СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лэпбук и буктрейлер – новые формы представления проекта

Нажмите, чтобы узнать подробности

новые и интересные формы представления проекта

Просмотр содержимого документа
«Лэпбук и буктрейлер – новые формы представления проекта»

Лэпбук и буктрейлер – новые формы представления проекта

Ригина Лариса Анатольевна,

учитель начальных классов

БОУ г. Омска «СОШ №142»



В настоящее время всё более актуальным становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В связи с этим проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса.

  В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью, т.к. возможность заниматься проектами уже заложена в самой программе по всем дисциплинам. Проект является итогом работы по определённой теме, помогает обобщить и систематизировать материал.

Так, например, в 1 классе запланированы следующие проекты: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Украшаем класс к Новому году», «Речной флот», «Математика вокруг нас. Числа в поговорках, пословицах и загадках».

           2 класс: «Красная Книга или возьмем под защиту», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Города России», «Страны мира». «Сказки, загадки, небылицы», «Мой детский журнал», «Узоры и орнамент на посуде».

          3 класс: «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». «Тайна имени», «Математические сказки».

4 класс: «Разнообразие природы России», «Путешествие по реке времени». «Составляем орфографический словарь».

Для работы над проектами во внеурочной деятельности можно использовать рабочие тетради «Создаю проект». Они разработаны для всей начальной школы. Тетради включают в себя систему развивающих заданий для организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе и знакомят младших школьников с подходами к решению творческих задач, с основами самостоятельного поиска и переработки информации, планирования своих действий, способствуют развитию навыков конструктивного общения в процессе совместной работы над проектом.

Тетрадь состоит из двух частей. В первой части содержатся задания, направленные на развитие умений анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, высказывать предположения, составлять рассказ и т.д.

Во второй части пособия предлагается выполнить проекты по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.

Таким образом, мы видим, что проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению обучающихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ребёнок сам формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

Делюсь опытом своей работы. Во втором классе по программе литературного чтения запланирован проект, связанный с библиотекой. Темы:

«О чем может рассказать школьная библиотека»

«Почему нам интересно ходить в библиотеку»

Важно отметить, что тему ребёнок выбирает самостоятельно.

На этапе погружения в проект ещё в конце 1 класса ребята совершили экскурсию в библиотеку им. А.С. Пушкина. Увидели каталог, узнали, как искать книгу по каталогу, посетили читальные залы, познакомились с самой старой книгой. Самое интересное было для детей – пневмопатрон и хранилища книг. Ребята узнали, почему в хранилищах очень узкие оконца. И что у каждого издания есть шифр. Без шифра книгу не найти.

В начале второго учебного года они посетили библиотеку им. А.П.Чехова, ближайшую к школе. Смогли увидеть разницу между двумя библиотеками. Но главное – везде можно найти нужную тебе книгу или информацию из журналов. Было очень радостно, когда многие дети говорили, что они записаны в эту библиотеку.

Ну и, конечно же, посетили нашу школьную библиотеку. Познакомились с медиатекой. С интересом слушали библиотекаря о работе нашего школьного хранилища книг и учебников. На уроке чтения дети обсуждали пословицы о книге. Решили эти пословицы включить в проект.

Выбор формы работы над проектом.

Учащиеся самостоятельно выбирают, как они будут работать над проектом: индивидуально, в парах или группой.

Следующий этап - выбор формы представления проекта.

На родительском собрании я продемонстрировала родителям образцы форм представления проекта. Это может быть газета, презентация, буклет, книга, лэпбук. Лэпбук это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. В дословном переводе с английского "Лэпбук" (lapbook) значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Лэпбук - тематическая интерактивная папка, то есть самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать и складывать по своему усмотрению, таким образом, в игровой форме запоминает или закрепляет пройденный материал.

Работа над проектом. 1 кл. –дома.

(2,3,4 класс – в классе, частично дома).

Этап представления результатов проекта.

В классе ребята представляют свой проект, описывают его.

Делятся впечатлениями от работы, что было интересно, с какими трудностями столкнулись. В 4 кл урок – проект проходит полностью самостоятельно.

Дети организовывают своё выступление по очереди.

Со 2 класса, работая над проектом, дети снова выбирают форму представления проекта – лэпбук. Делаю вывод: лэпбук интересен детям не только детсадовского возраста, но и для учеников начальной школы. Работа по составлению лэпбука позволяет систематизировать, классифицировать материал, применять его в игре, викторинах, кроссвордах.





Формирует такие познавательные УУД как :

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- моделирование;

Во внеурочной деятельности обучающимися был изготовлен лэпбук по теме «Дети – герои Великой Отечественной войны». Но использован был материал не только о детях, были кармашки «Ордена и медали», «Военная техника», «Танки», «Самолёты», «Генералы», «Памятники», «Пословицы», «Военные песни», «Корабли», и мн. др.

Ещё одна из форм представления проекта – буктрейлер.

В 2019 году мы с детьми участвовали в Седьмом Белозёровском фестивале г. Омска. Одна из номинаций - создание буктрейлера. А что это такое?

Буктрейлер (англ. Booktrailer – «book» - книга, «trailer» - киноафиша) —короткий видеоролик, созданный по мотивам книги; видео аннотации книг.

В нашу жизнь достаточно давно вошло такое понятие как трейлер художественного фильма. Мы изучили возможности буктрейлера . Это небольшой рекламный ролик, основная цель которого – заинтересовать читателя, побудить его к прочтению книги. Создали групповой буктрейлер «Читайте Белозёрова!» Поняли, что так можно представить ещё один проект по предмету «Литературное чтение на родном языке». Главное задача такого проекта - зацепить внимание потенциального читателя и побудить школьника к чтению произведения. Он ставит вопросы, ответы на которые учащийся может найти, прочитав произведение. Взбудоражить воображение, эмоции, чувства, разбудить желание узнать, а как там дальше – вот задача буктрейлера. Ведь нечитающие дети – это бедствие современности.

Таким образом, я пришла к выводу, что буктрейлер – один из эффективных способов формирования читательского интереса. Дети будут читать, если их заинтересовать, они будут творить, изобретать, если им показать, как это делать, заразить их идеей. Буктрейлер - это замечательный метод выражения признательности книге и автору, который доступен почти любому читателю, у кого есть компьютер, фотоаппарат или видеокамера и немного свободного времени.

На лето я выдаю список для чтения. И представить свой читательский дневник предложила в любой форме. Многие из учеников представили буктрейлер и лэпбук. Очень отрадно видеть, что я смогла увлечь и заинтересовать детей. Теперь все детские работы храню в папке, чтобы были обрацзы для следующих поколений обучающихся. Эти формы представления изученного материала дети стали применять и на уроках. Сказку А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» представили в форме лэпбука. Характеристику героев оформили в форме синквейна: Елисей

Верный, настойчивый

Ищет, находит, оживляет

И с невестою своей обвенчался Елисей

Королевич





И так охарактеризовали всех героев, использовали пословицы и поговорки, фото костюмов одежды того времени, пазлы и кроссворды, викторины.

Будем применять эти формы представления проекта и дальше. Искать другие интересные детям формы представления своего творчества.