КВН по басням И.А. Крылова
Оформление: табличка с цитатой
«Я принадлежу к тому поколению, которое училось читать по вашим (Крылова) басням и до сих пор перечитывает их с новым, всегда свежим наслаждением». В.Ф.Одоевский
Присутствуют: ведущие, учитель, учащиеся 4 классов (2 команды)
Мероприятие начинается с презентации о жизни и деятельности И.А.Крылова.
Ведущая 1: Вот уже больше ста лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. В школе вы изучаете басни Крылова на уроках чтения и литературы. Творчество Крылова постоянно живо и драгоценно для нас, а в этом году особенно уместно вспомнить жизнь и творчество великого баснописца. Ведь13 февраля исполнилось 240 лет со дня его рождения.
Учитель: Он смог создать удивительный басенный мир. Прошло более полутора веков, как басни Крылова полюбились русскому сердцу, и, надо прямо сказать, пока он никем не превзойден. Когда кто-то спросил у писателя, почему он создает только басни, Крылов ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети». Ребята, вы сегодня вспомните некоторые басни Крылова и, может быть, в героях басен вы узнаете своих одноклассников и друзей. И засмеетесь… А может, обнаружите там себя и загрустите, и задумаетесь…
Ведущая 2: На протяжении полутора веков басни Крылова пользуются горячим признанием все новых и новых поколений читателей. «Книгой мудрости самого народа» назвал Гоголь крыловские басни, в которых, как в бесценной сокровищнице, сохраняется народная мудрость пословиц и поговорок, богатство и красота русской речи.
Ведущая 1: Иван Андреевич Крылов смог расслышать, как разговаривают между собой звери, птицы, рыбы… Оказывается, они говорят стихами, да еще пословицами и поговорками свою речь пересыпают. Я хочу увидеть, понимаете ли вы «крыловских» животных, с которыми сейчас вам предстоит встреча. У меня сегодня есть помощница, которая будет помогать нам.
Ведущая вызывает помощницу. По сцене важно вышагивает Ворона, держа в руках небольшие кусочки сыра.
Как видите, наша Ворона не расстается со своим любимым сыром. Она снова нашла ему оригинальное применение: сегодня эти сырки будут нам вместо жетонов. За правильные ответы Ворона будет одаривать вас своими сырками.
1 задание называется «Найди пару» Каждая команда получает по два комплекта карточек. Задача команды- найти начало и конец фразы (дается по 1 баллу за каждый правильный ответ).
А Васька слушает… (да ест). «Кот и повар»
Да только воз… (и ныне там). «Лебедь, Рак и Щука»
А ларчик просто… (открывался). «Ларчик»
Ты виноват уж тем… (что хочется мне кушать). «Волк и Ягненок»
Оглянуться не успела… (как зима катит в глаза). «Стрекоза и Муравей»
Чтоб музыкантом быть…(так надобно уменье) «Квартет»
А вы, друзья, как ни садитесь… (все в музыканты не годитесь) «Квартет»
Кукушка хвалит Петуха (за то, что хвалит он Кукушку) «Кукушка и Петух»
Чем кумушек считать, трудиться… (не лучше ль на себя, кума, оборотиться?) «Зеркало и Обезьяна»
Ай, Моська! знать, она сильна… (что лает на Слона) «Слон и Моська»
Ведущая 2: Величайший знаток русского слова И.А.Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами, поговорками. Используя некоторые фразы, мы даже не задумываемся, что эти слова произнесли впервые герои Крылова. Здесь вас ждет..
Задание 2. « Отгадай героя басни»
« Вдруг сырный духе ((лису ) остановил…»
«Он (лебедь ) рвётся в облака…»
«По улицам его ( слона) водили, как видно напоказ…»
«Нужда , голод настаёт,( она) уж не поёт…
Ведущий: Уважаемое жюри прошу оценить работу команд.
3 задание. «Вопросы на засыпку»
Какое время года пропела стрекоза?
Кто попался навстречу слону?
Сколько и какие герои тянули воз?
На каком дереве сидела ворона?
Ведущая 1: Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки, разговаривают они на одном языке, великолепно понимая друг друга, по- одинаковому думают, хитрят, обманывают, вызывая наш негодование, сочувствие, жалость, смех.
3 задание называется «Кто сказал такие слова?» Каждой команде даются задания накарточках. К данным фразам надо подобрать соответствующего персонажа. (За каждый правильный ответ – по 2 балла)
1. «Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки» (Лисица, «Ворона и Лисица)
2. «Все про очки мне лишь налгали;
А проку на волос нет в них» (Мартышка, «Мартышка и очки»)
3. «Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» (Муравей, «Стрекоза и Муравей»)
4. «Друзья! К чему весь этот шум?
Я ваш старинный сват и кум…» (Волк, «Волк на псарне»)
5. «Погодите! Как музыке идти?
Ведь вы не так сидите» (Мартышка, «Квартет»)
6. «Соседка, перестань срамиться,-
Тебе ль со Слоном возиться?!» (Шавка, «Слон и Моська»)
7. «Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!» (Мышь, «Мышь и Крыса»)
8. «Не стыдно ль средь бела дня попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело» (Голубь, «Чиж и Голубь»)
Ребята, здесь зашифрованы слова из басен Крылова. Напишите эти слова и назовите, в какой басне это слово встречается.
А, К ,Р – РАК «Лебедь. Рак и щука»
Л, О, С, Н – СЛОН «Слон и Моська»
Ведущий: Уважаемое жюри прошу оценить работу команд.
5 задание. « Из одной ли мы басни?»
Пауки муравей.( Нет. Стрекоза и Муравей)
Лебедь, рак и муха.(Нет .Лебедь. рак и щука)
Слон и Моська. Да.
Лисица и ворона .Да.
Ведущая 2: Итак, ребята. Все мы понемногу вспомнили басни Крылова. Мы увидели, что он создал реальные картины жизни. И при этом добился чудесной простоты, ясности и вместе с тем наглядности и силы каждого образа. Подытоживая полученные знания о баснях Крылова, предлагаю командам сыграть следующую игру задание 5 «Угадай кроссворд» Представители команд должны по очереди подходить и заполнять кроссворд. ( Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)
(Вниманию детей предоставляется кроссворд, выполненный на ватмане, который висит на доске).
Кроссворд «И.А.Крылов»
Слова в кроссворде пишем в именительном падеже.
1. «На ту беду… близехонько бежала» (Лиса)
2.А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь (Квартет)
3. «Эх, эх! Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки?» Чьи это слова? (Моська)
4. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» Кто это? (Ворона)
5. «Лисица видит..» (Сыр)
6. «Увидевши…, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться». Кого увидела собака?. (Слон)
7. «Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали». Что это? (Очки)
8. «Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк…».Кто увидел ягнёнка? (Волк)

Ведущая 1: К заданию вы все подготовились заранее. Ведь оно называется – домашнее. Итак ,6 задание – домашняя инсценировка басен. (Каждая команда получает по 3 балла.)
Игроки инсценируют басни Крылова в костюмах героев. Далее идет подведение итогов. В конце мероприятия учитель дарит всем участникам басни И.А.Крылова.