СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Личностно - оринтированный подход в обучении и воспитании обучающихся

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на школьном методическом объединении

Просмотр содержимого документа
«Личностно - оринтированный подход в обучении и воспитании обучающихся»

Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании школьников.

Учитель истории и обществознания

МКОУ «Черемисиновская СОШ»

Миненкова Е.В.

В последнее время в системе образования произошло множество изменений: совершенствуется методика преподавания, появились новые технологии обучения, меняются взгляды, связанные с развитием и воспитанием личности. Прогрессивные учителя уже давно отказались от авторитарного подхода и во время урока стараются создать комфортабельные условия для работы, сделать ученика полноправным партнером педагогического процесса.
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают содержание образования. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самореализации личности.
Как подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить себя? Мотивацию повышает новизна информации, необычность её предъявления, новизна деятельности, проблемные вопросы, задания исследовательского типа, которые создают условия для поиска и радости открытия. Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке, то есть цели урока должны быть поставлены четко и доступно. Детей привлекает так же совместное определение целей. Но если это невозможно по какой-либо причине , то совместное творчество с учителем, в результате которого дети создают свой собственный образовательный продукт ( сочинение, эссе, доклад или просто правило, до которого они додумались сами, а не прочитали в учебнике)- это залог успешного урока.
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На своих уроках я часто использую различные формы групповой работы, работу в малых группах и парах, что создает условия для развития мыслительной деятельности, коммуникабельности, коллективизма, атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества.
Конечно, нужен индивидуальный подход к каждому ребёнку. Нужно отказаться от ориентировки на среднего ученика и искать в ребёнке его лучшие качества: если не может сделать что-то одно, наверняка, способен проявить себя в другом. Личностно-ориентированное обучение в большей мере, чем традиционное, соответствует возможностям и способностям ребёнка.
В детском возрасте часто наблюдается эмоциональная уязвимость, неустойчивость самооценки. Подобные особенности чаще заметны на устных предметах: ученики уклоняются от ответов, не проявляют инициативы. Использование технологий личностно-ориентированного обучения в подобных случаях даёт учителю возможность, учитывая индивидуальные особенности учеников, изменить форму уроков и повысить продуктивность учебной деятельности.


Основные дидактические принципы технологии личностно-ориентированного обучения:

  • Целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;

  • Системность и целостность содержания;

  • Ведущая роль теоретических знаний;

  • Обучение на высоком уровне трудности;

  • Продвижение в изучении материала быстрыми темпами;

  • Осознание ребёнком процесса учения;

  • Включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);

  • Постановка проблем;

  • Вариативность процесса обучения, индивидуальный подход, работа над развитием и сильных и слабых учеников.

Не менее важно сегодня ответить на вопрос: как учить? Какие методы, средства обучения, приёмы применять для достижения главной цели – формирование личности? Чем привлекает технология личностно-ориентированного обучения в преподавании истории и обществознания в основной школе? Мой многолетний педагогический опыт позволяет ответить на эти вопросы таким образом.

Во-первых, на мой взгляд, данная технология позволяет относительно безболезненно осуществить переход учащихся из начальной школы в основную и быстрее в ней адаптироваться.

Во-вторых, данная технология глубоко гуманистическая, так как она предполагает индивидуализацию образования, направлена на развитие эмоционально-чувственной сферы и установление диалога между учителем и учеником.

В-третьих, данная технология заставляет учителя тщательно подходить к проектированию каждого урока и разрабатывать и отбирать дидактические средства.

В-четвёртых, на уроке учитель должен быть не только режиссёром, дирижёром, но и артистом, владеть искусством мимики, жестов и так далее, всегда быть интересен ученикам.

В-пятых, данная технология позволяет применять педагогическую интуицию и педагогическую импровизацию, поэтому в запасниках учитель должен иметь различные варианты проведения урока или его этапов.

Анализируя особенности как подросткового возраста, которому свойственна социальная активность, так и старшего школьника с его стремлением к самореализации, мною используются разные формы обучения на уроках: групповая, индивидуальная, парная, коллективная. Особенностью организации урока в рамках личностно ориентированного обучения является то, что ребенок занимает активную познавательную позицию через постановку и решение проблемы.

    Исходя из собственного опыта, я пришла к выводу о том, что одним из условий формирования ключевых компетенций является внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимся, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого ученика, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

       Из современных образовательных технологий, применяемых в учебно -воспитательном процессе в системе личностно ориентированного обучения, в своей педагогической деятельности я использую:

        исследовательский метод

        проблемное обучение

        информационно - коммуникативные технологии.



Цель данной концепции-сформировать у учащихся информационно-коммуникативную компетентность, повысить уровень знаний, умений и навыков посредством использования современных технологий. Сущность моей работы состоит в создании условий для творческой самореализации личности на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка.

Применительно к урокам обществоведческого цикла под информационно-коммуникативной компетентностью понимается:

владение навыками поиска

систематизация исторической, правовой, социально-экономической информации

работа с текстом, таблицами, схемами, картами.

Участие в дискуссии.

Формулирование собственной позиции по обсуждаемым вопросам и т. д.


Применение проблемного обучения позволяет создать условия, которые заставляют учащихся задумываться над смыслом изучаемого содержания, осваивать свой опыт.

Так, например, в 9 классе на уроке истории по теме «Индустриализация в СССР» классу даётся задание: сравнить подходы к процессу индустриализации в начале 20 века и в 30-е годы и заполнить таблицу.

В данном случае создаются условия для формирования умений анализировать и выделять главное, определять общее и особенное, выявлять причины и следствия. С помощью технологии критического мышления школьник учится вырабатывать свой взгляд на вещи, уважать чужое мнение, вырабатывать навыки общения, уважать различные точки зрения.

Использование приёмов этой технологии способствует развитию способности учащихся исследовать и осмысливать факты, овладевать навыками поиска, систематизации информации. Это позволяет участвовать в олимпиадах, задания которых предполагают владение данными навыками.

Учебная игра полностью отвечает задачам формирования информационно-коммуникативной компетенции. Она позволяет не только повысить интерес к изучаемым темам, но и отработать навыки поведения, диктуемые определённой социальной ролью, создать условия для формирования активной гражданской позиции. Так в 9 классе при закреплении темы «Первая российская революция» можно провести игру «Бумеранг». Огромную роль играют дидактические игры.(«Продолжи рассказ», «Три предложения») Достаточно результативным является применение рассказов с ошибками. Данное упражнение позволяет развивать мышление, внимание, наблюдательность. Интересным для меня представляется и дискуссия, так как она является своеобразным тренингом, поскольку её суть и состоит в том, чтобы заставить обучающихся максимально напрячься и проявить свои свои умственные способности для доказательства необходимого. Для доказательства своей точки зрения ученики работают с документами, чтобы в последующем обсуждении школьники аргументируют выбор своей позиции по данной теме. Учащиеся овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие. Главная задача для будущего выпускника не только научится обрабатывать информацию, но и вырабатывать такие качества: систематизировать, анализировать, принимать решения_ всё то что необходимо в современном обществе. Во внеклассной работе использую приём погружения в историческую эпоху. Ученик должен: наполнить картину прошлого исторически достоверным материалом;

добиться целостности создаваемой картины;

проработать исторические детали.

Исследовательский подход в обучении также позволяет учащимся развивать умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации. Учебная деятельность- это творческие задания, создание проектов по определённой теме. Внеурочная деятельность- это познавательные конкурсы, предметные недели, олимпиады.

Для школьников, которые увлекаются компьютером и имеющих интерес к истории даю задания подобрать материал к уроку, выступить в роли рассказчика и продемонстрировать другим материал, найденный самостоятельно. Компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные интересы, внимание, развивает воображение и фантазию.

Сочетание разнообразных приёмов современных технологий, их применение на уроках проявляется у учащихся в виде умений формировать и отстаивать свою точку зрения, подбирать и обрабатывать информацию, а значит, выполняется одна из главных задач- воспитание конкурентноспособной, мобильной личности, обладающей нравственной ответственностью и творческой активностью.