Савицкая Людмила Владимировна
МБДОУ детский сад №1 г. Сычевки
«Лэпбук» его использование в обучении дошкольников финансовой грамотности»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
В раннем дошкольном возрасте финансовая сторона жизни затрагивается в детских сюжетно-ролевых играх: все дети играют в магазин, кафе, парикмахерскую то есть примеряют на себя роли продавца и покупателя.
С миром экономики дети знакомятся в старшем дошкольном возрасте. На занятиях по познанию окружающего мира ребята получают элементарные понятия о потребностях, доходах и расходах семьи, товарах и услугах, узнают, что представляют собой деньги, реклама.
Задача педагогов — преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме. Для этой цели можно использовать технологию «лэпбук».
Это сравнительно новое средство обучения, пришедшее к нам из зарубежной педагогики.
Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях
Эта, впервые созданная американцами технология, была переработана под наш менталитет Татьяной Пироженко, которая является автором популярного блога детских книг для развития детей "Это интересно!", нескольких обучающих пособий компании «Умница».
Татьяна Пироженко, являясь автором адаптированной технологии лэпбуки в нашей стране, дает следующее определение термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук — это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал».
Размер готового лэпбука стандартный де-факто по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.
Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать, рисовать и выполнять задания в нем. Лэпбук состоит из папки формата А3, в которую вклеиваются кармашки, мини-книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества информации.
Чтобы сделать папку, можно распечатать готовые шаблоны, использовать папки для накопления бумаг, сделать самим из картона или ватмана.
Лэпбуки могут быть разнообразной формы:
• стандартная книжка с двумя разворотами
• папка с 3-5 разворотами
• книжка-гармошка
• фигурная папка.
Вариативность лэпбуков позволяет в процессе их создания применять различные варианты решений и подручные материалы:
• стандартные кармашки
• обычные и фигурные конверты
• кармашки-гармошки
• кармашки-книжки
• окошки и дверцы
• вращающиеся детали
• высовывающиеся детали
• карточки
Кармашки лэпбука по финансовой грамотности могут напоминать о его тематике — представлять собой кошельки, корзинки (как в супермаркете).
После изготовления, для лэпбука нужно придумать яркое название. Можно предложить следующие названия:
«Юные экономисты»;
«Играем в экономику»;
«Первые уроки царицы Экономики»;
«Игротека Рублика»;
«Школа гнома Эконома»;
«Экономград».
К процессу создания лэпбука педагогу следует обязательно привлекать своих обучающихся: ребята могут вырезать карточки, конверты (по простым шаблонам), приклеивать элементы к пособию.
К сбору информации для лепбука можно привлечь и родителей. В таком случае при сборе информации и оформлении лэпбука происходит взаимодействие: педагог-ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель. Это отличный метод создания единого образовательного пространства между учебным учреждением и родителями.
Информационное наполнение лэпбука по экономике может включать в себя разнообразные блоки:
История возникновения денег. Сведения об истории появления денег должны быть краткими, но интересными, обязательно с картинками
Деньги России. В лэпбук можно поместить и монеты (также современные и советские). В конвертах находятся деньги России, СССР; в пластиковых кармашках помещены монеты.
Валюта других государств. В подборку включаются некоторые соседи России, несколько стран Европы, Китай, Япония, США. Лучше всего эту информацию представить в виде альбома или книжечки-раскладушки: на каждом развороте будет валюта страны и её краткое описание.
Реклама. Это краткие теоретические сведения, а также фотографии видов рекламы (на телевидении, в интернете, уличные баннеры, на досках объявлений, листовки и пр.).
Банки России
Информацию можно дать в виде мини-плаката или набора карточек
Сведения о том, где можно хранить деньги. На бумажных элементах написать, где можно хранить свои деньги (от сундука до банка)
Семейный бюджет (таблица или карточки доходов и расходов семьи).
Труд, профессии. Сведения о том, что в процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Картинки «Профессии»
Дидактические игры по теме, например, «Найди купюру страны», «Услуги и товары», «Придумай рекламу», «Что можно и нельзя купить», пазлы «Денежные купюры» и пр.).
Загадки на экономическую тему.
Пословицы о труде.
Сказки, в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, последовательный процесс производства и пр.). Например, это «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Кот в сапогах», «Лисичка со скалочкой», «Колосок», «Каша из топора», «Бобовое зёрнышко».
Конечно, в лэпбуке не нужно приводить весь текст сказок или помещать книжки — достаточно будет узнаваемых картинок (по ним можно беседовать с детьми). Например, картинка, мужик отдаёт лисе курочку (иллюстрация к сказке «Лисичка со скалочкой») В сказке хитрая лиса, начав со скалочки, произвела ряд обменов, выгодных для неё.
Рассказы для детей Петра Кошеля по финансовой грамотности (например, «Что такое деньги», «Первые деньги», «Монеты раньше и теперь», «Что такое банк» и пр.)
Игры-пазлы, направленные на развитие познавательных интересов по финансовой теме.
Раскраски по направлению финансовой деятельности
Все материалы лэпбука соответствуют финансовой теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Данное пособие можно использовать как элемент непосредственно образовательной деятельности, так и для самостоятельного пользования детьми в подгруппах и индивидуально.
Значимость и преимущества технологии «Лэпбук»:
• активизирует у детей интерес к познавательной деятельности
• позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте)
• развивает креативность, творческое мышление, мелкую моторику, речь
• помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым
• помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуален)
• позволяет сохранить собранный материал
• объединяет педагогов, детей и родителей
• способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования
• способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми
• обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми
• способствует творческой самореализации педагога
Таким образом, лэпбук – это средство обучения. Он рассказывает о потребностях человека, о роли труда в жизни общества, о природных и трудовых ресурсах, профессиях. Пособие поможет ребенку ориентироваться в современном сложном мире, обогатить его представления, речь и словарный запас. В лэпбуке собран материал, который поможет лучше понять и запомнить материал по финансовой грамотности. От постоянного контакта с книгой ребенок усваивает материал очень хорошо и без всяких усилий. Причем, без усилий, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога – все происходит само-собой.
3