СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лабораторный практикум по биологии. 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное методическое пособие предназначено для проведения лабораторных и практических работ по биологии в 6 класс. Оно содержит речень основных работ, ход исследования, материал для формулирования вывода.

Просмотр содержимого документа
«Лабораторный практикум по биологии. 6 класс»

Лабораторная работа № 1

Определение состава семян пшеницы.

Цель: Научиться доказывать опытным путем наличие в семенах неорганических веществ (минеральных солей и воды) и органических веществ (крахмала и белка).

Оборудование: банка с водой, кусок марли, раствор йода, немного пшеничной муки.

Ход работы:

  1. Обнаружение в составе семян неорганических веществ.

Понаблюдайте за действиями учителя при проведении опытов, доказывающих наличие в семенах воды и минеральных солей. После обсуждения заполните две строки таблицы.

  1. Обнаружение в семенах белка.

Заверните в марлю комочек теста из пшеничной муки и промойте его несколько раз в банке с водой, на марле останется вязкая масса, которая называется клейковиной. Рассмотрите ее. Убедитесь в том, что она клейкая, тягучая. Клейковина является одной из разновидностей растительного белка. Заполните строку таблицы.

  1. Обнаружение крахмала.

Капните в воду, в которой промывали тесто, 1-2 капли раствора йода. Обратите внимание на цвет раствора. В присутствии йода крахмал становится темно-синим. Заполните строку таблицы.


Цель

Действия

Наблюдения

Выводы

Доказать наличие в семенах воды



В состав семени входит _________


Доказать наличие в семенах минеральных солей



В состав семени входит _________


Доказать наличие в семенах белка



В состав семени входит _________



Вывод: В состав семян входят неорганические вещества: _____ и __________________; органические вещества: ______________ и ______________________.

Лабораторная работа № 2

Строение клеток живых организмов.

Цель: Научиться готовить микропрепараты; убедиться в клеточном строении растений и животных; сравнить клетки различных организмов, выявить черты сходства и различия.

Оборудование: микроскоп, набор лабораторного оборудования, лист элодеи, готовые микропрепараты крови лягушки.


Ход работы:

  1. Приготовьте микроскоп к работе.

  2. Приготовьте микропрепарат листа элодеи.

  • В каплю воды на предметном стекле положите лист элодеи, расправьте его препаровальной иглой.

  • Рассмотрите препарат под микроскопом. Обратите внимание на форму и цвет клеток.

  • Зарисуйте одну из клеток. Подпишите рисунок, обозначьте рассмотренные части клеток.

  1. Рассмотрите готовый микропрепарат клеток крови лягушки.

  • Обратите внимание на цвет и форму клеток.

  • Зарисуйте 2-3 клетки крови лягушки, подпишите рисунок.


Вывод: Все организмы состоят из _________. Клетки изученных организмов похожи тем, что в каждой из них есть _________________. Это сходство можно объяснить ________________. Клетки листа элодеи и клетки крови лягушки различаются тем, что _____________.





Лабораторная работа № 3

Ткани растительных организмов.

Цель: Научиться распознавать растительные ткани на микропрепаратах, выделять существенные признаки тканей.

Оборудование: микроскоп, набор лабораторного оборудования, лист.


Ход работы:

  1. Приготовьте микроскоп к работе.

  2. Приготовьте микропрепарат кожицы листа.

  3. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Найдите в нем покровную и основную ткани.

  4. Зарисуйте небольшой фрагмент, подпишите ткани.


Вывод: На рисунке представлены _____________ и ___________ ткани. Признаки _________ ткани: ее клетки ________________________, ткань выполняет __________ функцию.

Признаки _________ ткани: ее клетки ________________________, ткань выполняет __________ функцию.












Лабораторная работа № 4

Ткани животных организмов.

Цель: Научиться распознавать животные ткани на рисунках и микропрепаратах, выявлять отличительные признаки каждого типа ткани.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты тканей животных.

Ход работы:

  1. Рассмотрите изображения тканей. Подпишите их названия.


  1. Рассмотрите микропрепарат.

    • Определите какая это ткань. По каким признакам вы распознали эту ткань на микропрепарате.

    • Зарисуйте несколько клеток., рисунок подпишите.

Вывод: По каким признакам можно распознать __________ ткань? ________________________________________________________________________________________________________



Лабораторная работа № 5

Изучение органов цветкового растения.

Цель: Научиться распознавать органы цветкового растения, определять их функции.

Оборудование: гербарий.


Ход работы:


  1. Рассмотрите данное вам растение. Найдите его органы.

  2. Зарисуйте в тетради растение и подпишите его органы.

  3. Заполните таблицу.


Название органа

Функция

________________________

________________________

________________________


__________________________

__________________________

__________________________


Вывод: Орган – это _______________________________.

Органами цветкового растения являются _____________

_________________________________________________

_________________________________________________.











Практическая работа № 1

Распознавание органов у животных.

Цель: Научиться распознавать органы позвоночных животных, изучить строение систем органов животных.


Ход работы:

  1. Рассмотрите рисунок внутреннего строения рыбы. Определите органы, попишите их.











  1. Заполните таблицу.


Название органа

Система органов

________________________

________________________

________________________


__________________________

__________________________

__________________________


Вывод: Орган – это _______________________________.

В организме животного можно выделить следующие системы органов __________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________.




Практическая работа № 2

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Цель: Рассмотреть перемещение воды и минеральных веществ по стеблю, определить слои стебля.


Ход работы:

  1. Рассмотрите предварительно приготовленный препарат. Какой слой стебля окрасился в цвет чернил?

  2. Сделайте рисунок, подпишите слои стебля.


Вывод: Вода и минеральные вещества перемещаются в стебле по __________________, а органические вещества - по _________________.




















Лабораторная работа № 6

Распознавание опорных систем животных.

Цель:. Научиться распознавать типы скелета на рисунках, выявлять отличительные признаки каждого типа скелета.


Ход работы:

  1. Надпишите название типов скелетов у изображенных животных.



  1. Каково значение скелета?


Вывод: Типы скелетов: __________ и __________. Преимущество животных с внутренним скелетом в том, что ____________________________________________.

Преимущество животных с наружным скелетом в том, что ________________________________________________.




Лабораторная работа № 7

Движение инфузории-туфельки.

Цель: Выявить особенности передвижения инфузории-туфельки, учится готовить микропрепараты и наблюдать за живыми объектами под микроскопом.

Оборудование: микроскоп, пипетка, культура инфузории, несколько волокон ваты.


Ход работы:

  1. Приготовьте микропрепарат инфузорий.

    • На предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры инфузорий и положите несколько волокон ваты.

  2. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.

    • Обратите внимание на форму тела инфузории. Изменяется ли форма тела при движении?

    • Установите, где передняя, а где задняя части тела инфузории. Как их можно различить?

    • Если позволяет увеличение микроскопа, понаблюдайте биение ресничек.

  3. Зарисуйте инфузорию. Отметьте на рисунке органы животного.


Вывод: Инфузория-туфелька движется в воде за счет ______

___________. Форма тела инфузории при движении _______

_______, потому что __________________________________.





Лабораторная работа № 8

Перемещение дождевого червя.

Цель: Провести наблюдения за передвижением дождевого червя, выявить черты его приспособленности к среде обитания.

Оборудование: живой дождевой червь, банка с почвой, лист бумаги, смоченное водой стекло.


Ход работы:

  1. Рассмотреть дождевого червя.

    • Обратите внимание на форму тела и влажность его кожи. Подумайте, какое это может иметь значение.

  2. Понаблюдайте за движением червя.

  • Обратите внимание, как при этом меняется толщина его тела на различных участках.

  • Осторожно проведите пальцем по брюшной стороне червя от заднего конца тела к переднему. Что вы чувствуете?

  • Положите червя на лист шероховатой бумаги и прислушайтесь к шороху щетинок о бумагу. Перенесите червя на смоченное водой стекло и понаблюдайте за его движениями. Почему червю труднее передвигаться по стеклу?

  1. Понаблюдайте, как червь закапывается в землю.

  • Для этого поместите его на поверхность почвы и подождите некоторое время. Обратите внимание на то, как будет изменяться толщина тела червя. Чем можно объяснить эти изменения?

  1. После работы не забудьте вымыть руки!


Вывод: Тело дождевого червя покрыто ________ для того, чтобы ________. На теле червя имеются маленькие _____. По скользкой поверхности животное движется с трудом, так как ________________________. Тело червя меняет свою толщину ____________________________________. Дождевой червь ____________ приспособлен для движения в почве.

Практическая работа № 3

Вегетативное размножение комнатных растений.

Цель:. Научиться размножать комнатные растения черенками.

Оборудование: комнатные растения, подготовленная почка и цветочный контейнер.

Ход работы:

  1. Выясните, какие из имеющихся у вас комнатных растений размножаются черенками. Найдите в справочниках по комнатному цветоводству информацию о выбранном растении.

  2. Осторожно срежьте с выбранного растения стеблевой черешок (часть побега с 4-5 листьями). Удалив два нижних листа, поставьте черенок в воду так, чтобы место удаления листьев располагалось в воде.

  3. После образования 4-5 придаточных корней высадите черенок во влажную почву. Накройте растение банкой. Не забывайте периодически поливать высаженное растение.

  4. После укоренения черенка в почве и начала роста побега принесите растение в школу.

  5. Все свои действия заноси в таблицу.


Общие сведения о растении

Название растения


Страна происхождения


Температура содержания


Полив


Освещенность


Способы размножения


Этапы работы и результаты наблюдений

Закладка опыта

«___» __________200_г.

Появление корня

«___» __________200_г.

Образование корневой системы (4-5 корней длинной до 1 см.)

«___» __________200_г.

Высадка в почву

«___» __________200_г.

Появление первого листа

«___» __________200_г.

Прирост побега составил 1 см.

«___» __________200_г.


Вывод: На черенке не должно быть много листьев, ______

________________________. Пока черенок не высажен в почву, ему требуется __________ света, поэтому держать его следует _______________. При высадке черенок накрывают стеклянным колпаком для того, чтобы ______

_________________________________________________.





























Практическая работа № 4

Прямое и непрямое развитие насекомых.

Цель: Выявить особенности различных типов развития насекомых.



Ход работы:

  1. Рассмотрите рисунок. Какие стадии развития насекомого обозначены цифрами.

  2. Используя рисунки, заполни таблицу.




Самка










Название насекомого

Тип развития

Отличаются ли по внешнему виду взрослые особи от личинок

_________________

_________________

_________________

________________

________________

________________

________________

________________

________________



Вывод: Прямое развитие отличается от непрямого ______

_______________________. Преимущества прямого типа развития в том, что _________________________________

Преимущества непрямого типа развития в том, что _____

_________________________________________________.

15