СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лексика(повторение).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лексика(повторение).»

 Лексика и фразеология. Повторение за курс 5 – 6 класса  Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ «Гимназия№5» г.Тырныауза Макаренко Г.В.

Лексика и фразеология.

Повторение за курс 5 – 6 класса

Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ «Гимназия№5» г.Тырныауза Макаренко Г.В.

Цель 1. Повторить сведения о лексике русского языка: синонимы, антонимы, омонимы; устаревшие слова и неологизмы. 2. Повторить фразеологизмы русского языка и их употребление в речи.

Цель

1. Повторить сведения о лексике русского языка:

  • синонимы, антонимы, омонимы;
  • устаревшие слова и неологизмы.

2. Повторить фразеологизмы русского языка и их употребление в речи.

Одним словом Запишите ответы одним словом. Какие языки возникли из древнерусского языка?  Как называются языки польский, чешский, словацкий и лужицкий?  Как называются языки болгарский, сербский, хорватский, словенский, македонский? Восточнославянские Западнославянские Южнославянские

Одним словом

  • Запишите ответы одним словом.
  • Какие языки возникли из древнерусского языка?
  • Как называются языки польский, чешский, словацкий и лужицкий?
  • Как называются языки болгарский, сербский, хорватский, словенский, македонский?

Восточнославянские

Западнославянские

Южнославянские

Повторим лексику Запишите диалог. - Кто вы? - Мы лисички. Дружные сестрички. Ну а вы-то кто же? - Мы лисички тоже. - Как с одной-то лапкой? - Нет еще со шляпкой.  А. Шибаев О каком лексическом явлении идет речь в стихотворении?

Повторим лексику

  • Запишите диалог.

- Кто вы?

- Мы лисички.

Дружные сестрички.

Ну а вы-то кто же?

- Мы лисички тоже.

- Как с одной-то лапкой?

- Нет еще со шляпкой.

А. Шибаев

  • О каком лексическом явлении идет речь в стихотворении?

Повторим лексику Как называются такие слова?  Гранат – южное дерево, а также крупный плод кисло-сладкого вкуса.   Гранат – драгоценный камень, преимущественно темно красного цвета.

Повторим лексику

  • Как называются такие слова?

  • Гранат – южное дерево, а также крупный плод кисло-сладкого вкуса.
  • Гранат – драгоценный камень, преимущественно темно красного цвета.
Повторим лексику Замените повторяющиеся слова синонимами. Трудно учиться в таких трудных условиях. Нападающие нападают смело, решительно. Это выдающийся человек, у него выдающаяся память и выдающиеся способности. Сложных Играют Незаурядный, редкие

Повторим лексику

  • Замените повторяющиеся слова синонимами.
  • Трудно учиться в таких трудных условиях.
  • Нападающие нападают смело, решительно.
  • Это выдающийся человек, у него выдающаяся память и выдающиеся способности.

Сложных

Играют

Незаурядный, редкие

Повторим лексику Среди данных слов найдите антонимы и запишите их.   Активный, деятельный, радость, веселье, богатство, бедность, шумный, бесшумный, редкий, уникальный, узкий, широкий.

Повторим лексику

  • Среди данных слов найдите антонимы и запишите их.

Активный, деятельный, радость, веселье, богатство, бедность, шумный, бесшумный, редкий, уникальный, узкий, широкий.

Повторим лексику В данном тексте укажите заимствованные слова. Выпишите их.  А из Англии футбол  Прямо в бутсах к нам пришел,  Вслед за ним пришел хоккей,  А до этого жокей,  Теннис, яхта, бокс, рекорд,  Чемпион, тайм-аут, спорт.  Я.Козловский

Повторим лексику

  • В данном тексте укажите заимствованные слова.
  • Выпишите их.

А из Англии футбол

Прямо в бутсах к нам пришел,

Вслед за ним пришел хоккей,

А до этого жокей,

Теннис, яхта, бокс, рекорд,

Чемпион, тайм-аут, спорт.

Я.Козловский

Повторим лексику Какие два вида устаревших слов и два вида неологизмов вам известны? Прочитайте строки стихотворения С.Есенина, подумайте над ними:  Пахнет рыхлыми драчёнами ,  У порога в дёжке квас…   Старый кот к махотке крадется  На парное молоко. Как называются выделенные слова?  Драчёна – яичница, сбитая с мукой и молоком. Дёжка – кадушка для замеса теста.  Махотка – маленький глиняный горшочек, крынка.

Повторим лексику

  • Какие два вида устаревших слов и два вида неологизмов вам известны?
  • Прочитайте строки стихотворения С.Есенина, подумайте над ними:

Пахнет рыхлыми драчёнами ,

У порога в дёжке квас…

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

  • Как называются выделенные слова?

Драчёна – яичница, сбитая с мукой и молоком.

Дёжка – кадушка для замеса теста.

Махотка – маленький глиняный горшочек, крынка.

Повторим фразеологию Объясните значение оборотов. Откуда они пришли в нашу речь и как называются? Работать спустя рукава Бежать сломя голову Нить Ариадны Прокрустово ложе Путеводная звезда Перейти Рубикон Дамоклов меч

Повторим фразеологию

  • Объясните значение оборотов.
  • Откуда они пришли в нашу речь и как называются?
  • Работать спустя рукава
  • Бежать сломя голову
  • Нить Ариадны
  • Прокрустово ложе
  • Путеводная звезда
  • Перейти Рубикон
  • Дамоклов меч