Урок № 24-26 _________________
Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»: тематика, проблематика, сюжет, композиция, система образов.
Цели урока. выявление исторической и философской основы рассказа, связанной с теорией Л.Н.Толстого непротивления злу насилием; особенностей композиции рассказа, значения деталей, воссоздающих атмосферу бала и наказания солдата;
Ход урока.
I. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Работа по теме урока
1. Работа с учебником. Стр.305-308, 323-324
2. На рубеже двух эпох Толстой создал ряд произведений, среди которых был рассказ «После бала». Рассказ «После бала» Лев Николаевич написал в 1903 году, однако опубликован он был уже после смерти писателя, в 1911 году. За основу сюжета Толстой взял историю родного брата, Сергея Николаевича, которой тот поделился с ним в молодости. Сергей Толстой был страстно влюблен в Вареньку – очаровательную девушку, чей отец занимал пост военного начальника. Намерения молодого человека были достаточно серьёзны, и он собирался связать себя узами брака со своей возлюбленной. Однако этим планам не суждено было сбыться. Сергей Толстой случайно стал свидетелем жестокого обращения своего будущего тестя с беглым солдатом. Зрелище расправы над несчастным настолько сильно потрясло молодого человека, что тот в одночасье передумал жениться.
Лев Николаевич был потрясен услышанной историей, однако изложил её на бумаге он лишь годы спустя. Не сразу он смог определиться и с названием своего произведения, подвергая критике каждый из вариантов. Среди них были «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…».
Смысл названия «После бала» заключается в неоднозначности и противоречивости жизни. После ярких огней бала люди оказываются лицом к лицу с реалиями действительности. За внешним великолепием и лоском скрывается неоправданная жестокость и заскорузлость человеческих сердец, и смириться с этим фактом дано не всем.
Давайте рассмотрим художественное своеобразие рассказа.
-Что такое композиция?
Композиция (построение, структура, архитектоника) – это расположение отобранного материала в таком порядке, которым достигается эффект большего воздействия на читателя, чем было бы возможно при простом сообщении фактов.
-Какой композиционный прием использует автор в своем рассказе?
В рассказе «После бала» Толстой использует композиционный приём рассказ в рассказе. С помощью этого приема он сначала познакомит читателя с главным действующим лицом, которое в дальнейшем станет основным рассказчиком. Таким образом, в рассказе создаётся двойной авторский взгляд на повествование и создаётся дополнительная достоверность. Главным рассказчиком является Иван Васильевич, который вспоминает историю своей молодости. Это был период 40-х годов 19 века. Повествование состоит из нескольких частей.
Мы с вами составляли план рассказа Композиция рассказа «После бала»:
1. Вступление. Спор о влиянии общества на человека.
2. Основная часть.
2.1. Бал.
2.2. Экзекуция.
3. Концовка. Рассуждение о месте человека в обществе.
Таким образом, основное повествование состоит из двух частей: описание бала и экзекуция.
-Что такое экзекуция?
Экзекуция – это название страшного наказания, распространённого в армии в первой половине ХІХ в., введённого во времена правления Николая І.
В годы правления императора Николая 1 в российской армии была жесточайшая палочная дисциплина. Императора прозвали Николаем «Палкиным». Существовало наказание шпицрутенами
– специальное военное наказание, отличавшееся от остальных тем, что оно приводилось в исполнение группой исполнителей, как правило, товарищами или сослуживцами осужденного. Само наказание заключалось в том, что исполнители наказания выстраивались в две шеренги, образуя «улицу», по которой проводили осужденного такое количество раз, сколько это было предписано приговором. У каждого из исполнителей в руках был шпицрутен (батог), которым он наносил удар, когда осужденный проходил мимо.
Солдата прогоняли сквозь строй и били палками или прутьями. Вот как вспоминает те времена старый, 95-летний солдат, герой одноименной статьи Толстого Николай Палкин: «…недели не проходила, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки, палки!.. У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище».
В 1864 году недалеко от имения Ясная Поляна произошла казнь над солдатом, ударившим офицера, который над ним издевался. Когда об этом событии узнал Толстой, он решил вступиться на суде за солдата, но его помощь оказалась безрезультатной. Солдата приговорили к прохождению сквозь строй.
Суд и казнь произвели тяжелейшие впечатления на Толстого. Надо отметить, что всю жизнь писателя мучила мысль о бесправии русского солдата. Известно о том, что Толстой служил в армии. В 1855 году он работал над проектом реформирования армии, в том числе поднимал вопрос о варварстве экзекуции
-Какой прием лежит в основе композиции этого рассказа?
Как видим, в основу композиции положен прием антитезы – художественного противопоставления.
Тема Произведение, несмотря на небольшой объем, в полной мере раскрывает проблематику нравственного и философского характера, которая всегда была близка Льву Николаевичу.
Центральная тема «После бала» – нравственность. Автор ставит перед читателем вопросы: что представляют собой честь, достоинство, порядочность, справедливость? На протяжении многих поколений они волновали и продолжают волновать русское общество.
В основе конфликта произведения лежит двойственная природа полковника. Это статный, красивый, зрелый мужчина, привлекающий к себе внимание моложавостью и военной выправкой. Аристократичная сущность его подчеркивается безукоризненными манерами, красивой речью и приятным голосом. Полковник с легкостью мог расположить к себе кого угодно – настолько милым и любезным он показал себя во время бала.
Но уже ранним утром всё это благодушие было сорвано, словно маска, во время процедуры наказания беглого солдата. Варенькин отец предстает грозным, жестоким начальником, способным на самый ужасный поступок.
Влюбленный в Вареньку главный герой, став свидетелем этого перевоплощения, уже не в состоянии по-прежнему испытывать светлые чувства к девушке. Зрелище бесчеловечной казни солдата навсегда меняет его мировоззрение. Он приходит к выводу, что не в состоянии быть сопричастным этому злу, и отказывается от своего личного счастья.
Основная мысль произведения – разоблачение фальши и напускного благодушия человека, за которым скрывается жестокость по отношению к людям, находящимся в зависимом положении. Если нет возможности изменить этот мир к лучшему и победить зло, то каждый человек способен сделать осознанный выбор – принимать участие или нет в этом зле. Быть честным по отношению к себе – вот чему учит произведение Толстого.
Композиция Сюжет рассказа укладывается в рамки одних суток, круто перевернувших всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).
Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала – настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.
Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.
Жанр Прозаическое произведение «После бала» написано в жанре рассказа. Об этом свидетельствует небольшой объем, 2–3 героя, показан один случай из жизни одного героя. Поскольку произведение имеет форму «рассказ в рассказе», в нём описаны две эпохи – 40-е годы XIX века, и закат XIX столетия. Данный прием, используемый автором, призван показать читателю, что за это время проблемы в обществе никоим образом не изменились.
Рассказ реалистический, поскольку в его основу положен реально произошедший жизненный случай, который сквозь призму переживаний главного героя отражает слабые стороны социума.
Сюжет рассказа «После бала» Льва Толстого разворачивается вокруг спора о том, что определяет человеческую судьбу. Присутствующий Иван Васильевич, пользующийся всеобщим авторитетом, неожиданно утверждает, что всё определяет банальный случай, и в подтверждение своих слов рассказывает историю, случившуюся с ним.
В молодости Иван Васильевич учился в провинциальном университете, был «очень весёлый и бойкий малый, да ещё и богатый», был хорош собой и любил танцевать. Однажды он присутствовал на балу у местного губернского предводителя дворянства, где наблюдал за Варенькой, в которую он влюблён, и её отцом-полковником.
Отец и дочь танцуют мазурку, что вызывает всеобщие аплодисменты. Иван, потеряв голову от любви, которая, похоже, взаимна, возвращается домой. Не в силах заснуть, он выходит на улицу. Услышав странную музыку, он идёт на площадь, где становится свидетелем отвратительной сцены. Происходит наказание солдата, совершившего побег. Несчастного татарина прогоняют сквозь строй. Солдаты бьют товарища палками.
Перевоплощение из нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого и безжалостного палача настолько потрясло Ивана Васильевича, что чувства его к Вареньке быстро остыли, «любовь с этого дня пошла на убыль». Также он оставил мысли о поступлении на военную службу.
характеристика героев «После бала» Главные герои
Иван Васильевич Главный герой, рассказчик . В рассказе “После бала” Иван Васильевич обладает способностью сопереживать, умеет представить себя на месте другого. Несчастья человека для него не кажутся обыденной картиной дня. Совесть Ивана Васильевича протестует. От увиденного герой утрачивает то светлое и трепетное чувство, которое он испытывал к юной прекрасной Вареньке. Герой принимает трагедию и физическую боль чужого для него человека, как свою собственную. В его уста и мысли вложен взгляд на вещи самого автора.
Полковник Пётр Владиславович Отец Вареньки Образ заботливого родителя и прекрасного семьянина. Позиционирует себя как истинный христианин, который всячески угождает Богу, но также служит державе и государю. Наиболее точно его характеризует абсолютное безразличие к нравственному постулату христианства, по которому должно любить и понимать людей. Примером духовной слепоты вояки является его безмерная любовь к дочери и бесчеловечность по отношению к простым солдатам.
Варенька Возлюбленная молодого Ивана Васильевича Образ девушки в рассказе играет скорее второстепенную роль. Варенька — молодая девушка, в которую влюблён Иван Васильевич. Она единственный ребёнок в семье, имеет хорошее образование, увлекается чтением, в совершенстве владеет французским языком. Любовь девушки и главного героя могла перерасти в счастливый союз. Но после бала, увидев экзекуцию, которой руководит отец Вареньки, герой понимает, что любовь к девушке умерла. Варенька выходит замуж за другого и сохраняет свою привлекательность до преклонных лет.
Второстепенные персонажи
Беглый татарин Солдат, которого избивали сослуживцы Солдата наказывают за побег. Его наказание заключается в 1500 ударах шпицрутенами. Экзекуция сопровождается барабанной дробью и звуками флейты. Татарин мучается от жуткой боли и просит сжалиться над ним. Но полковник глух к его мольбам. Кожа на спине провинившегося превратилась в красное месиво. Человек ступал по растаявшему снегу, словами и взглядом прося пощады. Но пощады не было.
Портреты героев в совокупности отражают взгляд на вещи самого автора. Иллюстрируют его непримиримую позицию относительно человеческого ожесточения. Экзекуцию контролирует полковник и зорко следит за исполнением наказания. Весь его вид демонстрирует жестокость в отношении с подчинёнными. Он вымещает свою злость не только на провинившемся, но и на солдатах, которые стоят в строю и приводят наказание в исполнение.
Описание событий автор ведёт от имени главного героя, который рассказывает случай из собственной жизни, что произошёл в период его студенчества. Основной идеей является то, что решающим моментом в судьбе человека часто выступает не среда, а всего один случай.
3. Работа над планом сравнительной характеристики.
1 часть | общее | 2 часть |
Зал предводителя дворянства: зала прекрасная, с хорами ,буфет великолепный и разливанное море шампанского Хозяева бала губернский предводитель, добродушный старичок, богач-хлебосол и камергер, добродушная, жена в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны, Варенька в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках | Полковник очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I 4 подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки. Изобразительные средства: эпитеты, сравнения | Улица: пустынный переулок и вышел на большую улицу, где стали встречаться и пешеходы, и ломовые с дровами на санях, достававших полозьями до мостовой. И лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими, — все было мне особенно мило и значительно. Солдаты: Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга, держа ружья к ноге, и не двигались. Позади их стояли барабанщик и флейтщик и не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию. Наказываемый: оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Спина была чем-то такое пестрым, мокрым, красным, неестественным |
*Сопоставление Полковника и Ивана Васильевича
Иван Васильевич | Полковник |
На балу | После бала | На балу | После бала |
| | | |
| | | |
*Сопоставление образов полковника и наказываемого. Заполнение таблицы (работа в паре и обмен информацией). Вопрос к классу: На чем основано описание? (на контрасте)
| Полковник | Наказываемый |
Фигура | Высокий военный в шинели и фуражке | Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное. |
Походка | Шел твердой подрагивающей походкой | Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу … подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падал наперед – и тогда унтер-офицеры тянули его назад. |
Лицо | Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. | Сморщенное от страдания лицо |
Общее описание | Твердым шагом двигалась высокая статная фигура. | Спотыкающийся, корчащийся человек. |
4. Чтение исторической справки и рассуждение по вопросам (устно):
1) Может ли быть один и тот же человек в одной ситуации милым и добрым, а в другой – жестоким и беспощадным?(это свойственно человеку)
2) Был ли полковник двуличным человеком, лицемером? (надо всё по закону – не лицемер, а николаевский служака, привыкший не рассуждая выполнять приказы)
3) В чем вы видите причину таких противоречий в характере полковника? (живет по законам, придуманным крепостническим обществом)
Историческая справка
Наказание шпицрутенами – специальное военное наказание, отличавшееся от остальных тем, что оно приводилось в исполнение группой исполнителей, как правило, товарищами или сослуживцами осужденного.
Само наказание заключалось в том, что исполнители наказания выстраивались в две шеренги, образуя «улицу», по которой проводили осужденного такое количество раз, сколько это было предписано приговором. У каждого из исполнителя в руках был шпицрутен (батог), которым он наносил удар, когда осужденный проходил мимо.
При экзекуции должны были находиться фельдшер доктор, для оказания медицинской помощи, так как это наказание нередко приводило к смерти наказуемого. Наказание 3 000 шпицрутенов считалось равным смертной казни. Шпицрутены появились в России в царствование Петра Великого; есть сведения об употреблении Ш. в армии, относящиеся к 1701—1705 гг. Введены они были в систему наказания воинским уставом 1716 г.
5. Анализ эпитетов в двух частях рассказа.
1 часть: бал чудесный, зала прекрасная, Варенька – в белом платье, в белых перчатках, башмачках, отец – высокий, статный, с белыми усами и бакенбардами, Иван Васильевич - доволен, счастлив, добр.
2 часть: полковник – тот же, но меняется цветовая гамма – что-то черное, темное, большое.
6. Завершающий контроль. Выполнение теста.
7. Подведение итогов. РЕФЛЕКСИЯ. Оценка работы учащихся.
8. Домашнее задание 1 урок пересказ
2 урок Сопоставление образов полковника и наказываемого. Заполнение таблицы
Сопоставление Полковника и Ивана Васильевича
Иван Васильевич | Полковник |
На балу | После бала | На балу | После бала |
| | | |
| | | |
3 урок стр. 273-278
Словарь 1. Экзекуция – телесное наказание. 2. Шпицрутены – длинные гибкие прутья. 3. Экзекутор – исполнитель наказания. 4. Дезертирство – самовольный уход из полка. 5. Изувеченный – получивший увечья, т.е. телесные повреждения. 6. Цензура – учреждение, осуществляющее надзор за печатной продукцией. 7. Антитеза – противопоставление явлений, понятий, деталей и пр. 8. Конфликт - отсутствие согласия, столкновение. 9. Императив (нравственный) – нравственный высший закон, принцип, которому необходимо следовать безоговорочно. В Библии он отражен в 10 заповедях. Термин ввел философ И. Кант. 10. Мазурка – популярный в XIX в. оживленный парный танец. 11. Распаляться – приходить в сильное возбуждение. 12. Оскал – отрытый рот, обнажающий зубы. 13. Рекрут – служащий в армии по принудительному призыву.
КЛЮЧ к тесту по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» (8 класс).
12- "5"
11-10 "4"
9-6 "3"
Бланк для ответов. Ф.И.__________________________________________________ класс___________________ вариант________
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
А | | + | + | | | + | | | | | + | + |
Б | + | | | + | | | + | + | + | | | |
В | | | | | + | | | | | + | | |
Бланк для ответов. Ф.И.__________________________________________________ класс___________________ вариант________
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
А | + | + | | | | | | | + | | | |
Б | | | + | | | + | + | | | | | |
В | | | | + | + | | | + | | + | + | + |
Тест по рассказу Л.Н. Толстого «После бала». 1 вариант
Продолжите слова рассказчика Ивана Васильевича: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде… А я думаю, что все дело в ______________.»
А политике; Б случае; В обществе.
Укажите, в какой христианский праздник проводился бал у губернского предводителя:
А Масленица; Б Рождество; В Крещение.
Обозначьте, какие танцы исполнял Иван Васильевич на балах:
А кадриль, вальс, полька, мазурка;
Б танго, фокстрот, пасадобль, сальса;
В полонез, чечетка, галоп, сертаки.
Прочитайте цитату: «Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом подошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары.» Укажите, с кем танцевала Варенька:
А с инженером Анисимовым; Б с отцом; В с Иваном Васильевичем.
Назовите, что подарила Варенька Ивану Васильевичу на память:
А шарф и тросточку; Б веер и цветок; В перышко и перчатку.
Укажите, с кем проживал Иван Васильевич:
А с братом; Б с сестрой; В с отцом.
Обозначьте, свидетелем какого неприятного происшествия стал Иван Васильевич, подходя к дому Вареньки:
А драка между слугами; Б наказание татарина; В ранение лошади.
Прочитайте две цитаты:
«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное … и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах».
«И я видел, как он своей сильной рукой … бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».
Какой художественный прием использован в описании отца Вареньки:
А анафора; Б антитеза; В гипербола.
Какую черту в характере отца Вареньки раскрыл случай с наказанием татарина:
А равнодушие; Б жестокость; В милосердие.
Укажите, какое чувство испытал Иван Васильевич, увидев такое поведение полковника Б.:
А страх; Б ненависть; В стыд.
Назовите причину, по которой Иван Васильевич не поступил на военную службу, как хотел прежде:
А он не понимал поведения полковника и его это мучило;
Б боялся стать излишне жестоким;
В понял, что не сможет руководить людьми.
Обозначьте, почему любовь Ивана Васильевича к Вареньке угасла:
А видя Вареньку, Иван Васильевич вспоминал полковника;
Б Варенька влюбилась в другого человека;
В полковник не одобрял их отношений.
Бланк для ответов. Ф.И.__________________________________________________ класс___________________ вариант________
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
А | | | | | | | | | | | | |
Б | | | | | | | | | | | | |
В | | | | | | | | | | | | |
Тест по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» 2 вариант
1.Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?
а)последовательность излагаемых событий;
б)цикличность излагаемых событий;
в)антитеза.
2.Сколько рассказчиков в произведении?
а)один; б)два; в)несколько.
3.Авторская позиция в рассказе:
а)скрыта; б)выражена в авторском повествовании; в)передана одним из персонажей.
4.С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а)отчуждение; б)возмущение; в)восторг.
5.Какова роль вступления в произведении?
а)показать время и место действия; б)познакомить с участниками событий;
в)познакомить с рассказчиком.
6.Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а)важность судьбы героя после бала; б)особое значение сцены расправы с солдатом;
в)важность утра, следующего за балом.
7.Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
а)на балу полковник надел маску добропорядочности;
б)добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности;
в)искренне верит в необходимость жестокой расправы.
8.Повтором одной и той же стилистической фигуры («…все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась…статная фигура полковника…») автор:
а)воспроизводит унылый свист флейты; б)показывает полковника в новой роли; в)передает ужас совершающегося.
9.Образ полковника:
а)типичен; б)трагичен; в)исключителен.
10.С помощью какой художественной детали Л.Н.Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
а)белые усы и бакенбарды; б)блестящие глаза и радостная улыбка; в) "домодельные" сапоги.
11.Определите тему произведения.
а)повествование о любви Ивана Васильевича; б)рассказ о полковнике; в)показ николаевской России.
12.Определите основную идею рассказа
а)осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;
б)идея личной ответственности человека за происходящее;
в)осуждение деспотизма.
Бланк для ответов. Ф.И.__________________________________________________ класс___________________ вариант________
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
А | | | | | | | | | | | | |
Б | | | | | | | | | | | | |
В | | | | | | | | | | | | |