Пояснительная записка
Авраменко Надежда Владимировна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополёк»
Номинация: методическое пособие по изучению родного края.
Возраст детей: старшая, подготовительная к школе группа.
Лэпбук по ознакомлению с родным краем
Лэпбук предназначен для детей старшей и подготовительной к школе группы. Лэпбук можно применять, как в подгрупповых занятиях, так и в индивидуальных. В лэпбуке предусмотрены задания, как для совместной игры и занятий со взрослым, так и для самостоятельной деятельности детей. Работа с лэпбуком позволяет разнообразить занятия и повысить познавательный интерес у детей.
Цель: развитие познавательного интереса у детей по изучению родного края.
Задачи:
формировать у детей представления о родном крае, его символике и достопримечательностях;
познакомить детей с растительным и животным миром Бурятии;
познакомить с фольклором, прикладным искусством бурятского народа;
воспитывать любовь и уважение к родному краю.
Информационное наполнение лепбука
Лэпбук представляет собой книжку-раскладушку, на лицевой стороне которой изображена карта Республики Бурятия.
Описание страниц
1страница содержит: фотографию главы Республики Бурятия, герб Республики Бурятия, герб Селенгинского района, гимн Республики Бурятия.
Цель: воспитание патриотизма и гражданственности, чувства гордости за свою малую родину.
Задачи: формировать у детей представление о символах родного края; расширять представления и знания о родном крае.
Дидактическая игра «Собери флаг Республики Бурятия»
Материал: заламинированные полосы синего, желтого и белого цвета на липучках.
Цель: способствовать закреплению знания флага своего региона, закрепить основные цвета флага и что они обозначают.
На 2-3 страницах расположена игра-ходилка «Путешествие по Бурятии»
Картинки, на которых изображены достопримечательности нашего края, прикреплены на липучки - это поможет менять их местами.
Цель: формировать представления о достопримечательностях родного края.
Задачи:
расширять знания детей о родном крае, узнавать и называть достопримечательности города, место их расположения;
вовлекать детей в активную познавательную деятельность;
развивать умение давать полные ответы на поставленные вопросы, закрепить навыки счета;
воспитывать желание и умение доброжелательного взаимодействия со сверстниками;
воспитывать любовь и уважение к родному городу.
Правила игры
В игре могут принимать участие от 2-4 человек. Определяется очерёдность хода. В свой ход игрок бросает кубик, переставляет свою фишку вперёд на столько шагов, какое число выпало на этом кубике. Кто первый добрался до финиша тот и победил.
На 4 странице расположены кармашки:
1.Бурятские пословицы и поговорки
Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам, как яркой образной форме народного творчества.
Задачи:
познакомить детей с мудростью бурятского народа – пословицами и поговорками; показать, что пословицы может сочинять любой человек;
развивать у детей память, мышление, умение давать полный ответ на поставленный вопрос;
воспитывать интерес к бурятскому народному фольклору.
Правила игры
1 вариант: игрокам даётся фраза, а они должны подобрать к ней пословицу или поговорку (например: Учись всю жизнь — Век живи — век учись.
Беречь время — Делу — время, потехе — час).
2 вариант: игрокам даётся начало от одной пословицы, а конец от другой. Нужно исправить ошибку и назвать пословицы.
2.Животные Бурятии:
Цели: формировать у детей представления о животных родного края. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Задачи:
познакомить с наиболее распространенными видами животных нашего края, их характерными особенностями, внешним видом, образом жизни.
познакомить с понятием «Красная Книга».
учить анализировать, сравнивать, делать выводы, исходя из полученных наблюдений, знаний о живой природе.
Правила игры
Детям нужно найти то животное, которое опишет воспитатель или другой ребёнок (например: это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Любит грызть кости, очень злой (волк)
3.Растения Бурятии
Цель: закрепление знаний детей о природе родного края, воспитание интереса и бережного отношения к природе.
Задачи:
учить подмечать характерные признаки растений, узнавать их по описанию;
развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы;
воспитывать чувство гордости, любви к родному краю
Правила игры
1 вариант: поиск предмета по загадке – описанию.
Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.
2 вариант: выбирать и называть только те растения, которые существуют в нашем крае. Брать карточку с изображением нескольких растений и называть только те, которые есть в нашем крае (на каждой карточке есть один объект не с нашего края).
На 5 странице расположены кармашки:
1.Дидактическая игра-пазл «Собери достопримечательность»
Пазл напечатан на бумаге размером А4, заламинирован и разрезан на крупные детали. Пазлы также можно менять по мере ознакомления детьми.
Цель: познакомить детей с достопримечательностями, прививать любовь к родному краю.
Задачи:
развивать память, умение логически мыслить и концентрировать
внимание;
воспитывать аккуратность в работе, приучать к самостоятельности;
Предварительная работа.
Рассматривание фотографии с изображением достопримечательности родного края.
Правила игры
На столе разложены части изображения (пазлы). Игровая задача — составить из частей цельное изображение. Сначала воспитанники могут
1 вариант: выполнить задание с ориентацией на картинку - образец.
2 вариант: выполнить задание без образца.
2. Раскраски с элементами бурятского орнамента
Цель: познакомить детей с бурятским национальным орнаментом.
Задачи:
формировать понятие повторяющегося узора – орнамента;
развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, установление характерных признаков, обобщение (различать виды орнамента: растительный, животный, геометрический);
воспитывать эстетическое восприятие и интерес к декоративно-прикладному искусству.
Правила игры
Дайте ребёнку игральный кубик. Выпавшее число покажет, каким цветом нужно раскрасить орнамент. Например, выпала цифра 2 (красный цвет) берём фломастер красного цвета и раскрашиваем один орнамент этим цветом. Следующий орнамент также бросаем кубик.
Список методической литературы:
Горбунова Ю. Мастер-класс для педагогов. Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей/ [Электронный ресурс] / http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-na-temu-lyepbukkak-forma-sovmestnoi-dejatelnosti-vzroslogo-i-detei.html
Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015.
Лукашук О.С. Лэпбук - новая форма организации образовательной деятельности/ [Электронный ресурс] / http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuknovaja-forma-organizaci-obrazovatelnoi-dejatelnosti.html
4