Личностно – ориентированное
обучение и воспитание на уроках
естественного цикла.
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
Древнекитайская мудрость
Одной из главных задач нашей школы является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания.
В моём понимании технология – символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств – костяк, основа педагогических действий, направленных на всестороннее развитие личности ученика .
С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.
Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. А ведь без знаний о Земле личность не состоится. Это аксиома. Естественные науки рождает мысли и чувства добрые, великие.
Личностно- ориентированное обучение.
Целью данной технологии является создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Достичь этого возможно с помощью:
- использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- использования в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценки деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
- создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Основные принципы личностно-ориентированнного подхода для меня заключаются в следующем: 1. Принцип самоактуализации . В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. 2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ. 3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъективными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъективного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.
4. Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе. 5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». 6. Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребёнка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
Главной формой обучения является урок.
Реализовать сложные задачи по развитию личности школьника (наряду с другими условиями) позволяет лекционно-семинарская система обучения. Она имеет ряд существенных преимуществ: - осознанность школьниками процесса учения; - возможность активного включения в него; - планирования ими своей деятельности; - возможность строить учебный процесс на разных уровнях сложности; - широко использовать нетрадиционные формы обучения и т.д. Лекционно-семинарские занятия практикую в 9–10 классах, а отдельные его элементы в 6-8 классах. Умение слушать необходимо каждому человеку в любых жизненных ситуациях, и этому необходимо учить. Слушание лекции – это сложный творческий процесс, к которому учеников начинаю готовить с 6-го класса, постепенно увеличивая время на объяснение и рассказ, давая при этом определенные задания с учетом возраста и подготовки школьников.
Слушать лекцию – это значит понимать содержание, запоминать, выделять главное в содержании краткими записями, составлять план, графический конспект. Проведение лекций приводит, как правило, к перегруппировке материала. Так, в 10 классе практикую уроки-лекции по темам «Взаимодействие общества и природы», «Численность населения Земли», «География промышленности», «Общая характеристика хозяйства Латинской Америки» и другие.
Умение красиво и грамотно говорить, аргументировать и отстаивать своё мнение необходимо в современном обществе. Развитию этого способствует семинар. Семинар – такая форма обучения, при которой источником информации являются сами ученики. На семинаре в результате предварительной работы над программным материалом решаем задачи познавательного, развивающего и воспитательного характера. По уровню познавательной активности школьников выделяют традиционные и проблемные материалы.
Отличительной особенностью личностно-ориентированных технологий является ориентация на диалогические способы общения, умение выслушать и понять друг друга. Уроки-диалоги – это занятия, которые строятся на неожиданных для учащихся вопросах в отличие от семинаров, когда они известны за две-три недели
В 9-ом классе, изучая социально-экономические особенности Поволжья, подчеркиваю, что бассейн Волги занимает 8% площади России, здесь сконцентрировано почти 45% промышленного производства страны и проживает 65 млн. человек. Экономические проблемы на этой территории наиболее остры. По мере изучения этапов освоения территории учащиеся исследуют деятельность человека как экономического фактора, выявляют реальные противоречия между обществом и природой.
Волгу образно называют Волгой-матушкой, великой рекой, главной улицей России. Её воспевают в песнях, с ней слагают стихи. Как вы считаете, почему у русского народа такая любовь к реке?
Включение в структуру урока игровых моментов может быть использовано для снятия усталости, развития личностной свободы, раскованности учащихся (особенно «слабых» и неуверенных в себе).
В основном, содержанием ролевой игры становятся реальные проблемы географической науки. Например, для 7-го класса наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа игр-путешествий: «Путешествие по Австралии», «Путешествие по Атлантическому океану», «Будущее Антарктиды». В 8 – 10-х классах игры постепенно изменяются, в них используются более сложные ситуации (пресс-конференции, уроки-ярмарки, круглые столы).
На уроках биологии в 10 классе при изучении главы «Основные закономерности наследственности», создаётся ситуация не соответствия так как опровергается сложившиеся у учащихся понятия о линейном расположении генов в молекуле ДНК. Ситуация не соответствия создаётся в тех случаях, когда приводятся научные данные, которые опровергают сложившиеся у учащихся представления, понятия.
Ситуация неожиданности создаётся при ознакомлении школьников с фактами, явлениями вызывающими удивление, поражающими своей неожиданностью. Например, при изучении темы «Эволюция гоминид» учащимся предлагается видеофильм о происхождении человека, который содержит новейшую информацию о происхождении человека. Предварительно перед учащимися ставиться вопрос какие факты говорят о том, что эволюция человека продолжается на современном этапе.
В этом случае учащиеся будут смотреть фильм не пассивно, а их мыслительная деятельность будет активизирована так как они должны найти ответ на поставленный вопрос.
Посмотрев фильм, ребята делают вывод о том, что эволюция человека, вероятно, продолжается в настоящее время, а аргументом является информация о рождении детей – «Индиго» с удивительным развитием органов чувств и блестящими умственными способностями.
Систематическое возникновение подобных ситуаций на уроках будет способствовать развитию у учащихся навыков работы с дополнительной литературой определённой тематики.
В своей практике Людмила Евгеньевна использует элементы технологии разноуровневого обучения.
Основными принцами технологии разноуровневого обучения являются следующие:
- Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.
- Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.
- Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Приведу примеры использования вариантов проблемного подхода на различных этапах урока.
Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока . Например, в начале урока «Биосинтез белка» ставлю перед учащимися вопрос: «Почему молекула ДНК не транспортируется из ядра в цитоплазму к месту синтеза белка, ведь в этом случае была бы не нужна молекула- посредник – информационная РНК?»
Познавательная деятельность сочетает поиск ответа на вопрос на основе знаний о функциях ДНК. Ответ на этот вопрос носит гипотетический характер и может иметь неоднозначную трактовку со стороны специалистов. Однако, значение таких вопросов и ответов на них в любом случае достаточно велико для процессов развития творческого мышления школьников.
Игровые технологии на уроках химии.
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.
Примеры игр тренажеров:
«Убери лишнее» В предложенных ниже рядах присутствуют «лишние» формулы. Найдите их:
а) NaCl, AgNO 3 , KCl, KNO 3 ;
б) H 2 S, CaSO 4 , HI, (NH 4 ) 2 , S
«Третий лишний» В каждой строчке по три формулы. Например:
BaO CO 2 CaO
HNO 3 HCl H 2 O Na 2 SO 4 H 2 SO 4 BaCl 2 P 2 O 5 SO 2 MgO
Задание для учащихся: в каждой строчке вычеркните формулу вещества, принадлежащего не к тому классу, к которому относятся два других. Задание выполняет один человек, но можно предложить его группе из пяти учащихся. Они работают по принципу эстафеты.
« Логические цепочки». Учитель задает начало фразы: «Алюминий - металл». Первый ученик повторяет его и придумывает продолжение со словами «потому что», «следовательно», «однако». Затем все сказанное повторяет и продолжает следующий ученик. Тот, кто не смог продолжить цепочку, выбывает из игры.