ООО «Столичный учебный центр»
Реферат по дисциплине:
«Современные технологии обучения физике.
Инновации в школьном физическом образовании»
По теме:
«Теории и практики личностно- ориентированного образования»
Исполнитель:
Павлова Людмила Александровна
Москва 2018год
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..…..3
1. Теория личностно - ориентированного подхода…………………………...4-5
2. Структура деятельности педагога и обучающегося в традиционном
и личностно – ориентированном образовании ………………………............5-8
3. Использование личностно- ориентированного обучения
на уроках физики………………………………………………………………8-12
Заключение…………………………………………………………………….....12
Список литературы………...............................…………….… ……………......14
Введение
У любого обучающегося имеются свои отличающиеся от других индивидуальные способности, в том числе интеллектуальные, совершенно различный уровень мотивации к обучению. С каждым годом усложняется содержание образовательных программ, от класса к классу возрастает уровень интеллектуальных и навыковых возможностей ученика. требований по всем учебным предметам повышается от класса к классу.
Не факт, что все дети разные, имеют различные способности, кто-то лучше, кто-то хуже усваивает учебную программу, поэтому педагог очень часто сталкивается со сложным вопросом: «Как научить каждого ученика, ведь они такие разные!» .
Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода объясняется требованиями развития современного российского общества, потребностями общества в личностях с яркой индивидуальностью, независимых, способных легко адаптироваться в обществе, способных развиваться и достигать высоких результатов своей деятельности.
Цель данного реферата: изучить способы развитие и саморазвитие личности обучаемого, рассматривая индивидуальные способности и личный опыт ученика, используя при этом личностно-ориентированный подход в обучении.
1.Теория личностно –ориентированного подхода
Теория личностно ориентированного обучения была создана в 90-е годы 20 века российскими педагогами-дидактами.
Основные характеристики теории личностно-ориентированного подхода:
-главной целью такого обучения используя такую теорию является наиболее полное развитие ученика, раскрытие в нем возможностей для самореализации и саморазвития, а не сама подготовка обучающегося к своей будущей профессии;
-в соответствии с новой сформулированной целью и содержание нового обучения должно ориентироваться на творческие способности обучающегося для решения научных и познавательных вопросов, создать у ученика свой собственный мир ценностей, увлечений , которые в свою очередь тоже не могут быть одинаковыми для всех;
-во взаимодействии педагога и обучающегося также имеются изменения: учитель больше не руководит процессом, а "наставничает", подсказывает и направляет к совместному решению проблем в поисках знаний и умений. Своим примером и диалогом с учеником учитель заинтересовывает его новыми знаниями и возможностями для самореализации в области полученных знаний;
-процессуальная часть обучения создает необходимые условия для понимания учеником материала учебной дисциплины.
Для реализации личностно-ориентированного образования нужно упорядочить действия педагога и ответные действия обучающихся. Только в этом случае возможен успех такого подхода к образованию.
Рассмотрим основные понятия составляющие личностно-ориентированный подход в образовании.
Самым важным является индивидуальность каждого обучающегося, которая выражается в его отличии от других учеников, это совокупность его основных особенностей, черт личности.
Личность определяют системные качества человека и характеризуют социальную сущность ученика как человека.
Процесс самовыражения - это результат проявления учеником своих особенных качеств, присущих только ему.
Следующая важная составляющая – это основные нормы и правила построения самой педагогической методики личностно-ориентированного процесса обучения обучающихся.
2. Структура деятельности педагога и обучающегося в традиционном
и личностно – ориентированном образовании
Рассмотрим сходства и различия между традиционным и личностно- ориентированным образованием.
Так , в традиционных методах обучения:
1.Обучающийся не есть субъект деятельности. Мотивация учеников очень слабая, целостность действий нарушается.
2.Педагог информирует учеников, при этом преобладает авторитарный способ управления, который основывается на твердом принуждении, ученик при этом вынужден быть стимулирован к учебе с помощью оценок.
3. В обучении основная задача ученика - усвоить информацию и ее воспроизвести для последующего оценивания педагогом.
Теперь рассмотрим как это происходит в личностно-ориентированном обучении:
1. Субъектом деятельности является обучающийся, который ее осуществляет на всех стадиях процесса обучения, ученик познавая обучение стремится им управлять.
2. В роли координатора выступает педагог. Он становится организатором деятельности обучающихся, владея всеми возможностями и способами учебного процесса, воспитывает у ученика основные навыки обучения и самоанализа.
3. Главная первостепенная роль обучения – это открытие у учеников новых знаний и способов добычи этих знаний и умений, настрой обучающегося на режим саморазвития.
Основной целью личностно-ориентированного обучения является создание условий для создания собственной учебной деятельности учеников, контроля и развития индивидуальных способностей обучающихся.
Педагог на занятии должен помочь преодолеть ученику боязнь быть непонятым, дать возможность обучающему отстоять свою точку зрения на созданную проблему, а уже затем поясняя вывести на суть вопроса, подсказать решение проблемы.
Готовясь к занятиям физики, преподаватель продумывает не только, какой материал будет сообщен на уроке, но и какие проблемные задачи могут быть поставлены в ходе его изучения. Важным является момент обсуждения ситуаций, необходимо дать высказать все возможные версии и суждения по созданному вопросы. Задача педагога в выявлении и обобщении доводов учеников, определить наиболее правдоподобные и направить их на совершенствование.
Таким образом, целью личностно-ориентированного урока является создание условий для проявления познавательной активности обучающихся.
3.Использование личностно- ориентированного обучения на уроках физики
Когда ученика оценивают по результату его суждение или действий (отметка за контрольную работу, самостоятельную работу, устный ответ и т.д.), то зачастую обучающийся начинает переживать и волноваться, его вгоняют в стрессовые ситуации. Это воспитывает неуверенность в себе и в своих действиях, речи и поступках. В работе с учениками педагог должен направлять обучающихся на успех, создавать уверенность у них. Благодаря такому настрою ученик легче справляется с нагрузками в школе, верит в свои силы, стремится быть успешным. Создание позитивной, доверительной обстановки на уроке способствует развитию хороших качеств характера ученика, воспитывает в нем настрой на успех, уверенность в себе. Личностно-ориентированное обучение учитывает возможности и способности учеников, способствует созданию всех необходимых условий для развития индивидуальных способностей.
Наиболее часто для реализации этих целей применяют три основные технологии обучения:
1. Игровые технологии.
2. Проектная деятельность учеников.
3. Технология уровневой дифференциации.
Игровые формы обучения на занятиях создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и ученика, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности; в процессе игр ученики приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает наблюдательность ученика и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением, включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учеников бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес учеников к учебному предмету. Игры оказывают большое влияние на умственное развитие учеников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Главной целью применения физической игры является развитие устойчивого познавательного интереса у обучающихся через разнообразие применения таких игр.
Цели использования физических игр:
1.развитие мышления;
2.углубление теоретических знаний;
3.самоопределение в мире увлечений и профессий;
4.организация свободного времени;
5.общение со сверстниками;
6.приобретение новых знаний, умений и навыков;
7.формирование адекватной самооценки;
8.развитие волевых качеств;
9.контроль знаний:
10.мотивация учебной деятельности.
Игровые формы обучения призваны решать следующие задачи:
-образовательные;
-развивающие;
-воспитательные.
Проектная деятельность учеников очень часто используется в изучении физики. Появились новые возможности у учеников кроме учебников и методических рекомендаций, энциклопедий использовать другие носители – Интернет, который используя современные технологии очень помогает саморазвитию учеников, поиску, анализу информации и ее систематизации для поставленной проблемы. Чем глубже ученики начинают самостоятельно познавать законы и закономерности в физике, выстраивать эксперименты, тем их глубже затягивают различные дискуссии, что и развивает их исследовательскую и проектную деятельность для дальнейшего саморазвития и самопознания..
Проектная деятельность учеников на уроках позволила разрешить проблему количественных значений в физике, так как ученики вначале постигает качественные, записанные в буквенном виде физические закономерности, а затем, используя компьютерные программные Интернет-технологии, доказывает их количественно, видя на экране их наглядное представление, например диаграммы или графики.
Дифференцированное (разделяющее на группы) обучение - это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Такое обучение нацелено на создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей учеников.
Принцип дифференциации обучения основан на индивидуальном обучении группы учеников. Технология дифференцированного обучения охватывает определенную часть учебного процесса. Обычно учеников делят на группы по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы), по области интересов, по уровню умственного развития (уровню достижений), по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту).
В любом классе (учебной группе) всегда найдутся сильные ученики, свободно усваивающие новый материал, и слабенькие, у которых восприятие нового материала проходит не очень просто. Для общего усвоения изучаемого предмета прощу всего преподавателю разделить класс на группы и занятия проводить для каждой группы в своем ключе .Сильным ученикам стоит давать более сложные задания, слабым давать возможность подтянуть свои знания, помогать домыслить выводы и рассуждения. Если некоторые ученики испытывают затруднения, а такое часто бывает, то им предлагается выбрать приемлемую для себя форму работы – объединиться в пары или группы по принципу кто с кем хочет работать, однако с таким условием, чтобы группа могла в конечном итоге добиться положительного результата. В случае если группа или пара учеников не справляется с заданием (или ведут себя не активно), я оставляю за собой право – и об этом информирую заранее – внести изменение в состав. И вот на определенном этапе обучения все учащиеся становятся способными выполнять творческие задания, но каждый на своем уровне.
Таким образом, на уроках в системе развивающего обучения с личностно – ориентированным подходом преобладающими формами работы учащихся являются: групповые, парные, индивидуальные.
Применение таких форм урока позволяет добиться включения каждого обучающегося в активную целенаправленную учебно–познавательную деятельность.
Фронтальная форма обучения также используется при коллективном обсуждении отдельных вопросов темы, в основном проблемного характера, при проведении дискуссий, при анализе результатов учебной деятельности. Но фронтальная форма уже не является главной и ведущей. Работа по фронтальной форме занимает лишь незначительную часть всего времени изучения тем, потому что преобладание ее не может обеспечить успешности ни речевой, ни мыслительной деятельности учащихся, ведь невозможно за 40 минут урока выступить каждому обучающемуся, тем более обсудить выступления своих одноклассников.
При проведении урока, не надо опасаться неправильных ответов учеников, необходимо привлекать к работе весь коллектив класса, а не только успевающих, обсуждать все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знания, не бояться подчеркивать – “давайте договоримся, что в это понятие мы вкладываем определенный смысл (содержание), и будем в дальнейшем его придерживаться”. Ведь любое научное знание (понятие) возникает как коллективное мнение ученых – профессионалов и в этом смысле становится общепринятым.
Ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники, вместе отбирают то содержание, которое закреплено научным знанием.
При таких условиях преподавания усваиваемые знания не “обезличены”, а становятся личностно-значимыми. Обучающиеся сами находят ответы на свои вопросы, становятся участниками обсуждения проблем.
Заключение
Лличностно-ориентированный подход в образовании в настоящее время является наиболее отвечающим современным требованиям стандартов образовательной деятельности.
Популярность такого подхода в образовании дает возможность ученикам самовыявлению основных физических законов и явлений, воспитывает из ученика личность нетипичную во взглядах и суждениях, способную рассуждать и доказывать свою правоту, стремящуюся к поиску информации .
Сегодняшние школьники очень прагматичны в своих действиях и мыслях, подвижны и свободны, следовательно, все перечисленные выше характеристики требуют от преподавателя использования новых технологий обучения, новых подходов и методов взаимодействия с учениками, атмосфера в сегодняшней отечественной общеобразовательной школе требует взаимодействия учеников с учителями, более слаженной работы с целью получения знаний и умений, создания навыков для саморазвития и самосовершенствования.
Для возможности развития навыков успешности ученика, реализации личностно-ориентированного подхода в образовании, необходимо использовать различные методы обучения, а личностно-ориентированное обучение при этом является наиболее подходящим.
Список литературы.
1.Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.
2.Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, № 7, с. 151-157.
3. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. М , 1999. с 223.
4. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография [текст] / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 1994. – 152с.
5. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование [текст] / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.
6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / М. – 2000. - 176с.
7. Якиманская И., Якунина О. Личностно – ориентированный урок: планирование и технология проведения. / Директор школы, 1998. - № 3