- Освоение знаний о жизни и творчестве Л. Н. Толстого.
- Овладение умениями беглого выразительного чтения.
- Развитие познавательного интереса к жизни и творчеству писателя.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Методы |
Мотивация к учебной деятельности. (Организационный этап) | Приветствует обучающихся, настраивает на положительную работу, проверяет готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Альбина Сергеевна и сегодня урок проведу у вас я. Улыбнитесь друг другу, проверьте все ли у вас готово к началу нашего урока, присаживайтесь. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на положительную работу на уроке. | Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Установка |
Актуализация опорных знаний. | Проверяет знания детей по пройденной теме.(1 слайд) - Ребята, творчество какого поэта изучали раннее? - Действительно, это М. Ю. Лермонтов. Давайте вспомним некоторые моменты из жизни поэта. - Где прошло детство Лермонтова? - Где учился поэт? - Когда Лермонтов начал сочинять первые стихи? - С каким местом связана вся жизнь поэта? - О чем писал Лермонтов? - С какими произведениями познакомились? - Все верно, вы очень хорошо освоили прошлую тему. | Отвечают на вопросы. - М. Ю. Лермонтов. - Детство поэта прошло в Тарханах. - Поэт обучался дома. - Первые стихи поэт начал сочинять с 3-х лет - Вся жизнь поэта связана с Кавказом. - Лермонтов писал о людях, о жизни, о природе. - На севере диком, Утес, Осень | Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. | Беседа |
Организация познавательной деятельности. 3.1 Целеполагание. | Подводит к теме и определению цели урока.(2 слайд) - Ребята, посмотрите на экран и прочитайте запись « Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». - Скажите, как вы понимаете смысл это высказывания? - Ребята, если вы правильно расшифруете запись, то узнаете кто из великих людей сказал это высказывание.(в парах)(3 слайд) 5 | А | Б | В | Г | Д | Е | 4 | Ж | З | И | Й | К | Л | 3 | М | Н | О | П | Р | С | 2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | 1 | Ш | Щ | Ь | Э | Ю | Я | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Значения: 6,4; 6,5; 3,5 2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2 1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4 - Ребята, что же получилось? - Верно, это Л. Н. Толстой. Какова же тема нашего урока? - А какую цель вы поставите перед собой? | Готовятся назвать тему и цель урока. Читают высказывание и отвечают на вопросы. - Нужно делать людям добро и тогда в ответ тоже будешь получать добро. Расшифровывают великого человека. - Лев Николаевич Толстой. - Л. Н. Толстой. - Узнать о жизни и о творчестве писателя. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления | Беседа. Работа в парах. |
3.2 Открытие нового знания. | Организует работу по теме урока. - Ребята, откройте свои учебники на страницах 148-149 и рассмотрите портрет писателя. Вам уже что-нибудь известно о Л. Н. Толстом? - Давайте посмотрим с вами видеоролик и разберем разберем жизнь писателя. - Ребята, а ведь Л. Н. Толстой действительно стал первым, кто позволил детям из бедных семей обучаться в школе и создал первый учебник, основы которого заложены в азбуке, которой пользуемся мы сейчас. В своих произведениях он говорил, что человеком может называться тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг, стыдно и недостойно жить чужим трудом. Толстой жил скромно и старался обслуживать себя сам, знал крестьянский труд: умел косить, пахать. Он работал ежедневно и был великим тружеником. (4 слайд) - Ребята, а какие произведения Л. Н. Толстого вам известны? | Открывают учебники, рассматривают портрет писателя и рассказывают, что знают о жизни писателя. Смотрят видеоролик и отвечают на вопросы. - Акула, слон, лев и собачка, прыжок. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Иллюстрация. Видеоролик. |
Физминутка | - Ребята, а сейчас мы выполним физминутку: Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку. Глубоко теперь вдохните, Сядьте тихо, отдохните. Все в порядок приведите И читать, друзья, начните. | Выполняют физминутку. | | Установка |
3.3 Первичное закрепление. | Организует работу над текстом.(6 слайд) - Ребята, откройте страницы 150-151. Сейчас мы с вами прочитаем текст, который называется «Детство». Читать мы с вами будем по цепочке. Но прежде чем начать давайте разберем слова, которые могут помешать пониманию текста. Первое слово запинка. Оно означает задержка. Прочитать с запинкой = прочитать с задержкой. Следующее слово – посредством. Оно означает при помощи чего-нибудь. Еще одно слово – умиление. Умиление – это чувство вызванное чем-то очень приятным и трогательным. Дальше слово льнущих. Льнущий значит прижимающийся. Ну что же, приступим к тексту. Я начинаю. - Ребята, вам понравился текст? - Ребята, что же интересного мы узнали о детстве Л. Н. Толстого? - Какую тайну поведал Николенька своим братьям? Найдите отрывок и зачитайте его. - В чем была тайна муравейного братства? - Где была написана эта тайна? - А теперь прочитайте еще раз текст, но уже самостоятельно. | Читают текст по цепочке. Отвечают на вопросы. - Мы узнали где провел детство писателей, что случилось с его семьей, какая была семья. Находят и зачитывают отрывок. - Когда тайна откроется, все люди станут счастливыми. - На зеленой палочке. | Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами. Готовность слушать собеседника и вести диалог, принимать различные точки зрения. | Работа с книгой. Беседа. |
3.4 Самостоятельная работа | Организует самостоятельную работу на карточках. - Ребята, а сейчас выполните небольшую самостоятельную работу в парах. Карточка Задание: Допишите предложения. Он был_____________ Родился и похоронен в ______ В Ясной Поляне он открыл ____ для ____ и сам учил их. Книга, которую написал Л. Н. Толстой назвалась ________ Какую тайну писателю рассказа Николенька?_______________ Что должно было произойти после открытия тайны?________________ Какого цвета была палочка, которая должна была дать все хорошее людям?___________ - Ребята, давайте теперь проверим справились ли вы с заданием. Посмотрите на экран и сравните свои ответы с эталоном.(7 слайд) | Выполняют самостоятельную работу. Сравнивают свои ответы с эталоном - Великим писателем - В Ясной Поляне - Школу для крестьянских детей - Азбука. - Тайну о муравьином братстве. - Все плохое должно уйти и все начнут любить друг друга. - Зеленая. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Самостоятельная работа. Работа в парах. |
Рефлексия | Дает домашнее задание, подводит итоги урока и предлагает оценить деятельность детей на уроке. - Ребята, откройте свои дневники и запишите домашнее задание: повторить биографию Л. Н. Толстого, а два человека из вашего класса должны подготовить сообщения о писателе (жизнь, творчество, факты из жизни) - Ребята, какова сегодня была тема нашего урока? - Что вы узнали о жизни писателя? - Вы достигли поставленной цели? - Ребята, а сейчас оцените свою работу на уроке. Поднимите руку те, кто считает, что отлично справился со своей работой на уроке. Поднимите руку те, кто справился со свой работой, но при этом испытывал трудности. - Ребята, я очень рада, что у вас сегодня все получилось. Спасибо вам за урок. До свидания! | Записывают домашнее задание. - Л. Н. Толстой. Детство. - Где жил, каким был, что сделал для детей. - Да. Оценивают свою работу на уроке. | Формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. | Оценивание. |
5 | А | Б | В | Г | Д | Е | 4 | Ж | З | И | Й | К | Л | 3 | М | Н | О | П | Р | С | 2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | 1 | Ш | Щ | Ь | Э | Ю | Я | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Значения: 6,4; 6,5; 3,5 2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2 1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4 | 5 | А | Б | В | Г | Д | Е | 4 | Ж | З | И | Й | К | Л | 3 | М | Н | О | П | Р | С | 2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | 1 | Ш | Щ | Ь | Э | Ю | Я | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Значения: 6,4; 6,5; 3,5 2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2 1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4 |
5 | А | Б | В | Г | Д | Е | 4 | Ж | З | И | Й | К | Л | 3 | М | Н | О | П | Р | С | 2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | 1 | Ш | Щ | Ь | Э | Ю | Я | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Значения: 6,4; 6,5; 3,5 2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2 1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4 | 5 | А | Б | В | Г | Д | Е | 4 | Ж | З | И | Й | К | Л | 3 | М | Н | О | П | Р | С | 2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | 1 | Ш | Щ | Ь | Э | Ю | Я | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Значения: 6,4; 6,5; 3,5 2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2 1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4 |
5 | А | Б | В | Г | Д | Е | 4 | Ж | З | И | Й | К | Л | 3 | М | Н | О | П | Р | С | 2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | 1 | Ш | Щ | Ь | Э | Ю | Я | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Значения: 6,4; 6,5; 3,5 2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2 1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4 | 5 | А | Б | В | Г | Д | Е | 4 | Ж | З | И | Й | К | Л | 3 | М | Н | О | П | Р | С | 2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | 1 | Ш | Щ | Ь | Э | Ю | Я | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Значения: 6,4; 6,5; 3,5 2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2 1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4 |
5 | А | Б | В | Г | Д | Е | 4 | Ж | З | И | Й | К | Л | 3 | М | Н | О | П | Р | С | 2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | 1 | Ш | Щ | Ь | Э | Ю | Я | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Значения: 6,4; 6,5; 3,5 2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2 1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4 | 5 | А | Б | В | Г | Д | Е | 4 | Ж | З | И | Й | К | Л | 3 | М | Н | О | П | Р | С | 2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | 1 | Ш | Щ | Ь | Э | Ю | Я | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Значения: 6,4; 6,5; 3,5 2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2 1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4 |
5 | А | Б | В | Г | Д | Е | 4 | Ж | З | И | Й | К | Л | 3 | М | Н | О | П | Р | С | 2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | 1 | Ш | Щ | Ь | Э | Ю | Я | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Значения: 6,4; 6,5; 3,5 2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2 1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4 | 5 | А | Б | В | Г | Д | Е | 4 | Ж | З | И | Й | К | Л | 3 | М | Н | О | П | Р | С | 2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | 1 | Ш | Щ | Ь | Э | Ю | Я | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Значения: 6,4; 6,5; 3,5 2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2 1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4 |
5 | А | Б | В | Г | Д | Е | 4 | Ж | З | И | Й | К | Л | 3 | М | Н | О | П | Р | С | 2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | 1 | Ш | Щ | Ь | Э | Ю | Я | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Значения: 6,4; 6,5; 3,5 2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2 1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4 | 5 | А | Б | В | Г | Д | Е | 4 | Ж | З | И | Й | К | Л | 3 | М | Н | О | П | Р | С | 2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | 1 | Ш | Щ | Ь | Э | Ю | Я | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Значения: 6,4; 6,5; 3,5 2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2 1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4 |
5 | А | Б | В | Г | Д | Е | 4 | Ж | З | И | Й | К | Л | 3 | М | Н | О | П | Р | С | 2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | 1 | Ш | Щ | Ь | Э | Ю | Я | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Значения: 6,4; 6,5; 3,5 2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2 1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4 | 5 | А | Б | В | Г | Д | Е | 4 | Ж | З | И | Й | К | Л | 3 | М | Н | О | П | Р | С | 2 | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | 1 | Ш | Щ | Ь | Э | Ю | Я | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Значения: 6,4; 6,5; 3,5 2,3; 3,4; 5,4; 3,3; 6,4; 1,5; 6,5; 3,5; 3,4; 6,2 1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4 |