СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для Толстого в этом произведении важно понять не только душу каждого героя романа, но и понять душу целого народа.

Просмотр содержимого документа
«Лев Николаевич Толстой. Роман-эпопея "Война и мир"»

Лев Николаевич Толстой Роман-эпопея «Война и мир» Учитель русского языка и литературы Гончарова Зоя Игоревна Г.Биробиджан  ОГАОУ ЦО

Лев Николаевич Толстой

Роман-эпопея «Война и мир»

Учитель русского языка и литературы

Гончарова Зоя Игоревна

Г.Биробиджан ОГАОУ ЦО "Ступени"

                                                                                                                                                                                                                                                              Л. Н. Толстой                                                                        Л.

                                        

                                        

                               

                                                                                                                               

Л. Н. Толстой

                               

 

                               

Л.

Сюжет, главные герои, композиция  Семья Болконских:  -князь -князь Андрей -княжна Марья -княгиня Лиза (жена князя Андрея)

Сюжет, главные герои, композиция

Семья Болконских:

-князь

-князь Андрей

-княжна Марья

-княгиня Лиза (жена князя Андрея)

Семья Ростовых: граф Ростов графиня Ростова Сын Николай Дочь Наташа Сын Петя  Соня (племянница графа, кузина Наташи)

Семья Ростовых:

  • граф Ростов
  • графиня Ростова
  • Сын Николай
  • Дочь Наташа
  • Сын Петя
  • Соня (племянница графа, кузина Наташи)
Семья графа Безухова Граф Безухов Пьер, его сын  Элен – жена Пьера (дочь князя Василия Курагина)

Семья графа Безухова

  • Граф Безухов
  • Пьер, его сын
  • Элен – жена Пьера (дочь князя Василия Курагина)
Семья князя Курагина Князь Курагин Василий Ипполит, его сын Элен, его дочь Анатоль, его сын

Семья князя Курагина

  • Князь Курагин Василий
  • Ипполит, его сын
  • Элен, его дочь
  • Анатоль, его сын

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАН

                                        

                                        

                                        

                                        

                               

                               

                                                                                                                               

                                                                                                                               

Л. Н. Толстой

Л. Н. Толстой

                               

                               

  • Л. Н. Толстой Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. Замысел "Войны и мира" возник еще раньше, когда в 1856 году Толстой начал писать роман о декабристе, возвращающемся из сибирской ссылки в Россию. В начале 1861 года автор читает первые главы нового романа "Декабристы" И. С. Тургеневу.

 

 

                               

                               

Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. Замысел "Войны и мира" возник еще раньше, когда в 1856 году Толстой начал писать роман о декабристе, возвращающемся из сибирской ссылки в Россию. В начале 1861 года автор читает первые главы нового романа "Декабристы" И. С. Тургеневу.

Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. Замысел "Войны и мира" возник еще раньше, когда в 1856 году Толстой начал писать роман о декабристе, возвращающемся из сибирской ссылки в Россию. В начале 1861 года автор читает первые главы нового романа "Декабристы" И. С. Тургеневу.

История заглавия романа  Толстой отказался от первого варианта названия романа -

История заглавия романа

  • Толстой отказался от первого варианта названия романа - "Три поры", поскольку в этом случае повествование должно было начаться с Отечественной войны 1812 года. Другой вариант - "Тысяча восемьсот пятый год" - также не отвечал авторскому замыслу. В 1866 году возникает новое название романа: "Все хорошо, что хорошо кончается", отвечающее счастливому финалу произведения. Однако этот вариант никак не отражал масштабности действия, и также был отвергнут автором.
Окончательный вариант Наконец, в конце 1867 года появилось окончательное название

Окончательный вариант

  • Наконец, в конце 1867 года появилось окончательное название "Война и мир". В рукописи слово "мир" было написано с буквой "i". "Толковый словарь великорусского языка" В. И. Даля широко объясняет слово "мiръ": "Мiръ - вселенная; одна изъ земель вселенной; наша земля, земной шаръ, светъ; все люди, весь светъ, родъ человеческiй; община, общество крестьянъ; сходка". Без сомнения, именно такое символическое понимание этого слова имел в виду Толстой, вынося его в заглавие
Салон Анны Павловны Шерер Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой

Салон Анны Павловны Шерер

  • Толстой сравнивает вечерний прием у Шерер с прядильной мастерской, в которой "веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели". Но в этих мастерских решаются важные дела, плетутся государственные интриги, решаются личные проблемы, намечаются корыстные планы: подыскиваются места для неустроенных сынков, вроде идиота Ипполита Курагина, намечаются выгодные партии для женитьбы или замужества
Основные проблемы романа Герои

Основные проблемы романа

  • Герои "Войны и мира" идут трудным путем постижения добра и справедливости, ведущим к осмыслению проблем общечеловеческого бытия. Толстой наделяет своих героев богатым, но в то же время противоречивым духовным миром, который постепенно приоткрывается перед читателем на протяжении всего произведения. Согласно этому принципу построены характеры Пьера Безухова, Андрея Болконского и Наташи Ростовой.
Пути исканий любимых героев Л.Н.Толстого Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость.   Л. Н. Толстой

Пути исканий любимых героев Л.Н.Толстого

  • Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость. Л. Н. Толстой
Андрей Болконский

Андрей Болконский

  • Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом высокого понимания жизни: " Как же я не видел, жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона. Дальнейшие события - рождение ребенка, смерть жены - заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных - единственное, что ему остается. Но деятельная натура Болконского, конечно, не могла ограничиться этим. Начинаются опять поиски смысла жизни, и первой вехой на этом пути является встреча с Пьером и беседа с ним на пароме. Слова Безухова - " Надо жить, надо любить, надо верить " - указывают князю Андрею путь к счастью. Встреча с Наташей Ростовой, со старым дубом помогают ему ощутить радость бытия, возможность приносить пользу людям. Князь Андрей пытается теперь уже найти смысл и цель жизни в любви, но это счастье оказалось кратковременным
  • Небо Аустерлица становится для князя Андрея символом высокого понимания жизни: " Как же я не видел, жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона. Дальнейшие события - рождение ребенка, смерть жены - заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных - единственное, что ему остается. Но деятельная натура Болконского, конечно, не могла ограничиться этим. Начинаются опять поиски смысла жизни, и первой вехой на этом пути является встреча с Пьером и беседа с ним на пароме. Слова Безухова - " Надо жить, надо любить, надо верить " - указывают князю Андрею путь к счастью. Встреча с Наташей Ростовой, со старым дубом помогают ему ощутить радость бытия, возможность приносить пользу людям. Князь Андрей пытается теперь уже найти смысл и цель жизни в любви, но это счастье оказалось кратковременным
Андрей Болконский Наиболее знаменательной вехой в жизни Андрея явились события 1812 года. Высочайшей целью его жизни становится защита родины от врага. Мечты о личной славе его уже не волнуют. Жить, помогая и сочувствуя людям, - вот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея в дни суровых для родины испытаний. Именно в разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа .

Андрей Болконский

Наиболее знаменательной вехой в жизни Андрея явились события 1812 года. Высочайшей целью его жизни становится защита родины от врага. Мечты о личной славе его уже не волнуют. Жить, помогая и сочувствуя людям, - вот новый идеал, который пробудился в душе князя Андрея в дни суровых для родины испытаний. Именно в разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя Андрея и сражающегося народа .

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Наташа Ростова

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                       

Наташа Ростова

Наташа Ростова Ряд содержательных эпизодов в романе

Наташа Ростова

  • Ряд содержательных эпизодов в романе "Война и мир" исключительно образно и емко раскрывает перед читателем наиболее запоминающиеся черты характера Наташи Ростовой, которая сумела не только пройти через выпавшие на ее долю тяжелейшие испытания, но и найти в себе силы внутренне возродиться и начать жить ради других.
  • Ряд содержательных эпизодов в романе "Война и мир" исключительно образно и емко раскрывает перед читателем наиболее запоминающиеся черты характера Наташи Ростовой, которая сумела не только пройти через выпавшие на ее долю тяжелейшие испытания, но и найти в себе силы внутренне возродиться и начать жить ради других.
 Пьер Безухов  «Он так всеми силами души своей всегда искал одного: быть вполне хорошим,»- эти слова Пьера, сказанные об Андрее Болконском, относятся и к самому Пьеру».

Пьер Безухов

  • «Он так всеми силами души своей всегда искал одного: быть вполне хорошим,»- эти слова Пьера, сказанные об Андрее Болконском, относятся и к самому Пьеру».
Пьер Безухов                                                                                                                                     Кадр из фильма

Пьер Безухов

                                                                                                                               

Кадр из фильма "Война и мир

 Пьер Безухов Любовь Наташи походит на награду Пьеру за все лишения и душевные мучения. Наташа, словно ангел, входит в его жизнь, озаряя её тёплым, ласковым светом. Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жизни. Но искания его ещё не кончились. Путь к правде слишком труден. Пьера не понимают, но он не отчаивается, а доказывает правоту своих прогрессивных идей.

Пьер Безухов

Любовь Наташи походит на награду Пьеру за все лишения и душевные мучения. Наташа, словно ангел, входит в его жизнь, озаряя её тёплым, ласковым светом. Наконец Пьер нашёл своё счастье в семейной жизни. Но искания его ещё не кончились. Путь к правде слишком труден. Пьера не понимают, но он не отчаивается, а доказывает правоту своих прогрессивных идей.

"Он так всеми силами души с

ТЕМА: ПУТЬ ИСКАНИЙ А.БОЛКОНСКОГО.  Цель урока: показать любимого героя Л.Толстого в жизненных исканиях.  «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим…»  Урок – семинар.  1.Сообщения учащихся.  1).Андрей Болконский в салоне А.П.Шерер.  (т. 1.,ч. 1.,гл. 3,4.)  2).Причины ухода Болконского на войну. ( явные и тайные).  (т. 1., ч. 1.,гл. 6, 23-25 ).  3).А, Болконский на Аустерлицком поле.  (т. 1 ., ч. 2., гл. 15-17 ).  4).Наполеон и бесконечное небо Аустерлица.  (т. 1., ч. 3 , гл. 18-19 ).
  • ТЕМА: ПУТЬ ИСКАНИЙ А.БОЛКОНСКОГО.

Цель урока: показать любимого героя Л.Толстого в жизненных исканиях.

  • «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим…»
  • Урок – семинар.
  • 1.Сообщения учащихся.
  • 1).Андрей Болконский в салоне А.П.Шерер.
  • (т. 1.,ч. 1.,гл. 3,4.)
  • 2).Причины ухода Болконского на войну. ( явные и тайные).
  • (т. 1., ч. 1.,гл. 6, 23-25 ).
  • 3).А, Болконский на Аустерлицком поле.
  • (т. 1 ., ч. 2., гл. 15-17 ).
  • 4).Наполеон и бесконечное небо Аустерлица.
  • (т. 1., ч. 3 , гл. 18-19 ).
5).Смерть жены и рождение ребёнка.  (т. 2, ч. 1,гл. 7-9.).  6).А. Болконский и Пьер Безухов на пароме. Разговор – первая веха к возрождению.  (о преобразовании в деревне).  ( т.2, ч.2, гл. 11-12).  7). Встреча с дубом .  (т. 1, ч. 3, гл.1-2).  8). Ночь в Отрадном. Первая встреча с Наташей.  (т. 2, ч. 3, гл. 1-3).
  • 5).Смерть жены и рождение ребёнка.
  • (т. 2, ч. 1,гл. 7-9.).
  • 6).А. Болконский и Пьер Безухов на пароме. Разговор – первая веха к возрождению.
  • (о преобразовании в деревне).
  • ( т.2, ч.2, гл. 11-12).
  • 7). Встреча с дубом .
  • (т. 1, ч. 3, гл.1-2).
  • 8). Ночь в Отрадном. Первая встреча с Наташей.
  • (т. 2, ч. 3, гл. 1-3).
 (т. 2, ч.3, гл. 5-6,18).  10). Любовь в жизни князя Андрея  (т.2, ч.3, гл. 15-17, 19, 21 -24).  11).Трагический разрыв с Наташей.  (т. 3 , ч.2, гл. 5, 34, 37). 9).Участие Болконского в работе комиссии Сперанского по составлению законов.  12).События 1812 года в жизни А. Болконского.  (т. 3, ч. 2, 24 -25, 36- 37).  13).Смерть князя Андрея Болконского.  (т. 3, ч.3, гл. 17, 32; т.4, ч.1, гл.16).  14).Николенька Болконский. Сын князя Андрея.  (Эпилог. Ч.1,гл.14.).
  • (т. 2, ч.3, гл. 5-6,18).
  • 10). Любовь в жизни князя Андрея
  • (т.2, ч.3, гл. 15-17, 19, 21 -24).
  • 11).Трагический разрыв с Наташей.
  • (т. 3 , ч.2, гл. 5, 34, 37).
  • 9).Участие Болконского в работе комиссии Сперанского по составлению законов.
  • 12).События 1812 года в жизни А. Болконского.
  • (т. 3, ч. 2, 24 -25, 36- 37).
  • 13).Смерть князя Андрея Болконского.
  • (т. 3, ч.3, гл. 17, 32; т.4, ч.1, гл.16).
  • 14).Николенька Болконский. Сын князя Андрея.
  • (Эпилог. Ч.1,гл.14.).
2. Задание: -Почему Л.Н.Толстой провёл своего героя через столько испытаний? -В каких исторических событиях принимал участие А.Болконский?- -В каких эпизодах особенно ярко проявилась личность героя? -Какое содержание вкладывает Толстой в слова «быть вполне хорошим»? 3.Сделайте вывод: -Каким вы увидели князя А.Болконского, понравился ли он вам? -Почему Толстой считает его одним из своих любимых героев? 4.Домашнее задание. 1.Учебник подготовиться к семинару «Путь исканий Пьера Безухова».
  • 2. Задание:
  • -Почему Л.Н.Толстой провёл своего героя через столько испытаний?
  • -В каких исторических событиях принимал участие А.Болконский?-
  • -В каких эпизодах особенно ярко проявилась личность героя?
  • -Какое содержание вкладывает Толстой в слова «быть вполне хорошим»?
  • 3.Сделайте вывод:
  • -Каким вы увидели князя А.Болконского, понравился ли он вам?
  • -Почему Толстой считает его одним из своих любимых героев?
  • 4.Домашнее задание.
  • 1.Учебник подготовиться к семинару «Путь исканий Пьера Безухова».