита югославской делегации в Челябинск демонстрируют, что послевоенная система продолжала использовать наработанные в предыдущий период практики культпоказа. Выделение огромных средств для пышной встречи гостей из Югославии в находящейся на грани голода Челябинской области демонстрирует устойчивость отработанных моделей, инерционность реакции самой системы на изменившуюся ситуацию. В случае с югославскими визитерами использованный механизм сработал в духе времени: Советский Союз в лице возвратившихся на родину делегатов получил «агентов влияния», которые с энтузиазмом популяризировали советскую модель государственного устройства в публичных выступлениях, травелогах, переписке с товарищами из СССР.
Организация показательного приема иностранцев имела и оборотную сторону: руководители регионов Советского Союза, через которые проезжали делегаты, использовали дипломатию визитов для демонстрации своей лояльности и сознательности на высшем уровне, стараясь выделиться на фоне других регионов в глазах центра. Можно смело говорить, что челябинцы Москву не разочаровали: уже в 1946 г. Шварев, Беляев, Колесников и Патоличев пошли на повышение по карьерной лестнице.
Приоритеты внешней политики России после распада СССР (1991-1996 гг.).
После прекращения существования СССР начался новый этап утверждения российской внешней политики как политики суверенной великой державы-правопреемницы Советского Союза. На январь 1992 г. Россию признало 131 государство.
Одним из главных приоритетов внешней политики России стало создание Содружества Независимых Государств (СНГ) — новой формы добровольного и равноправного сотрудничества республик бывшего СССР. Соглашение о создании СНГ было подписано в Минске 8 декабря 1991 г. На встрече глав государств в январе 1993 г. был принят и Устав Содружества. Но эйфорические настроения первых месяцев независимости в республиках, амбициозность многих новых государственных лидеров превратили СНГ в крайне аморфное образование, где координирующими органами принимались десятки очень полезных по содержанию документов (от вопросов экономического сотрудничества до совместной защиты окружающей среды), но не выполнялось ни одно из них. Особенно тревожными стали процессы распада прежних экономических связей, общее усиление тенденций к изоляции новых государств от России, завышенные ожидания в них предполагаемой помощи с Запада или с Востока (для республик Средней Азии, Закавказья).
Тем не менее, в последнее время российской дипломатии удалось существенно улучшить отношения с Казахстаном, Грузией, Арменией, Узбекистаном. Россия, по сути, стала единственным государством, реально выполняющим миротворческие задачи в «горячих точках» СНГ (это было в Молдавии, Грузии, Таджикистане). Очень сложными и запутанными стали взаимоотношения России с Украиной. Дружба и сотрудничество, а в идеале — даже союзнические связи, отвечают коренным интересам двух народов, но взаимное недоверие и амбициозность некоторых политиков в обоих государствах постепенно привели в конечном итоге к длительному застою в отношениях между двумя суверенными государствами. Камнем преткновения стал вопрос о принадлежности Крыма к Украине (Крым, как известно, в 1954 г. был великодушно «подарен», по сути, единоличным решением Н.С. Хрущева Украинской ССР). Некоторые российские политики считают совершенно однозначно, что Крым, или, по крайней мере, город Севастополь, исторически являющийся российской военно-морской базой, должны быть возвращены России. Не остаются в долгу и украинские националисты, откровенно насаждающие у себя в республике (особенно в западных областях Украины) атмосферу враждебности и недоверия к России.
В августе 1994 г. российские войска были выведены из стран Прибалтики. Однако это не привело пока к сколь-нибудь существенным улучшениям в отношениях с этими государствами, так как не решены до конца вопросы о правовом положении русскоязычного населения в Эстонии, Латвии, Литве. Вообще же эти проблемы становятся все более насущными для правительства (тем более, что часть этнических русских стремится переехать в Россию, и в страну уже прибыло 2 млн. беженцев).
Динамизм событий потребовал от российской дипломатии постоянного маневрирования, что привело не только к выигрышам, но и досадным внешнеполитическим потерям, в том числе — даже вчерашних союзников. Так, в состояние довольно длительной стагнации пришли наши отношения со странами Восточной Европы, некоторыми государствами Азии и Африки. Это привело к потере некоторых традиционных рынков сбыта нашей продукции и лишило возможности получать оттуда необходимые для нас товары.
России удалось добиться существенных успехов в развитии связей с ведущими государствами планеты. Ключевыми этапами полного демонтажа наследия «холодной войны» стали: заключение Договора о сокращении стратегических вооружений (СНВ-2) в декабре 1992 г., предусматривавшего взаимное сокращение Россией и США к 2003 г. ядерного потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уровнем, установленным соглашением по ОСНВ-1, встреча Б.Н. Ельцина с президентом США в Ванкувере в апреле 1993 г. и визит его в США в сентябре 1994 г., вывод российских войск из Германии (август 1994 г.). Большой прогресс достигнут в развитии связей с Францией, Великобританией, Италией, особенно с Германией. Россия стала участником регулярных ежегодных встреч лидеров так называемой «большой семерки» — ведущих развитых государств мира, где обсуждаются важнейшие политические и экономические вопросы (правда статус полноправного участника она по понятным причинам пока не получила). Гораздо более дружелюбными и открытыми стали отношения с Японией (визиты на высшем уровне, обсуждение проблемы южных островов Курильской гряды, развитие экономических связей).
Россия принимает все более активное участие в структурах общеевропейского сотрудничества (например: в Совете Европы).
Выход на партнерские отношения с США, странами Западной Европы происходил параллельно с поворотом России «лицом» к Востоку. Вехой на этом пути стал визит Президента России в Китай, улучшение отношений с Индией, странами Юго-Восточной Азии. Для российского руководства становится все более очевидным, что крупнейшие экономические державы планеты никогда не пойдут на то, чтобы направлять средства в развитие российской экономики до того времени, как Россия сама сумеет обеспечить подъем своей промышленности и сельского хозяйства, а также добьется подлинной политической стабильности. А потому эйфория первых месяцев независимости прошла, и у оппозиции стало меньше оснований упрекать МИД в «прозападных» симпатиях. Российская дипломатия все более активно включается в поиск путей для восстановления во многом ослабленных связей со странами Восточной Европы, с бывшими союзниками СССР в «третьем мире».
В настоящее время высшему руководству Российского государства необходимо разработать новую внешнеполитическую стратегию. Перед ним возникли альтернативы, которые стали предметом острой политической борьбы. Прежде всего необходимо решить главный вопрос — о месте России в современном мире. Кто она? По-прежнему сверхдержава или не более чем одна из региональных держав? Где ее потенциальные союзники? Откуда может исходить угроза ее безопасности? Конечно, многие политики на разных уровнях российского руководства отдают дань риторике о сохранении исторической роли России как великой державы. Но сегодня более чем ясно, что в условиях глубочайшего экономического и социального кризиса сохранять эту роль страна уже не в состоянии. Прежде всего резко ухудшилось геополитическое положение России в Европе. В 1994—1996 гг. отчетливо определился курс стран Восточной Европы на игнорирование России в экономических и политических отношениях. Они стремятся в западные военно-политические союзы. Уже решен вопрос о ближайшем вступлении Польши, Чехии, Венгрии и других восточноевропейских государств в НАТО. А СНГ в то же время не создало адекватной системы обеспечения безопасности и сотрудничества. Нынешняя Россия находится в уникальной ситуации: она вообще не имеет сегодня союзников в Европе. Страны НАТО, видя растущую изоляцию России и ее обеспокоенность, предложили недавно восточноевропейским государствам программу «Партнерство во имя мира» (России первоначально даже не предложили присоединиться к ней). Но когда это присоединение произошло, российское руководство попросило заключить между Россией и НАТО отдельное соглашение. Но после начала военных действий в Чечне (декабрь 1994 г.) восточноевропейские страны активизировали свои попытки добиться вступления в НАТО. Уже в сентябре 1995 г. руководство НАТО обнародовало документ, формулирующий условия расширения этого блока. Любая страна, желающая вступить в НАТО, должна быть готова к развертыванию на своей территории тактического ядерного оружия. Стало очевидно, что единственной страной в мире, претендующей на глобальное вмешательство, стали США.
Сегодня международный «имидж» России определяется не явными симпатиями россиян к демократическим ценностям, а беспределом в борьбе политической элиты за власть, коррупцией чиновничества, криминализацией экономики, разгулом преступности, деградацией деревни, нарушениях прав человека. Негативное восприятие происходящего в России окружающим миром, прежде всего европейцами, приблизилось к критической точке.
Сегодня Россия переживает один из самых драматических периодов в своей более чем 1000-летней истории. Негативные экономические и политические процессы ведут к тому, что общество несет огромные потери. И эти опасные тенденции пока не удалось переломить. Первые позитивные результаты реформ пока совершенно несопоставимы с этими потерями. Так неужели правы те, кто мрачно предрекает окончательный развал и экономический крах некогда могучей державы? Наверное, нет. У нас есть все основания для надежды. Россия умела возрождаться после самых тяжелых испытаний. Об этом говорит ее великая история. К накопившимся за десятилетия советской власти экономическим и социальным проблемам добавились те, которые были порождены неумелыми действиями правительства Б.Н. Ельцина. К числу несомненных достоинств в поведении нашего народа в это трудное время можно отнести то, что из двух зол — ельцинского реформаторства и откровенной демагогии и популизма оппозиции — народ пока терпеливо выбирает первое. Хватит ли у него сил и самообладания дождаться лучших времен? Во многом это будет зависеть от действий руководства страны, его способности обновить свою политику и вести реформы действительно профессионально, опираясь на лучшие интеллектуальные силы страны, учитывая ее традиции и опыт истории.
* В свое время, при подготовке к выборам 1991 г., Б.Н. Ельцин, размышляя над кандидатурой вице-президента, остановился на А.В. Руцком. Этот политический дуэт опирался не на единомыслие во взглядах, а отражал лишь политический расчет. Ельцину был нужен популярный среди рядовых членов КПСС герой-«афганец», резко и бескомпромиссно критиковавший горбачевское руководство за сознательное торможение реформ. Приглашая Руцкого в случае победы на выборах стать вице-президентом, Ельцин действовал безошибочно. Поддержка миллионов избирателей — членов КПСС ему была обеспечена, так как демонстрировалась как бы готовность сотрудничать с коммунистами-«реформаторами». Честолюбивому Руцкому импонировало приглашение в «команду» Ельцина. Дальнейшее развитие событий показало, что вице-президент не собирался довольствоваться своими скромными должностными полномочиями. Он обвинил Президента и Правительство в «предательстве» интересов народа и коррупции.
(2вариант)
С распадом СССР мир кардинально изменился. Окончилась «холодная война», прекратилось идеологическое противостояние в мире. На постсоветском пространстве и в Европе появились десятки новых государств.
Россия стала правопреемницей СССР и унаследовала его место в международных организациях. В том числе, она стала членом Совета Безопасности ООН.
Однако международное положение России нельзя было назвать благоприятным. По уровню и количеству обычных вооружений и ядерного оружия Россия осталась второй державой в мире, но ее военные возможности сократились. Страна лишилась военных баз в бывших советских республиках. Из-за нехватки денег пришлось уменьшить численность вооруженных сил и финансирование развития армии. Если по численности обычных вооружений СССР превосходил европейские страны НАТО, то к концу 90-х годов Россия уступала им по военным расходам в 20 раз.
Было неспокойно вдоль границ России: в некоторых бывших союзных республиках происходили военные конфликты.
Страна потеряла традиционных союзников в Восточной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке.
В то же время изменились внешнеполитические реалии для России: страны Запада больше не являлись врагами, а страны Восточной Европы больше не являлись друзьями.
В этих условиях России пришлось разрабатывать новую внешнеполитическую концепцию и строить новые отношения с миром.
Отношения с Западом.
В 1992 году Президент Ельцин заявил, что ядерные ракеты России больше не нацелены на США и другие страны НАТО. Подписана декларация о прекращении «холодной войны». Взят курс на установление партнерских, дружественных отношений со странами Запада.
В 1993 году между Россией и США заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Две страны обязались к 2003 году сократить свои ядерные потенциалы на 66 %.
В 1994 году Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», предполагающая возможность военного сотрудничества.
В 1996 году Россия вошла в «Большую семерку», объединяющую группу семи самых развитых стран. Тем самым «Большая семерка» преобразована в «Большую восьмерку».
Начали выстраиваться глубокие экономические и политические отношения с Западом, Россия вошла в мировую экономическую систему.
Ради установления партнерских отношений с бывшими врагами Россия часто шла на компромиссы и односторонние уступки. Однако эти уступки нередко воспринимались на Западе как признак слабости. Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы с Россией. Руководство РФ поняло это не сразу. Но во второй половине 90-х годов внешнеполитическая линия страны заметно изменилась.
С 1996 года Россия стала активно выступать против однополярного мира во главе с США и за создание многополярного мира, в котором исключена гегемония одной страны, а безопасность строится не на силе, а на праве. Переломным моментом в отношениях России и Запада стал Балканский кризис 1999 года, когда НАТО вопреки решению ООН и протестам России развернуло военную операцию против Сербии, пытавшейся силой подавить сепаратизм в населенной албанцами сербской провинции Косово. Россия выступила резко против бомбежек самолетами НАТО сербских городов. Впервые после распада СССР Россия и Запад заняли прямо противоположные позиции при решении острой международной проблемы. Кризис в отношениях углублялся и из-за позиции Запада по чеченскому вопросу. Многие западные политики и международные организации выступали за отделение Чечни от России или пытались навязать свое посредничество в урегулировании чеченской проблемы.
В этих условиях внешнеполитический курс России претерпевал серьезные изменения, становясь более адекватной существующим международным реалиям.
Отношения с Востоком.
В первой половине 90-х годов отношениям со странами Востока Россия придавала второстепенное значение. Однако вскоре российское руководство поняло ошибочность своей восточной политики. С 1996 года, после смены руководства МИД РФ, активизировались отношения со странами Азии, Африки, Латинской Америки.
Одним из крупнейших внешнеторговых партнеров России стал Китай. Расширялось сотрудничество с Индией, Вьетнамом, Ираном, Японией, Южной Кореей.
В 1998 году Россия была принята в организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Это дало новый импульс развитию экономических связей России со странами региона и усилило ее политические позиции.
Балканский кризис сильнее сблизил Россию и Китай. Две страны взяли курс на стратегическое партнерство, заявили о необходимости строить многополярный мир.
Отношения с бывшими республиками СССР.
СССР распался, но сохранилась глубокая экономическая взаимозависимость, распад которой неизбежно привел бы национальные экономики к глобальным потрясениям. На базе глубокой интеграции предстояло построить новые экономические отношения. Кроме того, необходимо было принять меры, чтобы территориальные и политические противоречия не привели к войнам. Для решения этих задач в 1991 году было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). СНГ стало той площадкой, на которой бывшие союзные республики решали возникавшие противоречия и разрабатывали новые принципы сосуществования и сотрудничества. Было принято сотни совместных решений – в том числе Договор о коллективной безопасности (1992-1994), Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете и др.
Однако СНГ все же не принесло того эффекта, который от него ожидали. Многие принятые решения так и остались на бумаге. Объемы торговли в СНГ сокращались. Нарастали новые экономические и политические противоречия. Нередко их раздували из-за рубежа: многие страны Запада не желали, чтобы бывшие советские республики вновь объединились в новое мощное государство. И делали все, чтобы развести их в разные стороны, включить их в орбиту своего влияния.
В результате на постсоветском пространстве появлялись новые коалиции государств. В 1998 году при поддержке США и других западных стран образовался ГУУАМ – политический союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии. Он носил явно антироссийский характер, был нацелен на снижение ведущей роли России в Евразии. Однако ГУУАМ не выполнил своих задач, не оправдал ожиданий его учредителей и стоявших за ними некоторых стран Запада.
Успешно решала Россия вопрос обеспечения стабильности вдоль своих границ. С помощью российских войск и при активном участии российской дипломатии удалось погасить военные конфликты в Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане, Карабахе, Приднестровье.
В целом благодаря усилиям России и других стран постсоветского региона удалось сохранить основные экономические и культурные связи между бывшими союзными республиками, избежать коллапса в экономиках республик и серьезных, неразрешимых конфликтов между ними.
Европейская политика СССР в послевоенный период (1945-1955 гг.).
Одним из ведущих направлений внешней политики СССР в послевоенный период стало установление дружественных взаимоотношений и поддержание тесных связей со странами Восточной Европы, ставшими на путь социализма. Стремясь не допустить их сближения с западными странами и принятия участия в «плане Маршалла», Советский Союз был вынужден брать на себя обязательства, противоречащие собственным экономическим интересам. В условиях разрухи и голода восстановительного периода он поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства, продукцию тяжелого машиностроения и металлургии. За 1945 - 1952 гг. только сумма долгосрочных льготных кредитов, предоставленная СССР странам народной демократии, составила свыше 15 млрд руб. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между социалистическими странами был создан Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.
В отличие от западных стран, государства Восточной Европы до середины 50-х гг. не образовывали единого военно-политического союза. Однако это вовсе не означало, что военно-политического взаимодействия не существовало - оно строилось на другой основе. Сталинская система взаимоотношений с союзниками была настолько жесткой и эффективной, что не требовала подписания многосторонних соглашений и создания блоков. Принимаемые Москвой решения являлись обязательными для всех стран. Советская модель развития признавалась единственно приемлемой. Государства, не пожелавшие находиться под жесткой опекой СССР, подвергались сильному политическому, экономическому и даже военному нажиму. Так, чтобы помочь установлению «народной» власти в Чехословакии, в эту страну в феврале 1948 г. вновь были введены советские войска. В 1953 г. были подавлены антиправительственные выступления в ГДР. Единственной страной, которой все-таки удалось уйти из-под сталинского диктата, стала Югославия. Ее лидер И. Броз Тито считал, что сталинская модель социализма не годится для этой страны. Он избирает путь, напоминающий нэп, с допущением в незначительных размерах частной собственности и мелкотоварного производства. Резкое несогласие вызвала также идея Сталина об объединении Югославии и Болгарии в единую федерацию. Началась полоса взаимных клеветнических обвинений и угроз. В 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией. Этому примеру последовали все страны народной демократии.
Итоги внешнеполитической деятельности советской дипломатии в послевоенный период достаточно противоречивы: с одной стороны, она способствовала укреплению позиций и расширению сфер влияния нашего государства в мире, но с другой - не удалось преодолеть конфронтации с Западом, что в значительной степени обусловило рост международной напряженности.
Внешняя политика СССР после смерти Сталина. Период, последовавший после смерти Сталина и продолжавшийся до XX съезда КПСС, во внешней политике характеризовался непоследовательностью и колебаниями. Наряду с увеличением политических контактов, возобновлением консультаций между советскими и западными лидерами (Берлинское совещание министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции в 1954 г.; Женевские совещания в 1954 и 1955 гг.) по ряду кардинальных вопросов, в том числе по вопросам сокращения вооружений (хотя и неудачные по вине обеих сторон), нормализацией отношений с некоторыми странами, включая Югославию, во внешней политике СССР в значительной степени сохранялись сталинские установки. Наиболее ярким примером тому явилось вооруженное подавление силами Советской Армии антиправительственных и антисоциалистических выступлений в ГДР в июле 1953 г.
В значительной степени международную обстановку в Европе осложнял австрийский вопрос. В 1945 г. Австрия, как и Германия, была в соответствии с соглашениями, подписанными в Ялте и Потсдаме, разделена на три зоны оккупации: США, Англии и СССР. Несмотря на то, что в 1949 г. оккупационные зоны в Германии были преобразованы в суверенные государства, Австрия по-прежнему оставалась оккупированной страной. Одним из главных препятствий в объединении Австрии была позиция СССР, который на основе своей оккупационной зоны стремился создать отдельное социалистическое государство, превратив Австрию в союзника по образцу ГДР. Выход из создавшейся ситуации наметился лишь в 1955 г.
В мае 1955 г. в Женеве главы правительств СССР, США, Великобритании и Франции заключили государственный договор с Австрийской республикой, согласно которому восстанавливалась суверенная, нейтральная и независимая Австрия, а к сентябрю 1955 г. из страны выводились оккупационные войска держав - победительниц.
Некоторое смягчение противостояния в Европе и на Дальнем Востоке сочеталось с усилением поддержки со стороны СССР коммунистических повстанческих движений в Юго-Восточной и Южной Азии, Латинской Америке и Африке. Середина 50-х гг. была периодом одного подъема повстанческого движения в Азии. В это время просоветские и прокитайские коммунистические движения действовали в обширных районах Малайзии, Таиланда, Южного Вьетнама и даже Индии. Коммунисты входили в правительства Индонезии, Северного Вьетнама. Массированная помощь СССР и Китая делала реальной возможность прихода коммунистов к власти в ряде стран и оттеснение из региона США и других западных государств. Позиция СССР в «третьем мире» негативно сказывалась на международных отношениях в целом и на взаимоотношениях СССР с развитыми странами.
Внешняя политика СССР и германский вопрос в 1945-1949 гг.
Принципы обращения с Германией определены на Ялтинской и Потсдамской конференциях. Войска союзников оккупировали всю Германию, делилась на 4 оккупационные зоны: восточную – советскую, юго-западную – американскую, северо-западную – британскую, на крайнем западе и юго-западе – французскую. Руководить жизнью в Германии был призван СКС, состоявший из глав военных администраций союзников. Все решения по принципу консенсуса. СКС размещался в Берлине, и весь Берлин был оккупирован войсками четырех держав-победительниц с разбивкой города на соответствующие сектора. В Потсдаме была определена восточная граница Германии по рекам Одер – Западная Нейсе. Часть бывшей территории Германии отходила к Польше, часть – к Чехословакии, Кенигсберг (ныне Калининград) с прилегающей территорией передавался Советскому Союзу. Решениями Потсдамской конференции в основу управления Германией были положены принципы "4х Д": денацификация (упразднение и запрещение нацистской партии), демилитаризация (ликвидация всей военной машины и запрещение военного производства), демократизация (ликвидация фашистского политического режима и государственного устройства, реконструкция политической жизни на демократической основе), декартелизация (упразднение крупных монополистических объединений). В Ялте и Потсдаме были приняты решения о взимании с Германии репараций для компенсации ущерба. Репарации осуществлялись в 3х формах: изъятия германского промышленного оборудования, поставок текущей продукции германской промышленности, использования германского труда. 1 января 1947 соглашение о слиянии американской и английской зон оккупации, создана Бизония. В ходе Лондонсокй сессии СМИД США (ноябрь-декабрь 1947), ВБ и Франция договорились об объединении трех оккупационных зон в единое экономическое целое – Тризония - непосредственная подготовка к созданию западногерманского государства. Через Германию все более явно проходила линия противостояния в холодной войне. 20 июня 1948 денежная реформа в 3х западных зонах, 22 июня в советской - стороны сознательно шли на резкое обострение ситуации. 24 июня советские оккупационные власти полностью перекрыли наземные коммуникации между западными зонами оккупации и Берлином "по техническим причинам". Воздушный мост. Острый международно-политический кризис. В июле – августе 1948 г. в Москве беседы И. Сталина с представителями США, ВБ и Франции о путях урегулирования кризиса. Западные представители добивались отмены ограничений на коммуникациях. СССР хотел отказа США, ВБ и Франции от подготовки к созданию западногерманского государства. Неверная оценка советским руководством общей военно-политической ситуации, привела к отказу от компромиссных решений и затягиванию кризиса. Расчет на то, что зимой "воздушный мост" не сможет работать, но он работал. Кремль вынужден признать поражение своей попытки блокады Берлина. В середине февраля 1949 г. в ООН были начаты переговоры об урегулировании берлинского кризиса. 4 мая в Нью-Йорке было достигнуто соглашение, по которому с 12 мая отменялись все ограничения в области связи, транспорта и торговли. Западные державы согласились на созыв 23 мая 1949 г. в Париже сессии СМИД для рассмотрения проблем Германии и положения в Берлине, не удалось достигнуть договоренностей. Берлин остался расколотым городом с различными валютами. Завершалась подготовка к созданию двух германских государств (1949 - 20 сентября ФРГ, 7 октября ГДР). Дальнейшее обострение конфронтации двух систем.
Формирование советского геополитического блока в Восточной Европе в 50-х гг. ХХ в.
В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами нацистско-милитаристского блока роль и влияние СССР в международных отношениях возросли. В процессе мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть которой была передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области и часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР. Территории Закарпатской Украины были присоединены к Украинской ССР.
На Дальнем Востоке Советскому Союзу был возвращен Сахалин и переданы Курильские острова, включая 4 острова юга Курильской гряды.
После окончания Второй Мировой войны, имевшиеся противоречия в политике держав коалиции вспыхнули с новой силой. 1946 г. стал поворотным от политики сотрудничества к послевоенной конфронтации, получившей название "холодной войны" и в течение полувека определявшей геополитическую ситуацию.
В Западной Европе, оккупированной союзниками, стали формироваться основы социально- экономической и политической структуры по образцу "западных демократий". В странах Восточной Европы складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели "государственного социализма". При его активной помощи в ряде стран Центральной и Восточной Европы произошли народно-демократические революции и к власти пришли левые демократические силы. Под руководством коммунистов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии прошли аграрные реформы, была проведена национализация крупной промышленности, банков и транспорта. Возникла политическая система народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. Для координации деятельности компартий в странах народной демократии в 1947 г. было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро).
Создание дружественных политических режимов в Восточной Европе стало основной целью внешней политики советского руководства в первые послевоенные годы. Во второй половине 40-х годов у власти в восточноевропейских государствах укрепились правительства, ориентированные на Советский Союз, что позволило у западных границ СССР создать "сферу безопасности", закрепленную в ряде двусторонних договоров с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией, заключенных в 1945-48 гг.
Таким образом, послевоенная Европа была разделена на две противостоящие группировки государств с различной идеологией, на базе которых были созданы:
Апрель 1949 г. - Североатлантический Союз (НАТО) под эгидой США;
Май 1955 . - Организация Варшавского Договора (ОВД) при доминирующей роли СССР.
Основные направления внешней политики СССР в 1945-1955 гг.
Важнейшая задача СССР в области внешней политики в первые послевоенные годы заключалась в формировании прочной системы безопасности страны как в Европе, так и на Дальнем Востоке. Влияние Советского Союза на международной арене в результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами нацистско-милитаристского блока неизмеримо возросла. В процессе послевоенного мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения, в том числе и па западных границах СССР. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть ее территории отошла к Польше, города Кенигсберг и Пиллау с прилегающими к ним районами были присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. Литовской ССР были переданы Клайпедская область, а также часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР. Согласно советско-чехословацкому договору о Закарпатской Украине от 26 июня 1945 г. ее территории отошли к Украинской ССР. Граница СССР с Польшей (согласно договору о советско-польской государственной границе от 16 августа 1945 г.) была установлена с небольшими изменениями в пользу Польши там же, где она была демаркирована в сентябре 1939 г. между СССР и Германией, и в целом соответствовала "линии Керзона", предложенной странами Антанты в 1920 г. На Дальнем Востоке в соответствии с договоренностями, достигнутыми на Крымской конференции 1945 г., Советскому Союзу был возвращен Сахалин и переданы Курильские острова, включая четыре острова юга Курильской гряды.
После окончания Второй мировой войны имевшиеся противоречия в политике ведущих держав антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритании вспыхнули с новой силой. В 1946 г. произошли резкие изменения в отношениях между этими странами: от политики сотрудничества во время войны они перешли к жестокой конфронтации, получившей название "холодной войны"-. Начало открытого размежевания бывших союзников определила знаменитая фултонская речь У. Черчилля 5 марта 1946 г. В ней британский премьер-министр призвал к сдерживанию Советского Союза, представляющего угрозу для западной демократии. В Западной Европе, оккупированной американскими и английскими войсками, стали формироваться основы социально-экономической и политической структуры по образцу "западных демократий". Большое значение в связи с этим имело принятие администрацией США в 1947 г. "плана Маршалла", суть которого заключалась в возрождении западно-европейской экономики за счет предоставления финансовой помощи и новейших технологий из-за океана, а также обеспечения политической стабильности и военной безопасности (создание Западного союза в 1948 г.).
Одновременно в странах Восточной Европы, оккупированных советскими войсками, складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели "государственного социализма". Создание дружественных политических режимов в Восточной Европе стало основной целью внешней политики советского руководства в первые послевоенные годы. После победы при поддержке СССР так называемых народно-демократических революций во второй половине 1940-х гг. к власти в восточно-европейских государствах пришли правительства, ориентированные на Советский Союз. Такое положение стало основой для формирования у западных границ СССР "сферы безопасности", что было закреплено в ряде двусторонних договоров Советского Союза с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией, заключенных в 1945-1948 гг.
Таким образом, послевоенная Европа оказалась разделена на две противостоящие друг другу группировки государств с различной идеологической направленностью, на базе которых и были созданы вначале Северо-Атлантический союз (НАТО) под эгидой США (апрель 1949 г.), а затем Организация Варшавского Договора (ОВД) при доминирующей роли СССР (март 1955 г.).
Центром конфронтации в послевоенном мире на долгое время оставались отношения между двумя сверхдержавами: СССР и США. Но если СССР пытался проводить свою политику в основном косвенными (политическими, а не военными) средствами, опираясь на коммунистические и национально-освободительные силы, то США, стремясь поставить преграду для распространения коммунизма, делали ставку как на экономическое и политическое давление, так и на военную силу. В значительной степени это было связано с монополией США на протяжении почти всей второй половины 1940-х гг. на обладание ядерным оружием. На протяжении 1940-х гг. происходило постоянное возрастание напряженности в отношениях Восток - Запад, достигшее апогея в 1950-1953 гг., во время войны в Корее.
До лета 1949 г. еще проводились регулярные совещания министров иностранных дел (СМИД) США, Англии, Франции и СССР, па которых предпринимались попытки найти выход из сложившегося внешнеполитического положения. Однако принятые решения в большинстве своем оставались на бумаге. В Европе самой жгучей проблемой послевоенного периода было решение германского вопроса. Еще во время войны союзниками рассматривались планы расчленения Германии. После ее окончания этот вопрос приобрел особую остроту. Разделенная на четыре зоны оккупации (американскую, английскую, французскую и советскую) и не имевшая единого правительства Германия оставалась важным субъектом международных отношений. От соглашения о ее будущем устройстве зависел баланс сил в послевоенной Европе. Осенью 1949 г. в западной зоне была провозглашена Федеративная Республика Германии (ФРГ), а в восточной - Германская Демократическая Республика (ГДР).
В Азиатско-Тихоокеанском регионе ареной "холодной войны" стали объятый гражданской войной Китай и Корея. В разделенной по 38-й параллели Корее на севере укрепились силы, ориентированные на "советский социализм", а на юге - на "американский капитализм". Еще в 1945 г. СССР, США и Англия договорились отказаться от вмешательства во внутриполитическую борьбу в Китае, однако как США, так и СССР активно и всесторонне (в политическом, военном и экономическом отношениях) поддерживали своих союзников - гоминьдановцев и коммунистов. Фактически гражданская война в Китае в 1945-1949 гг. стала формой разраставшейся военно-политической конфронтации между США и СССР. Победа китайских коммунистов во главе с Мао Цзедуном резко повысила влияние Советского Союза в регионе и ухудшила положение США, которые потеряли своего самого сильного союзника в лице гоминьдановского Китая. Победа коммунистов в Китае стимулировала национально-освободительную борьбу народов Азии. Большинство стран этого региона оказались на грани перехода к построению социализма. На этот путь встали Северная Корея и Северный Вьетнам. Государства Запада и США приступили к созданию военно-политических блоков для борьбы с освободительным движением.
В отличие от западных стран государства Восточной Европы до середины 1950-х гг. не образовывали единого военно-политического союза. Однако это вовсе не означало, что военно-политического взаимодействия не существовало - оно строилось па другой основе. Сталинская система взаимоотношений с союзниками была настолько жесткой и эффективной, что не требовала подписания многосторонних соглашений и создания блоков. Принимаемые Москвой решения являлись обязательными для всех стран "народной демократии". Именно благодаря этому "социалистический лагерь" внешне представлял собой монолитный блок, направленный против стран "западной демократии". Государства, не пожелавшие находиться под жесткой опекой СССР, подвергались сильному политическому, экономическому и даже военному нажиму. Так, чтобы помочь установлению "народной" власти в Чехословакии, в эту страну в феврале 1948 г. вновь были введены советские войска; тлевшая в Польше с 1944 г. гражданская война благодаря Советской Армии не переросла в крупное восстание; в 1953 г. были подавлены антиправительственные выступления в ГДР. Единственной страной, которая все-таки отказалась подчиняться сталинскому диктату, стала Югославия. В 1948 г. она практически прекратила отношения с СССР.
Даже экономические отношения СССР со странами "социалистического лагеря" развивались в значительной степени на внеэкономической основе. Создание в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) не изменило положения. Это вовсе не означало, что СССР грабил своих союзников. Скорее наоборот, пытаясь компенсировать недостаток политической свободы, Советский Союз предоставлял своим союзникам реальные экономические выгоды, ведя в их пользу неэквивалентный обмен1. Но несмотря на большие дотации, советская экономическая помощь все-таки не могла сравняться по масштабам и эффективности с американским "планом Маршалла". Помощь в рамках этого плана была предложена и Советскому Союзу, однако сталинским руководством она была отвергнута, поскольку развитие демократии, частного предпринимательства и соблюдение прав человека были несовместимы с тоталитарной концепцией управления страной, которую осуществлял И. В. Сталин.
Апогеем взаимной враждебности и недоверия в эпоху "холодной войны" стала война в Корее (1950-1953). Северную Корею поддерживали СССР и Китай, а Южную - США, причем в 1951 1953 гг. в Корее против американцев воевала регулярная армия Китая, выступавшая как добровольческая. СССР полностью взял на себя снабжение, а также воздушное прикрытие как китайских войск в Корее, так и китайских городов. Мир оказался на грани глобальной войны, поскольку в Корее практически происходило военное столкновение между СССР и США. Но война не разразилась. Советское и американское правительства, опасаясь непредсказуемых последствий подобного конфликта, в последний момент отказались от открытых боевых действий друг против друга. Перемирие, подписанное 27 июля 1953 г., завершило войну на разделенном Корейском полуострове.
Период, последовавший после смерти И. В. Сталина и продолжавшийся до XX съезда КПСС, во внешней политике характеризовался непоследовательностью и колебаниями. Наряду с увеличением политических контактов, возобновлением консультаций между советскими и западными лидерами (Берлинское совещание министров иностранных дел СССР, США, Англии и Франции в 1954 г.; Женевские совещания в 1954 и 1955 гг.) по целому ряду кардинальных вопросов по-прежнему сохранялись жесткие идеологические установки. В этот период международную обстановку в Европе осложнял австрийский вопрос. В 1945 г. Австрия, как и Германия, была в соответствии с соглашениями, подписанными в Ялте и Потсдаме, разделена США, Англией и СССР на три зоны оккупации. Если в 1949 г. оккупационные зоны в Германии были преобразованы в суверенные государства, то Австрия по-прежнему оставалась оккупированной страной. Одним из главных препятствий в ее объединении была позиция СССР, который стремился превратить всю страну в союзника по образцу ГДР либо создать отдельное социалистическое государство на основе своей оккупационной зоны. Выход из создавшейся ситуации наметился лишь в 1955 г. В Женеве в мае 1955 г. главы правительств СССР, США, Великобритании и Франции заключили Государственный договор с Австрийской республикой, согласно которому восстанавливалась суверенная, нейтральная и независимая Австрия, а к сентябрю 1955 г. из страны выводились оккупационные войска держав-победительниц.
Некоторое смягчение противостояния в Европе и на Дальнем Востоке сочеталось с усилением поддержки со стороны СССР коммунистических повстанческих движений в Юго-Восточной и Южной Азии, а также, пока крайне незначительно, в Латинской Америке и Африке. Середина 1950-х гг. стала периодом одного из наивысших взлетов повстанческого движения в Азии. Массированная помощь СССР и Китая делала реальной возможность прихода коммунистов к власти в ряде стран и оттеснение из региона США и других западных государств. Позиция СССР в "третьем мире" негативно сказывалась на международных отношениях в целом и на взаимоотношения СССР с развитыми странами.