Лабораторная работа № 1
Определение состава семян пшеницы.
Цель: Научиться доказывать опытным путем наличие в семенах неорганических веществ (минеральных солей и воды) и органических веществ (крахмала и белка).
Оборудование: банка с водой, кусок марли, раствор йода, немного пшеничной муки.
Ход работы:
Обнаружение в составе семян неорганических веществ.
Понаблюдайте за действиями учителя при проведении опытов, доказывающих наличие в семенах воды и минеральных солей. После обсуждения заполните две строки таблицы.
Обнаружение в семенах белка.
Заверните в марлю комочек теста из пшеничной муки и промойте его несколько раз в банке с водой, на марле останется вязкая масса, которая называется клейковиной. Рассмотрите ее. Убедитесь в том, что она клейкая, тягучая. Клейковина является одной из разновидностей растительного белка. Заполните строку таблицы.
Обнаружение крахмала.
Капните в воду, в которой промывали тесто, 1-2 капли раствора йода. Обратите внимание на цвет раствора. В присутствии йода крахмал становится темно-синим. Заполните строку таблицы.
Цель | Действия | Наблюдения | Выводы |
Доказать наличие в семенах воды | | | В состав семени входит _________ |
Доказать наличие в семенах минеральных солей | | | В состав семени входит _________ |
Доказать наличие в семенах белка | | | В состав семени входит _________ |
Вывод: В состав семян входят неорганические вещества: _____ и __________________; органические вещества: ______________ и ______________________.
Лабораторная работа № 2
Строение клеток живых организмов.
Цель: Научиться готовить микропрепараты; убедиться в клеточном строении растений и животных; сравнить клетки различных организмов, выявить черты сходства и различия.
Оборудование: микроскоп, набор лабораторного оборудования, лист элодеи, готовые микропрепараты крови лягушки.
Ход работы:
Приготовьте микроскоп к работе.
Приготовьте микропрепарат листа элодеи.
В каплю воды на предметном стекле положите лист элодеи, расправьте его препаровальной иглой.
Рассмотрите препарат под микроскопом. Обратите внимание на форму и цвет клеток.
Зарисуйте одну из клеток. Подпишите рисунок, обозначьте рассмотренные части клеток.
Рассмотрите готовый микропрепарат клеток крови лягушки.
Обратите внимание на цвет и форму клеток.
Зарисуйте 2-3 клетки крови лягушки, подпишите рисунок.
Вывод: Все организмы состоят из _________. Клетки изученных организмов похожи тем, что в каждой из них есть _________________. Это сходство можно объяснить ________________. Клетки листа элодеи и клетки крови лягушки различаются тем, что _____________.
Лабораторная работа № 3
Ткани растительных организмов.
Цель: Научиться распознавать растительные ткани на микропрепаратах, выделять существенные признаки тканей.
Оборудование: микроскоп, набор лабораторного оборудования, лист.
Ход работы:
Приготовьте микроскоп к работе.
Приготовьте микропрепарат кожицы листа.
Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Найдите в нем покровную и основную ткани.
Зарисуйте небольшой фрагмент, подпишите ткани.
Вывод: На рисунке представлены _____________ и ___________ ткани. Признаки _________ ткани: ее клетки ________________________, ткань выполняет __________ функцию.
Признаки _________ ткани: ее клетки ________________________, ткань выполняет __________ функцию.
Лабораторная работа № 4
Ткани животных организмов.
Цель: Научиться распознавать животные ткани на рисунках и микропрепаратах, выявлять отличительные признаки каждого типа ткани.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты тканей животных.
Ход работы:
Рассмотрите изображения тканей. Подпишите их названия.
Рассмотрите микропрепарат.
Определите какая это ткань. По каким признакам вы распознали эту ткань на микропрепарате.
Зарисуйте несколько клеток., рисунок подпишите.
Вывод: По каким признакам можно распознать __________ ткань? ________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 5
Изучение органов цветкового растения.
Цель: Научиться распознавать органы цветкового растения, определять их функции.
Оборудование: гербарий.
Ход работы:
Рассмотрите данное вам растение. Найдите его органы.
Зарисуйте в тетради растение и подпишите его органы.
Заполните таблицу.
Название органа | Функция |
________________________ ________________________ ________________________ | __________________________ __________________________ __________________________ |
Вывод: Орган – это _______________________________.
Органами цветкового растения являются _____________
_________________________________________________
_________________________________________________.
Практическая работа № 1
Распознавание органов у животных.
Цель: Научиться распознавать органы позвоночных животных, изучить строение систем органов животных.
Ход работы:
Рассмотрите рисунок внутреннего строения рыбы. Определите органы, попишите их.
Заполните таблицу.
Название органа | Система органов |
________________________ ________________________ ________________________ | __________________________ __________________________ __________________________ |
Вывод: Орган – это _______________________________.
В организме животного можно выделить следующие системы органов __________________________________
_________________________________________________
_________________________________________________.
Практическая работа № 2
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.
Цель: Рассмотреть перемещение воды и минеральных веществ по стеблю, определить слои стебля.
Ход работы:
Рассмотрите предварительно приготовленный препарат. Какой слой стебля окрасился в цвет чернил?
Сделайте рисунок, подпишите слои стебля.
Вывод: Вода и минеральные вещества перемещаются в стебле по __________________, а органические вещества - по _________________.
Лабораторная работа № 6
Распознавание опорных систем животных.
Цель:. Научиться распознавать типы скелета на рисунках, выявлять отличительные признаки каждого типа скелета.
Ход работы:
Надпишите название типов скелетов у изображенных животных.
Каково значение скелета?
Вывод: Типы скелетов: __________ и __________. Преимущество животных с внутренним скелетом в том, что ____________________________________________.
Преимущество животных с наружным скелетом в том, что ________________________________________________.
Лабораторная работа № 7
Движение инфузории-туфельки.
Цель: Выявить особенности передвижения инфузории-туфельки, учится готовить микропрепараты и наблюдать за живыми объектами под микроскопом.
Оборудование: микроскоп, пипетка, культура инфузории, несколько волокон ваты.
Ход работы:
Приготовьте микропрепарат инфузорий.
На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры инфузорий и положите несколько волокон ваты.
Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.
Обратите внимание на форму тела инфузории. Изменяется ли форма тела при движении?
Установите, где передняя, а где задняя части тела инфузории. Как их можно различить?
Если позволяет увеличение микроскопа, понаблюдайте биение ресничек.
Зарисуйте инфузорию. Отметьте на рисунке органы животного.
Вывод: Инфузория-туфелька движется в воде за счет ______
___________. Форма тела инфузории при движении _______
_______, потому что __________________________________.
Лабораторная работа № 8
Перемещение дождевого червя.
Цель: Провести наблюдения за передвижением дождевого червя, выявить черты его приспособленности к среде обитания.
Оборудование: живой дождевой червь, банка с почвой, лист бумаги, смоченное водой стекло.
Ход работы:
Рассмотреть дождевого червя.
Обратите внимание на форму тела и влажность его кожи. Подумайте, какое это может иметь значение.
Понаблюдайте за движением червя.
Обратите внимание, как при этом меняется толщина его тела на различных участках.
Осторожно проведите пальцем по брюшной стороне червя от заднего конца тела к переднему. Что вы чувствуете?
Положите червя на лист шероховатой бумаги и прислушайтесь к шороху щетинок о бумагу. Перенесите червя на смоченное водой стекло и понаблюдайте за его движениями. Почему червю труднее передвигаться по стеклу?
Понаблюдайте, как червь закапывается в землю.
Для этого поместите его на поверхность почвы и подождите некоторое время. Обратите внимание на то, как будет изменяться толщина тела червя. Чем можно объяснить эти изменения?
После работы не забудьте вымыть руки!
Вывод: Тело дождевого червя покрыто ________ для того, чтобы ________. На теле червя имеются маленькие _____. По скользкой поверхности животное движется с трудом, так как ________________________. Тело червя меняет свою толщину ____________________________________. Дождевой червь ____________ приспособлен для движения в почве.
Практическая работа № 3
Вегетативное размножение комнатных растений.
Цель:. Научиться размножать комнатные растения черенками.
Оборудование: комнатные растения, подготовленная почка и цветочный контейнер.
Ход работы:
Выясните, какие из имеющихся у вас комнатных растений размножаются черенками. Найдите в справочниках по комнатному цветоводству информацию о выбранном растении.
Осторожно срежьте с выбранного растения стеблевой черешок (часть побега с 4-5 листьями). Удалив два нижних листа, поставьте черенок в воду так, чтобы место удаления листьев располагалось в воде.
После образования 4-5 придаточных корней высадите черенок во влажную почву. Накройте растение банкой. Не забывайте периодически поливать высаженное растение.
После укоренения черенка в почве и начала роста побега принесите растение в школу.
Все свои действия заноси в таблицу.
Общие сведения о растении |
Название растения | |
Страна происхождения | |
Температура содержания | |
Полив | |
Освещенность | |
Способы размножения | |
Этапы работы и результаты наблюдений |
Закладка опыта | «___» __________200_г. |
Появление корня | «___» __________200_г. |
Образование корневой системы (4-5 корней длинной до 1 см.) | «___» __________200_г. |
Высадка в почву | «___» __________200_г. |
Появление первого листа | «___» __________200_г. |
Прирост побега составил 1 см. | «___» __________200_г. |
Вывод: На черенке не должно быть много листьев, ______
________________________. Пока черенок не высажен в почву, ему требуется __________ света, поэтому держать его следует _______________. При высадке черенок накрывают стеклянным колпаком для того, чтобы ______
_________________________________________________.
Практическая работа № 4
Прямое и непрямое развитие насекомых.
Цель: Выявить особенности различных типов развития насекомых.
Ход работы:
Рассмотрите рисунок. Какие стадии развития насекомого обозначены цифрами.
Используя рисунки, заполни таблицу.
Самка
Название насекомого | Тип развития | Отличаются ли по внешнему виду взрослые особи от личинок |
_________________ _________________ _________________ | ________________ ________________ ________________ | ________________ ________________ ________________ |
Вывод: Прямое развитие отличается от непрямого ______
_______________________. Преимущества прямого типа развития в том, что _________________________________
Преимущества непрямого типа развития в том, что _____
_________________________________________________.
15