Дата: __________ ФИ: ___________________________________________ Класс: 7 ________
Лабораторная работа № 2 по теме:
«Определение размеров малых тел».
Цель работы: определить размеры малых тел способом рядов.
Приборы и материалы: линейка, горох, пшено, иголка, фотография атомов золота, учебник.
Ход работы:
1 шаг. Определите толщину одного листа учебника. (см. на доску)
2 шаг. Определите цену деления линейки и абсолютную погрешность измерения длины ряда, равной цене деления линейки.
Ц.д.(линейки) = ________ мм
∆ ℓ = Ц.д.(линейки) = ________ мм
3 шаг. Положите вплотную к линейке несколько (N =10 - 15 штук) горошин в ряд. Измерьте длину ряда (ℓ ) и вычислите размер одной горошины по формуле: d =
d =
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты измерений с учетом абсолютной погрешности записывайте в таблицу № 1.
Важно!!!! Абсолютная погрешность измерения диаметра горошины будет в N раз меньше абсолютной погрешности измерения длины ряда.
∆ d =
=
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица №1
№ | Тело | Количество частиц в ряду, N | Длина ряда (ℓ ± ∆ ℓ ), мм | Результат размера частицы с учетом абсолютной погрешности (d ± ∆ d), мм |
1 | Горох | | | |
2 | Пшено | | | |
3 | Пшено | | | |
4 шаг. Определите способом рядов размер крупинки пшена.
d =
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
∆ d =
=
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5 шаг. Увеличьте количество крупинок пшена в 2 раза и определите диаметр крупинки еще раз.
d =
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
∆ d =
=
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты измерений с учетом абсолютной погрешности записывайте в таблицу № 1.
Напишите вывод о том, как зависит результат измерения размера частицы от количества частиц в ряду.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6 шаг.
Определите способом рядов диаметр молекулы золота по фотографии (рис. 193, стр. 209, увеличение в 5 миллионов раз). Заполните таблицу № 2.
Таблица № 2
Тело | Количество частиц в ряду, N | Длина ряда (ℓ ± ∆ ℓ ), мм | Размер одной частицы, т.е. диаметр частицы |
d = , мм | dистинный , мм |
Молекула на фотографии | | | На фото | Истинный размер |
| |
Напишите формулу истинного размера молекулы и определите его с помощью калькулятора:
d истинный = _______________________________________________________________________________
№ | Критерий | Дескрипторы | Баллы | Баллы (ставит ученик) | Баллы (ставит учитель) |
| Умеет аккуратно оформлять работу | Оформил аккуратно. Все чисто. Без исправлений | 2 | | |
Есть исправления, которые зачеркнуты небрежно. Почерк читаемый | 1 |
Записи не четкие, не разборчивые, небрежные | 0 |
| Умеет определять размер одной частицы и записывать результат измерения с учетом абсолютной погрешности в таблицу № 1 | Определены правильно размеры частиц и правильно записаны результаты измерения с учетом абсолютной погрешности для трех опытов | 3 | | |
Определены правильно только размеры частиц для трех опытов. Результаты измерений с учетом абсолютной погрешности не записаны или записаны с ошибками. Правильно сделаны измерения, расчеты и записи для двух опытов. | 2 |
Правильно сделаны измерения, расчеты и записи для одного опыта | 1 |
Неправильно сделаны расчеты и записи | 0 |
| Умеет находить истинный размер молекулы. Таблица № 2 | Правильно написал формулу и определил истинный размер молекулы | 2 | | |
Правильно определил только размер молекулы на фото | 1 |
Неправильно определил истинный размер | 0 |
| Умеет анализировать результаты и грамотно записывать вывод | Вывод сформулирован грамотно | 1 | | |
Вывод сформулирован неправильно | 0 |
| Умеет рационально распределить время выполнения работы | При выполнении лабораторной работы много отвлекается | - 3 | | |
Полностью погружен в работу, не отвлекается | 3 |
ИТОГО: | max 11 | | |
| | | | Отметка учителя | | |
Критерии оценивания лабораторной работы № 2.
Количество баллов | Оценка | Уровень |
10 - 11 | 5 – «отлично» | Высокий |
8 - 9 | 4 – «хорошо» | Повышенный |
5 - 7 | 3 – «удовлетворительно» | Базовый |
0 - 4 | 2 – «неудовлетворительно» | Низкий |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Суздальцева Н.В. Физика. ЛР 7 класс.