
Широкова О.В. Открытый урок литературы в 5в классе
Тема: Л. Н. Толстой и Кавказ
Цель: стимулировать к прочтению художественного произведения
Задачи:
познакомить учащихся с жизнью и мировоззрением великого русского писателя Л.Н.Толстого;
вызвать интерес к личности и творчеству автора;
прививать любовь к чтению.
Ход урока
1.оргмомент.
-Здравствуйте ребята. Сегодня мы поговорим на очень интересную тему. Давайте её угадаем.
На доске слова. Составьте из них название темы урока. Слайд 1
Лев, Николаевич, Толстой, его, Кавказ, пленник, произведение, на , Кавказский, и.
Запись темы: Лев Николаевич Толстой на Кавказе и его произведение «Кавказский пленник» слайд 2
-Какую цель мы перед собой поставим? Слайд 3
2.активизация
эпиграф на доске: слайд 4
"Толстой – величайший и единственный
гений современной Европы, высочайшая
гордость России, человек, одно имя
которого – благоухание, писатель
великой чистоты и святыни…"
А.А. Блок
- Ребята, как вы понимаете эти слова?
- О каком человеке мы будем сегодня говорить?
-Можем ли мы сейчас, только на основе этого высказывания предположить то, какой вклад в литературу внёс этот человек?
В этом году исполнилось бы 183 года со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Его произведения вошли в сокровищницу мировой литературы: их изучают в школах и вузах, ими зачитываются как русские, так и зарубежные читатели.
Сегодня вы узнаете о судьбе этого талантливого человека. Надеюсь, что это знакомство разбудит интерес к творчеству и мировоззрению писателя, даст возможность лучше понять его труды, по-новому взглянуть на уже прочитанные произведения.
-Ребята, а о чём конкретно мы будем сегодня говорить? Ответить на этот вопрос нам поможет мини-викторина «соответствие» слайд 5
Возникает проблема: в данной таблице сразу несколько вариантов соответствий. слайд 6
а) 3 героя произведения
б) кого назвать другом?
в) кто из них пленник?
г) кому посвящено название произведения?
Толстой | Герой произведения |
Жилин | Друг |
Костылин | Писатель |
Дина | Кавказский пленник |
Языковая работа: слайд 7
друг- человек, который связан с кем-нибудь дружбой
дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
герой- человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
пленник- взятый в плен, находящийся в плену.
мини-вывод
3.Знакомство с биографией
- Ребята, всегда ли мы можем правильно понять произведение, если мы ничего не знаем об авторе? Почему вы так считаете? Что на данном этапе нам стоит обсудить? (биографию)
*слайд 8-14
Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) – родился 28 августа (9 сентября) в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе, романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”.
*слайд 15
Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".
*слайд 16
Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".
После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.
*слайд 17-20
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 1852-54, и "Юность", 1855–57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.
В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" - "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".
4. Работа по теме
-Ребята, а почему мы решили поговорить о Толстом на Кавказе?
-посмотрите на эти картины. Какие впечатления у вас возникают? Слайд 21-22
-как, по вашему мнению, относился к Кавказу Толстой? Слайд 23
Языковая работа слайд 24
Война- вооружённая борьба между государствами или народами.
Свобода- отсутствие стеснений и ограничений, связывающих жизнь и деятельность какого-нибудь объекта.
-а как войну и свободу понимал Толстой в своём произведении? Слайд 25
-Обратимся к истории: знаете ли вы что-нибудь о Кавказской войне? Слайд 26
5.Выдвижение гипотезы слайд 27
- Предположите, к какому типу текстов относится это произведение?
-Почему вы так считаете?
- Как проверить наше предположение? (прочитать фрагменты текста)
6.Элементы анализа текста
- Как вы думаете, являются ли фамилии героев говорящими? Слайд 28
-Что они могут означать?
-Как эти фамилии характеризуют героев?
-проверим наше предположение.
-Перед вами цитаты из текста. Слайд 29-30
-В каких ситуациях они могли возникнуть?
-Являлись ли они двигателями сюжета?
-Какой эмоциональный настрой они передают?
-Можно ли по ним охарактеризовать героев?
7. Подведение итогов слайд 31
-давайте подумаем, чего нам не хватает для полной характеристики героев?
-стала ли нам интересна их судьба?
-с какими предметами мы установили связь на уроке?
-чтение текста расширит наши познания?
-какое у нас будет домашнее задание? слайд 32
8. Домашнее задание. Слайд 33
Прочитать текст таким образом, чтобы суметь рассказать о судьбе его героев