Просмотр содержимого документа
«Лексика(повторение).»
Лексика и фразеология.
Повторение за курс 5 – 6 класса
Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ «Гимназия№5» г.Тырныауза Макаренко Г.В.
Цель
1. Повторить сведения о лексике русского языка:
- синонимы, антонимы, омонимы;
- устаревшие слова и неологизмы.
2. Повторить фразеологизмы русского языка и их употребление в речи.
Одним словом
- Запишите ответы одним словом.
- Какие языки возникли из древнерусского языка?
- Как называются языки польский, чешский, словацкий и лужицкий?
- Как называются языки болгарский, сербский, хорватский, словенский, македонский?
Восточнославянские
Западнославянские
Южнославянские
Повторим лексику
- Кто вы?
- Мы лисички.
Дружные сестрички.
Ну а вы-то кто же?
- Мы лисички тоже.
- Как с одной-то лапкой?
- Нет еще со шляпкой.
А. Шибаев
- О каком лексическом явлении идет речь в стихотворении?
Повторим лексику
- Как называются такие слова?
- Гранат – южное дерево, а также крупный плод кисло-сладкого вкуса.
- Гранат – драгоценный камень, преимущественно темно красного цвета.
Повторим лексику
- Замените повторяющиеся слова синонимами.
- Трудно учиться в таких трудных условиях.
- Нападающие нападают смело, решительно.
- Это выдающийся человек, у него выдающаяся память и выдающиеся способности.
Сложных
Играют
Незаурядный, редкие
Повторим лексику
- Среди данных слов найдите антонимы и запишите их.
Активный, деятельный, радость, веселье, богатство, бедность, шумный, бесшумный, редкий, уникальный, узкий, широкий.
Повторим лексику
- В данном тексте укажите заимствованные слова.
- Выпишите их.
А из Англии футбол
Прямо в бутсах к нам пришел,
Вслед за ним пришел хоккей,
А до этого жокей,
Теннис, яхта, бокс, рекорд,
Чемпион, тайм-аут, спорт.
Я.Козловский
Повторим лексику
- Какие два вида устаревших слов и два вида неологизмов вам известны?
- Прочитайте строки стихотворения С.Есенина, подумайте над ними:
Пахнет рыхлыми драчёнами ,
У порога в дёжке квас…
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
- Как называются выделенные слова?
Драчёна – яичница, сбитая с мукой и молоком.
Дёжка – кадушка для замеса теста.
Махотка – маленький глиняный горшочек, крынка.
Повторим фразеологию
- Объясните значение оборотов.
- Откуда они пришли в нашу речь и как называются?
- Работать спустя рукава
- Бежать сломя голову
- Нить Ариадны
- Прокрустово ложе
- Путеводная звезда
- Перейти Рубикон
- Дамоклов меч