СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Леонардо да Винчи

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для оформление стенда по итогам студенческой конференции

Просмотр содержимого документа
«Леонардо да Винчи»

Леонардо

да Винчи

(1452-1419)











Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci) — итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».

Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Позднее отец второй раз женился и забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах.

В юношеском возрасте Леонардо начал демонстрировать незаурядный талант художника. Отец отправляет его во Флоренцию, в мастерскую А. Верроккьо.

Вскоре да Винчи становится известным художником в Италии, пишет портреты. Обладая литературным талантом, Леонардо да Винчи пишет заметки, размышления о живописи, науках, внутренней сущности вещей. К сожалению, эти труды не увидел свет при жизни мастера. Будучи великим изобретателем, Леонардо да Винчи стал автором и создателем колесцового замка для пистолета – единственного изобретения, получившее прижизненное признание заслуг мастера.









 

В конце 1502 года Леонардо да Винчи принят на службу в качестве военного инженера и архитектора. Леонардо составлял планы крепостей, советовал инженерам, как усовершенствовать оборонные системы.

Последние годы жизни Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе.



По свидетельству самого Леонардо, он заполнил анатомическими рисунками 120 альбомов. До нашего времени дошла лишь малая часть его анатомических записей и рисунков в виде отдельных листов (не более 200 листов).

Он первым в истории науки предположил, что крестец состоит из пяти, а не из трех позвонков. Подсчитал, что в стопе имеется 25 костей и первый правильно нарисовал суставные поверхности костей.



В числе увлечений Леонардо были даже кулинария и искусство сервировки. В Милане на протяжении 13-ти лет он был распорядителем придворных пиров. Он изобрёл несколько кулинарных приспособлений, облегчающих труд поваров. Оригинальное блюдо «от Леонардо» — тонко нарезанное тушёное мясо, с уложенными сверху овощами, — пользовалось большой популярностью на придворных пирах.



Леонардо да Винчи интересовался той областью биологии, которую сейчас мы отнесли бы к физиологии: «причины и принципы проявления дыхания, кашля, зевоты, чихания, рвоты и другие. Он увидел в работе мускулов действие принципов механики и закона движения рычага, а кровообращение пробовал объяснить правилами гидродинамики. Дополняя свои эксперименты «имитационными моделями», он попытался воссоздать функции отдельных органов во всех деталях.

Анатомические работы, выполненные Леонардо, опережали свое время, но широко стали известны гораздо позже.









Искусство для Леонардо было средством познания мира, познания человека. Он считал природу наставницей и в своём творчестве исходил их конкретной действительности, отталкивался от неё. Он постоянно экспериментировал с красками, стремясь раскрыть таящиеся в них возможности в передаче света и тени, живописных нюансов, почти незаметных переходов тона в тон. Огромное значение для всего его творчества и всей последующей живописи имело сделанное им открытие неустойчивости, изменчивости, текучести видимого мира и способа передачи её в картине.





Он зарисовывает лица, которые понравились ему, пейзажи, растения, фигуры животных, он без усталости делает самые подробные этюды драпировок, добиваясь максимальной рельефности в передаче складок.









Самые известные картины Леонардо да Винчи:

«Мона Лиза (Джоконда)» - 1503 г.,

«Мадонна в гроте», «Крещение Христа» - 1472 г.

«Мадонна Бенуа» - 1478 г.,

«Мадонна Дрейфус» - 1470-1475 гг.,

«Мадонна Лита» - 1480 г.,

«Дама с горностаем. Портрет Чечилии Галлерани» - 1490 г.,

«Тайная вечеря» - 1495-1498 гг.,

«Благовещение» - 1497 г.,

«Портрет музыканта», «Мадонна с веретеном»-1501 г.,

«Святая Анна с Марией и младенцем Христом» - 1510 г.,

«Леда с лебедем» - 1515.,

«Иоанн Креститель» - 1515-1516 гг.

«Тайная вечеря»







Мона Лиза (Джоконда) самое известное из его живописных творений – это воплощение женской красоты и женской же загадки. Так до конца никто и не смог разгадать загадочный взгляд Джоконды, её улыбку. Вокруг этого полотна роятся столько мистификаций, волнений и просто сплетен, сколько не удостаивалось ни одно другое полотно мира. Его картины подражают духу времени, настроениям эпохи Возрождения: «Тайная вечеря». Несмотря на свою гениальность и неповторимость, человеческие принципы и идеалы всё же не обходят и его.







Самые известные картины Леонардо да Винчи:

«Мона Лиза (Джоконда)» - 1503 г.,

«Мадонна в гроте», «Крещение Христа» - 1472 г.

«Мадонна Бенуа» - 1478 г.,

«Мадонна Дрейфус» - 1470-1475 гг.,

«Мадонна Лита» - 1480 г.,

«Дама с горностаем. Портрет Чечилии Галлерани» - 1490 г.,

«Тайная вечеря» - 1495-1498 гг.,

«Благовещение» - 1497 г.,

«Портрет музыканта», «Мадонна с веретеном»-1501 г.,

«Святая Анна с Марией и младенцем Христом» - 1510 г.,

«Леда с лебедем» - 1515.,

«Иоанн Креститель» - 1515-1516 гг.

Золотое сечение это универсальное проявление структурной гармонии.

Наиболее емкое определение золотого сечения гласит, что меньшая часть относится к большей, как большая ко всему целому. Приблизительная его величина – 1,6180339887. В округленном процентном значении пропорции частей целого будут соотноситься как 62% на 38%. Это можно математически выразить числами Фибоначчи: 1, 2, 3, 5, 8, 16…

Золотое сечение можно без труда обнаружить в природе: соотношение хвоста и тела ящерицы, расстояния между листьями на ветке, форма яйца, узоры паутины и строение ДНК.

Золотая пропорция применяется художниками и для изображения лица взрослого человека. В таких картинах лицо гармонично и привлекательно.

«Витрувианский человек» - рисунок Леонардо, на котором изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Это и есть зашифрованное ученым золотое сечение.

Л. Винчи провел исследование пропорций человеческого тела, показав, как главные его части тоже подчинены правилу золотого сечения. Проверь, верно ли, что:

длина 4х пальцев = длине ладони

длина 4х ладоней = 1 стопе

длина вытянутых рук = росту

наибольшая ширина плеч = 1/8 роста.



















П ервые упоминания о многогранниках известны еще за три тысячи лет до нашей эры в Египте и Вавилоне. Достаточно вспомнить знаменитые египетские пирамиды и самую известную из них – пирамиду Хеопса. 

Леонардо выполнил 59 иллюстраций различных многогранников, используя впервые метод жестких ребер. Строго говоря, грани не изображаются вовсе, они существуют только в нашем воображении. Зато ребра многогранника изображены не геометрическими линиями (которые, как известно, не имеют ни ширины, ни толщины), а жесткими трехмерными сегментами. Эта техника впоследствии многократно использовалась художниками, скульпторами и учеными.















































































Как ученый и инженер Леонардо обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее "раем математических наук" и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой.



В дневниках Леонардо да Винчи можно было увидеть и чертежи первой счётной машины, которые получили название - «Мадридский кодекс», а также механическое подобие человека – робота.



Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта. Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже спустя века после его рождения.



































Среди записей Леонардо да Винчи, которые дошли до наших дней, есть притчи и афоризмы, которые остаются актуальными и сегодня.

Сочиненные им притчи и сказки принесли ему при жизни не меньшую известность, чем картины. Он был желанным гостем и интереснейшим собеседником, как для простолюдинов, так и для знати.

При жизни Леонардо не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни не оставлял мысли об издании своих трудов.





Мужественная отвага Леонардо и его стойкость перед лицом житейских невзгод может послужить чрезвычайно вдохновляющим примером для каждого из нас. Он подкреплял свою волю к работе с помощью позитивных утверждений, записывая их себе в книжку.

Вот лишь некоторые образцы этого рода: «Я ни на миг не перестаю пахать свою борозду»

«Никакие препятствия не в силах меня сломить»

«Твердостью можно одолеть любые преграды»

«Я буду продолжать свой труд во что бы то ни стало»

«Я никогда не устану приносить пользу».



Леонардо да Винчи был одним из величайших людей. Он вызывал удивление уже у современников, однако представлялся и им, как и нам, еще до сих пор, загадочным. Всесторонний гений, "которого очертания можно только предчувствовать, но никогда не познать. Он был высок, строен, прекрасен лицом и необыкновенной физической силы, обворожителен в обращении с людьми, хороший оратор, веселый и приветливый. Он и в предметах, его окружающих, любил красоту, носил с удовольствием блестящие одежды и ценил утонченные удовольствия.





Великий ученый любил придумывать загадки-пророчества.

Попробуйте и вы отгадать.

1. Вещь, которая тем больше будет расти, чем больше у нее будут отнимать.

2.Можно будет увидеть формы и фигуры людей и животных, которые будут следовать за этими животными и людьми, куда они ни побегут.

3.Люди будут ходит и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет; будут слышать того, кто не говорит.

4.Будет великое множество тех, кто, забыв о своем бытие и имени, будут лежать на останках других мертвецов.



(Ответы: яма, тени, сон,

подушка на птичьих перьях)









Ученья корень горек, да плод сладок















Полюбить можно лишь то, что знаешь





Где умирает надежда, там возникает пустота





Кто не ценит жизни, тот недостоин ее











Вино мстит пьянице



Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха.

т пустота.



Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе